2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
Экскурсия (лат. — поездка), посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.), является формой и методом приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:
а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;
б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов;
в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.
Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, организуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные галереи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, по историческим местам и т.д.
Культпоходы организуются в театры, кинотеатры, Дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуждения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортивных состязаний и т.д.
Культпоходы планируются в месячных планах, организуются и проводятся командирами и офицерами-воспитателями воинских частей и подразделений.
Для подготовки культпохода назначается организатор, который заранее приобретает и распространяет билеты, доводит до личного состава время культпохода, название спектакля, кинофильма.
ВЫВОД по вопросу: необходимо отметить, что к организации воспитания подчиненных следует подходить творчески, учитывать в этом процессе не только его цели, но и условия, в которых необходимо применять тот или иной метод, организовать и провести соответствующую форму воспитания.
Логика воспитательного процесса, как подчеркивал А.С. Макаренко, требует, чтобы он прежде всего был до конца целесооб-
разным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. «Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенности личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания», — писал А.С. Макаренко. В воспитательной работе должна быть большая свобода выбора и маневрирования методами и формами, умение сочетать их, обеспечивать им большую гармоничную направленность в соответствии с современными требованиями.
3-й вопрос: Методы восптательной работы офицеров
В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:
Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Особое место воспитании военнослужащих отводится конкретным методам воспитания.
Под методами понимаются определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно, метод воспитания — это совокупность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.
Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания не являются универсальными и не решают всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.
К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся:
-
убеждение;
-
пример;
-
упражнение;
-
поощрение;
-
принуждение;
-
самовоспитание.
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов