§ 3. Россия в системе международных военно-политических отношений
Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась главным образом ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех государств планеты. Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации.
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнона-циональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.
Характеристика военно-политической обстановки в мире
По мнению ряда политологов, военно-политическая обстановка в мире до 2015 года будет складываться под воздействием набирающего силу сложного и противоречивого процесса глобализации
29
ОТЕЧЕСТВО_ЧЕСТЬ_ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
международных политических и экономических отношении и характеризоваться высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН (например, события в Югославии, Ираке). Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны*, существенно осложняющие международную обстановку.
В складывающихся условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.
На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника.
Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски». Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера 30
современной ситуации в мире. Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основным вопросам современных международных отношений. Со своей стороны, Российская Федерация выступала и выступает против гегемонии какого-либо одного государства и заявляет о приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание собственных национальных интересов. Именно это противоречие остается главным в российско-американских отношениях.
Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:
- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;
применение военной силы в миротворческой деятельности;
- формирование новых центров экономической силы (Герма ния, Япония, Китай и др.) и усиление геополитического со перничества между ними и США;
сохранение и расширение потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;
международный терроризм;
возобновление гонки вооружений, опасность распростране ния в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;
вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за ее пределами. Это привело к фактическому превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент Запада в отстаивании своих интересов и к даль нейшему ослаблению влияния России в политической, эко номической и военной областях;
растущая вовлеченность международных организаций и по литических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;
ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов
31
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.
На систему международных военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность; сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие, как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.
Следует отметить, что ни одна страна, даже очень сильная, не способна справиться с ними в одиночку, а потому здесь нужны добрая воля и совместные усилия многих стран.
Фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств с интересами крупных транснациональных компаний.
Для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри.
В целом можно выделить следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:
наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массо вого поражения;
попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;
32
планы иностранных государств, направленные на разруше ние целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних проти воречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;
действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных респуб лик, направленные на подрыв и сдерживание интеграцион ных процессов в рамках СНГ;
ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;
вытеснение национальных интересов России из районов тра диционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);
попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
информационно-психологическое воздействие и проникнове ние в различные сферы жизнедеятельности Российской Фе дерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.
Место России в системе международных военно-политических отношений
Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Учитывая сложный и разнообразный спектр угроз и вытекающих из них оборонных задач, очевидным стало то, что вопросы обороны страны теперь не могут сводиться только к мерам военного характера. Они должны решаться в более широком государственном плане.
Поэтому одним из важнейших стратегических приоритетов России является обеспечение ее оборонной безопасности, а в более широком аспекте - национальной безопасности.
Россия с ее уникальным геостратегическим положением, занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не регионального масштаба.
-"S 33
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика.
В геополитике России условно можно выделить два направления: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу и Мировой океан; второе - региональное, действующее в формате системы стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддерживании глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором усилия геополитики сосредотачиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.
Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических соперников для США и Запада.
России нужно рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это формулированию и отстаиванию национально-государственных интересов.
В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной траспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливает возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.
34
Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Бе-иопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.
Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась, и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.
С момента образования (декабрь 1991 г.) СНГ не раз испытывало и кризисы, и периоды надежд. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:
интеграционной (симметричная конфедерация вокруг Рос сии, направленная на новое объединение бывших союзных республик в стиле Европейского Союза);
полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация, основанная на двусторонних и многосторонних договорах с Россией и другими новыми независимыми государствами).
Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из образованных союзов - союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.
я 35
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
■ Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых.
Б национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:
1) в западном направлении по территориям Украины и Бело руссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через терри торию Прибалтики осуществляется транзит в Калининград скую область;
западная граница Белоруссии практически является воз душной границей России (ее «держат» войска ПВО Белорус сии). К тому же если представить ухудшение отношений с НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически становится прифронтовым городом, так как от Смоленска (са мого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на авто мобиле;
южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на сегодняшний день для наркотраффика и террористической угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются российскими войсками;
Россия заинтересована в судьбе более 25 млн. соотече ственников, проживающих в новых независимых государ ствах;
учитывая энергозапасы Каспийского региона, Россия не может не стремиться играть заметную роль в этой части быв шего СССР.
Россия выступает за превращение Организации Договора о коллективной безопасности в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов Договора о коллективной безопасности в качестве приоритета своего военного планирования.
Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительства в них гармоничных полиэтнических сообществ, 36
ii которых уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян.
На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка, чему в немалой степени способствуют расположенные на территории стран СНГ российские военные базы.
Отношения России с Организацией Североатлантического договора определяются Римской декларацией 2001 г. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.
Б отношениях со странами Европейского Союза Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважение ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.
В «Единой стратегии Европейского Союза в отношении России», принятой в июне 1999 года, указывается что для «поддержания мира на континенте важна стабильная и процветающая Россия». Эта стратегия включает поддержку ее усилий по вступлению во Всемирную торговую организацию, создание зоны свободной торговли и формирование единого европейского экономического пространства.
В 2002 г. Европейский Союз признал Россию страной с рыночной экономикой, что теперь затрудняет введение ограничений и антидемпинговых процедур в отношении таких экспортных товаров, как сталь, текстиль, ядерное топливо.
В Концепции внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем, учитывая осторожное отношение России к расширению и углублению интеграции в ЕС, особенно в военно-политической сфере, двусторонние отношения со странами ЕС приобретают особое значение. Здесь следует выделить три державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие в Европе ключевую роль.
37
ОТЕЧЕСТВО.^ЕСТЬ1ДОЛГ Выпусж7
Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с Германией и Францией главным носителем исторической идеи «Единой Европы от Атлантики до Урала» и ограничения американского доминирования б Европе вызовет в Европе обеспокоенность и негативно скажется на интеграции России в Европейские процессы.
В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Перспективным является развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.
Балтийский регион всегда играл и играет важную стратегическую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Европой и транзит через Балтийское море были одной из главных задач нашего государства на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомственных задачах, а на исконных приоритетах России на Северо-Западе. А это, как считают многие эксперты, - стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержание статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспечение суверенитета России над Калининградской областью. Добрососедство, экономическая целесообразность и выгода от сотрудничества - на этих трех принципах должны строиться отношения России и стран Балтии.
В стратегическом партнерстве с США Россия рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», а также на конструктивное взаимодействие в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового поражения на региональном уровне.
Усиление Российской Федерации, восстановление ее геополитических позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на 38
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
нынешнем этапе) им не выгоден. У «американской империи» много других серьезных геополитических проблем.
По-прежнему все наши западные партнеры нуждаются в стабильной России. Но место в международном разделении труда отводят нам не самое почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь дисциплинированным поставщиком углеводородного сырья для промышленности более развитых в технологическом отношении государств планеты.
В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.
Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.
Следуя своему принципу «сотрудничество по всем азимутам», Россия должна проявлять больше активности на восточно-азиатском направлении, особенно в сотрудничестве с ускоряющим темпы своего развития Китаем и с Индией.
Несмотря на добрососедские отношения России и Китая в Пекине добиваются от нашей страны односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и прак-
39
. Д0ЛГ_Выпуск_7
тически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.
Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации,
Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.
Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.
Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации
Рассматривая международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.
Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где наиболее четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе, из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий, остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирова-40
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
ний существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегулировании.
Можно выделить следующие внутренние угрозы безопасности
Российской Федерации:
попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по на рушению и дезорганизации функционирования органов госу дарственной власти и управления, нападений на государст венные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование неза конных вооруженных формирований;
незаконное распространение (оборот) на территории Россий ской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
широкомасштабная деятельность организованной преступ ности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-на ционалистических движений в Российской Федерации.
Анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная военно-политическая обстановка характеризуется динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, из чего, с некоторой долей условности, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период «холодной войны», могли бы в любой момент начать агрессию. Конечно, вызывает опасения расширение НАТО, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых военно-политических или экономических конфликтов со странами НАТО, во всяком случае таких конфликтов, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне.
Наряду с этим, главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня, является, как ни странно, необходимость освоения самого российского пространства. Уже в этом контексте нужно рассматривать проблемы интересов и безопасности России в Ближнем и Дальнем зарубежье. Незавершенная международно-правовая оформленность российских
41
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
42
границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий,
недостаточная «стянутость» российских пространств автомагистралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемости даже в рамках Российской Федерации. Пока не удается организовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщения с северными районами Сибири. Существуют угрозы разрыва единого информационного и экономического пространства России. Все это требует четкого понимания и анализа существующей ситуации.
Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических и отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:
1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятель-/ ных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального
" и духовного потенциала;
2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирова ния стабильного, справедливого и демократического миропо рядка, строящегося на общепризнанных нормах междуна родного права, включая прежде всего цели и принципы Уста ва ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
Создание благоприятных внешних условий для поступатель ного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократи ческих преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвраще нию возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регио нах;
Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых националь-
ными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия. Исходя из этого, поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации в высокой степени боеготовности является непременным условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся военно-политических отношений России с другими государствами и международными организациями.
- Глава IV - § 1, § 3; с.Б, Еременко, кандидат исторических наук: глава III - § 1;
- Глава III - § 5; вло. Русанов, кандидат исторических наук: глава щ- § 1; г.Л. Русовская:
- Глава III - § 2; с.А. Стародубцев: глава I - § 3; в.А. Стрельников, кандидат исторических
- § 2. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий
- Введение
- § 1. Конституционные основы
- § 2. Президент российской федерации -высшее должностное лицо государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами российской федерации
- § 3. Россия в системе международных военно-политических отношений
- § 4. Основы национальной безопасности российской федерации
- § 5. Вооруженные силы российской федерации
- § 6. Современный терроризм: история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
- § 1. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в вооруженных силах российской федерации
- 1. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы
- § 2. Правовые основы социальной защиты и материального обеспечения военнослужащих
- § 4. Жилищное обеспечение
- § 5. Нормы международного I
- § 1. История великих побед •
- 11 Сентября — День победы русской эскадры
- 8 Сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией
- § 2. Верные сыны отечества
- § 3. Выдающиеся военные ученые и конструкторы россии
- § 4. Всемирно-историческое значение
- § 5. Страницы воинской доблести
- § 1. Дисциплинированность -
- § 3. Психология межличностного
- Социально-экономические условия
- Организационно-управленческие условия
- Социально-психологические условия
- § 4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих
- Глава пятая
- § 1. Патриотизм, верность воинскому долгу - основа достойного служению отечеству
- § 2. Символы ратной славы и воинской доблести
- § 3. Традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах россии
- § 4. Рота, шагнувшая в бессмертие
- 00.40. 1 Марта
- 129085, Москва, пр. Мира, 105.