§ 3. Психология межличностного
ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ СЕРЖАНТОВ (СТАРШИН) В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Психологическая сущность
и содержание общения
Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.
В общении военнослужащими осуществляется наибольшее количество разнообразных контактов, решаются многие задачи управления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия сержантов (старшин) предъявляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание об основных закономерностях психологии общения. Общение между военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и доверительным, с использованием технических средств и без таковых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами, В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих, основными из которых являются: информационный обмен, взаимоприятие, взаимооценивание и взаимопонимание, взаимовлияние, взаимодействие. Сам процесс общения можно схематически предста-
Личность 1
Информационный обмен Взаимопонимание
вить так:
234
235
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Что необходимо знать об информационном обмене? Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, цифра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаём посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи).
Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:
в общении военнослужащих происходит не просто механиче ская передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обрат ную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная часть могут быть искажены или утрачены;
существует «эффект избирательности» информационного воз действия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на различных военнослужащих. К этому приводит различие индиви дуально-личностных особенностей и ситуативных психологичес ких состояний общающихся;
существуют «барьеры» на пути информационного обмена: пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социо культурных и других установок; посторонние шумы и другие неблагоприятные условия окружающей среды и социального окружения;
в воинском коллективе существует официальные и неофици альные «каналы информации». По неофициальным каналам ак тивно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;
дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнеде ятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстримальности;
наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещаю щих - в начале;
оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7±2 слова;
при служебном радиообмене - максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин.
Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий: - четко сформулирует для себя цель сообщения;
твердо и однозначно понятно выскажет основную мысль;
сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;
236
I
Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы
потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убе дится в понимании своего сообщения;
спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной не адекватной реакции на сообщаемую информацию.
Взаимопонимание между военнослужащими — это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берётся познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность — противодействие, которое ведёт сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком.
Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определённых жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником недопонимания, ссор, раздоров и конфликтов между воинами.
Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что понимание воинами друг друга в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнёром. Так складываются определённые взаимоотношения в воинском коллективе.
Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание людьми друг друга затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Чтобы избежать недопонимания со стороны личного состава, сержанты (старшины) должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.
Причины снижающие взаимопонимание:
отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;
237
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ, ДОЛГ, Выпуск 7
Глава четвертая
. Социальные и морально-психологические основы военной службы
- незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;
различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;
непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;
- различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содер жание речи взаимодействующего лица и его поведение; нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;
потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.
Указанные причины недопонимания человека человеком возникают в деятельности нередко. Подчас они обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства им добиться взаимопонимания почти невозможно.
Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятия в общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчинённых позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:
- уподобление себя другому путём мысленного «переноса» на себя его личностных качеств;
сочувствие, сопереживание душевного состояния другого, его доминирующего эмоционального состояния;
- оценка и объяснение поступка, намерение другого посредст вом приписывания ему собственного понимания, мотивов, установок;
238
мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого; - восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнёра и т.п.
В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами.
Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учёт специфики взаимовлияния и взаимодействия общающихся.
В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.
Так, приспособление - наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения и адаптации в новый коллектив, в круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д.
В некоторых случаях избежание является единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п.
Компромисс хорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти друг другу на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам.
К сотрудничеству целесообразно прибегать тогда, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их ин-
239
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава четвертая Социальные и мораттьно^с^л^
- Глава IV - § 1, § 3; с.Б, Еременко, кандидат исторических наук: глава III - § 1;
- Глава III - § 5; вло. Русанов, кандидат исторических наук: глава щ- § 1; г.Л. Русовская:
- Глава III - § 2; с.А. Стародубцев: глава I - § 3; в.А. Стрельников, кандидат исторических
- § 2. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий
- Введение
- § 1. Конституционные основы
- § 2. Президент российской федерации -высшее должностное лицо государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации
- § 3. Россия в системе международных военно-политических отношений
- § 4. Основы национальной безопасности российской федерации
- § 5. Вооруженные силы российской федерации
- § 6. Современный терроризм: история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
- § 1. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в вооруженных силах российской федерации
- 1. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы
- § 2. Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих
- § 4. Жилищное обеспечение
- § 5. Нормы международного I
- § 1. История великих побед •
- 11 Сентября — День победы русской эскадры
- 8 Сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией
- § 2. Верные сыны отечества
- § 3. Выдающиеся военные ученые и конструкторы россии
- § 4. Всемирно-историческое значение
- § 5. Страницы воинской доблести
- § 1. Дисциплинированность -
- § 3. Психология межличностного
- Социально-экономические условия
- Организационно-управленческие условия
- Социально-психологические условия
- § 4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих
- Глава пятая
- § 1. Патриотизм, верность воинскому долгу - основа достойного служению отечеству
- § 2. Символы ратной славы и воинской доблести
- § 3. Традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах россии
- § 4. Рота, шагнувшая в бессмертие
- 00.40. 1 Марта
- 129085, Москва, пр. Мира, 105.