2.2.2.1. Беседа
Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой является беседа, которая может быть как групповой, так и ндивидуальной.
Групповая беседа — это активная форма общения командира, офицера-воспитателя с воинами. Характерное ее отличие от других форм воспитательной работы в том, что в ней активную роль играют не только командиры (начальники), но и подчиненные. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого военнослужащие отвечают на вопросы, задают их руководителю, высказывают свои мнения. Конечно, непринужденная беседа не должна проводиться без всякой целевой установки. Она лишь тогда приносит результат, когда является целенаправленной и подводит собеседников к определенному выводу. При этом важно, чтобы люди ничем не были связаны, спрашивали обо всем, что их интересует, и не чувствовали, что цель групповой беседы довлеет над ними.
Беседа отличается большой гибкостью. Ее с успехом можно использовать в любых условиях обстановки, в большом и малом воинском коллективе. Она меньше других зависит, например, от уровня образования, жизненного опыта, национальных особенностей военнослужащих и т.п.
Периодичность проведения бесед не установлена, но опыт показывает, что они проводятся в каждом подразделении со всеми категориями военнослужащих по нескольку раз в месяц. Тематика бесед обширна и разнообразна, как обширен и разнообразен круг интересов и запросов воинов. Нет такой проблемы военного, политического, экономического или морально-этического характера, которой бы они не интересовались.
Обычно темы бесед подсказывает сама жизнь. Беседы по наиболее важным и актуальным темам, как правило, намечаются заранее и включаются в планы воспитательной работы, но бывает и так, что тему для беседы подсказывают сами воины или предстоящие , события. Уметь быстро откликаться на запросы военнослужащих, правильно выбирать тему для разговора — в этом одно из условий успеха беседы.
В любом случае при выборе темы для беседы руководитель ставит перед собой задачу расширить знания воинов, разъяснить волнующие их вопросы, мобилизовать их на образцовое решение задач, стоящих перед частью, подразделением.
Непременным требованием к беседе является ее тесная связь с жизнью. Ведущая роль в ней принадлежит руководителю. От уровня его теоретической и методической подготовки в решающей степени зависит содержание и действенность любой беседы.
Готовясь к проведению беседы, руководитель должен изучить необходимую литературу по данной теме, сделать соответствующие выписки основных мыслей, цифр, фактов и т.д. Вместе с тем он тщательно продумывает содержание, план предстоящей беседы и методику ее проведения, а также определяет, какие и как будет использовать факты, примеры, цифры, литературные образы, наглядные пособия, технические средства, пословицы, поговорки, сравнения и т.д.
Когда у руководителя сложится определенный план, он приступает к подготовке ее текста или тезисов. Структурно каждая беседа состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
Чтобы составить развернутый план беседы, необходимо каждый . вопрос расчленить на более мелкие, детальные подвопросы, расположенные в логической последовательности и связи с содержанием темы.
При проведении беседы весьма важное значение имеет ее начало: речь надо начинать прямо с существа дела или с чего-либо интересного, что привлечет внимание военнослужащих.
В ходе беседы руководитель может использовать специально подготовленные наглядные пособия, диафильмы, диапозитивы, рисунки и т.п.
При проведении беседы надо стремиться к установлению тесного контакта с собеседниками и созданию непринужденной товарищеской обстановки. Успех беседы во многом зависит от умения руководителя вовлечь слушателей в обсуждение затронутых проблем.
Однако нередко руководитель ограничивается только своим выступлением. В этом случае он информирует военнослужащих по какому-то одному или нескольким вопросам, событиям, фактам.
Во время беседы необходимо держать себя просто, свободно, непринужденно. При этом нужно использовать мимику, жесты, но не увлекаться ими. Недопустимо говорить монотонно. Нужно четко произносить каждое слово, фразу, меняя темп речи и интонацию. Надо тщательно продумывать каждое предложение, каждое слово, умело применять «крылатые выражения», сравнения, яркие примеры, пословицы, поговорки, литературные образы и другие средства повышения яркости и образности языка. Нельзя забывать и о том, что чрезмерная перегруженность беседы цитатами, цифрами, таблицами делает речь руководителя трудно воспринимаемой аудиторией. Не следует увлекаться иностранными словами.
Важное значение в беседе имеет ее заключительная часть. В ней суммируется, обобщается все сказанное, четко и ясно формулируются выводы.
Несмотря на кажущуюся простоту и несложность, проведение беседы требует большого труда, умения доходчиво вести разговор с людьми, убеждать, звать их на выполнение стоящих задач.
Индивидуальная беседа — это разговор (собеседование) одного человека с другим. Предназначается она для одного из них и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наиболее распространенная форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели.
Опыт показывает, что успех подобных собеседований во многом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. Выделим наиболее важные из них:
-
Тщательность подготовки к собеседованию.
-
Создание непринужденной атмосферы.
-
Творческий характер собеседования.
-
Воспитывающий характер собеседования.
-
Нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования.
Офицерам и прапорщикам приходится проводить индивидуальные беседы с различными категориями военнослужащих в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причем не всегда можно предвидеть, как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет ее результат. Поэтому проведение любой индивидуальной беседы требует серьезной подготовки, разносторонних знаний, педагогического такта, умения слушать и говорить с людьми.
Содержание и объем подготовки к индивидуальной беседе зависят от многих обстоятельств, в том числе от темы и цели беседы, наличия времени, условий подготовки и проведения беседы, от индивидуальных особенностей военнослужащих. Они могут проводиться как по планам воспитательной работы, так и для разрешения ситуаций, возникающих в процессе повседневной службы. Можно рекомендовать некоторые общие правила (приемы), способствующие успеху индивидуальной беседы.
Прежде всего нужно стремиться к созданию непринужденной обстановки, располагающей к взаимному доверию и откровенности. Возможно, в начале беседы следует поинтересоваться состоянием здоровья, самочувствием собеседника, угнать о вестях из дома и т.п. В ходе беседы не следует подчеркивать свое превосходство в знаниях, опыте, служебном положение Важно не поучать собеседника, а стремиться проводить беседу в спокойном, доброжелательном тоне. Тем более недопустимы грубость, окрики, оскорбления, угрозы, чем бы они ни мотивировались, а также заигрывание с воином, заискивание и отход от принципиальных позиций. Если нет
каких-либо оправдывающих обстоятельств, то надо называть вещи своими именами, давать принципиальную оценку фактам и событиям, говорить правду, как бы она ни была тяжела. В любой беседе нужно стремиться убедить собеседника, А этого можно добиться только тогда, когда командир, офицер-воспитатель сам глубоко убежден в правоте своих слов.
В случае возникновения у подчиненного вопросов на них следует отвечать по возможности сразу или пообещать разобраться с вопросом и в короткие сроки дать исчерпывающий ответ.
Перед беседой офицеру, прапорщику важно основательно проанализировать служебную и общественную деятельность воина, для этого о его личности нужно знать следующее:
а) общие биографические сведения (дата рождения, состав се мьи, образование, национальность, трудовая и общественная дея тельность до призыва в армию);
б) профессия и материальное положение родителей, жены, на личие переписки с ними. Также полезно знать, служили ли в ар мии отец, братья или другие родственники собеседника, участво вали ли они в боях, какие имеют награды, сколько лет они служи ли, использовать пример близких ему людей;
в) каковы морально-психологические качества и степень их про явления, преобладающая направленность, жизненная позиция, сфера проявления способностей, уровень воспитанности, качество памя ти, внимания, преобладающие чувства, наличие воли, темперамент и характер, состояние здоровья и физического развития; преобла дание психических состояний (подъем, упадок, бодрость, уныние и др.) в последнее время;
г) отношение к окружающему миру (мировоззрение, взгляды на социально-экономическое состояние и государственный строй об щества);
д) отношение к окружающим людям (с кем дружит, место в кол лективе, степень авторитетности, общительности, помогает ли то варищам в учебе или сам нуждается в помощи, как понимает друж бу и товарищество, поведение в различных ситуациях);
е) отношение к самому себе (уверенность в себе, самокритич ность, чувство собственного достоинства и др.);
ж) показатели в выполнении конкретных служебных обязаннос тей, уровень знаний, профессиональных навыков и умений, анализ несения службы в суточном наряде, общественная активность;
з) количество поощрений и взысканий (кем, когда и за что применялись);
и) обсуждался ли на собраниях личного состава и как себя при этом вел и т.д.
Если беседа предстоит с солдатом, призванным на военную службу не со сверстниками, то надлежит выяснить причины отсрочек от призыва: болезнь, семейное положение, продолжение образования. Если он перед службой отбывал уголовное наказание, то узнать, за что осужден, столько времени отбывал наказание. Кроме того, надо знать и учитывать конкретную обстановку в части.
Индивидуальную беседу можно проводить практически в любом месте. Желательно проведение беседы наедине с собеседником, так как это больше располагает к откровенному разговору и взаимопониманию.
Время проведения индивидуальной беседы должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы она проходила без спешки, не захватывала время приема пищи и отдыха, не отрывала солдата от интересного для него занятия.
Приступая к беседе, необходимо назвать себя, сообщить цель и причину встречи с собеседником.
Обращаться к собеседнику следует официально по фамилии (например, товарищ Васильев), а не по имени, и только на «вы», подчеркивая этим уважение к нему, как того требует Устав внутренней службы.
Некоторые особенности имеет индивидуальная беседа с недисциплинированными воинами.
В этом случае особенно важно расположить подчиненного к себе. Всем видом, содержанием всего разговора надо дать понять и почувствовать солдату, что его поведением командир обеспокоен, что желает ему добра.
В ходе обмена мнениями желательно постепенно подводить собеседника к главному вопросу — почему он встал на путь нарушений воинской дисциплины. Не следует бояться возражений собеседника. Надо стараться понять и дать правильную оценку его суждениям. В беседе весьма важно дать возможность солдату высказаться, выслушать его. Это позволит увидеть отношение воина к себе, другим людям, своим поступкам, еще глубже и полнее познать его индивидуальную психологию, сильные и слабые стороны. Возможно, в беседе он сообщит о допускавшейся в отношении него несправедливости, нарушении его прав и законных интересов. Если будет сделано такое заявление, то следует проверить его информацию и принять меры к устранению нарушений.
В ходе беседы следует подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются и в нем самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, доброжелательно, но принципиально и твердо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.
Прежде всего требуется выяснить, в чем причины отклоняющегося от уставных правил поведения. Если воин осознает свои проступки и раскаивается в них, то следующим важным моментом собеседования является совместное определение путей и приемов коренного улучшения поведения и личной дисциплинированности. Возможно, следует напомнить подчиненному о требованиях уставов Вооруженных сил РФ и соответствующих видах ответственности военнослужащих, выразить ему доверие, показать доброжелательное отношение к нему, выразить уверенность в его успехах в будущем.
Вместе с тем необходимо тактично разъяснить, что избавление от отрицательных привычек, наклонностей, поступков и формирование положительных черт характера, волевых качеств — дело трудоемкое. Здесь нужны повседневная самокритичная работа над собой, волевые усилия, старание, постоянное стремление выполнить порученное задание точно и своевременно.
В итоге солдат должен уяснить, что его задача заключается в том, чтобы воспитать в себе исполнительность, умение подчинять свою волю интересам службы.
Откровенный, душевный разговор, безусловно, оказывает положительное влияние на недисциплинированного солдата и является средством предупреждения проступков с его стороны.
Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам личной дисциплинированности следует учитывать в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением, отношением к военной службе.
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов