3.5. Об эффективности еще раз
Если вы помните, об эффективности мы уже говорили в 1.2. Речь там шла об эффективности руководства, и мы условились рассматривать ее в качестве аналога эффективности коллектива. Именно в таком плане и будет продолжено здесь обсуждение
проблемы эффективности, включенное мной в определенный организационный контекст. Данное обстоятельство позволяет сфокусировать внимание на коллективе как организационной системе, воспользовавшись с этой целью рядом разработок исследователей менеджмента.
По мнению одного из них, Д. С. Синка, «измерение, оценка и контроль результативности организационной системы представляют собой решающий элемент общего процесса управления» (1989. С. 271) Хотя цитируемый автор вместо термина «эффективность» использует иной термин — «результативность», суть дела от этого не меняется. Но для того чтобы эффективность (или результативность) можно было измерить, оценить и проконтролировать, необходимо знать ее критерии.
Ранее (в 1.2) такие критерии частично названы, правда, имелся в виду в основном психологический аспект эффективности. Поэтому здесь я в большей степени остановлюсь на непсихологических ее критериях, опираясь на идеи ряда организационных специалистов.
Бытует мнение, и мне доводилось слышать его даже от некоторых наших управленческих психологов, что, пожалуй, достаточным показателем эффективности, результативности какого-либо предприятия является прибыль. Справедливо ли такое понимание?
На первый взгляд — да, если опираться на некий экономико-технократический подход, оставляющий вне поля зрения «человеческий фактор»: и производителя, и потребителя. Но ведь это управленческая логика времен Ф. Тейлора и, увы, нашего отечественного движения к рынку. Современные исследователи организационных систем, судя по известным отечественному читателю публикациям, смотрят на проблему иначе, и следующие два примера — лучшие тому свидетельства.
Один из них — критерии (или признаки) эффективности «образцовых компаний», выделенные Т. Питерсом и Р. Уотерменом. Вот их перечень вместе с краткой характеристикой.
-
Ориентация на действия, на достижение успехов. Проволочкам и длительному анализу «образцовые компании» противопоставляют быстроту решений и конкретные действия. Их программа предельно ясна: «сделать это, решить то, проверить это».
-
Лицом к потребителю. Эти компании уважают покупателей. Они предлагают необыкновенно высокое качество и надежность продукции, демонстрируют первоклассное обслуживание, прислушиваются к мнению потребителей, нередко черпая у них идеи своих лучших товаров.
3. Самостоятельность и предприимчивость. Организации способствуют появлению большого числа лидеров и новаторов, в них поощряется оправданный риск и поддерживаются удачные начинания. Ориентация на нововведения является доминирующей.
4. Производительность — от человека. «Образцовые компании» относятся к рядовому персоналу как к главному фактору достижения успеха в сфере качества и продуктивности. Каждый работник «рассматривается как источник идей, а не просто как действующая пара рабочих рук».
5. Связь с жизнью, ценностное руководство. Опора на традиции и философию организации. Внимание к ним со стороны высших руководителей. Стремление последних быть ближе к производству, оценивая его состояние по ценностным критериям организации.
6. Верность своему делу. Доскональное знание руководством и остальными служащими своего дела. «Образцовым компаниям» несвойственно вторгаться в незнакомые сферы деятельности. «Хотя и имеется ряд исключений, все же шансы на высокую эффективность выглядят гораздо предпочтительнее у компаний, которые разумно придерживаются в основном того дела, которое они знают».
7. Простота формы, скромный штат управления. Высший уровень управления немногочислен. Штаб-квартиры корпораций с многомиллиардными оборотами нередко имеют персонал не более 100 человек. Организационная структура гибка неподвижна, внутренние структурные формы отличаются изящной простотой (правда, здесь речь идет об американских компаниях, в отличие от которых японские имеют гораздо большие штаты управленческих работников, достигающие порой, как это наблюдается, например, в штаб-квартире известной фирмы «Хитати», 2 тыс. человек (см.: Коно, 1987).
8. Свобода и жесткость одновременно. В организационных структурах «образцовых компаний» парадоксальным образом сочетаются одновременно элементы централизации и децентрализации. На практике это выглядит так: централизация и жесткость в отношении следования ключевым ценностям и принципам компании, децентрализация и самостоятельность во всем остальном (см.: Питере, Уотермен, 1986. С. 48-52).
Нетрудно заметить, что критерии, или признаки, отличающие «образцовые компании», носят довольно-таки описательный характер. Между тем вполне вероятно, что кто-то из читателей хотел бы увидеть более строгий анализ эффективности. Поэтому давайте остановимся далее на посвященном тому же вопросу материале другого автора — Д. С. Синка. Как мы увидим, его разработка является гораздо более строгой и вполне формализуемой.
Итак, что же предлагает Д С. Синк? Он называет следующие семь критериев результативности (эффективности).
-
Действенность. Имеется в виду получение «нужных» вещей: а) вовремя (своевременность), б) с нужными свойствами (качество), в) в достаточном количестве. Под «вещами» понимаются цели, задачи, операции и т. д. (т. е. фактически различные виды продукции).
-
Экономичность. Она выражается следующей дробью:
3. Качество. Соответствие спецификациям, где под «спецификациями» понимаются своевременность, различные качественные признаки, удовлетворенность покупателя и т. п.
4. Производительность. Она описывается коэффициентом, представляющим собой «отношение числителя в измерителе действенности к знаменателю измерителя экономичности». Одно из числовых, выражений производительности имеет следующий вид:
5. Качество трудовой жизни. Под ним понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах. О качестве трудовой жизни мы судим по удовлетворенности людей условиями труда, чувству безопасности, уверенности и т. п.
6. Нововведения. Согласно Д. С. Синку, это «творческий процесс приспособления продукта, услуги, процесса, структуры и т. д. к внешним и внутренним требованиям, запросам, изменениям и т. д. Процесс поддержания пригодности продукции с точки зрения потребителя».
7. Прибыльность. Мера или совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования. Простейшая формула прибыльности: (см.: Синк, 1989. С. 274-275).
Как видим, прибыль входит в число критериев эффективности, но лишь в качестве одного из них, не подменяя собой все прочие.
Д. С. Синк считает, что «независимо от размера, типа или вида конкретное организационной системы семь критериев эффективности должны находиться в центре внимания менеджеров, бригадиров, президентов, вице-президентов, директоров и т. п.» (1989. С. 272-273). Иными словами, эти критерии могут быть использованы применительно к оценке эффективности любого производственного коллектива — от бригады до крупного предприятия или объединения нескольких предприятий (типа корпорации, концерна).
Рис.7. Критерии эффективности коллектива (или руководства им)
Как я уже говорил, критерии эффективности (результативности), предложенные Т. Питерсом и Р. Уотерменом, носят описательный характер, в то время как аналогичные критерии, установленные Д. С. Синком, вполне доступны формализации. Однако, по существу, между теми и другими много общего. Это графически показано Д. С. Синком и отображено на рис. 6.
Рис.6. Взаимосвязь между критериями результативности (по Т. Питерсу, Р. Уотермену и Д. С. Синку)
И, завершая разговор об эффективности, давайте попытаемся начертить окончательную (до известной степени, понятно) ее схему с учетом следующих обстоятельств: во-первых, наших знаний о предмете обсуждения; во-вторых, стремления в конечном счете вести речь об эффективности руководства; в-третьих, возможного деления ее критериев на психологические (см. 1.2) и непсихологические. Наши усилия по оформлению такой схемы могут завершиться, например, следующим рисунком (см. рис. 7), фиксирующим разнообразные критерии эффективности руководства коллективом.
* * *
Мне осталось подвести основные итоги состоявшегося обсуждения. Были рассмотрены организационно-психологические характеристики трудового коллектива, выделен ряд структурных его аспектов,описаны наиболее яркие феномены группового функционирования (конформность, сплоченность, лидерство), прослежены особенности принятия групповых решений. Значительное внимание было уделено организационной культуре коллектива и базирующейся на ней кадровой политике. Итог жизнедеятельности коллектива — его эффективность, отражающая степень эффективности руководства им.
- Кричевский р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – м.: Дело, 1993. – 352 с . Оглавление
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- Глава 5.
- Глава 6.
- Предисловие
- М. Монтень. Опыты
- Глава 1.
- 1.1. О терминах не спорят
- 1.3. Личность руководителя
- 1.3.1. Биографические характеристики
- 1.3.2. Способности
- 1.3.3. Черты личности
- 1.3.4. Менеджерские характеристики
- Факторы успешной деятельности финских менеджеров
- 1.4. Стиль руководства
- 1.4.1. Традиционный подход
- Характеристика стилей руководства
- 1.4.2. Современные подходы
- 1.5. Авторитет руководителя
- Глава 2. Штрихи повседневной работы
- Э. Атос. К поисках эффективного управления
- 2.1. Абрис проблемы
- 2.2. Функциональный анализ руководства
- 2.3. О коммуникативной функции поговорим особо
- 2.4. Руководитель в мире инноваций
- 2.5. Временной ресурс руководства
- Глава 3.
- 3.1. Организационная культура
- 3.2. Коллектив с точки зрения социального психолога
- 3.2.1. Социальный контроль
- 3.2.2. Сплоченность
- 3.2.3. Лидерство
- 3.3. Решения рождаются в коллективе
- 3.4. Не забывайте о кадрах
- 3.5. Об эффективности еще раз
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- 4.1. Предварительные замечания
- 4.2. Воспринимая друг друга
- 4.3. Искусство строить отношения
- 4.4. Дела и отношения
- 4.5. О «климатических возмущениях» или конфликтах, которые нас подстерегают
- Глава 5.
- Психологический ракурс
- 5.1 Вглядываясь в себя
- 5.2. Цели нашей жизни
- 5.3. Не уходите от стресса
- Детерминанты хорошего настроения
- Глава 6. Человек нуждается в стимулах
- 6.1. Что нами движет
- 6.2. От потребностей к стимулам
- Методы стимулирования результативности труда (по д. С. Синку)
- Факторы мотивационной гигиены в интерпретации м. Вудкока и д. Фрэнсиса
- 6.3. Как поддержать собственную мотивацию
- Литература