§ 4. Основы национальной безопасности российской федерации
Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После окончания эры биполярной конфронтации в системе международных отношений возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами (одним из примеров можно привести Европейский Союз). При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия, в перспективе, будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях про-
43
ОТЕЧЕСТВО_ ЧЕСТЬ ДОЛГ Вылуск_7
должает оставаться существенным, примером тому отноше>. Азербайджана и Армении, Индии и Пакистана, Израиля и Пили ны; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многшн вой историей и богатыми культурными традициями. Несмотр» сложную международную обстановку и трудности внутреннего рактера, она в силу значительного экономического, научно-rev ческого и военного потенциала, уникального геополитически! стратегического положения на Евразийском континенте объек i > > но продолжает играть важную роль в мировых процессах.
Объективно сохраняется общность интересов России и интерп других государств по многим проблемам международной безошм сти, включая противодействие распространению оружия маспим уничтожения, предотвращение и урегулирование регионалме конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркоГш.н сом, решение острых экологических проблем глобального харпг ра, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной Гн\ пасности.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, шшрм' ленные на ослабление позиций России в политической, эконом и ч ской, военной и других областях. Попытки игнорировать интерп > России при решении крупных проблем международных отпит ний, включая конфликтные ситуации, способны подорвать меж,1 народную безопасность и стабильность, затормозить происходят! позитивные изменения в международных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, ре.и< обострилась проблема терроризма, имеющего транснационал mi м характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловлиит' необходимость объединения усилий всего международного coohnu ства, повышения эффективности имеющихся форм и методов Гн >pi бы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтринн зации.
В этих условиях военно-политическому руководству России ской Федерации приходится уделять все большее внимание фор мм рованию высокоэффективной системы обеспечения безопасмчгц! государства. «Безопасность собственная есть высший закон в т* литике..л, - писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.
Сущность и содержание понятий «безопасность»), «национальная безопасность»
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутстние опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих cim варях известные авторы-составители В.И. Даль и СИ. Ожстн 44
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
Цм'и. указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, им1П(!ть, надежность». По мнению СИ. Ожегова, «безопас-иоложение, при котором не угрожает опасность кому-чему-■и.«.
мнит такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы,
1 ген идеальным. В реальности же всегда существует опреде-
"иаоность или возможность ее возникновения. Поэтому в
безопасности включают способность системы противосто-
- икиым угрозам.
« но официально принятым в Российской Федерации взгля-m*it безопасностью понимается состояние защищенности ножных интересов личности, общества и государства и внешних угроз. К основным объектам безопасно-и личность, общество и государство. Все эти объек-ншпгности органически взаимосвязаны, и главным связую-МПЧ1ОМ между ними является личность. Защита ее жизни и ни-и, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первосте-iM 1мгмчение по сравнению с другими видами безопасности. muttn безопасность граждан Российской Федерации состоит ii.iiuM обеспечении конституционных прав и свобод; повыше-'ем'гпш и уровня жизни; физическом, духовном и интеллек-мпм рпивитии.
ттичюстъ общества включает защиту его материальных и шин ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; (шине и поддержание на основе принципа социальной справед-i и общественного согласия; повышение созидательной роли ак-"чи миселения, а применительно к сегодняшней России- наци-iiiii1 и культурное ее возрождение.
ттичюсть государства заключается в защите его конституции! строя, суверенитета и территориальной целостности; ус-|' ими политической, экономической и социальной стабиль-
1\чч1оином исполнении законов; решительном противодей-
< фуктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыт- гпнции власти в эгоистических интересах.
■ I нчнн'ть следует интерпретировать как свойство системы,
щей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она
ниется стабильностью, устойчивостью, живучестью жерт-
"|,|ц.:юванием ею следующих методов: уклонение, защита
ггпжение источников опасности, угроз и вызовов.
■ •и и.поеть, как и безопасность, - непременные условия разви-
иереимого государства. Обеспечение стабильной благоприят-
исмшей и внутренней среды для жизни государства неотделимо
ш.шичшл безопасности. Вместе с тем государство при опреде-
45
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
i i
ленных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.
Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень -стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень - стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень -стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательной власти: формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. 46
Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
Государство, кроме того, обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соот-
47
^ТЕ_ЧЕСТ80_ЧЕСТЪ_ДОЛГ Выпуск 7
ветствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
В советском обществе безопасность отождествлялась с государственной безопасностью, под которой понималась совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в других сферах жизни.
В связи с этим после распада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического руководства Российского государства на систему обеспечения его безопасности в официальные документы был введен термин «национальная безопасность».
Понятие <<национальная безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.
В 1947 г. конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и поныне Совет национальной безопасности (СНБ). В Совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитического обеспечения с 1971 г. в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителей министров, который устанавливает приоритеты США.
В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».
В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 г. В этом документе было подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Национальная безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов -личности, общества и государства. Причем формирование и 48
^ Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
функционирование этой системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы к ее исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 года, а также в ее изменения и дополнения, внесенные Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации это не что иное, как система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а также определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носи теля суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Чем же была вызвана необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличием кризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в военной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих интересов.
Во вторых, отсутствием духовной основы, способной объединить общество, которое нуждается в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.
49
В третьих, необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.
4-624
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7 _____
В-четвертых, Концепция национальной безопасности как политический документ должна была стать основой для разработки конкретных программ и организационных документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности.
Следует понимать, что процесс совершенствования системы обеспечения национальной безопасности не закончился принятием данной редакции Концепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развивается наука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новую редакцию Концепции.
Содержание национальных интересов ;
Российской Федерации
Разработка и принятие Концепции национальной безопасности Российской Федерации позволили конкретно определить национальные интересы, национальные цели и национальные ценности России, юридически закрепить их в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность нации.
Г. Пальмерстон, премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и 1859-1865 гг., лидер партии вигов, на основе которой сформировалась Либеральная партия, говорил: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас есть постоянные, вечные интересы, и мы им должны следовать».
Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентации и обеспечиваются возможностями экономической, политической, социальной, военной и др. организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.
Для понимания сущности национальных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: национальные интересы призваны обеспечить выживание, безопасность страны, данного социума, обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие; национальные интересы направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; национальные интересы выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация национальных интересов осуществля-50
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
ется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, техническую, военную, социальную, культурную и др.); национальные интересы представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области.
Одним из вариантов классификации национальных интересов можно привести их деление по социальной значимости и выделить три группы национальных интересов: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Именно защита жизненно важных интересов является прерогативой системы национальной безопасности.
Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п. К третьей группе относятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и др. Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот. Например, после резких выступлений, в т.ч. и практического характера, международных террористов в разряд первостепенных вышли национальные интересы по обеспечению защиты России и ее граждан от международного терроризма.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конститу-
51
ции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Значительное влияние на осознание и формирование национальных интересов оказывают национальные ценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями обществ. Мир ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Другими словами, национальные ценности - это фундаментальные нормы, выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для существования и развития нации.
Формализованное изложение национальных ценностей России содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. Этот перечень был дополнен в одном из ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, где подчеркивалось, что в основе государства, его политики должны лежать естественные ценности, такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность. А в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что обеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
52
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
Таким образом, содержание национальных ценностей сводится к трем основным блокам: процветание народа; защита и обустройство территории проживания; сохранение и развитие национальной культуры.
Иерархия национальных интересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели - это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальные цели - наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяются и формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов. Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защиты национальных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства.
Реализация национальных интересов государства возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В то же время в реальной социальной действительности существует весьма широкий спектр национальных интересов, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества - политику, экономику, культуру, военную область, отношения с другими государствами и др. Необходимо также учитывать, что национальные интересы могут динамично изменяться, корректироваться в зависимости от конкретной политической ситуации.
Национальные интересы государства принято делить на интересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитической сфере (экономической, социальной, духовной,
военной и др.).
Национальные интересы России во внешнеполитической (международной) сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процес-
53
ca становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Угрозы национальной безопасности России и целесообразные пути их парирования
Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественной экономики, социально-политическая поляризация россий-54
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
ского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим основная задача системы национальной безопасности - защита национальных интересов от различного рода угроз. Однако бесспорно одно, целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства.
Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака. Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность. Во-вторых, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая о пас ностъ.
Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различие между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.
Угрозы природного характера - это, прежде всего, возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природа порождает угрозы через действие космических и земных сил -механических, физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы) проявляются вне и независимо от
55
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ ДОЛГ. Выпуск 7
Глава перваяЛСоиституцио^
безопасности^обороныРоссии
сознания, стихийно и поэтому часто именуются «природными стихиями». Но природа и сама подвергается опасности в результате все возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники и технологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей, человеческого общества.
Угрозы техногенного характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность представляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов, взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.
Угрозы социального характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды через действия различных социальных сил - наций, классов, партий, группировок, силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка выступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность), неумение, беспечность, безответственность. Еще в большей мере такую роль играют прямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградация личности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерных деструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политических экстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированные формирования, терроризм.
Деструктивную роль играют, с одной стороны, паралич власти, а с другой, - политический произвол, властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация значительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми (преступления против личности, общества, государства, государственные перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут быть и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые результаты.
В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.
Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угроз являются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей может быть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждая из них выступает и в качестве 56
I
объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двух других областей и
со стороны самой себя.
Каковы же основные угрозы национальной безопасности России
и каким образом следует обеспечить ее безопасность?
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия, страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.); притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония и др.).
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что же противопоставляет военно-политическое руководство
России в ответ на эти угрозы?
Во-первых, внешняя политика Российской Федерации направляется на проведение активного внешнеполитического курса, упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН.
Во-вторых, на внешнеполитической арене всеми доступными способами создаются благоприятные условия для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности, а также защиты законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера.
57
В-третьих, активно развиваются отношения с государствами -участниками Содружества Независимых Государств на основе принципов международного права, а также отвечающих интересам России интеграционных процессов.
В-четвертых, Россия добивается полноправного участия в глобальных и региональных экономических и политических структурах, содействует урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций, добивается прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержания стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере, а также выполняет взаимные обязательства в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществления мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечения международного контроля за экспортом товаров, технологий и за оказанием услуг военного и двойного назначения.
В-лятых, адаптирует существующие соглашения по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разрабатывает при необходимости новые соглашения, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности-
В-шестых, содействует созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения и развивает международное сотрудничество в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением в России внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Процесс обеспечения национальной безопасности России в экономической сфере следует рассматривать как через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность. Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономичес-58
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
кого пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защита интересов отечественных товаропроизводителей, а также осуществляется регулирование деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Во внутриэкономической деятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальная задача - удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Основными путями решения указанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализация программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Другим, не менее важным направлением является обеспечение безопасности Российского государства в социальной сфере, с учетом следующих угроз: глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя и наркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и средней продолжи-
59
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
тельности жизни в стране; деформация демографического и социального состава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы
развития производства; ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
С целью парирования вышеперечисленных угроз военно-политическое руководство России проводит работы по обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурное достояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения (одним из примеров является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы* и ее дальнейшая пролонгация на 2006-2010 годы). Особое внимание уделяется контролю, к сожалению пока с низкой эффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также осуществлению противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. В отдельное направление выделена программа сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств.
В области охраны и укрепления здоровья граждан усиливается внимание общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществлению государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
В последнее время на повестку дня вышли новые угрозы безопасности России, связанные с информационной сферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных 60
систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Исходя из этого важнейшими задачами обеспечения безопасности Российской Федерации в информационной сфере являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм (в т.ч. и международный) и угроза криминализации общественных отношений. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, обществом государство.
Кроме того, серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Б связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
В этих условиях важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего,
61
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Во главу угла этой работы поставлено равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.
В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, в стране создается действенная система финансового контроля, совершенствуются меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отрабатывается механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих ■ организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом, особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Основываясь на международных соглашениях, Россия эффективно сотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. В этих целях широко используется международный опыт борьбы с этим явлением, вырабатывается скоординированный механизм противодействия международному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентный успех и теракты на территории России еще не стали достоянием истории.
Несмотря на принимаемые меры, возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этому способствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в Российской Федерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промышленного комплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения укомплектованности войск (сил) современ-
62
ным вооружением, военной и специальной техникой; острота социальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, а также активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
Нам, как людям военным, эти угрозы особенно близки. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. Каким же образом военно-политическое руководство России обеспечивает выполнение данной цели?
Во-первых, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам при наличии достаточной для обороны России военной мощи. Рассматривание возможности применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности проводится исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Во-вторых, важнейшей задачей стало осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Для этого Российская Федерация проводит мероприятия, направленные на поддержание в высокой степени боеготовности ядерных сил, способных гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
В-третьих, в основу организационно-штатных мероприятий по модернизации Вооруженных Сил положен следующий принцип:
63
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
боевым составом мирного времени Вооруженные Силы должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
В-четвертых, продолжается эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
В-пятых, несмотря на нежелание некоторых государств, особенно Грузии, продолжается военное присутствие России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) обеспечивает готовность России выполнять свои обязательства, содействует формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и дает возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствует реализации внешнеполитических целей государства.
В-шестых, проводится глубокая и научно продуманная реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, а также модернизация вооружений, военной и специальной техники и укрепление позиций российских производителей на мировом рынке вооружений. Особое внимание уделено формированию необходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Существенную роль в вопросах обеспечения национальной безопасности России играет и глубоко продуманная стратегия во внутриполитической сфере. Причем эта стратегия должна строиться исходя из существующих внутренних угроз нашему Отечеству. Особое место среди этих угроз занимают, во-первых, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Во-вторых, этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция, способствующая усилению национализма, политического и рели-64
^ Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
гиозного экстремизма, этносепаратизма и создающие условия для возникновения этнонациональных конфликтов. Кроме того, негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
В этих условиях руководство нашего государства проводит всестороннюю работу, направленную на сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики, позволяющей обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач составляет основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Для этого проводятся, во-первых, укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления, а также применяется комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Во-вторых, осуществляется конституционный принцип народовластия на основе согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти» жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России путем: соблюдения конституционного принципа разделения властей; установления более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами; укрепления федеративного устройства России через совершенствование ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
65
В-третьих, основными направлениями защиты конституционного строя в России выбраны: обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объеди-
1-62.S
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
нений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
В-четвертых, осуществляется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
В-пятых, формируется система мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
В последнее время на процесс обеспечения национальной безопасности России оказывают существенное влияние угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Данная угроза находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В создавшихся условиях к числу приоритетных направлений деятельности Российского государства в экологической сфере его руководством отнесены: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной 66
среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности. Что представляют собой эти слагаемые национальной безопасности? Каковы их сущность, особенности, состояние?
Политическая безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение. Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности.
Экономическая безопасность - это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов от деструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Безопасность в социальной сфере можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный характер. Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство, межнациональный мир и гражданское согласие. Другими словами, социальная безопасность включает предотвращение и нейтрализацию опасностей, угрожающих социальному благополучию граждан, социальной целостности общества, его социальной стабильности. Порой масштабы и острота этих опасностей и угроз достигают критической отметки. Именно такая ситуация сложилась в России в наши дни.
Военная безопасность - устойчивое состояние защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Она характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.
67
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ_ДОЛГ ______________________
Информационная безопасность - способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечивать управленческие структуры достоверными данными для их успешного функционирования, не допускать утечки закрытой общественно ценной информации и сохранять постоянную готовность к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности России
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 68
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Совет Безопасности Российской Федерации создан весной 1992 i. В состав Совета Безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
Совет Безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и
69
ОТЕЧЕСТБОЛ|ЕСТЬ_ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
„™,«. wn^tuwn jt иисиискои Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
- Глава IV - § 1, § 3; с.Б, Еременко, кандидат исторических наук: глава III - § 1;
- Глава III - § 5; вло. Русанов, кандидат исторических наук: глава щ- § 1; г.Л. Русовская:
- Глава III - § 2; с.А. Стародубцев: глава I - § 3; в.А. Стрельников, кандидат исторических
- § 2. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий
- Введение
- § 1. Конституционные основы
- § 2. Президент российской федерации -высшее должностное лицо государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации
- § 3. Россия в системе международных военно-политических отношений
- § 4. Основы национальной безопасности российской федерации
- § 5. Вооруженные силы российской федерации
- § 6. Современный терроризм: история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
- § 1. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в вооруженных силах российской федерации
- 1. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы
- § 2. Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих
- § 4. Жилищное обеспечение
- § 5. Нормы международного I
- § 1. История великих побед •
- 11 Сентября — День победы русской эскадры
- 8 Сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией
- § 2. Верные сыны отечества
- § 3. Выдающиеся военные ученые и конструкторы россии
- § 4. Всемирно-историческое значение
- § 5. Страницы воинской доблести
- § 1. Дисциплинированность -
- § 3. Психология межличностного
- Социально-экономические условия
- Организационно-управленческие условия
- Социально-психологические условия
- § 4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих
- Глава пятая
- § 1. Патриотизм, верность воинскому долгу - основа достойного служению отечеству
- § 2. Символы ратной славы и воинской доблести
- § 3. Традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах россии
- § 4. Рота, шагнувшая в бессмертие
- 00.40. 1 Марта
- 129085, Москва, пр. Мира, 105.