logo
Тема 10 (ОГП) +

2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы

Экскурсия (лат. — поездка), посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.), является формой и методом приобретения знаний. Проводит­ся, как правило, коллективно под руководством специалиста-экс­курсовода. Экскурсии различаются:

а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;

б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов;

в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.

Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, орга­низуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные гале­реи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведе­ния, научно-исследовательские учреждения, по историческим ме­стам и т.д.

Культпоходы организуются в театры, кинотеатры, Дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуж­дения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортив­ных состязаний и т.д.

Культпоходы планируются в месячных планах, организуются и проводятся командирами и офицерами-воспитателями воинских частей и подразделений.

Для подготовки культпохода назначается организатор, который заранее приобретает и распространяет билеты, доводит до личного состава время культпохода, название спектакля, кинофильма.

ВЫВОД по вопросу: необходимо отметить, что к организации воспита­ния подчиненных следует подходить творчески, учитывать в этом процессе не только его цели, но и условия, в которых необходимо применять тот или иной метод, организовать и провести соответ­ствующую форму воспитания.

Логика воспитательного процесса, как подчеркивал А.С. Ма­каренко, требует, чтобы он прежде всего был до конца целесооб-

разным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. «Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно по­рочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенности личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры ди­апазон применения того или иного средства может увеличивать­ся до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания», — писал А.С. Макаренко. В воспитатель­ной работе должна быть большая свобода выбора и маневрирова­ния методами и формами, умение сочетать их, обеспечивать им большую гармоничную направленность в соответствии с совре­менными требованиями.

3-й вопрос: Методы восптательной работы офицеров

В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.

Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Особое место воспитании военнослужащих отводится конкретным мето­дам воспитания.

Под методами понимаются определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно, метод воспитания — это сово­купность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.

Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систе­му методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания не являются универсальными и не решают всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря твор­ческому применению всей системы методов воспитания.

К числу важнейших методов воспитания военнослужащих от­носятся: