3.1. Метод убеждения
Метод убеждения — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение — «главнейшая дорога человеческого воспитания», — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определенных усломеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благоприятное время.
Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапорщиков учитывать особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному военнослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь попять особенности, своеобразные черты психологии каждого военнослужащего.
В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, обобщение, личный показ, опора на личный опьт воспитуемых и др.
Убеждение осуществляется прежде всего путем разъяснения. Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним.
Для того чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать вырази тельные факты.
В воспитательной работе очень важны умения офицеров и прапорщиков аргументированно опровергать те убеждения военнослужащих, которые носят ошибочный или ненаучный характер. Эта работа очень трудная, но необходимая в воспитании.
Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.
В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.
Реализация всех требований метода убеждения — дело кропотливое и сложное. Но только четкое соблюдение всех условий эффективного применения данного метода повышает его воспитательные возможности и способствует успешному решению задачи воспитания у военнослужащих высокой сознательности, убежденности и ответственности.
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов