logo
ОТЕЧЕСТВО

§ 2. Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих

В самом общем виде социальная и правовая защита военнослу­жащих представляет собой функционирующую систему норматив­ных правовых актов и органов государственной власти, обеспечива­ющих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное поло­жение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, направленные на ох­рану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опаснос­ти, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассив­ная защита). Социально-правовая защита предполагает предотвра­щение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и

117

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, нрн>н ненный этими нарушениями. Она выступает как одно и;* с|» гарантирующих военнослужащим реализацию их правового « са, как необходимое условие действенности социального оГи < ния, определяемого государством своим защитникам. По сноси > л социально-правовая защита представляет собой социально-механизм разрешения противоречия между законодательно p ленным статусом военнослужащих и реальным их положением и ществе, т.е. социальным статусом.

Уровень, достигнутый в решении этой задачи на конкретный момент времени, определяется как социальная защищенноеп которая представляет собой понятие, отражающее степень рил лизации важнейпшх прав различных категорий военнослужи щих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения пни) нослужащих той роли, которую они действительно играют и жщ ни общества.

Содержание понятий правовой и социальной защиты военное и), жащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их еемп| раскрыты в ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих •

  1. правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных г пи енной службы, и членов их семей является функцией госуД'Ч* ства и предусматривает закрепление в законах и иных нормд тивных правовых актах прав, льгот, гарантий и компеипщи! указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а тпкщ правовой механизм их реализации;

  2. социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных военной службы, и членов их семей является функцией rooj дарства и предусматривает:

- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций орг|| нами государственной власти, органами военного ynpaium* ния и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной ,) защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, напрпн ленные на создание условий жизни и деятельности, соот ветствующих характеру военной службы и ее роли и обществе.

Принципиальное различие между социальной защитой воошш служащих и социальной защитой других трудоспособных граждин состоит в том, что занятый в различных гражданских структур» к гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, иг полняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реп

118

Глава вторая. Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

лизуя, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При iitom в отличие от других категорий граждан законодательно ограни­чиваются ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обсто­ятельства позволяют сделать вывод о том, что социально-правовая иащита военнослужащих должна включать в себя комплекс мер, на­правленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности; во-вто­рых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, кото­рые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на ней­трализацию факторов, препятствующих эффективной служебной де­ятельности конкретного военнослужащего.

Сложность и многомерность рассматриваемого понятия предо­пределяет многообразие видов как пассивных, так и активных форм социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К числу пассивных форм социально-правовой защиты указан­ных категорий граждан относятся:

- наличие в законодательстве материальных правовых норм, ,, устанавливающих размеры денежного довольствия, допол­ нительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольст­ венного и иных видов материального обеспечения военно-

t служащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле-

i нов их семей, а также различного рода льготы, гарантии и

>■, компенсации;

К активным формам социально-правовой защиты данных категорий граждан относятся:

• - деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных органи­заций и т.п.) по социальной поддержке и защите прав указан-

< ных граждан;

119

ОТЕЧЕСТВО^СТЬ^ДОЛГ. Выпуск 7

■ - активная деятельность самих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по защите и отстаиванию сво­их прав, по обжалованию неправомерных действий органон ''' государственного и военного управления, должностных лиц м

административном либо в судебном порядке. Основополагающим законодательным актом в сфере социально-правовой защиты военнослужащих является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанным законом закреплены и конкретизированы такие важнейшие конституционные права и свободы военнослужащих, как право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами госу­дарства и общественными объединениями; право на труд и на от­дых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование. Кроме того, указанным Федеральным законом опре­делены правовые основы денежного довольствия, продовольствен­ного и вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания во­еннослужащих, установлены социальные гарантии по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.

Наряду с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социально-правовая защита военнослужащих регулируется рядом других законодательных актов. Являясь высшей формой выраже­ния государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным ак­там государства в военно-социальной сфере и составляют основу системы права в данной области. Во исполнение каждого из ука­занных выше законодательных актов изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Рос­сийской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты). Взятые воедино, они образуют определенную систему, которая составляет правовую основу военно-социальной политики российского госу­дарства.

Важнейшими институтами отечественной системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются льготы, гарантии и компенсации.

Под льготами принято понимать предоставление каких-либо преимуществ отдельным лицам (группам населения) либо частич­ное освобождение их от некоторых правил, обязанностей или облег­чение условий их выполнения. В зависимости от сферы примене-120

Глава вторая. Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

ния льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной служ­бы, и членов их семей подразделяются на различные виды: жилищ­ные льготы; льготы по труду и прохождению военной службы, пен­сионному и социальному обеспечению; льготы по налогам и сбо­рам; льготы в области здравоохранения; льготы в области образова­ния и культуры; льготы по перевозкам и др.

Льготы (как установленные законом преимущества) обусловле­ны трудностями и другими особенностями условий жизни, с кото­рыми неизбежно сопряжена военная служба, к числу которых, в частности, относятся: необходимость для военнослужащих посто­янно поддерживать высокую боевую готовность и воинскую дис­циплину; быть всегда готовым выступить на защиту Родины и му­жественно защитить ее, не щадя своей жизни; частая, связанная с перемещениями по службе, смена места жительства; необходи­мость подолгу проживать в малообжитых, с тяжелыми климатиче­скими условиями районах и др.

Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются указанным гражданам не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со сте­пенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны го­сударства: с учетом особого характера их деятельности (на­пример, риск для жизни и здоровья участников боевых дей­ствий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т.п.); исходя из общепризнанных и офи­циально закрепленных особых заслуг перед государством (Ге­рои Советского Союза и Российской Федерации, полные кава­леры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям воен­нослужащих определенных преимуществ перед другими во­еннослужащими (например, внеочередное или первоочеред­ное предоставление жилых помещений) либо полное или час­тичное освобождение опять же отдельных категорий военно­служащих от некоторых обязанностей (например, от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, от уп­латы некоторых видов налогов, от оплаты жилья и комму­нальных услуг);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставле-т ния в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих, граж­дан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

121

i s g

Рн CJ

о Я ф

Рн

й* ф 3 Л

§2

ч

н

Я F

2 Ч

Я о

(Л О .

fc Я о

ft в к

о ф ч:

о Ч О 03 В Ф

ф Я И Ф

g

Г1 Сн О

w о о

х в в

a g «*

я о

в 5

3 м 2 р-

ей О

3 ю д О

s s i

м н О

о Я »

ft

со

а я

ей Ч ИЗ Я

хо

я а

ей Е-

л : г

СО „

54 Ф

ft

ft

. о

В

W

о

i о i m

I О

Д g

Д ft

ей и

в S

2 ф

Л Ен

Д ей

Ен К

ё X

в а

К я

я я

В.а&1

я я

1

о со

О А

Я Ч Л Ф

ей °

Я 2 о W

5 - w х

Л J г, "

ч *

ей Я

ей Н CQ О

Ф Я

ft

И" О

° §

я а

со ф ^

а

д 0" I

ей та В

ч в д

О) -^ ф

а

« "

ей

ft ft

ч: я я

'>"& ей ft

я в ° о ч:

°3 Й- Я к °

а « я So

о £ м - u

ф о о

а а я

в я

Е- В В

S * Я

Й " ч

ф Я н

Й я ф

Й- ч а

Qffl ft

вО 2

X сз г

Я я g

я a S в д

8&и

о ч

1-. ф а-э

о .

«

ago

Н Л hrt

я ч Я в 3 8

з §■ s а Ш

ed

ft 2

ф о

СЗ

(D

Si

Ч о

Ф Рн

д

§§

ой со

В Ен

8 о

Я

03

Ч

д

пЗ

а к р^ о

S

ей К

а о

Си (г>

X Ен

я_

о я

д

- ft £

аз ей Ц

чн . . О

о

- И

д^: ф

О

^ о

03 -,

в о

Я и •& Я

3 5 a as

и оз

в я о tr

я о

о X

д я

Е- ф £ S g g £

о О

в я о о д я

а

isia 1 as ш

и S Я £

ЯФ к ч 5

P ей g VD

д Р

">. X

© а

я й

ft Й-

£к я д

„ Д

К м

as §1*

>> Я д g О

й

ISiaS

ft Я д Л

(Л О


О О


а&


со


а д t- о Й

° Д 3

ф

ей

к я

a g

g о

Я д

«

К ft °; S g i E в

t

ft

ей О

ф Л

д ч

О ей

Я о

e,g§80

а

сд Я Я ф * ей Я Ф ft n

а я о ф О

В г ""

а 2 &8

о со

В 5

2 к

Д сз °3 Q ,

се 2

д м

О ей

О О

" я я

я* ф

я д о

со

О СО

В Я

-г я а

2 ф и я о

йк>,ад3=янява

сб

ф

Ч

Ей

от

Ч

ч

о

о

3

И Ч о ра со ф ю

Ьн Я

В Ч

й

ч

о


Ю « Я «

Ен К

а « ю н о

я

Рч

о

Ен

о

ч, о

в

ЭЙ'

о И

та ... га оа га га

а га о о о о

CD О Ен Ен Ен "

еГ га 'и и g о о о о .§

Ен Е- Е* Е- *"

В й В Й

в я в в ад

м В & £>

CL>

от ф

а я" о ft

о о о о a a ft ft

в в в в

о ф ф ф Й" В" Я" В о о о о о

а а а а ч

й В В В

Ч I I I I I I 1

X Я

о

iO В

>» g

3 м

а*

&та

й ра

ф о

о е

га к

ьч Ф

Я ч

к в

о

о в w

О Й

ч о о

ч

Я IS

is

i |

Я о

В И

го В

В О

ра га

2 ф

В

е-1 х а

w Ен

^ .в >в

X ф о й а ра

2 g ф го в и

р 2 м ч pa s

>>* S £ so

ХО Ф Е- ~[ Ч И

& м ч ч g х

7$ о Ч О К

° Я &.Й К й

Q £ м Ч Я

W « К К ф Ф

У о о ft щ Я

В

g о м о а «

Я й н, й зВ tc g

G о fj га м щ ф

£> л w

Ч Рн б ч

&от

<D ОТ

2 Sid S К

R 2 к ч га s

с

Н

^S £ ас

К

Ю О Ен \

>*, h*4 *"*

g w з

w'g s о

м О О и

oSlgg й

о

а -

о

^ В го Я =Я

о F о е й Я й ш

й b я о S ^ й ч щ

щ сб

о ч

° Сб

о ч

ь. °

О Рн

й >■

ф 2

я G

Ф Ен

ч о

Н Ен Ф R Ф Ф Ч in

СМ ХО тН о

о о о ч

ч ч чо

ниюн

Ен Ен Ен Ен О О О О

Е- Е- Н О Ф О

ONK3 О CM OJ СМ Ю

о о о В

Ч Ч Ч ен

ю о см 2

i-l СМ СМ Ч

Е- Ен Ен »Л

о о о см

&

о х

ю и

К Ен

о; О

О ей

И Р

S " ° raow

ч ф

Я

О

ч

О

X

ч

ИЧ

1-Г

сб

ад

Я

в

о

Я

Ен

а

Рн

CQ

го

та

Е-

ад

?*=

а

Ен

>>

а

я в

о

ч

га

грак

ihoc:

X

а

ей

ра

СО

ф

)дей<

Я ад

й

ф

<s

В

та

о

о

о

О

ра

ф

ра

о

E-t

о

^^

В

та

5 £

Я >=

« 5

зЯ О

Ф В

I

ll

к о ^ о в

го та

и

§9

g s

ра К

Ё ^§ ё S

К Ен Я О S

о

сб у о в ft

Рч О

X О

я о

в '

о

го

ft

X

3

Is

м о н х

чГз

4 ен Ен g

>> а о к

5 М Ьч Й

£ За о от а

5 S е

ад § «

о

в

К й Я о

Г1 п. J н

§1 га В

£ к о от

&; га

m я

О CD

О рч

Я

Я

ч ч й

3 Е-о

§1

ь о о В

о & ^ й

S Ч о го

3 о £ h

Я го 5 га

О

о

о

Ен

ад

Ен Я Ф О -

Н ^ рн й о о о 3

о е5 Й S

Еч Й К ьГ ^ Я ° и "=< Э И

3 ' К о

S >Я >. И

я

а в й

я о м

ф й ы

4 Й 5

Р В W

5 о

О та

£ го в ч

£ 2 о

о

K 2

VO О Ф Ф

а м

о

в о и ч

м О >i

., ft a

о Й В

й s g

.. ^ я

«гай

ад й

.О Ф Я

га

О "

ад ен о

в

5 Ч о

С В о

Я о Я

О Ен Ч

ч а, с

g « ч

2 о 5й

« о о к

^ ^ и

■у» Ф Л

ч о

О й

я S

Ч г-,

сб Й ft Е- В о

о Я S

sis

В ф „ _ ^ E-L от

° g Ен

Я со Я го та о

£ в "

о ф S

ч

о й

ч т §

К О и

о в 3

Й С

Ч В

о га ад

Я Ен ffl

Н О О

ft о

о

о

CJ ID ID

о

ф о

я

CD

о я и ф а

Ен

о га ч о га о ч о ft я

аГ о

м а>

Э"

о ш

аГ В га

о га Ч о га о ч .

о a

щ В Я Ф

К № о о

я к

1-Г °

га J3 в g

S Я » ой о го

5- ч 9 а а ъ*

я те « ф й «

го Ф Ф Ч _ /-.

я

о 3 " О й )S

О &н от

ра ф в

К Й X

й £, й

В Ен В"

ф zj a

u H ffi

ft Я и о о о

д а рй ф

ЦП

03 S Ч ^н

аО w g

о о в о га t-

t- о о Я

й

о я

. CD Ч

В В "

^- 0 О

ч й g

2 § го

я « а

а л в

g Ч в 5 Ф о

га S h

l

ю


Us

та1 ад ИИ

в ° в о ф й

от

£ад§ й " м

°§Я

ад со

ч с

о >»

О эт

я >,

о я

a и •.

о Ч Ч

О и сб

£ Ф го

Н Я «

£f со ^

в ч ч

о ч

га

s g S

a g

сб £

Я ч Ч

>i ад о

ч ч й

о о "Ь

2 m &

й со о

В В g

Ф О о

о a S

м и *

ч •■ э

ft

Д i^ С*

ч

О Ф

Й

ft сб о m

3 В

ft S о о

а й

о си

Й ft

в Я

W О

as

Й о В в

ф

Ен Е- Я

ад ад

о ч

Ен О

S ><

о, ft

Е К

g e s s I

s ш

>> га ч я в ч в о § ш « ч ч 2 g

§ S к &8

w в к Ё S

о ^

ax м я;

—, А Й ОТ

S bW^

г« е^з

О Е

га о

го

ф сб о и a

► ч

Ен В

И

ф

Ч й

« g 3 W

tr.

8 и

К Ф| Ч ф.

от

a н -

в *

И О" §

>i О

Ч О о В

г- Ч ft 4 ~

га го о о о

о та н

огаайши хн

о

Я

Й

ч

о

ч о

Ен О

и

ч о

ф

а

га о

Ен И ф В" о

а й

о

СМ

тМ О

ч

ф а

от а

§§

я,

Ш ?!

Я *

ч

й

о

ра

о $

к ад|

я

О ф

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Глава вторая Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

I

местностях) и процентные надбавки к денежному довольст­вию военнослужащим, проходящим военную службу в рай­онах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;

  1. премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в год;

  2. единовременное денежное вознаграждение по итогам кален­ дарного (учебного) года в размере не менее трех окладов де­ нежного содержания. Данная выплата производится военно­ служащим, добросовестно исполняющим обязанности воен­ ной службы, по решению командира воинской части;

  3. материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в год;

  4. подъемное пособие в размере двух окладов денежного содер­ жания на военнослужащего, одного оклада денежного содер­ жания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близле-

i жащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. Пособие выплачивается при переезде военнослужащих, про­ходящих военную службу по контракту, на новое место воен­ной службы в другой населенный пункт;

10) выплата на обзаведение имуществом первой необходимости в размере 12 окладов денежного содержания в одном из следую­ щих случаев: в течение трех месяцев со дня назначения на во­ инскую должность при заключении военнослужащими, про­ ходящими военную службу по призыву, или гражданами, по­ ступающими на военную службу, первого контракта о прохож­ дении военной службы на срок пять лет и более; в течение трех месяцев со дня заключения первого брака.

Продовольственное обеспечение военнослужащих, проходя­щих военную службу по контракту, осуществляется в одной из сле­дующих форм:

126

- выплата денежной компенсации взамен положенного продо­вольственного пайка (питания).

Вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется в зави­симости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Фе­дерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Рос­сийской Федерации.

Вещевое имущество, которым обеспечиваются военнослужащие, подразделяется на вещевое имущество личного пользования, инвен­тарное имущество и расходные материалы. Указанное имущество является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении воинских частей.

Вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужа­щих с момента их получения. По истечении срока носки вещевое имущество личного пользования переходит в собственность военно­служащего. Расходные материалы переходят в собственность воен­нослужащих с момента их получения.

Возврату в воинскую часть подлежит:

а) инвентарное имущество;

б) вещевое имущество личного пользования, срок носки которо­ го не истек, выданное военнослужащим в случае их увольне­ ния с военной службы по следующим основаниям:

контракта;

- в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска.

Военнослужащие обязаны поддерживать выданное им вещевое имущество в исправном состоянии и принимать все меры по пре­дотвращению его повреждения или утраты.

127

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7

Отдельные категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положен­ных по нормам снабжения предметов вещевого имущества лично­го пользования денежной компенсации. Такое право имеют воен­нослужащие, проходящие военную службу по контракту в органе внешней разведки Минобороны России, органах ФСБ России, фе­деральных органах государственной охраны, Службе специаль­ных объектов при Президенте РФ, СВР России, а также прико­мандированные военнослужащие. Денежная компенсация вы­плачивается в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемом Правительством РФ по представлению Минобороны России. Выплата денежной компен­сации военнослужащим, имеющим право на ее получение, произ­водится ежегодно.

§3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ \, t. , ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принужде­ния, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключается в лишениях личного или имущественного характера. Характерными признаками юридической ответственности являются следующие:

во-первых, она наступает в случае нарушения лицом установ­ленных государством правил поведения (правовых норм); во-вторых, она регулируется правовыми нормами; в-третьих, она заключается в применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государствен­ных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. Одним из основных понятий, определяющих юридическую ответственность и являющихся основанием для ее наступления, является понятие правонарушение, под которым понимается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), за совершение которого на­ступает юридическая ответственность.

Общественная опасность характеризует правонарушение с точ­ки зрения его способности нанести вред общественным отношени­ям, находящимся под защитой закона. Общественная опасность яв­ляется критерием, по которому осуществляется разделение право­нарушений на преступления и проступки.

128

Глава вторая Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

Под противоправностью понимается направленность действия (бездействия) на нарушение нормы права.

Виновность характеризует правонарушение с точки зрения на­личия в противоправном деянии вины правонарушителя, которая выступает в форме умысла или неосторожности.

Наказуемость характеризует правонарушение с точки зрения последствий его совершения для правонарушителя - т.е. наличие предусмотренных государством соответствующих мер взыскания.

Существуют следующие виды юридической ответственности во­еннослужащих: дисциплинарная, уголовная, материальная, адми­нистративная, гражданско-правовая.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих по­нимается их обязанность претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушения воинской дис­циплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужа­щих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих, и, во-вторых, совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, т.е. виновного противоправного по­ведения.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулирует­ся Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Феде­рации и реализуется посредством применения к виновным военно­служащим дисциплинарных взысканий.

К солдатам и матросам, проходящим военную службу по кон­тракту, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

На сержантов и старшин, проходящих военную службу по кон­тракту, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

129

При назначении дисциплинарного взыскания командир (на­чальник) должен учитывать, что налагаемое дисциплинарное взы­скание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания

9-628

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предваритель­ного разбирательства.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и сте­пень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несе­ния боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, произво­дится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гаупт­вахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с дру­гим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вме­сто наказания непосредственно виновных лиц.

Административная ответственность военнослужащих наступа­ет за совершение административных правонарушений.

Административным правонарушением (проступком) признает­ся посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления противоправное, виновное (умышленное или нео­сторожное) действие либо бездействие, за которое Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях и за­конами субъектов Российской Федерации предусмотрена админис­тративная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательст­вом уголовной ответственности.

130

Глава вторая Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю следующих видов администра­тивных взысканий:

  1. предупреждение;

  2. административный штраф;

  1. возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­ нистративного правонарушения;

  2. конфискация орудия совершения или предмета администра­ тивного правонарушения;

  3. лишение специального права, предоставленного физическо­ му лицу;

  1. административный арест;

  1. административное выдворение за пределы Российской Феде­ рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  1. дисквалификация.

Административные взыскания применяются судом или упол­номоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Применение к военнослужащим мер ответственности за адми­нистративные правонарушения имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан.

Статьей 25 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях установлено, что военнослужащие и при­званные на военные сборы граждане несут ответственность :ш административные правонарушения в соответствии с дисциплм нарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законода­тельства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российском Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуски через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов м финансов, невыполнение законных требований прокурора, след» вателя, лица, производящего дознание, или должностного лици, осуществляющего производство по делу об административном при вонарушении, военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены ад мм нистративные наказания в виде административного ареста, а к по еннослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

°* 13 I

ч

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Гражданско-правовая ответственность представляет собой обя­занность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения. Данный вид юридической ответственности регулируется Гражданским ко­дексом Российской Федерации и направлен на охрану имуществен­ных и некоторых видов неимущественных прав правоотношений (физическое здоровье и психическая неприкосновенность, авторст­во и некоторые др.).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полно­го возмещения причиненных ему убытков, если законом или дого­вором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстанов­ления нарушенного права, утрата или повреждение для восстанов­ления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это ли­цо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подле­жит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. За­коном обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено воз­мещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, военнослужащие, причинившие вред не при исполнении обязан­ностей военной службы деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществлением стро­ительной или иной связанной с ней деятельностью и т.п.), обяза­ны возместить вред, причиненный источником повышенной опас­ности, если не докажут, что вред возник вследствие неодолимой силы или умысла потерпевшего.

Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служеб­ных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по ос­нованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в случае причинения

132

Глава вторая Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

военнослужащим вреда при исполнении своих служебных обязан­ностей ответственность за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный военнослужащий проходит военную службу.

Материальная ответственность военнослужащих представляет собой возможность возложения на них компетентными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Основания и порядок привлечения военнослужащих к матери­альной ответственности установлены Федеральным законом от 19 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военно­служащих».

Под имуществом воинской части в данном законе понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-сма­зочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и цен­ные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федераль­ной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понима­ется утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомер­ных действий, оправданного служебного риска, действия непреодо­лимой силы.

Федеральным законом «О материальной ответственности воен­нослужащих» установлены два вида материальной ответственнос­ти: ограниченная и полная.

За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие во­енную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненно­го ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного со­держания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской ча-

133

ИМ—*■>■". цд

т

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7

Глава вторая Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

стью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомоби­лей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное вне­сение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причи­ненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного со­держания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного ок­лада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу ко­мандира (начальника) воинской части путем удержаний из денеж­ного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску коман­дира (начальника) воинской части.

Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о воз­мещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства воз­вращаются военнослужащему.

134

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уго­ловной ответственности за действия (бездействие), которыми при­чинен ущерб.

В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий не возместил ко дню увольнения с военной служ­бы причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыс­кивается по правилам исполнительного производства, установлен­ным законодательством Российской Федерации.

В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственно­сти, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъ­явленному командиром (начальником) воинской части. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месяч­ной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения во­еннослужащего с военной службы.

В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате военно­служащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослу­жащего к материальной ответственности не было принято до его пе­ревода к новому месту службы, командир (начальник) воинской ча­сти обязан направить в пятидневный срок со дня окончания адми­нистративного расследования, ревизии, проверки, дознания, по­ступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привле­чения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому мес­ту службы военнослужащего. Приказ командира (начальника) во­инской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего ма­териалов, указанных в настоящем пункте.

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военно­служащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разреше­ния вышестоящего командира (начальника), а также судом с уче­том конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев привле­чения военнослужащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и уч-

135

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

реждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в| результате этих действий.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причинен­ного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процен-1 тов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба,| причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использова-1 ния имущества либо иных умышленных действий (бездействия), -| в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военно­служащего.

Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержа­ний не может превышать 50 процентов месячного денежного до­вольствия военнослужащего.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уго­ловным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступ­ление, содержащих для него неблагоприятные последствия, приме­няемых в установленном порядке государственными органами.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федера­ции (УК РФ).

Преступлениями против военной службы признаются предусмо­тренные УК РФ преступления против установленного порядка про­хождения военной службы, совершенные военнослужащими, про­ходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во вре­мя прохождения ими военных сборов.

Предусмотренные главой 33 УК РФ воинские преступления подразделяются на следующие группы:

1) преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

136

Глава вторая. Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

- насильственные действия в отношении начальника - на­несение побоев или применение иного насилия в отноше­нии начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (статья 334 УК РФ);

- нарушение уставных правил взаимоотношений между во­еннослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинст­ва или издевательством над потерпевшим либо сопряжен­ное с насилием (статья 335 УК РФ);

- оскорбление одним военнослужащим другого во время испол­нения или в связи с исполнением обязанностей военной служ­бы, оскорбление подчиненным начальника, а равно началь­ником подчиненного во время исполнения или в связи с ис­полнением обязанностей военной службы (статья 336 УК РФ); 2) уклонение от военной службы:

- уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей во­ енной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана (статья 339 УК РФ);

3) преступления против порядка несения специальных служб: - нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопас­ности государства (статья 340 УК РФ);

- нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняю­щим иные обязанности пограничной службы, если это де­яние повлекло или могло повлечь причинение вреда инте­ресам безопасности государства (статья 341 УК РФ); - нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым кара­улом (вахтой) объектам (статья 342 УК РФ);

137

138

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

4) преступления против порядка использования и сбережения военного имущества:

5) преступления против порядка обращения с оружием и экс­плуатации военной техники:

- нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышен­ ную опасность для окружающих, если это повлекло по не­ осторожности причинение тяжкого вреда здоровью чело­ века, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (статья 349 УК РФ);

Плава вторая. Правовые основы прохождения военной службы и статус военнослужащих

тов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (статья 351 УК РФ); 1 - нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (статья 352 УК РФ).