logo
Тема 10 (ОГП) +

3.1. Метод убеждения

Метод убеждения — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он фор­мируется как личность. Убеждение — «глав­нейшая дорога человеческого воспитания», — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, досто­верные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уве­ренность в истинности норм нравственности, правил воинской веж­ливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

При использовании метода убеждения необходимы: ясность, до­ходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использова­ния метода убеждения зависит от обеспечения определенных усломеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благо­приятное время.

Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапор­щиков учитывать особенности различных категорий военнослужа­щих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному во­еннослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь попять особенности, своеобразные черты психологии каждого во­еннослужащего.

В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опро­вержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, со­поставление, обобщение, личный показ, опора на личный опьт воспитуемых и др.

Убеждение осуществляется прежде всего путем разъяснения. Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое от­ношение к ним.

Для того чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать вырази­ тельные факты.

В воспитательной работе очень важны умения офицеров и пра­порщиков аргументированно опровергать те убеждения военно­служащих, которые носят ошибочный или ненаучный характер. Эта работа очень трудная, но необходимая в воспитании.

Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.

В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не со­гласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдерж­ку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убеди­тельно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.

Реализация всех требований метода убеждения — дело кропот­ливое и сложное. Но только четкое соблюдение всех условий эф­фективного применения данного метода повышает его воспитательные возможности и способствует успешному решению задачи вос­питания у военнослужащих высокой сознательности, убежденнос­ти и ответственности.