2.3. О коммуникативной функции поговорим особо
Как уже отмечалось выше, часть функций руководства (ввиду их особой значимости) рассматривается отдельно, в других параграфах и главах книги. В частности, в настоящем параграфе речь пойдет о коммуникативно-регулирующей (или, более обобщенно, организационной) функции.
Я не случайно акцентирую внимание на организационной стороне этой функции руководителя. Дело в том, что в ходе ее осуществления речь прежде всего идет о регулировании и координировании индивидуальных усилий членов социальной организации с последующейих трансформацией и переводом, если так можно выразиться, в единый упорядоченный (до известной степени, конечно) организационный процесс. Важнейшим средством подобного «перевода» является коммуникация, реализующаяся в организационных структурах преимущественно в виде актов слушания, говорения, написания, чтения. Причем напомню (см. 2.1), что наибольшие временные затраты в структуре коммуникативной активности руководителя приходятся на устную речь.
Несколько слов о самом термине «коммуникация». Обычно коммуникация, применительно к практике менеджмента, определяется как «обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания» или в несколько иной формулировке как «передача информации от одного человека другому независимо от того, способствует она установлению доверия или нет» (Кунц, 0'Доннел, 19816. G. 332). Обе трактовки, как мне кажется, не слишком противоречат друг другу. Во всяком случае, вряд ли можно усмотреть между ними существенные расхождения.
Когда мы говорим о коммуникации в управленческих системах, мы невольно имеем в виду ее участников — людей. Это обстоятельство подчеркивают Г. Кунц и С. 0'Доннел. «В связи с человеческим фактором,— пишут они,— коммуникацию следует рассматривать особым образом. Проблемы коммуникации с землей или капиталом нет. Однако во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и кончая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей» (19816. С. 339).
Упомянутые авторы выделяют ряд важных областей (сфер) коммуникативного взаимодействия администрации (руководства) фирмы, предприятия и т. д. с персоналом. К ним относятся: наем на работу (цель коммуникации в этом случае —убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы на данном предприятии, а таюке получить определенное представление о новичке), ориентация (целью коммуникации в этой области является формирование у людей чувства знакомства с работой и уверенности в ее достоинствах, раскрытие основных принципов политики администрации и общей философии данной организации), функционирование (цель коммуникации — обеспечение сотрудников необходимой информацией об их рабочей функции и роли в организации), индивидуальная оценка (посредством коммуникации руководитель сообщает подчиненному свою оценку его вклада в деятельность предприятия), личная безопасность (коммуникация позволяет предоставить работникам информацию о мерах и степени их безопасности в трудовом процессе), дисциплина (целью коммуникации является ознакомление работников с правилами и инструкциями предприятия таким образом, чтобы они могли лучше к ним приспособиться).
Разумеется, перечисленными сферами коммуникативное взаимодействие руководителей и подчиненных, развертывающееся в рамках той или иной социальной организации, не исчерпывается. Достаточно обратиться хотя бы к области выработки и принятия организационных решений или к области разрешения всевозможных (в том числе и трудовых) внутриорганизационных конфликтов. Словом, коммуникативные потоки пронизывают все пространство жизни социальной организации. И, как считают специалисты, «коммуникация является основным энергетическим вкладом, благодаря которому социальная система может существовать» (Кунц, 0'Доннел, 1981б. С. 358). Давайте же проследим теперь направленность и некоторые особенности ее циркуляции.
В самом общем виде все коммуникативные потоки в организации (а речь прежде всего идет о деловой информации) можно разбить на два типа: горизонтальные (между равными по положению в организации работниками) и вертикальные (между работниками, находящимися на разных уровнях организационной иерархии). Последние в свою очередь подразделяются на восходящие (от рядовых работников к руководству) и нисходящие (от руководства к рядовым работникам) коммуникации.
Что касается горизонтальных потоков, то, согласно исследовательским данным (см.: Киллен, 1981), их эффективность достигает 90%, т. е. фактически, теряется или искажается где-то порядка 10% отправляемых сообщений. И эти в общем-го неудивительно, поскольку люди, находящиеся на одном и том же организационном уровне, довольно хорошо изучили характер работы своих коллег, находятся в курсе их рабочих проблем и легко ориентируются в содержании оперативной информации.
Совершенно иначе обстоит дело с эффективностью вертикальных коммуникаций. Возьмем, к примеру, нисходящие потоки.
Согласно данным, приводимым К. Килленом (1981), лишь 20-25% информации, исходящей из правления крупной компании, доходит до рабочих и правильно понимается ими. Несколько больше такого рода «чистой» информации получает их непосредственный руководитель в ранге бригадира (в других случаях — мастера). .Ему удается стать обладателем примерно 30% неискаженной информации. Количество аналогичной информации, попадающей к начальнику цеха, не превышает 40%.
Однако еще более неблагополучное впечатление производят восходящие коммуникации. По данным того же К. Киллена, до руководителей крупной компании доходит не более 10% информации, адресуемой им рабочими. Между прочим, как сообщается в литературе (см.: Кунц, (О'Доннел, 19816), передача информации наверх осуществляется успешнее, когда подчиненные знают, что будет сделано с их работой, когда они используют общие с руководителем исходные материалы и когда руководитель легкодоступен.
Приводимые К. Килленом цифры информационных потерь, в вертикальных коммуникациях присущи, разумеется, не только западным фирмам. Думаю, в не меньшей степени они типичны и для отечественных предприятий, в связи с чем вспоминается такой случай.
В первой половине 80-х годов «Комсомольская правда» практиковала телефонные встречи в редакции газеты между ее читателями и разными известными а стране людьми. Тот или иной человек, находясь в редакции (время встречи сообщалось заранее), отвечал на вопросы читателей и просто всех интересующихся по телефону. Однажды таким человеком оказался генеральный директор одного из промышленных гигантов столицы. Опубликованный затем газетой отчет свидетельствовал, что многие из звонивших были как раз работниками этого же предприятия. Людей интересовали разные вопросы: жилье, строительство детских дошкольных учреждений, реорганизация, зарплата. Был даже такой курьезный эпизод: звонила находившаяся в декретном отпуске и гостившая в это время в одном из сибирских городов у своих родителей работница предприятия (на нем, кстати, трудился и ее муж). Женщина спрашивала у своего директора, когда же, наконец, она сможет переехать из общежития в собственную квартиру. Очевидно, выяснить этот вопрос у себя на заводе она не могла.
Интересно, что, закончив отвечать на вопросы, директор сказал, что стоит, повидимому, организовать нечто подобное в стенах вверенного ему предприятия. И действительно, однажды «телефонная встреча» там состоялась, о чем «Комсомолка» и оповестила потом своих читателей.
Неудовлетворительное состояние внутриорганизационных коммуникаций (а приведенный выше пример — наглядная тому иллюстрация) чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера и для администрации, и для рядовых работников. Начну с последних.
Плохое информирование людей о том, что происходит (или должно произойти) в организации, есть не что иное, как отсутствие внимания к ним со стороны руководства. На психологическом языке это означает неудовлетворение фундаментальной человеческой потребности в уважении, признании (см. гл. 6). В подобной ситуации человек начинает ощущать себя неким винтиком, вмонтированным в безликий организационный механизм, сторонним наблюдателем происходящего, у него утрачивается чувство сопричастности к делам фирмы, предприятия.
Плохое информирование людей о происходящем в организации порождает слухи (нередко они касаются политики администрации), которые, как ржавчина, разъедают коллектив, наполняя атмосферу в нем разного рода домыслами и выдумками, зачастую весьма далекими от действительности, и обостряя отношения между его членами. На фоне общей неустроенности и напряженности жизни в обществе недостаток организационной информации усиливает у людей состояние неопределенности и тревоги (в том числе за свой завтрашний день).
Наконец, плохое информирование работников о процессах организационной жизни неизбежно ведет к падению трудовой мотивации и морали, усиливает рост текучести рабочей силы, отражается на конечном производственном продукте. Вот лишь два примера на этот счет.
По данным шведского психолога К. Броннера (см.: Свенцицкий, 1986), изучившего причины увольнения из больших компаний примерно 10 тыс. работников, одна из них состояла в недостаточной информированности людей, вызывавшей у них организационный стресс (следствием чего являлось увольнение).
Другой пример «идет» как бы от противного, показывая, что может дать информирование работника о текущих результатах его труда в смысле роста производительности последнего. Оказывается, что, систематически информируя таким образом работника на протяжении одной только смены, можно повысить в целом ряде случаев производительность его труда на 10-30% (см.: Свенцицкий, 1986).
Ну а как отражается состояние внутриорганизационных коммуникаций на деятельности управленческого персонала? Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствуют о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций — этих кровеносных сосудов организационного организма. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей — все это требует детальной информации. И когда ее нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах.
Именно нечто подобное происходило с автомобильной корпорацией «Крайслер» в пору прихода в нее Л. Якокки. Следующий пример рисует кусочек открывшейся ему картины: «В 1978 году она (корпорация.— Р. К.) походила на Италию 60-х годов прошлого века. Компания состояла из скопления малых герцогств, каждое из которых управлялось своим сюзереном. Это был клубок мини-империй, причем ни одна из них не обращала никакого внимания на то, что делали другие.
Я обнаружил, что в корпорации имеется 35 вице-президентов, и каждый из них бежит по собственной беговой дорожке. Здесь не существовало никакой системы комитетов, не было ничего, что цементировало бы организационную структуру, не было практики совещаний, на которых люди могли бы обменяться мнениями. Я, например, не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела. Но дело обстояло именно так. Каждый действовал сам по себе» (Якокка, 1990. С. 178-179).
Обращу внимание читателя еще на один чрезвычайно существенный момент, касающийся коммуникативных проблем менеджмента. Я имею в виду следующее.
Чтобы эффективно управлять, необходимо иметь перед собой картину управляемого объекта. Специалисты (см.: Кунц, 0'Доннел, 19816) называют ее «образом предприятия». Создание такого рода образа и его последующая информационная презентация социальному окружению важны с точки зрения перспектив процветания самой организации.
Вот что пишут по этому поводу в своем учебнике Г. Кунц и С. 0'Доннел: «Образ, которым предприятие обладает для его окружения, весьма важен. Само его будущее может быть мерой успеха в этом смысле. Признание этого факта объясняет размеры и стоимость деятельности и служб «по связям с общественностью». Важность передачи по радио информации о том, что предприятие делает, что надеется сделать и почему оно специально предназначено делать именно эти вещи, вполне очевидна. Оно может романтизировать свою деятельность, подчеркивать свои масштабы производительности и т. п. Все это очень важно для улучшения возможностей предприятия привлекать новых сотрудников, покупателей, держателей акций, заинтересовывать студентов и ученых. Это можно сделать только с помощью коммуникативных средств» (1981. С. 341).
Итак, вряд ли кто рискнет оспаривать важность той роли, которую играют коммуникации в управленческом процессе. Но, как мы уже видели, информационные потери в вертикальных потоках весьма велики, а пример Л. Якокки довольно убедительно свидетельствует к тому же и о возможности серьезных горизонтальных нарушений. Что же мешает нормальному информационному обмену, иными словами, в чем причины плохих коммуникаций?
По мнению специалистов (см.: Киллен, 1981; Кунц, 0'Доннел, 1981; Свенцицкий, 1986), их несколько. Во-первых, недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций. Это касается прежде всего представителей высшего управленческого звена, нередко считающих излишним информировать персонал организации (включая, кстати сказать, управляющих нижнего и среднего уровня) о положении дел в ней. Впрочем, встречается немало и менее рангированных руководителей, полагающих, что главное для подчиненных — беспрекословно выполнять порученное им задание и не терять время на излишние вопросы. Интересно, что, если руководители, по данным исследований (см.: Киллен, 1981), ранжируя 10 важнейших моральных факторов успешной работы, относят осведомленность о состоянии дел в организации на последнее место, подчиненные приписывают этому фактору второй-гретий по значимости ранг.
Во-вторых, неблагоприятный психологический климат в коллективе. Неприязненные, недоброжелательные отношения между работниками часто приводят к излишней подозрительности, неверному восприятию информации, а порой умышленному ее искажению.
В-гретьих, личностные моменты. Имеются ввиду некоторые личностные особенности работников, негативно отражающиеся на информационном обмене. Например, предвзятость в отношении к мнениям окружающих (в том числе подчиненных) может привести к недоразумениям в восприятии и оценке поступающей информации: она будет интерпретироваться неадекватно ее истинному значению.
Другой пример влияния личностного момента — всевозможные стереотипы (т. е. упрощенные представления о чем-либо), сидящие в нашем сознании и нередко чрезмерно искажающие наши оценки событий и людей. Психологами выявлен целый ряд интересных феноменов стереотипизации в межличностном познании, отдельные из которых описываются в гл. 4.
Помешать продуктивному коммуникативному обмену способно и отсутствие у работника интереса к сообщаемой информации вследствие ее, скажем, монотонности, тривиальности, однообразия и т. п.
В-четвертых, неполнота воспринимаемой информации. На мой взгляд, это довольно существенная причина плохих коммуникаций. Именно в силу обрывочности поступающей к нам информации мы приходим порой к совершенно нелепым выводам, весьма своеобразно домысливая недостающие факты. Яркую иллюстрацию к этому дает К. Килен: «Предположим, Билл Берне, проходя по коридору, услышал, как его начальник в разговоре по телефону с управляющей по кадрам сказал: «Вы правы, Марта, все идет к тому, что с Бернсом нужно что-то предпринять». Билл разволновался и решил, что ему грозят неприятности. Он подумал даже, что его могут уволить. Однако в действительности управляющая по кадрам сказала его начальнику: «Я проверила тарифные ставки вашего отделения, все правильно, за исключением Бернса. Его оплата ниже действующего тарифа для его квалификации». Она добавила: «Что-то нужно сделать, чтобы поднять его заработок». Начальник ответил: «Вы правы, Марта, все идет к тому, что с Бернсом нужно что-то предпринять» (1981. С. 79-80).
Следует сказать, что в неполноте сообщаемой информации чаще всего повинен отправитель. Иногда он опускает часть фактического материала, поскольку считает его достаточно известным участникам коммуникативного процесса, иногда делает пропуски по недосмотру, но бывает (тактика поведения иных руководителей), что прибегает к придерживанию части информации умышленно, в манипулятивных целях.
В-пятых, плохая структура сообщений. Речь идет о необходимости определенным образом организовывать сообщение (устное и письменное), обращая внимание на подбор слов, структурирование текста, достоверность и конкретность информации, особенности ее получателя. Замечу, что некоторые из этих вопросов рассматриваются в гл. 4.
В-шестых, слабая память. Несовершенство нашей памяти ведет к значительному снижению эффекта внутриорганизационных коммуникаций. Исследования показывают (см.: Кунц, 0'Доннел, 19816), что на предприятиях рядовые работники сохраняют в памяти всего лишь 50% переданной им информации, а руководители — 60%. Необходимость повторения сообщений, таким образом, совершенно очевидна. Кроме того, при получении важной информации не стоит полагаться исключительно на собственную память, информация может быть занесена в блокнот или введена в память компьютера.
