3.4. Метод поощрения
Поощрение как метод—это система средств и приемов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчиненного со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов.
В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец», «пра-
вильно», «верно», или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела). Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определенных интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введен А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определенного блага, высказывания положительного мнения о нем, если даже он этого в полной мере еще не заслуживает. Оно дается в счет будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.
Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определенных педагогических требований, которыми являются:
1) систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
2) обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учебу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;
3) своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;
4) гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрен их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;
5) широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчиненным. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов