1.3.4. Менеджерские характеристики
Я приведу материалы двух исследований, одно из которых выполнено в Японии, а другое — в Финляндии. В обеих этих странах искусство менеджмента достигло высочайшего уровня, и излагаемые материалы представляются мне весьма поучительными. За основу же будут взяты данные, приведенные в уже упоминавшейся работе Т. Коно (1987).
Он описывает результаты опроса президентов 41 крупной японской компании в обрабатывающей промышленности. Респонденты (т. е. опрашиваемые) называли качества, которые, с их точки прения, необходимы менеджерам высшего звена. По результатам опроса все качества были разбиты исследователями на три группы: концептуальные способности и стандарты поведения, личностные качества, здоровье. Поскольку подобная классификация с научной точки зрения является довольно-таки спорной, читатель может без ущерба для существа дела предложить свою группировку качеств. Полный их перечень дается в табл. 1.
Приведу небольшой комментарий к некоторым из перечисленных выше менеджерских характеристик руководителя (более подробно все они обсуждаются в монографии Т. Коно).
Широта взглядов, глобальный подход — характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы. Т. Коно приводит слова президента одной японской компании, заявившего, что руководители высшего звена должны видеть связь между организацией и обществом и думать о том, что можно сделать для общества, Я бы сказал также, что обсуждаемая особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности. Кроме того, глобальный подход предполагает выработку транснациональной стратегии функционирования организации на мировом рынке.
Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей, что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса, открытий новых энергоносителей и т. д.
Таблица 1
Качества, которыми должен обладать президент промышленной камлании (по мнению президентов 41 крупной японской компании в обрабатывающей промышленности)
Качества |
Процент респондентов, назвавших данное качество
|
Концептуальные способности и стандарты поведения
Личностные качества
Здоровье
|
29 34
42 10
17 22
29
24 22
20
46 |
Решительность. Очень хорошо отозвался об этом качестве менеджера Л, Якокка; «Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность». Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, можете собрать всевозможные схемы и цифровые данные, но в конечном счете вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание работ и действовать» (1990. С. 74).
Необходимость ударной работы, и непрерывной учебы менеджеров, думаю, вряд ли следует как-то обосновывать и обсуждать. Кроме того, выше (см. 1.3.1) я уже касался вопроса образовательного уровня руководителей.
Умение четко формулировать цели — один из способов, как мы увидим в гл. 6, повышения мотивации людей к труду, причем второй по значимости в перечне возможных стимулов. Думаю, что это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя. Наверное, не так уж много найдется у нас руководителей, обладающих готовностью выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие — подчиненные. Между тем на психологическом языке демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчиненного, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего — потребности в уважении (подробнее об этом см. с гл. 6). Не случайно Д. Карнеги советует: «Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе» (1989. С. 134). К тому же, замечу, мнения других — это, возможно, полезный источник получения информации, необходимой при принятии управленческих решений.
Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. Не знаю, как насчет беспристрастности, а вот что такое пристрастность руководителя, — наверное, многим из нас хорошо знакомо. Не секрет, что в иных наших учреждениях приход нового директора автоматически означает выдвижение на различные посты так называемых «своих людей», причем, обратите внимание, сплошь и рядом безотносительно к их деловым качествам. Те же из работников, кто в эту славную кагорту не попадают, а таких обычно большинство, автоматически зачисляются в разряд «чужих».
Впрочем, справедливости ради следует сказать, что, судя по литературе (см.: Коно, 1987; Морита, 1990; Якокка, 1990), проблема беспристрастности в оценке руководителем подчиненных носит международный, т. е. универсальный, характер. Другое дело, что там, где речь идет о прибыли и конкурентной борьбе, она может быть в значительной степени сглажена. А между тем в беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации, а значит, и ее социальной выживаемости.
Что касается бескорыстия японских (и иных зарубежных) менеджеров, то, на мой взгляд, оно во многом попросту покупается (и в этом, замечу, нет ничего предосудительного, а есть нормальная оценка труда) высоким должностным окладом. Так, по данным Т. Коно, в начале 80-х годов средний оклад президента японской компании примерно в 11 раз превышал средний заработок квалифицированного рабочего, а в американских компаниях это соотношение было еще большим: 30 к 1 (см. Коно, 1987). Целый ряд высших зарубежных менеджеров — миллионеры.
Интересно, однако, что для высших японских менеджеров деньги не являются важнейшим побудителем организационного поведения. Доминирующими в структуре их мотивации оказываются иные ценности: работа, социальный престиж занимаемого места, успех компании (см: Коно, 1987). Нетрудно заметить, что эти данные имеют много общего с результатами, полученными ранее Д. Макклелландом (см 1.3.3)2.
Конечно, не стоит идеализировать действительность, даже если она и высокоразвитая зарубежная. И среди тамошних менеджеров встречаются иногда и рвачи, о чем пишет, например, Л. Якокка, и просто жулики: скандалы в связи с аферами в тех или иных корпорациях периодически сотрясают мировую прессу. Я не говорю уже о промышленном шпионаже, составляющем неотъемлемый элемент организационного (а точнее будет сказать, интерорганизационного) поведения многих зарубежных компаний (см, например; Менеджер. 1990. N1).
Ну, а упомянутая респондентами лояльность — качество, специально воспитываемое в японских компаниях и хорошо воплощающее традиционно присущий японцам дух единения, общинности. Правда, замечу, это качество является ценностью и в эффективно функционирующих компаниях других стран (см.: Питерс, Уотермен, 1986).
2 Надеюсь, после всего сказанного читатель не воспримет японского или американского менеджера как этакого бессребреника. Не, следует забывать: социальный статус работника, успех компании и т. п. как раз и являются факторами, обусловливающими высокий заработок.
Говоря относительно способностей полностью использовать возможности сотрудников и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, уместно, по-видимому, привести следующее высказывание А. Мориты: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое» (1990. С. 220).
И наконец, личное обаяние и здоровье — качества, по-моему, весьма родственные. Во всяком случае у здорового человека, на мой взгляд, при всем прочем больше шансов выглядеть обаятельным.
Как видно из табл. 1, здоровье упомянули почти 50% опрошенных и оно является лидером среди других менеджерских качеств по числу упоминаний. Конечно, это можно объяснить весьма почтенным позрастом респондентов (см. 1.3.1). Однако лично я склонен видеть основную причину в другом. Учитывая чрезвычайно напряженный характер менеджерского труда, вряд ли стоит рассчитывать на успех в нем человеку с плохим здоровьем. Иными словами, эффективное руководство тесно связано со здоровьем работника. Не случайно в последнее время специалисты (см.: Санталайнен и др., 1988) обращают внимание на необходимость серьезного отношения менеджеров к своему здоровью, подчеркивая, в част-ности, важность проведения систематических медицинских обследований, участия в занятиях физической культурой и т. п.
Забегая в этой связи несколько вперед, сошлюсь на достаточно авторитетное мнение директора финского национального акционерного банка Э. Оллилы, в своем прогнозе на 90-е годы полагающего, что «нет никаких признаков того, что рабочая неделя будущих руководителей будет короче, чем сейчас», скорее наоборот. Поэтому, считает финский менеджер, «в интересах фирм — заботиться о сохранении мотивации руководителей, а также об их духовной и физической форме» (цит. по: Санталайнен и др., 1988. С. 50).
Давайте теперь остановимся вкратце на результатах аналогичного предыдущему опроса другой группы менеджеров, живущих за тысячи километров от Японии в маленькой северной стране, какой является Финляндия, тем более что с мнением одного из ее представителей мы только что познакомились. Посмотрим, отличаются ли они чем-нибудь от обсужд.чниихся иыше дпнных?
Таблица 2
- Кричевский р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – м.: Дело, 1993. – 352 с . Оглавление
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- Глава 5.
- Глава 6.
- Предисловие
- М. Монтень. Опыты
- Глава 1.
- 1.1. О терминах не спорят
- 1.3. Личность руководителя
- 1.3.1. Биографические характеристики
- 1.3.2. Способности
- 1.3.3. Черты личности
- 1.3.4. Менеджерские характеристики
- Факторы успешной деятельности финских менеджеров
- 1.4. Стиль руководства
- 1.4.1. Традиционный подход
- Характеристика стилей руководства
- 1.4.2. Современные подходы
- 1.5. Авторитет руководителя
- Глава 2. Штрихи повседневной работы
- Э. Атос. К поисках эффективного управления
- 2.1. Абрис проблемы
- 2.2. Функциональный анализ руководства
- 2.3. О коммуникативной функции поговорим особо
- 2.4. Руководитель в мире инноваций
- 2.5. Временной ресурс руководства
- Глава 3.
- 3.1. Организационная культура
- 3.2. Коллектив с точки зрения социального психолога
- 3.2.1. Социальный контроль
- 3.2.2. Сплоченность
- 3.2.3. Лидерство
- 3.3. Решения рождаются в коллективе
- 3.4. Не забывайте о кадрах
- 3.5. Об эффективности еще раз
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- 4.1. Предварительные замечания
- 4.2. Воспринимая друг друга
- 4.3. Искусство строить отношения
- 4.4. Дела и отношения
- 4.5. О «климатических возмущениях» или конфликтах, которые нас подстерегают
- Глава 5.
- Психологический ракурс
- 5.1 Вглядываясь в себя
- 5.2. Цели нашей жизни
- 5.3. Не уходите от стресса
- Детерминанты хорошего настроения
- Глава 6. Человек нуждается в стимулах
- 6.1. Что нами движет
- 6.2. От потребностей к стимулам
- Методы стимулирования результативности труда (по д. С. Синку)
- Факторы мотивационной гигиены в интерпретации м. Вудкока и д. Фрэнсиса
- 6.3. Как поддержать собственную мотивацию
- Литература