В-седьмых, отсутствие обратной связи. Фактор обратной связи, ввиду особой его значимости как для обеспечения бесперебойности коммуникативных потоков, так и для эффективности управленческого процесса в целом, требует, конечно, отдельного о себе разговора.
Дело в том, что, не имея достаточной информации о происходящем в организации (или более локальном подразделении), о действиях, отдельных ее членов, руководитель вряд ли окажется в состоянии успешно решать стоящие перед ним задачи. Но такая информация стекается к руководителю разными путями, в частности, и от исполнителей. Последние сообщают ему о том, как выполняются те или иные задания, о возникающих трудностях в работе, о необходимости помощи и т. п. В свою очередь руководитель вносит коррективы в ход текущей работы, оценивает действия исполнителей, использует сообразно сделанной оценке те или иные стимулы и т. д. Все это и составляет проявление обратной связи1.
1 Разумеется, обратная связь осуществляется не только по вертикали, как «сказано выше, но и по горизонтали — между занимающими примерно равные организационные «этажи» работниками.
Впрочем, я обратился к наиболее поверхностным, так сказать, «дежурным» примерам. Но, как справедливо подчеркивает К. Киллен, обратная связь способна принимать разные формы. «Она может носить форму не только слова, но и улыбки, пожатия руки, смущенного взгляда, хорошего обеда для мужа, наказания сына отцом или результата контрольной работы в классе» (Киллен, 1981. С. 75). Отсюда понятно, сколь разнообразны могут быть проявления обратной связи в организационных системах.
Выше я очертил вкратце значение обратной связи для успешного функционирования организации. Существуют, однако, специальные разработки этого вопроса. Учитывая несомненную его важность, я думаю, есть смысл несколько подробнее остановиться на содержании упомянутых разработок, взяв за основу обобщающие материалы Р. Албанезе и Д. Ван Флита (Albanese, Van Fleet, 1983).
Эти авторы представили ряд характеристик эффективной обратной связи в организационном взаимодействии. Вот основные из них: 1) эффективная обратная связь направлена на улучшение действий членов организации; 2) эффективная обратная связь конструктивна и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи; 3) эффективная обратная связь обнаруживает тенденцию к специфичности, довольно точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения; 4) эффективная обратная связь носит незамедлительный характер; 5) эффективная обратная связь основывается не столько на оценке сделанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано; 6) эффективная обратная связь полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы; 7) эффективная обратная связь характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия; 8) для того, чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее; 9) эффективная обратная связь должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю; 10) эффективная обратная связь должна быть надежной.
Р. Албанезе и Д. Ван Флит подчеркивают, что добиться эффективной обратной связи можно лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами организации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников.
Речь, по сути дела, идет о важном условии продуктивности обратной связи, которое К. Киллен называет «вниманием к людям». Нужно отдать должное этому автору: он подмечает одну существенную особенность функционирования обратной связи. Ее сигналы «часто поступают в слабо выраженной, едва различимой форме. Вам необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем вы контактируете. Научитесь замечать и понимать выражение глаз, интонации голоса и изменения положения тела. Внимательно прислушивайтесь ко всему, что сказано, и думайте о том, что осталось невысказанным» (Киллен, 1981. С. 75). Как мы увидим далее (см гл. 4), эти рекомендации вполне согласуются с некоторыми фундаментальными положениями, вытекающими из исследований в области психологии межличностного познания.
Установление благоприятных отношений с подчиненными помогает руководителю реализовывать и другое условие поддержания эффективной обратной связи, а именно подбирать конкретные способы ее применения. Считается (см.: Киллен, 1981), что наиболее подходящими для них являются личная беседа (напомню, что на ее разновидности — «беседе руководителя и подчиненного о результатах» я подробно останавливался в 2.2) и общее собрание персонала. Причем в разговоре с людьми руководителю рекомендуется не ограничиваться дежурным вопросом: «Вы меня поняли?» На него, как правило, отвечают утвердительно, даже если это не соответствует истине.
Людям часто кажется, что отрицательный ответ может характеризовать их в глазах руководителя далеко не лучшим образом подумает еще, что подчиненный туго соображает или недостаточно компетентен. Поэтому целесообразнее задать исполнителям дополнительные вопросы по существу дела или попросить их рассказать, как ими понята соответствующая информация. И вот здесь-то как раз и важен характер отношений, установившихся между руководителем и подчиненным. Теплота отношений, доверие к руководителю способны снять подчиненного естественное в таких случаях чувство настороженности, тревоги, побудить его к более открытому и правдивому разговору о текущих производственных проблемах.
Итак, мы рассмотрели ряд важных причин плохих соммуникаций. Читателю, если он включен в практический менеджмент, вероятно, есть на что обратить внимание. Но я хотел бы дополнить только что сказанное еще небольшой порцией полезной, на мой взгляд, информации, касающейся своеобразия процессов общения в эффективно функционирующих организациях или, в герминах известных их исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена, «образцовых компаниях». Несомненно, она имеет самое непосредственное отношение к вопросу о коммуникации.
Я начну с характеристики «образцовых компаний», данной им упомянутыми авторами. «Образцовые компании,— пишут они,— представляют собой обширные сети неформальных открытых информационных каналов. Стереотипы поведения и интенсивность общения способствуют тому, чтобы нужные люди регулярно вступали в контакты друг с другом, и хаотическо-анархические свойства системы держатся под контролем просто благодаря регулярности контактов и их существу (например, коллега общается с коллегой в искусственно созданной конкурентной ситуации)» (Питерс, Уотермен, 1986. С. 163)1.
1 Справедливости ради замечу, что в более поздней своей работе Т. Питерс (Peters, 1988) отказался от термина «образцовая компания». Продолжая изучение большого бизнеса, он пришел к выводу, что в действительности таких компаний не существует, поскольку ни одна из них не застрахована oт неудач, переживая череду взлетов и падений.
В приведенной характеристике важнейшим элементом жизни «образцовой компании» выступает интенсивность общения в виде многообразных форм информационного обмена. Совершенно очевидно, однако, что подобное «состояние» общения нельзя обеспечить сколько-нибудь жесткой регламентацией отношений, приведением их в соответствие с формальными предписаниями организации. Практика «образцовых компаний» (а она, между прочим, есть отражение соответствующей политики руководства этих компаний) подсказывает иной выход: он в обращении к неформальности.
Неформальность интенсифицирует общение, причем ее проявления, судя по литературе (см.: Коно, 1987; Морита, 1990; Питерс, Уотермен, 1986; Роджерс, 1990; Санталайнен и др., 1988), свидетельствуют о большой изобретательности управленческой мысли. Обратимся к конкретным примерам.
Так, в американской компании «Уолт Дисней продакшинз» каждый работник, начиная от президента и ниже, носит именную табличку с указанием только своего имени. Повсеместное, независимо от должности, обращение сотрудников друг к другу по имени можно наблюдать и в стенах другой американской корпорации — «Хьюлетт Паккард» («ХП»). Оказавшись в административном центре корпорации «ИБМ» в Армонке (Нью-Йорк), вы не найдете табличек с указанием должности — ни на дверях комнат, ни на столах сотрудников. Здесь нет душевых, предназначенных только для управленческого персонала; то же самое касается стоянок для автомашин и столовых. На многих японских предприятиях все служащие (от управляющего до рядового рабочего) носят единую униформу, обедают в одной столовой, пользуются одним туалетом и т. п. В финских компаниях практикуется обращение работников друг к другу на «ты», вне зависимости от занимаемой должности.
Т. Питерс и Р. Уотермен выделяют некоторые условия, способствующие развитию неформального общения. Одно из них — так называемая «политика открытых дверей». Она означает, что руководство компании открыто для рядовых работников, готово их выслушивать, отвечать на их жалобы и иные обращения.
Здесь, кстати сказать, могу сослаться на лично мне известный аналогичный пример из практики отечественного управления. В конце 70-х годов в связи с проведением социально-психологических исследований мне дважды довелось побывать в стенах довольно популярного в нашей стране Тираспольского швейного объединения. Так вот, организационное поведение тогдашнего директора объединения В. С. Соловьевой в буквальном смысле слова можно было бы назвать «политикой открытых дверей». Последние в ее кабинете практически не закрывались (я пишу об известном мне периоде времени): у нее не было жесткого расписания приема людей и всегда, когда она бывала на месте и не проводила каких-либо совещаний, любой работник мог беспрепятственно обратиться к ней со своим вопросом Между прочим, тираспольцы, одни из немногих в отрасли, зарабатывали в те годы твердую валюту, продавая свои изделия на Западе.
Правда, говоря о «политике открытых дверей», стоит указать на одну любопытную тонкость, подмеченную на этот счет Ф. Роджерсом в поведении иных менеджеров: «...Если, несмотря на заявление начальника: "Двери моего кабинета открыты для всех", люди не идут к нему — значит он вкладывает в свои слова какой-то подтекст. Например, такой: "Вы только не принимайте мое приглашение слишком всерьез"» (Роджерс, 1990. С. 89).
Другое условие неформальности общения — «выведение управления за пределы кабинетов». Управление такого рода в одних компаниях получило название «видимого управления», в других — «управления путем обхода рабочих мест», в третьих — «управления путем хождения повсюду» (см.: Питерс, Уотермен, 1986. С. 163). В любом случае, однако, речь идет о выходе руководителей разных рангов на рядовых работников. Психологически это чрезвычайно важно, поскольку тем самым как бы подчеркивается значимость любого работника для социальной организации, он признается в качестве лица, от действий которого во многом зависит успех предприятия.
Замечу еще, что подчиненные вообще любят, когда к ним по какому-то вопросу обращается руководитель (я не имею, конечно, в виду какие-то карательные действия последнего). Причем это относится к любым подчиненным; и к рядовым служащим, и к управленческому персоналу. Как сказал мне однажды начальник цеха одного крупного химического комбината — участник моих семинаров, «ворчишь, ворчишь на нашего генерального (директора.— Р. К.), а позвонит по какому-нибудь вопросу, приятно».
И выдающиеся менеджеры великолепно улавливают душевные порывы своих подчиненных. «Я всегда считал,— говорит президент «Сони корпорейшн» А. Морита,— очень важным знать наших работников, посещать все предприятия нашей компании, стараться познакомиться и узнать каждого работника. По мере нашего роста делать это становилось все труднее и просто невозможно действительно знать лично более сорока тысяч человек, работающих для нас. Но я стараюсь. Я призываю всех наших управляющих знакомиться со всеми подчиненными, а не сидеть весь день в кабинете» (1990. С. 213).
Ему вторит Д. Огилви, основатель «Огилви энд мазер»: «Не вызывайте людей к себе в кабинет — это их пугает. Вместо этого отправляйтесь на их рабочие места. Это сделает заметным ваше присутствие во всем учреждении. Председатель правления, который никуда не ходит, становится отшельником, утратившим контакт со своими подчиненными» (цит. по: Питерс, Уотермен, 1986. С. 358).
Наконец, «выведение управления за пределы кабинетов» тесно связано, на мой взгляд, с уменьшением уровней руководства организацией в целом Но разговор об этом еще впереди (см. гл. 3).
И еще об одном важном стимуляторе неформального общения — о его пространственной организации. Последняя достигается путем строительства или переоборудования рабочих помещений таким образом, чтобы увеличить непосредственные контакты между людьми. Вот только несколько примеров из практики американских компаний: «фирма «Коринг гласс» установила эскалаторы (вместо лифтов) в своем новом инженерном корпусе, чтобы увеличить возможность контактов лицом к лицу... Сотрудник «Сити-бэнк» отметил, что в одном отделе многолетний раскол между сотрудниками, занятыми учетными операциями и выдачей ссуд, был разрешен, когда вся группа разместилась на одном этаже и их столы перемешались» (Питерс, Уотермен, 1986. С. 164). «Новые здания «Интел» в Силикон-Вэлли были спроектированы так, чтобы обеспечить избыток небольших конференц-залов. Руководство хочет, чтобы люди там обедали, решали проблемы. В этих комнатах полно грифельных досок» (там же. С. 279).
Подобные пространственные реконструкции — не случайность, не прихоть администраторов. Они имеют под собой научно обоснованную базу. Так, согласно данным многолетнего изучения этого вопроса, проводившегося Т. Алленом, если люди работают на расстоянии 10 м. друг от друга, вероятность их общения между собой хотя бы раз в неделю равна лишь 8-9%, в то время как при расстоянии в 5 м она составляет уже 25% (см.: Питере, Уотермен, 1986). А ведь из социально-психологических исследований известно: частота контактов способствует усилению неформальных отношений людей, их межличностному тяготению (см.: Кричевский, Дубовская, 1991; Свенцицкий, 1986).
Анализ коммуникативной функции руководства подошел к завершению. Надеюсь, все сказанное выше относительно интенсификации организационного общения, большего его перевода в форму неформального коммуникативного обмена будет воспринято читателем как именно одно из возможных направлений ее реализации. Ну, а в целом, как можно было убедиться, таких направлений немало. Впрочем, на этом разговор о коммуникации не заканчивается. В той или иной мере нам предстоит еще не раз возвращаться к, нему в других разделах книги. Правда, контекст обсуждения там будет несколько иным.
- Кричевский р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – м.: Дело, 1993. – 352 с . Оглавление
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- Глава 5.
- Глава 6.
- Предисловие
- М. Монтень. Опыты
- Глава 1.
- 1.1. О терминах не спорят
- 1.3. Личность руководителя
- 1.3.1. Биографические характеристики
- 1.3.2. Способности
- 1.3.3. Черты личности
- 1.3.4. Менеджерские характеристики
- Факторы успешной деятельности финских менеджеров
- 1.4. Стиль руководства
- 1.4.1. Традиционный подход
- Характеристика стилей руководства
- 1.4.2. Современные подходы
- 1.5. Авторитет руководителя
- Глава 2. Штрихи повседневной работы
- Э. Атос. К поисках эффективного управления
- 2.1. Абрис проблемы
- 2.2. Функциональный анализ руководства
- 2.3. О коммуникативной функции поговорим особо
- 2.4. Руководитель в мире инноваций
- 2.5. Временной ресурс руководства
- Глава 3.
- 3.1. Организационная культура
- 3.2. Коллектив с точки зрения социального психолога
- 3.2.1. Социальный контроль
- 3.2.2. Сплоченность
- 3.2.3. Лидерство
- 3.3. Решения рождаются в коллективе
- 3.4. Не забывайте о кадрах
- 3.5. Об эффективности еще раз
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- 4.1. Предварительные замечания
- 4.2. Воспринимая друг друга
- 4.3. Искусство строить отношения
- 4.4. Дела и отношения
- 4.5. О «климатических возмущениях» или конфликтах, которые нас подстерегают
- Глава 5.
- Психологический ракурс
- 5.1 Вглядываясь в себя
- 5.2. Цели нашей жизни
- 5.3. Не уходите от стресса
- Детерминанты хорошего настроения
- Глава 6. Человек нуждается в стимулах
- 6.1. Что нами движет
- 6.2. От потребностей к стимулам
- Методы стимулирования результативности труда (по д. С. Синку)
- Факторы мотивационной гигиены в интерпретации м. Вудкока и д. Фрэнсиса
- 6.3. Как поддержать собственную мотивацию
- Литература