logo search
Тема 10 (ОГП) +

3.6. Метод самовоспитания

В процессе воспитания очень многое зависит от самого военнослужащего. Без настойчивой работы военнослужащего над форми­рованием собственной личности эффектив­ность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо развивать, дать ей правильное направление.

Важнейшими условиями саморазвития личности являются на­правленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание — осо­бый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.

Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может пред­ложить своим подчиненным те или способы самовоспитания, а так­же указать направления работы над собой, т. е. над какими каче­ствами личности следует работать и какими приемами можно дос­тичь желаемого результата.

Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и само­принуждения.

Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных жела­ниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному отве­ту на вопрос: «Кто есть я?»

Самонаблюдение — умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Перио­дически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужа­щий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.

Самооценка—единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними усло­виями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту иную цель.

Особое место в системе самовоспитания занимает самовнуше­ние. Образно говоря, самовнушение — это мощной рычаг, много­кратно увеличивающий власть над самим собой.

Психологическая сущность этого приема — пробудить и укре­пить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на прин­ципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписа­ний: «должен — хочу — могу — есть». Например: «Я должен быть организованным!», «Я хочу быть организованным!», «Я могу быть организованным!», «Я стал организованным!» Проводить такую тренировку целесообразно перед сном и при пробуждении по че­тыре—пять раз подряд с временными интервалами в две—три ми­нуты. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг может быть переключен на другие актуальные стороны совер­шенствования: выработку аккуратности, точности, уравновешен­ности. Следует учитывать правила, которые повышают действен­ность аутогенной тренировки: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании); фразы долж­ны произноситься только в утвердительной форме.

Приемы самопринуждения близки по своему характеру к само­внушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как пра­вило, выделяют самоосуждение и самозапрещение.

Самоосуждение—это искреннее недовольство своими действи­ями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной. Самоосужде­ние может выразиться в виде внутреннего диалога, в котором офи­цер, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя, или проявиться в гневном монологе в свой адрес, например, за допу­щенную беспринципность или халатность по службе.

Самозапрещение — добровольный отказ от собственных наме­рений и действий. Самозапрещение помогает разрешать конфликт­ные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнос­лужащий как бы накладывает вето на отклонения и соблазны, уво­дящие в сторону от намеченного пути.

Наряду с повышением качества работы с подчиненными рас­смотренные приемы самовоспитания позволяют также разнообра­зить методику воздействия на самого себя в интересах целенаправ­ленного развития военно-профессиональных качеств командира (начальника).

Использование воспитания и самовоспитания в комплексе -залог успеха в формировании положительных качеств военнослу­жащего.

ВЫВОД по вопросу: Как уже отмечалось, ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания. Так, метод убеждения оказывает большое влияние на общее формирование личности военнослужащего, но его главное назначение состоит в развитии Твердых убеждений, на­учных взглядов, лежащих в основе сознательного поведения воен­нослужащего. Метод упражнения преимущественно воздействует на развитие и совершенствование волевых качеств личности, на­выков и привычек должного поведения. Но решение всей совокуп­ности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуют­ся во всем многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми ка­тегориями военнослужащих.

4-й вопрос: Нормативные документы по организации воспитательной работы в части и подразделении

Перечень основных руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих порядок организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации