logo
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТ

2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства

Основным назначением системы воспламенения является зажигание топливного заряда РДТТ за заданное время по определенному закону и при выполнении совокупности дополнительных требований:

Основными задачами при проектировании системы воспламенения являются.

  1. Выбор способа воспламенения.

  2. Выбор конструктивной схемы системы воспламенения и её пространственного размещения в камере сгорания двигателя.

  3. Выбор марки воспламенительного состава.

  4. Определение массовых, геометрических параметров системы воспламенения.

Конструктивное оформление системы воспламенения может быть организовано в неразрушающемся или разрушающемся корпусе. В последнем случае навеска воспламенительного состава обеспечивает поступление продуктов сгорания во внутрикамерный объем случайным образом, что сказывается на стабильности получаемых внутрибаллистических характеристик РДТТ на начальном этапе работы.

Воспламенитель целесообразнее размещать в окрестности переднего днища (за исключением зарядов торцевого типа), поскольку при этом продукты сгорания воспламенительного состава при перемещении к соплу омывают большую часть поверхности твердого топлива.

При использовании баллиститного топлива, устойчивое горение которого начинается лишь после прогрева до температур, превосходящих 550…650 К, рекомендуется использовать в качестве воспламенительного состава пороха, в частности, дымный ружейный порох (ДРП), состоящий из механической смеси (751)% калиевой селитры, (151)% угля, (101)% серы и имеющий следующие характеристики [10].

Условная формула C11,362H6,493O22,768N7,319S3,243K7,319.

Энтальпия образования Hf = -661,1 кДж/кг.

Плотность – в = 1750 кг/м3, насыпная плотность – в.н = 1000 кг/м3 при диаметре зерна 0,1 … 3,5 мм.

Удельная теплота сгорания состава – Qв = 3,06 МДж/кг.

Показатель процесса расширения продуктов сгорания - kв  1,1.

Толщина свода зерна – ев  0,001 м.

Скорость горения – u = 1,37(p/98066,5)0,4[1+0,005(Tн – 293,15)], мм/с.

Температура горения (р =4 МПа) – Т = 2567 К.

Газовая постоянная продуктов сгорания – Rв = 250 Дж/(кгК).

Относительная массовая концентрация к-фазы в продуктах сгорания zк.в = 0,4.

Температура вспышки ДРП – Твсп = 450 К.

При использовании смесевого топлива, имеющего большую температуру воспламенения (~1000 К), в качестве воспламенителя могут применяться пиротехнические составы, имеющие удельную теплоту сгорания Qв > 6 МДж/кг и плотность в = 1700…3500 кг/м3. Основные характеристики примерных составов приведены таблице 6.

Таблица 6

Характеристики пиротехнических составов

Параметр

Состав «М»

Состав Б-20СН

1

Удельная теплоемкость ср, Дж/(кгК)

1271

977

2

Удельная теплоемкость сv, Дж/(кгК)

1099

905

3

Коэффициент теплопроводности, Вт/(мК)

0,088

0,2

4

Коэффициент динамической вязкости, Пас

0,0001

0,0001

5

Молекулярная масса, кг/кмоль

48,27

115

6

Температура продуктов сгорания, К

2622

3676

7

Полная энтальпия, кДж/кг

3011,9

3140,1

8

Относительная массовая концентрация к-фазы

0,362

0,562

9

Единичная скорость горения, м/с

0,0026

0,011

10

Показатель степени в законе горения, 

0,36

0,37

Для надежного воспламенения пиротехнических составов, содержащих тугоплавкие компоненты, может использоваться навеска дымного ружейного пороха, которая предварительно воспламеняется пиропатроном. Затем продукты сгорания навески ДРП обеспечивают надежное зажигание пиротехнического состава.

В качестве воспламенительных устройств РДТТ, работающих в условиях длительного пребывания в космосе, может быть использован специальный пусковой двигатель, представляющий собой малогабаритный РДТТ, снаряженный зарядом из баллиститного топлива и воспламенителем из ДРП. Отличительная особенность данного воспламенительного устройства заключается в повышенном времени работы (~0,3 с…0,4 с), обеспечивающем длительный (по сравнению с традиционными конструкциями) подвод тепла и дополнительный период «теплового сопровождения» воспламеняемого топлива. Такой принцип обусловлен длительным (до года и более) нахождением твердого топлива в условиях глубокого вакуума, при котором происходит изменение поверхностного слоя заряда за счет сублимации пластификатора в свободный объем двигателя и, как следствие, ухудшение воспламеняемости заряда. Кроме того, анализ влияния давления на характеристики воспламенения показывает, что при уменьшении давления ниже атмосферного увеличивается период индукции воспламенения жидких, твердых и порошкообразных топлив.