2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического воспитания.
Главным содержанием воспитательной работы является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.
А) Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются:
-
формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
-
наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессии;
-
совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.
Б) Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.
Основными направлениями воинского воспитания являются:
-
создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования;
-
обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;
-
моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;
-
поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);
-
создание условий по обеспечению безопасности военной службы;
-
обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
В) Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания являются:
-
вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;
-
разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;
-
стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;
-
применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
-
целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть;
-
изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах;
-
использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Г) Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основными направлениями правового воспитания являются:
-
организация правовой пропаганды;
-
повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
-
мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе;
-
обобщение и распространение передового опыта правового воспитания;
-
контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;
-
организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей,
Д) Экономическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются:
-
создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах;
-
формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
-
использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов;
-
создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;
-
пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения);
-
обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Е) Эстетическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются:
-
формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности;
-
привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов;
-
развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве;
-
знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;
-
приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Ж) Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются:
-
организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил;
-
проведение спортивно-массовых мероприятий;
-
организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
-
пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
З) Экологическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических., нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются:
-
разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
-
вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; о
-
существление экологического обучения военнослужащих.
Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей
- Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- 1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
- Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Главное управление воспитательной
- 2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1) С офицерами:
- 2) С прапорщиками (мичманами):
- 3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- 4) С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
- 5) С военнослужащими-женщинами:
- 2.2. Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2.2.1. Содержание и направления воспитания военнослужащих
- 2.2.2. Основные формы воспитания
- 2.2.2.1. Беседа
- 2.2.2.2. Доклад
- 2.2.2.3. Митинг личного состава
- 2.2.2.4. Собрание военнослужащих
- 2.2.2.5. Усный журнал
- 2.2.2.6. Викторина
- 2.2.2.7. Диспут
- 2.2.2.8. Тематический вечер
- 2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
- 2.2.2.10. Вечер знания техники
- 2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
- 2.2.2.12. Слет солдатских матерей
- 2.2.2.13. День открытых дверей
- 2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
- 3.1. Метод убеждения
- 3.2. Метод примера
- 3.3. Метод упражнения
- 3.4. Метод поощрения
- 3.5. Метод принуждения
- 3.6. Метод самовоспитания
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- Занятие 2. Организация воспитательной работы в части, подразделении
- I. В полку:
- 1. Планирующие документы на организацию воспитательной работы:
- 2. Материалы по огп и информированию:
- 3. Материалы по воинской дисциплине:
- 4. Материалы по предупреждению травматизма (у заместителя командира части):
- 5. Материалы по изучению личного состава и работе с ним:
- 11. Документы по морально психологическому обеспечению
- III. В ротах (отдельных взводах):
- IV. Документы воспитательной работы отрабатываемые во взводах:
- Психолого-педагогический дневник
- Образование (где необходимо, указываются воинские звания, фамилия и инициалы)
- ДНи рождения
- Актив взвода
- Сведения группы ппо
- Материалы по учету и работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
- Краткие указания к ведению дневника
- Лист доведения приказов