3.6. Метод самовоспитания
В процессе воспитания очень многое зависит от самого военнослужащего. Без настойчивой работы военнослужащего над формированием собственной личности эффективность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо развивать, дать ей правильное направление.
Важнейшими условиями саморазвития личности являются направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание — особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.
Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или способы самовоспитания, а также указать направления работы над собой, т. е. над какими качествами личности следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата.
Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: «Кто есть я?»
Самонаблюдение — умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужащий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.
Самооценка—единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту иную цель.
Особое место в системе самовоспитания занимает самовнушение. Образно говоря, самовнушение — это мощной рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой.
Психологическая сущность этого приема — пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: «должен — хочу — могу — есть». Например: «Я должен быть организованным!», «Я хочу быть организованным!», «Я могу быть организованным!», «Я стал организованным!» Проводить такую тренировку целесообразно перед сном и при пробуждении по четыре—пять раз подряд с временными интервалами в две—три минуты. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг может быть переключен на другие актуальные стороны совершенствования: выработку аккуратности, точности, уравновешенности. Следует учитывать правила, которые повышают действенность аутогенной тренировки: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании); фразы должны произноситься только в утвердительной форме.
Приемы самопринуждения близки по своему характеру к самовнушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как правило, выделяют самоосуждение и самозапрещение.
Самоосуждение—это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной. Самоосуждение может выразиться в виде внутреннего диалога, в котором офицер, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя, или проявиться в гневном монологе в свой адрес, например, за допущенную беспринципность или халатность по службе.
Самозапрещение — добровольный отказ от собственных намерений и действий. Самозапрещение помогает разрешать конфликтные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнослужащий как бы накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.
Наряду с повышением качества работы с подчиненными рассмотренные приемы самовоспитания позволяют также разнообразить методику воздействия на самого себя в интересах целенаправленного развития военно-профессиональных качеств командира (начальника).
Использование воспитания и самовоспитания в комплексе -залог успеха в формировании положительных качеств военнослужащего.
ВЫВОД по вопросу: Как уже отмечалось, ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания. Так, метод убеждения оказывает большое влияние на общее формирование личности военнослужащего, но его главное назначение состоит в развитии Твердых убеждений, научных взглядов, лежащих в основе сознательного поведения военнослужащего. Метод упражнения преимущественно воздействует на развитие и совершенствование волевых качеств личности, навыков и привычек должного поведения. Но решение всей совокупности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всем многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.
4-й вопрос: Нормативные документы по организации воспитательной работы в части и подразделении
Перечень основных руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих порядок организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов