Глава V. Подготовка населения в области защиты от чс.
Статья ГО.
Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется
правительством РФ.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в
организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту
жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для
защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации,
на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по
месту работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС
обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную
систему предупреждения и ликвидации ЧС, совместно с общественными
объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения
людей, федеральными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут
использоваться средства массовой информации.
От местной противовоздушной обороны – к гражданской обороне
4 октября 1932 года Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные, ответственные и благородные задачи по защите страны и населения от нападения противника с воздуха. Необходимость в местной противовоздушной обороне (МПВО), гражданской обороне (ГО) объяснялась все возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства. Поэтому требовалось принять действенные меры для повышения обороноспособности страны, защиты ее тыла. Система МПВО – ГО и должна была обеспечить выполнение связанных с этим масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует 74-летняя история ее существования, со своими задачами с честью справилась.
Местная противовоздушная оборона страны в 1961 году была преобразована в Гражданскую оборону СССР. В новом Положении о Гражданской обороне СССР определено, что ГО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время, в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Гражданская оборона организуется на всей территории страны и строится по территориально-производственному принципу. Территориально – это опора на существующие структуры органов власти в краях (областях), городах, районах. Все объекты народного хозяйства и органы управления, находящиеся на территории края (области), независимо от ведомственной принадлежности стали организационно входить в структуру ГО края (области). Производственно – это значит, что мероприятия по защите населения и объектов от оружия массового поражения обязаны были проводить все министерства и ведомства, предприятия и организации, учебные заведения, колхозы и совхозы.
Проводимые учения, участие в ликвидации последствий ряда техногенных аварий и природных чрезвычайных ситуаций в 60-е, 70-е и начале 80-х годов показали, что система гражданской обороны не обеспечивала выполнение задач в ЧС мирного времени. А силы гражданской обороны, ориентированные только на войну, не могли получить практику действий, навыки по защите населения при ликвидации ЧС в мирных условиях (что было бы большим плюсом в деле их подготовки к решению задач и в случае войны). Вместе с тем нацеленные на осуществление мероприятий ГО в военное время невоенизированные формирования не в состоянии были эффективно действовать в районах ЧС в мирное. Да и в целом, в деятельности гражданской обороны к середине 80-х годов прошлого века стали накапливаться негативные процессы. Все это особенно явно проявилось при ликвидации последствий радиационной катастрофы в Чернобыле в 1986 году. После нее-то и началась перестройка системы ГО, приведшая в итоге к созданию новой государственной структуры в лице Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям (МЧС России).
Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО, по большому счету, не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную комиссию Совета министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 года была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включила в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названные комиссия и система существовали до распада СССР.
12 октября 1990 года Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показала, что эта комиссия не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные ЧС. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.
В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился (1994 г.) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
История МПВО - ГО - РСЧС показывает, что результат будет намного эффективнее, если заранее готовиться к возможным чрезвычайным ситуациям.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия. Развернулась разработка нормативной правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в данном направлении была регламентирована законодательными актами государства.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.
С января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Теперь к вопросам местного значения относятся:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно спасательных формирований на территории городского округа;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
С 2000 года на территории муниципального образования город Краснодар успешно работают спасатели муниципального учреждения профессиональной аварийно-спасательной службы «Служба спасения муниципального образования город Краснодар». Это, на сегодняшний день, одна из наиболее подготовленных спасательных служб в Южном регионе.
108
Для успешного функционирования муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены группы населения, проходящие обязательную подготовку по этим вопросам.
Обязательной подготовке подлежат:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов местного самоуправления и организаций;
д) работники органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, мерам пожарной безопасности, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы являются обязательными. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
уполномоченные работники - на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
109
4. Силы и средства РСЧС
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обеспечивающих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), потенциально-опасных объектов (ППО) и ликвидации ЧС. Следовательно, силы и средства РСЧС в составе МЧС РФ (рис.3) предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения и территорий Российской Федерации в первую очередь при ЧС мирного времени.
К ним относят:
а) Силы и средства наблюдения и контроля - учреждения (службы) и организации, формирования, центры, пункты, лаборатории территориальных и функциональных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием ОПС (воздуха, воды, земной поверхности, санитарно-эпидемиологической обстановкой и т.п.), за обстановкой на ПОО, прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на население, животных и растения.
б) Силы и средства ликвидации ЧС - силы, средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС. В состав сил МЧС РФ (РСЧС, ГО, ГПС) входят: поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования субъектов РФ, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, противопожарные подразделения,гражданские организации гражданской обороны (формирования) объектов экономики, войска ГО, государственная противопожарная служба
(рис. 3) .
Посмотреть схему(рис. 3)
2.3 Гражданская оборона. Силы и средства гражданской обороны
Гражданская оборона представляет собой систему оборонных, инженерно-технических и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения и объектов экономики от ЧС, возникающих при военных действиях. Принципы организации и ведения ГО определены Законом "О гражданской обороне"(1998 г.)
Основные принципы организации и ведения ГО :
- организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;
- подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники м средств защиты населения при ЧС военного времени;
- ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий.
Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. В состав гражданской обороны входят (рис.1) штаб войск ГО и войска ГО РФ, формирования (ГОГО) и службы ГО на ОЭ.
Штаб войск ГО РФ - это орган управления войсками ГО РФ, осуществляющий руководство их повседневной деятельностью и обеспечение постоянной готовности Войск к действиям при ЧС.
Войска ГО РФ - составная часть сил обеспечения безопасности. Они включают воинские части ГО центрального подчинения и воинские части ГО в регионах. Они предназначены для защиты населения и территории страны при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Войска ГО могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. "Положение о войсках ГО РФ" (Указ Президента РФ от 27 мая 1996г.) определяет задачи, организацию деятельности, комплектование, обеспечение и подготовку войск ГО. МЧС России обязано уделять внимание поддержанию готовности государства к выполнению мероприятий по защите населения, территорий и ОЭ от современных средств поражения (ССП) в военное время.
ГО также включает службы и силы гражданской обороны (рис.3).
Служба ГО предназначена для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий формирований ГО на ОЭ в ходе проведения АС и ДНР при ЧС военного времени. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны объектов экономики. Службами ГО создаются формирования служб ГО.
Силы гражданской обороны - это воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны (формирования). Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, силы МЧС РФ (РСЧС и ГО) предназначены для предупреждения и ликвидации ЧС мирного и военного времени
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По своему назначению силы и средства РСЧС могут включать силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием природной среды, сырья, продуктов питания, воды, ПОО и прилегающих к ним территорий, подчиненные МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
К силам и средствам ликвидации ЧС:
силы и средства МЧС России - федеральные, региональные, территориальные поисково-спасательных формирования (ЦАМО, СЦ, ПСС, ПСО), организации МЧС России (ЦУКС, ЦСООР, ГУАП и др.), подразделения, части и соединения Войск ГО центрального и регионального подчинения;
силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнитель ной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций - специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства (службы и формирования);
нештатные аварийно-спасательные формирования — общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подготовка работников ФОИВ, ОИВ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством РФ.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет МЧС.
Готовность АСС и АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также ФОИВ, создающими указанные службы и формирования.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
111
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей ФОИВ, ОИВС Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (Рис.2.10):
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Решениями руководителей ФОИВ и ОИВС РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.
Руководители соответствующих ОУ должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для ведения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, соответствующие руководители отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
При угрозе возникновения или возникновения региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
112
21 декабря 1994 года принят закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
Чрезвычайная ситуация
Данный закон признан обязательным для всех уровней: федерального, регионального, территориального, местного самоуправления, а также всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области его защиты и территорий от ЧС.
Начиная с сегодняшней публикации, МУ «Управление по ГОЧС г.Азова» доводит до горожан отдельные статьи и положения данного закона. А также с готовностью ответит на интересующие вопросы, присланные на адрес редакции с пометкой «ГОЧС».
Данный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера.
Гл.1п.6. Органы и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории от ЧС и принятых мер по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от ЧС.
Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от ЧС (ст.19).
Граждане РФ обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
- изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
- при необходимости оказывать содействие.
Права граждан РФ в области защиты от ЧС (ст.18).
Граждане РФ имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территории от ЧС;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие ЧС;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.
113
Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление государственного надзора и контроля.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 27) государственный надзор и контроль в этой области проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляют федеральные органы исполнительной власти (имеющие соответствующие полномочия по надзору и контролю в порученной сфере деятельности) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет надзор и контроль в порученной области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора за соблюдением установленных требований по обеспечению промышленной, ядерной, радиационной, экологической и пожарной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в области строительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в других областях, где несоблюдение специальных правил и норм может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются: проведение комплексных и специализированных проверок (инспектирования) территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.
Комплексные проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, создающихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также ведомственных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, проводятся в сроки и по программам, согласованным с проверяемыми органами исполнительной власти, и предусматриваются планами основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Общий порядок проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, звеньев территориальных подсистем РСЧС (образуются органами местного самоуправления), а также объектовых звеньев РСЧС установлен Инструкцией по проведению указанных проверок, утвержденной приказом МЧС России от 25.07. 2000 г. №399. Проверки, как правило, проводятся комплексно по всему перечню задач, возложенных на указанные подсистемы и звенья РСЧС, силами структурного подразделения МЧС России, осуществляющего контрольные функции, с привлечением представителей других структурных подразделений министерства и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Основными вопросами комплексных проверок являются:
- состояние работы по выполнению общих требований по созданию и организации деятельности территориальной подсистемы РСЧС и её звеньев;
- организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования производственных и других объектов в чрезвычайных ситуациях;
- готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- готовность сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению;
- работа по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- состояние защиты (инженерной, радиационной, химической и медико-биологической) и организация эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Состояние дел по всем вопросам проверки (или их отдельным элементам) оценивается одной из следующих оценок:
"соответствует предъявляемыми требованиям";
"ограниченно соответствует предъявляемыми требованиям";
"не соответствует предъявляемыми требованиям".
Указанной выше Инструкцией по проверке установлены соответствующие критерии этих оценок
Например, организация работы в территориальной подсистеме или местном звене РСЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования (работы) организаций в чрезвычайных ситуациях признается соответствующей предъявляемым требованиям, если:
на предприятиях (по результатам проверки и по данным органов госнадзора) организовано выполнение требований норм и правил безопасности, предписаний органов госнадзора, спланированы и проводятся мероприятия по обеспечению защиты персонала и устойчивой работы предприятий в чрезвычайных ситуациях;
проводится работа по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, в установленном порядке осуществляется разработка и экспертиза деклараций безопасности опасных производственных объектов, соблюдаются условия лицензий на право ведения разрешенной деятельности;
в целях совершенствования защиты территорий от чрезвычайных ситуаций разрабатываются и реализуются соответствующие целевые программы, осуществляются необходимые научные исследования, выполняются мероприятия федеральных целевых программ;
на предприятиях организована работа по поддержанию готовности аварийно-спасательных служб и других сил, осуществляется контроль за их укомплектованием и необходимым материальным и техническим обеспечением;
проводится работа по выявлению причин возникновения и развития имевших место чрезвычайных ситуаций, разрабатываются и реализуются мероприятия по их предотвращению.;
утверждены перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, создан установленный страховой фонд документации на них.
Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования проверяется и оценивается по следующим основным элементам:
- готовность органов управления территориальной подсистемы и её звеньев;
- готовность оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, дежурно-диспетчерских служб на опасных производственных объектах, единых диспетчерских служб в городах;
- состояние систем связи, оповещения (в том числе локальных систем оповещения на объектах) и информирования;
- организация сбора, обработки, обмена и выдачи информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Одним из важнейших критериев оценки по всем этим элементам являются практические действия при имевших место чрезвычайных ситуациях, на учениях и тренировках с запуском систем оповещения и информации.
