§ 2. Президент российской федерации -высшее должностное лицо государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации
* Президент Российской Федерации -высшее должностное лицо государства
Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит
20
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ
Федеральные арбитражные суды
Конституционный суд РФ
Высший
арбитражный
Суд РФ
Ф едеральные суды общей юрисдикции
Суды автономной области и автономных округов
Федеральные арбитражные суды округов
Верховный суд РФ
Районные суды республик
В ерховные суды республик
Военные суды республик
Арбитражные
суды субъектов РФ
Специализированные суды республик
Краевые и областные суды
Суды городов [федерального значения
СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ
Мировые судьи
Конституционные L (уста вные) субъе кто в Г
Рис 1 4. Система судебной власти в Российской Федерации
характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.
Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации как правового государства является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности власти Президента Российской Федерации является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.
Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.
Должность Президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками.
В отличие от парламентских республик, в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной
21
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа Президент - независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции), либо путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США). Во всех случаях президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.
Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны Президент - М.С. Горбачев.
В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.
Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н. Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции Президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.
Согласно Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.
22
Юридт1еская подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту отчетливо проявляется в том, что Президент имеет пра^0 председательствовать на заседаниях Правительства. Указы^и Распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей террИТОрИИ СТраны. Глава государства, в случае противоречия законодательству5 вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а его указы относятся к сИСтеме актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства_ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в СЛучае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательсТвам российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В OTHOUjgjjjjjj судебной власти положение Президента определяется оояза^ностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российское федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.
Как ^гл^ва государства Президент осуществляет руководство внешней Политикой Российской Федерации, разрабатывает внешнеполитический курс страны и непосредственно руководит его выполнением; проводит переговоры на высшем уровне и подписывает международные договоры; несет конституционную ответственность за Выполнение международных обязательств Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительное и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дип-ломатичес^их представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждаем государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные знания; осуществляет помилование.
Президент России формирует и возглавляет Совет безопасности Российской федерации, который осуществляет подготовку его решении по ^опросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов Личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, Проведения единой государственной политики в области обеспечение безопасности.
23
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Важнейшие направления государственной политики, отражающие положение России в мировом сообществе, ее национальные интересы, Президент Российской Федерации формирует в Концепции национальной безопасности, которая является системой взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации, являющуюся составной частью концепции безопасности Российского государства и представляющую собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции Российской Федерации и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе «Об обороне».
Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: в случае его отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае отрешения его от должности.
Официальная резиденция Президента Российской Федерации -Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированными фамилиями, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
Полномочия Президента Российской Федерации -Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — в области обороны и безопасности страны
Статьей 87 Конституции Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами Российской Федерации делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий, в мирное и военное время.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации:
24
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий; вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;
принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
25
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
26
. r - утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, ^ других войсках, воинских формированиях и органах, при-( сваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объе динения включительно и органов, а также штатную числен ность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Феде рации, других войск, воинских формирований и органов;
принимает решение о дислокации и передислокации Воору женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
- утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмб леме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вым пелам кораблей и судов Военно-Морского Флота, Боевом знаме ни воинской части, Военно-морском флаге Российской Федера ции, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
- , утверждает положения о Министерстве обороны Российской
Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;
утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;
утверждает планы размещения на территории Российской Феде рации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по лик видации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокраще нии и ограничении вооруженных сил и вооружений, об учас тии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности; издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности
призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;
утверждает предельное количество военнослужащих Воору женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федераль ным органам государственной власти;
решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в Российские Вооруженные Силы по контракту. Осу ществляет помилование осужденным военнослужащим, изда ет обязательные для исполнения на всей территории Россий ской Федерации указы и распоряжения, которые могут быть нормативными и индивидуальными.
Кроме того, Президент России может ввести чрезвычайное положение при: попытке насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов, отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент Российской Федерации может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России (введение военного положения, объявление мобилизации, введение в действие нормативных правовых актов военного времени, формирование органов исполнительной власти военного времени, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России о ведении военных действий).
В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом Российской Федерации - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил России, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории
27
Р1ЕЧЕСТВ0_ЧЕСТЪ_Д0ЛГ Выпуск 7
России. Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению;
в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента Российской Федерации о применении, использовании, привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации. В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения Президент России немедленно, на основе принятого им Указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации.
Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым Президентом Российской Федерации Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона.
Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.
Президент России, осуществляя руководство гражданской обороной, утверждает План гражданской обороны, вводит его в действие; утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих этих войск; утверждает Положение о войсках гражданской обороны. Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения.
Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению 28
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы чело-нека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
- Глава IV - § 1, § 3; с.Б, Еременко, кандидат исторических наук: глава III - § 1;
- Глава III - § 5; вло. Русанов, кандидат исторических наук: глава щ- § 1; г.Л. Русовская:
- Глава III - § 2; с.А. Стародубцев: глава I - § 3; в.А. Стрельников, кандидат исторических
- § 2. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий
- Введение
- § 1. Конституционные основы
- § 2. Президент российской федерации -высшее должностное лицо государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации
- § 3. Россия в системе международных военно-политических отношений
- § 4. Основы национальной безопасности российской федерации
- § 5. Вооруженные силы российской федерации
- § 6. Современный терроризм: история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
- § 1. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в вооруженных силах российской федерации
- 1. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы
- § 2. Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих
- § 4. Жилищное обеспечение
- § 5. Нормы международного I
- § 1. История великих побед •
- 11 Сентября — День победы русской эскадры
- 8 Сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией
- § 2. Верные сыны отечества
- § 3. Выдающиеся военные ученые и конструкторы россии
- § 4. Всемирно-историческое значение
- § 5. Страницы воинской доблести
- § 1. Дисциплинированность -
- § 3. Психология межличностного
- Социально-экономические условия
- Организационно-управленческие условия
- Социально-психологические условия
- § 4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих
- Глава пятая
- § 1. Патриотизм, верность воинскому долгу - основа достойного служению отечеству
- § 2. Символы ратной славы и воинской доблести
- § 3. Традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах россии
- § 4. Рота, шагнувшая в бессмертие
- 00.40. 1 Марта
- 129085, Москва, пр. Мира, 105.