2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства
Основным назначением системы воспламенения является зажигание топливного заряда РДТТ за заданное время по определенному закону и при выполнении совокупности дополнительных требований:
обеспечение заданного времени задержки воспламенения и выхода на квазистационарный режим работы;
обеспечение заданной скорости нарастания давления в КС при выходе на режим;
отсутствие «забросов» рк при воспламенении заряда за установленный предел;
надежность, приемлемость габаритно-массовых характеристик и др. эксплуатационные требования.
Основными задачами при проектировании системы воспламенения являются.
Выбор способа воспламенения.
Выбор конструктивной схемы системы воспламенения и её пространственного размещения в камере сгорания двигателя.
Выбор марки воспламенительного состава.
Определение массовых, геометрических параметров системы воспламенения.
Конструктивное оформление системы воспламенения может быть организовано в неразрушающемся или разрушающемся корпусе. В последнем случае навеска воспламенительного состава обеспечивает поступление продуктов сгорания во внутрикамерный объем случайным образом, что сказывается на стабильности получаемых внутрибаллистических характеристик РДТТ на начальном этапе работы.
Воспламенитель целесообразнее размещать в окрестности переднего днища (за исключением зарядов торцевого типа), поскольку при этом продукты сгорания воспламенительного состава при перемещении к соплу омывают большую часть поверхности твердого топлива.
При использовании баллиститного топлива, устойчивое горение которого начинается лишь после прогрева до температур, превосходящих 550…650 К, рекомендуется использовать в качестве воспламенительного состава пороха, в частности, дымный ружейный порох (ДРП), состоящий из механической смеси (751)% калиевой селитры, (151)% угля, (101)% серы и имеющий следующие характеристики [10].
Условная формула C11,362H6,493O22,768N7,319S3,243K7,319.
Энтальпия образования Hf = -661,1 кДж/кг.
Плотность – в = 1750 кг/м3, насыпная плотность – в.н = 1000 кг/м3 при диаметре зерна 0,1 … 3,5 мм.
Удельная теплота сгорания состава – Qв = 3,06 МДж/кг.
Показатель процесса расширения продуктов сгорания - kв 1,1.
Толщина свода зерна – ев 0,001 м.
Скорость горения – u = 1,37(p/98066,5)0,4[1+0,005(Tн – 293,15)], мм/с.
Температура горения (р =4 МПа) – Т = 2567 К.
Газовая постоянная продуктов сгорания – Rв = 250 Дж/(кгК).
Относительная массовая концентрация к-фазы в продуктах сгорания zк.в = 0,4.
Температура вспышки ДРП – Твсп = 450 К.
При использовании смесевого топлива, имеющего большую температуру воспламенения (~1000 К), в качестве воспламенителя могут применяться пиротехнические составы, имеющие удельную теплоту сгорания Qв > 6 МДж/кг и плотность в = 1700…3500 кг/м3. Основные характеристики примерных составов приведены таблице 6.
Таблица 6
Характеристики пиротехнических составов
№ | Параметр | Состав «М» | Состав Б-20СН |
1 | Удельная теплоемкость ср, Дж/(кгК) | 1271 | 977 |
2 | Удельная теплоемкость сv, Дж/(кгК) | 1099 | 905 |
3 | Коэффициент теплопроводности, Вт/(мК) | 0,088 | 0,2 |
4 | Коэффициент динамической вязкости, Пас | 0,0001 | 0,0001 |
5 | Молекулярная масса, кг/кмоль | 48,27 | 115 |
6 | Температура продуктов сгорания, К | 2622 | 3676 |
7 | Полная энтальпия, кДж/кг | 3011,9 | 3140,1 |
8 | Относительная массовая концентрация к-фазы | 0,362 | 0,562 |
9 | Единичная скорость горения, м/с | 0,0026 | 0,011 |
10 | Показатель степени в законе горения, | 0,36 | 0,37 |
Для надежного воспламенения пиротехнических составов, содержащих тугоплавкие компоненты, может использоваться навеска дымного ружейного пороха, которая предварительно воспламеняется пиропатроном. Затем продукты сгорания навески ДРП обеспечивают надежное зажигание пиротехнического состава.
В качестве воспламенительных устройств РДТТ, работающих в условиях длительного пребывания в космосе, может быть использован специальный пусковой двигатель, представляющий собой малогабаритный РДТТ, снаряженный зарядом из баллиститного топлива и воспламенителем из ДРП. Отличительная особенность данного воспламенительного устройства заключается в повышенном времени работы (~0,3 с…0,4 с), обеспечивающем длительный (по сравнению с традиционными конструкциями) подвод тепла и дополнительный период «теплового сопровождения» воспламеняемого топлива. Такой принцип обусловлен длительным (до года и более) нахождением твердого топлива в условиях глубокого вакуума, при котором происходит изменение поверхностного слоя заряда за счет сублимации пластификатора в свободный объем двигателя и, как следствие, ухудшение воспламеняемости заряда. Кроме того, анализ влияния давления на характеристики воспламенения показывает, что при уменьшении давления ниже атмосферного увеличивается период индукции воспламенения жидких, твердых и порошкообразных топлив.
- Основы проектирования ракетных двигательных установок на твердом топливе
- Содержание
- Предисловие
- 1. Задания на курсовой и дипломный проекты
- 1.1. Пример типового задания
- 1.2. Особенности выполнения и защиты дипломного проекта
- 2. Конструкторская часть
- 2.1. Выбор твердого ракетного топлива
- 2.2. Термодинамический расчет характеристик горения твердого топлива
- 2.3. Выбор конструктивной формы и расчет основных характеристик заряда
- 2. Скорость горения нормальна к поверхности горения и, следовательно, горение заряда происходит эквидистантными слоями, если поверхность горения плоская, то-параллельными слоями (рис. 4).
- 2.4. Расчет внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.5. Расчет отклонейний и оценка предельных значений внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.6. Расчет заряда на прочность
- Пример расчета заряда на прочность
- 2.7. Расчет и проектирование корпуса рдтт
- 2.8. Расчет и проектирование соплового блока и органов управления рдтт
- 2.8.1. Выбор типа и профилирование сопла
- Профилирование трансзвуковой части сопла
- Профилирование расширяющейся (сверхзвуковой) части сопла
- Пример профилирования сопла
- Пример расчета составляющих потерь удельного импульса
- 2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства
- Определение массы воспламенительного состава
- 2.10. Основные стадии жизненного цикла рдтт
- 3. Исследовательская часть и научно-исследовательская работа студента
- Список литературы
- Перечень дополнительной литературы и учебно-методических пособий, рекомендуемых для выполнения курсового и дипломного проектирования
- Состав и свойства зарубежных смесевых твердых топлив [2, 23] топливо тр-н-3062
- Топливо arcit-373d
- Топливо arcadene 253a
- Топливо anb-3066 [3]
- Топливо agc [23]
- Топливо erec [23]
- Топливо пха3м [23] (условное металлизированное)
- Топливо пха4м [23] (условное металлизированное)
- Топливо cyn [23]
- Топливо acc [23]
- Смесевые топлива для газогенераторов [д.1]
- Топливо let-3 [23]
- Состав и свойства баллиститных твердых топлив [2] топливо jpn
- Топливо hes-4016
- Топливо н
- Топливо нм-2 [23]
- Расчет геометрических размеров канально-щелевого заряда.
- Пример расчета распределения тепловых потоков по сопловому тракту рдтт