При проверке готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС и их звеньев оценивается готовность как сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций (их укомплектованность и оснащенность, состояние подготовки, результаты аттестации и т.д.), так и сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.
По нескольким элементам осуществляется также проверка и оценка состояния дел по вопросам подготовки населения и состояния его защиты от чрезвычайных ситуаций.
Комплексные проверки деятельности функциональных подсистем РСЧС, осуществляемые силами МЧС России, проводятся по тем же основным вопросам, что и проверки территориальных подсистем РСЧС. При этом в программе проверки учитывается предназначение и особенности функционирования соответствующей подсистемы.
По итогам проверки территориальной подсистемы составляется акт, в котором в произвольной форме излагается положение дел по всем вопросам (с приложением оценочной ведомости), формируются общие выводы и вытекающие из них предложения, проводится служебное совещание по рассмотрению итогов проверки - с участием заинтересованных должностных лиц.
Исходя из результатов проверки, выводов и предложений, содержащихся в акте, проверяемыми разрабатывается План (перечень) мероприятий по устранению имеющихся недостатков и совершенствованию функционирования территориальной подсистемы РСЧС, который утверждается главой органа исполнительной власти, и организуется работа по выполнению намеченных мероприятий .
Аналогичным образом должна заканчиваться проверка звеньев территориальных подсистем, а также функциональных подсистем РСЧС.
Организационное оформление сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций отрасли
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минатома России (далее именуется — ОСЧС) определяются специальным положением, утверждаемым Министром Российской Федерации и согласуемым с МЧС России. ОСЧС преобразована из Отраслевой системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Минатома Российской Федерации по приказу Министра от 27.02.96 №126 во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.11.95№1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвы чайных ситуаций”.
ОСЧС является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Одной из важнейших задач ОСЧС является обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств отрасли, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются силы и средства).
ОСЧС имеет два уровня управления: федеральный и объектовый (уровень организаций). Каждый уровень управления ОСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами ОСЧС являются:
на федеральном уровне — Отраслевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОКЧС);
на объектовом уровне (в организациях) — объектовые комиссии по чрезвы чайным ситуациям (КЧСО).
Органами повседневного управления ОСЧС являются:
на федеральном уровне:
специализированные подразделения департаментов, управлений Минатома России и его корпорационных структур по безопасности и ЧС (Отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Отдел по безопасности ЯО, ЯБП, ЯЗ и ликвидации последствий аварий с ними, Дирекция по аварийному планированию ГП “Концерн Росэнергоатом”, др.);
диспетчерский отдел Ситуационно-кризисного Центра Минатома России (СКЦ);
дежурно-диспетчерские службы Центрального аппарата Минатома России и его корпорационных структур;
на объектовом уровне (в организациях):
дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций отрасли.
Размещение органов повседневного управления ОСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях решения комплекса специальных задач по ликвидации последствий аварий с ядерными боеприпасами, ядерными зарядами, их макетами и составными частями при их создании, испытании и ликвидации в составе ОСЧС организована Специальная профессиональная аварийно-спасательная служба (САС), деятельность которой определяется специальным положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Для организации и проведения работ по обеспечению готовности и аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера в составе ОСЧС создана Аварийно-спасательная служба (АСС).1
АСС объединяет органы управления АСС; аварийно-спасательные формирования (АСФ); научно-исследовательские и образовательные учреждения по подготовке спасателей; организации по производству аварийно-спасательных средств; иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед АСФ задач.
В состав сил и средств ОСЧС входят силы и средства Минатома России (централизованные силы и средства), его корпорационных структур, предприятий и организаций отрасли.
Силы и средства ОСЧС состоят:
из сил и средств наблюдения и контроля;
из сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Среди сил и средств наблюдения и контроля ОСЧС следует выделить такие как:
Ситуационно-кризисный Центр Минатома России;
Отраслевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки и автоматизированные системы контроля радиационной обстановки на предприятиях отрасли (ОАСКРО);
Отраслевая служба сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений (ОССГОС);
Лаборатории охраны внешней среды АЭС, службы радиационной безопасности и дозиметрические службы радиационно-опасных предприятий отрасли;
Центральные заводские лаборатории (ЦЗЛ) и промсанлаборатории предприятий;
Центры санитарно-эпидемического надзора, Центральные медсанчасти (ЦМСЧ), медсанчасти и медсанотделы (МСЧ/МСО) Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
Силы отраслевых органов контроля:
ядерной безопасности,
экологии и охраны окружающей среды,
пожарной безопасности,
охраны труда и радиационной безопасности,
горнотехнической инспекции,
котлонадзора и газового надзора.
Колонна АСФ Инженерно-технического и учебного центра робототехники Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии (ИТУРЦ НИКИМТ) в составе машин сопровождения, разведки и робототехнических комплексов
В составе сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций ОСЧС ключевую роль играют силы постоянной готовности федерального уровня (см. следующий раздел).
На объектовом уровне также имеется широкий набор сил и средств постоянной готовности, включающий не только специальные аварийные бригады (САБ) и специальные ведомственные формирования АЭС, но и подразделения МЧС и МВД России (военизированные пожарные части, охрана и др.), подразделения и специальные медицинские лечебно-профилакти ческие учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Важно, что силы и средства постоянной готовности ОСЧС могут, в пределах их компетенции, привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с Минатомом России для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В чрезвычайной ситуации производится выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ.
ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны города Москвы
I.Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и
порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны города Москвы (СНЛК), являющейся городской
структурой.
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и
контроля Московской городской системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).
3. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля
возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям города Москвы (ГУ ГОЧС). Непосредственное
руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские
(головные) организации, включенные в структуру СНЛК.
4. Наблюдение* и лабораторный контроль** организуется и
проводится в целях:
-------------------------------------
* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное
обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды,
продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ
и БС с помощью технических средств.
** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов
окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой
воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения
специфической индикации).
- своевременного обнаружения и индикации* радиоактивного,
химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды,
пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды
(воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятие экстренных мер по защите населения, и территории
города от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийно-химических
опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств -
возбудителей инфекционных заболеваний.
5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет два уровня:
городской и окружной.
Городской уровень. СНЛК формируется на основе следующих
учреждений и организаций, функционирующих на территории города:
- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Москве;
- Московский городской комитет охраны окружающей среды и
природных рескрсов;
- Дорожный ЦСЭН Московской ж/д;
- ЦСЭН Метрополитена;
- Московская городская ветеринарная лаборатория.
- Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды;
- Московское научно-производственное объединение "Радон";
- Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по
делам ГО и ЧС г.Москвы.
Координацию деятельности СНЛК городского уровня осуществляет ГУ
ГОЧС г. Москвы.
Окружной уровень. СНЛК формируется на основе учреждений и
организаций, функционирующих на территории административного округа.
Координацию деятельности СНЛК окружного уровня осуществляют комиссии
по чрезвычайным ситуациям и управления по делам ГО и ЧС
административных округов г. Москвы.
6. Перечень конкретных учреждений и организаций СНЛК
функционирующих на городском и окружном уровнях устанавливается
соответствующими органами исполнительной власти.
114
- Глава V
- 1. «Действия должностных лиц го и рсчс по организации оповещения работников объекта (населения) об угрозе опасностей военных действий и чс».
- 2. «Обязанности должностных лиц го и рсчс по выполнению инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты».
- 3. «Действия должностных лиц го и рсчс по сигналам го».
- Глава 2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач рсчс
- Глава 5. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории предприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Раздел II. Выполнение мероприятий кчс предприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Глава 2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач рсчс
- Глава III. Государственное управление в области защиты
- Глава IV. Права и обязанности граждан рф в области защиты
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чс.
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Положение об областном открытом первенстве по спортивному туризму «школа безопасности»
- Программа областного этапа Первенства
- 2.Школа безопасности:
- 3.Спортивное ориентирование.
- 4.Конкурсы: