4.Конкурсы:
- Фотовыставка (20 б).
- Презентация маршрутов «Уральская тропа» (35 б).
- Знатоки Урала (20 б).
- Фоторепортаж (35 б).
- Визитная карточка команды (20 б).
- Художественной самодеятельности (30 б).
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природной среде (20 б)
Условия приема команд на областном этапе Первенства
По прибытии на соревнования руководитель (тренер-представитель) группы предъявляет в мандатную комиссию следующие документы:
именную заявку (приложение № 1) на участие в соревнованиях, заверенную руководителем командирующей организации и врачом врачебно-физкультурного диспансера или старшим терапевтом поликлиники, где проводился медицинский осмотр; в заявке должно быть прописано количество детей допущенных до соревнований и заверено врачом;
приказ «Об ответственности руководителя за жизнь и здоровье участников команды»;
документ, подтверждающий дату рождения (паспорт или свидетельство о рождении и справку из ОУ с фотографией на каждого участника);
справку об эпидблагополучии;
справку о проверке участников на педикулез и чесотку;
документ, подтверждающий проведение Первенства на муниципальном этапе;
- квалификационные книжки на каждого участника или приказы о присвоении разрядов;
санитарную книжку на руководителя;
страховой полис ОМС (на каждого);
страховка от несчастного случая (на каждого).
Ответственность за жизнь и здоровье команды на соревнованиях и в пути следования несет руководитель команды. Подтверждение участия команды и согласование кандидатуры судьи производится в соответствии со сроком, указанном в «Порядке проведения областного открытого первенства «Школа безопасности» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Опалихинская 25, ОТиК ГБОУ СО «Дворец молодежи» Тел. (факс) (343) 245-71-32, тел. (343) 245-78-10; 245-71-10.
Определение результатов Первенства
Итоги Первенства подводятся по результатам проведения каждого этапа. Для подведения итогов оргкомитетом формируется экспертная группа (жюри, судейская коллегия), включающая квалифицированных специалистов. На каждом этапе Первенства формы награждения определяются соответствующим оргкомитетом.
Победители в комплексном командном зачете на областном этапе определяются в каждой возрастной группе по наименьшей сумме мест по видам программы. В случае равенства результатов предпочтение отдается команде, имеющей лучший результат по виду «Спортивный туризм», а в случае и этого равенства – имеющий лучший результат на дистанции- лыжная группа ( длинная).
Результат команд городов Уральского региона определяется только в отдельных видах программы, без участия в комплексном зачете.
Победители в личном зачете определяются по лучшему времени прохождения дистанции лыжная (короткая) вида «Спортивный туризм» в каждой возрастной группе.
Абсолютный победитель определяется отдельно среди юниоров и юниорок по наилучшему времени прохождения дистанции лыжная (короткая) вида «Спортивный туризм» и должен являться участником всех видов командных соревнований и конкурсов программы Первенства.
Награждение победителей.
Победители и призеры в командном и личном зачёте в каждой возрастной группе по отдельным видам программы Первенства награждаются грамотами и дипломами; в комплексном зачете - дипломами, медалями, ценными подарками и рекомендуются для участия в соревнованиях Федерального уровня.
Участникам, выполнившим спортивные нормативы по различным видам соревнований, присваиваются соответствующие спортивные разряды и звания. Педагоги, подготовившие победителей и призеров, награждаются благодарностями.
Финансирование
Расходы по организации и проведению Первенства за счет средств организаторов Первенства соответствующего этапа (подготовка дистанций, обеспечение безопасности участников, награждение победителей). Расходы по подготовке организации и проведению областного этапа Первенства за счет средств областного бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов.
Расходы по участию в Первенстве: проезд, питание, приобретение и прокат снаряжения для команды – за счет средств командирующих организаций.
За участие в соревнованиях команды оплачивают стартовый взнос в размере, определенном «Порядком проведения областного
открытого первенства «Школа безопасности». Питание централизовано в столовой (3-х разовое, оплата за счет участников).
122
В компетенцию органов местного самоуправления входит самостоятельно решать следующие задачи: осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организация обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и их проведение; сбор и обмен информацией, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
организация и проведение аварийно-спасательных и другие неотложные работ, поддержание общественного порядка при их проведении; обращение, при недостаточности сил и средств, за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.
Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) определен статьями 14 - 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В нем подчеркивается, что вопросом местного значения является организация и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.
К вопросам местного значения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относятся:
поселение
муниципальный район
городской округ
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа
Основные аспекты реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ отражены в рабочей схеме (приложение № 1).
В соответствии со статьями 40, 41, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следующие положения, дополнив статьи уставов муниципальных образований (приложение № 2):
для муниципальных районов:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
для поселений:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
для городских округов:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях «муниципальный район», «городской округ», «городское поселение»), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях «сельское поселение»);
порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления;
создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений);
своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления по вопросам:
организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;
организации обучения населения мерам пожарной безопасности;
об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;
об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей;
о порядке установления, в случае повышения пожарной опасности, особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей;
об обеспечении требований пожарной безопасности в период уборки урожая и заготовки кормов;
о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждения гибели людей от пожаров;
о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
об определении формы социально значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
об организации общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
определение ответственных должностных лиц по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
создание курсов гражданской обороны, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 (кроме сельских поселений);
порядок подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий.
Для городского округа необходимо принять правовые акты, предусматривающие:
создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Для реализации полномочий по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (кроме муниципального района) целесообразно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях «городской округ», «городское поселение» создание профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований). В остальных категориях муниципальных образований необходимо правовыми актами определить порядок привлечения граждан из числа общественного актива местного населения, профессиональные интересы которых прямо или косвенно могут быть связаны с решением вопросов, возникающих при чрезвычайных ситуациях (работники лесхозов, рыбхозов, охотсоюзов, системы образования, медработники, физорги пансионатов и домов отдыха, инструктора турбаз и т.п. категории граждан), объединяя их в общественные структуры, способные действовать при возникновении тех или иных чрезвычайных ситуациях, а также предусмотреть права, ответственность и интересы привлекаемых для этих целей лиц и их работодателей.
Для реализации полномочий по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
обеспечение соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде, устанавливающие правила охраны людей на воде, правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах;
создание противопаводковых комиссий.
Для образования на территории органа местного самоуправления, муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящего в состав территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации, для исполнения своих полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо создать:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления;
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
124
В учебном плане предусматривается охват теории и практики подготовки преподавателей-организаторов ОБЖ к выполнению функциональных обязанностей по организации и подготовке защиты обучающихся и персонала учебного заведения от опасных факторов и УС мирного и военного времени. При разработке учебно-методического планирования учтены особенности и специфика обучения по курсу ОБЖ в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования Костромской области.
Во-первых:
Дается определение места курса ОБЖ в образовательном процессе, предназначение данного предмета, его содержание и юридическое обоснование.
Доводятся рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ с учетом местных условий.
Дается обоснование принципов подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.
Во-вторых:
Дидактические принципы изучения курса ОБЖ и основные виды занятий по курсу ОБЖ. Урочные и внеурочные практические занятия, тренировки.
Учебно-тематическое планирование курса ОБЖ с учетом межпредметных связей. Психология человека в экстремальных (опасных) ситуациях. Эмоционально-волевая и физическая подготовка.
Подготовка по вопросам медицинских знаний и здорового образа жизни.
В-третьих:
В учебном плане предусмотрен обзор и характеристика основных экстремальных и чрезвычайных ситуаций Костромской области. Даются рекомендации по действиям человека и общества по предупреждению опасных явлений.
Определяется правовое регулирование деятельности МУС.
В-четвертых:
В учебный план включены вопросы, касающиеся основных форм и методов преподавания курса ОБЖ, особенностей организации и проведения занятий с учетом различных возрастных групп.
Дана методика организации проведения "Дня защиты детей", соревнований в рамках детско-юношеского движения "Школа безопасности", различного вида игровых форм обучения.
В учебном плане учтена практика проведения полевых занятий с юношами Х класса по 40-часовой программе раздела курса ОБЖ, "Основы военной службы".
В-пятых:
Требования нормативных документов к преподавателю-организатору ОБЖ, его дополнительные обязанности, статус требования Федеральных законов по организации учебного процесса по курсу ОБЖ.
Основные элементы УМБ. Технические средства обучения, учебно-наглядные пособия, учебная литература.
Порядок использования УМБ воинских частей при проведении занятий по ОБЖ.
2. Семинары
72 часовые (проблемные):
а) Новые подходы к методике преподавания курса ОБЖ;
б) Концепция образовательной области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" и практика ее применения;
в) Основные направления работы в рамках курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
г) Основные направления формирования у учащихся осознанного отношения к проблемам культуры безопасности.
Подготовка учителей безопасности жизнедеятельности проводится:
в педагогических ВУЗах по примерной учебной программе для педагогических высших учебных заведений по специальности 330100 - безопасность жизнедеятельности;
в Институте гражданской защиты Центрального регионального центра МЧС России по комплексной учебной программе по обучению преподавателей "Основ безопасности жизнедеятельности";
в институтах усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования) по программе повышения квалификации специалистов "Основы безопасности жизнедеятельности" в институтах усовершенствования учителей.
125
Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
I. Общие положения
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны (далее — Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Примерная программа регламентирует обучение по вопросам гражданской обороны (далее — ГО) , защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах должностных лиц и специалистов, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.
В Примерной программе изложены организация обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименования тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.
II. Организация обучения
1. Обучение должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) организуется на основании федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2000 г. за № 841, приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее — УМЦ ГОЧС) и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее — курсы ГО).
2. Перечень должностных лиц и работников ГО и РСЧС, подлежащих обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО определен приказами МЧС России от 18.06.2001 г. № 273 и от 22.01.2002 г. № 19, зарегистрированными в Минюсте России.
3. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых, с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
4. Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
5. В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО в другие города и районы субъекта Российской Федерации.
6. Обучение председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, а также руководителей организаций и председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности организаций, по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может проводиться с частичным отрывом от работы. Эта форма обучения предполагает очно-заочное обучение. При этом очные занятия (в объеме не менее 36 часов) планируются и проводятся из расчета 6 учебных часов в день. Остальное время обучаемые используют для решения служебных задач.
Для организации занятий по такой форме обучения комплектуется группа, состав которой утверждает руководитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации. За месяц до проведения занятий слушателям направляется развернутая программа обучения, расписание очных занятий, методические и справочные материалы для самостоятельной работы, а также темы индивидуальных заданий. Очные занятия планируются по наиболее сложным темам из расчета: лекции — 20-25% учебного времени, семинары, групповые и практические занятия — 80-75% учебного времени.
7. Руководители спасательных служб, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) по специальной подготовке могут готовиться методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими руководителями спасательных служб. Для каждого сбора разрабатываются специальные программы. Занятия проводятся на учебно-материальной базе УМЦ ГОЧС или непосредственно на объектах, по профилю спасательной службы.
8. На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.
9. В целях усиления практической направленности обучения, темы №№ 18/2, 20, 22, 32 Примерной программы рекомендуется отрабатывать на учебно-материальной базе объектов. Объекты определяются решением руководителей органов исполнительной власти (председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности) субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
10. Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой в составе: председателя — начальника УМЦ ГОЧС (курсов ГО) или его заместителя; членов комиссии — преподавателя, закрепленного за учебной группой, сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (работников органа специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления) и других специалистов.
11. Руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляется право, при необходимости, включать в содержание тем новые вопросы, перераспределять учебное время на изучение отдельных тем, исходя из местных особенностей и степени подготовленности обучаемых, уточнять формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем, без сокращения общего количества часов, определенных настоящей Примерной программой.
12. Должностные лица и специалисты ГО и РСЧС, прошедшие обучение, должны
знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории субъекта РФ (муниципального образования);
порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
порядок создания в целях выполнения мероприятий и задач по защите населения и территорий от ЧС запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;
организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
организацию и порядок обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
уметь:
разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС;
анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;
организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучение населения в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО;
быть ознакомлены с:
деятельностью органов управления ГО и РСЧС при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим основным направлениям.
Первое направление. Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, Институте развития МЧС России по учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС. Периодичность обучения составляет один раз в 5 лет. Основной целью обучения является подготовка руководящего состава РСЧС к решению задач по защите населения, территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и привитие навыков в организации мероприятий по ликвидации последствий катастроф.
Второе направление. Подготовка руководителей и специалистов органов местного самоуправления, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны объектов экономики осуществляется на региональном и территориальном уровнях в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с отрывом от производства по специальным программам. При обучении руководителей и специалистов органов местного самоуправления особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в объеме занимаемой должности в системе РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основной целью подготовки командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны является выработка у них практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Третье направление. Подготовка руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляется с отрывом от производства на курсах гражданской обороны городов и районов по специальной программе подготовки один раз в три года. Основной целью подготовки этой категории руководителей и специалистов является выработка у них необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами.
Четвертое направление. Подготовка работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности, осуществляется в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств с отрывом от производства по специальным программам подготовки в соответствии с профилем работы обучаемых.
127
2. Защита населения
Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской обороны.
Поэтому защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени осуществляется путем заблаговременного выполнения ряда мероприятий, к которым прежде всего относятся:
1) Укрытие населения в коллективных средствах защиты - защитных сооружениях и простейших укрытиях, а также умелое использование защитных свойств местности и местных предметов;
2) Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и изготовление простейших средств защиты самим населением, соответственно, своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты;
3) Эвакуация в загородную зону населения крупных городов и прилегающим к ним населенных пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
4) Организация оповещения населения об угрозе нападения противника, о радио - активном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе катастрофического затопления и стихийных бедствиях;
5) Обучение всего населения защите от оружия массового поражения и других средств противника, а также основам оказания первой медицинской помощи пораженным.
3. Оповещение населения
Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического
(биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.
По данным зарубежной печати, считается, что своевременное оповещение населения н возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.
Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и объектов.
Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.
Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение.
Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов.
Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.
Сигналы, поданные вышестоящим штабом, дублируются всеми подчиненными штабами.
С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога» «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».
В штабах гражданской обороны городов могут устанавливаться разнообразная сигнальная аппаратура и средства связи, которые позволяют с помощью пульта включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть, осуществлять одновременный вызов руководящего состава города и объектов народного хозяйства по циркулярной телефонной сети, принимать, распоряжения вышестоящих штабов и передавать свои распоряжения и сигналы оповещения штабам гражданской обороны объектов и населению.
Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание!
Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.
По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.
Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.
В городах районах, по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, « режимах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.
Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.
По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии - противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости
- и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.
4. Стихийные бедствия
Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕИСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ
Землетрясения - это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой.
Землетрясения всегда поражали людей и своей разрушительной силой, и последствиями, выражающимися в опускании земной коры, активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т. д.
Для человека очень важно знать, где и когда будет землетрясение.
Современная наука располагает сведениями о том, где может быть такое стихийное бедствие той или иной силы, но предсказать день и час его пока еще не может.
Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в последние годы в этом направлении наметились определенные успехи.
Предвестниками землетрясений, как это уже установлено, могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например, имеет место поднятие геодезических реперов, изменяются параметры физико- химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются специальными приборами геофизических станций. К предвестникам возможных землетрясений следует отнести также некоторые признаки, которые особенно должно знать население сейсмически опасных районов; это – появление запаха газа в районах, где до этого воздух был чист и ранее подобное явление не отмечалось, беспокойство птиц и домашних животных, вспышки в виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электрических проводов, голубоватое свечение внутренней поверхности стен домов, самопроизвольное загорание люминесцентных ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут являться основанием для оповещения населения о возможном землетрясении.
Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется неосознанными действиями самих пострадавших, обусловливаемыми паническим состоянием и страхом.
Возможно ли снизить психотравмирующее воздействие землетрясения на человека? Да, возможно, прежде всего воспитанием у каждого человека чувства высокой гражданственности, мужества, самообладания, дисциплинированности, ответственности за поведение не только самого себя и своих близких, но и окружающих людей по месту жительства, работы или учебы. Воспитанию этих качеств в значительной степени способствует хорошо отлаженная система подготовки населения по гражданской обороне, разъяснительная работа среди населения, всесторонняя агитационно-массовая работа.
В случае оповещения об угрозе землетрясения или появления признаков его необходимо действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники.
При заблаговременном оповещении об угрозе землетрясения, прежде чем покинуть квартиру (дом), необходимо выключить нагревательные приборы и газ, если топилась печь – затушить ее; затем нужно одеть детей, стариков и одеться самим, взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания, медикаменты, документы и выйти на улицу. На улице следует как можно быстрее отойти от зданий и сооружений в направлении площадей, скверов, широких улиц, спортивных площадок, незастроенных участков, строго соблюдая установленный общественный порядок. Если землетрясение началось неожиданно, когда собраться и выйти из квартиры (дома) не представляется возможным, необходимо занять место (встать) в дверном или оконном проеме; как только стихнут первые толчки землетрясения, следует быстро выйти на улицу.
На предприятиях и в учреждениях во время землетрясения все работы прекращаются, производственное и технологическое оборудование останавливается, принимаются меры к отключению тока, снижению давления воздуха, кислорода, пара, воды, газа и т. п.; рабочими и служащие, состоящие в формированиях гражданской обороны, немедленно направляются в районы их сбора, остальные рабочие и служащие занимают безопасные места.
Если по условиям производства остановить агрегат, печь, технологическую линию, турбину и т. п. в короткое время нельзя или невозможно, то осуществляется перевод их на щадящий режим работы.
При нахождении во время землетрясения вне квартиры (дома) или места работы, например в магазине, театре или просто на улице, не следует спешить домой, надо спокойно выслушать указание соответствующих должностных лиц по действиям в создавшейся ситуации и поступать в соответствии с таким указанием. В случае нахождения в общественном транспорте нельзя покидать его на ходу, нужно дождаться полной остановки транспорта и выходить из него спокойно, пропуская вперед детей, инвалидов, престарелых. Учащиеся старших классов школ должны помочь дирекции и учителям в поддержании порядка среди школьников младших классов.
Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток
(периодически повторяющимися подземными толчками). Примерная периодичность толчков и время их возникновения, возможно, будут сообщаться по радио и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать с этими сообщениями.
После землетрясения или даже в. процессе его будут вестись работы по оказанию помощи пострадавшим, по ликвидации последствий землетрясения. В первую очередь такие работы будут проводить лица, состоящие в формированиях гражданской обороны. Но и остальное население по призыву органов местной власти и органов управления ГО должно принимать участие в первоочередных спасательных и аварийно-восстановительных работах в районах разрушений.
Большая помощь со стороны населения может быть оказана медицинским учреждениям и медицинской службе гражданской обороны в поддержании нормальных санитарно-бытовых условий в местах временного расселения (в палаточных городках, антисейсмических зданиях) пострадавшего в результате землетрясения населения. Надо способствовать предупреждению вспышек в таких местах инфекционных заболеваний, являющихся, как правило, спутниками стихийных бедствий. В целях предупреждения возникновения и распространения эпидемий следует строго выполнять все противоэпидемические мероприятия, не уклоняться от прививок и принятия лекарств, предупреждающих заболевания.
Необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены и следить за тем, чтобы их выполняли все члены семьи; нужно напоминать об этом соседям, товарищам по работе.
128
Пятое направление. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется на предприятиях, учреждениях и в организациях, независимо от форм собственности, по специальным учебным программам ежегодно. При подготовке этой категории обучаемых особое внимание обращается на умелые действия в очагах поражения, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Следует отметить, что подготовка руководящего состава РСЧС на всех уровнях, кроме того, осуществляется путем участия в учебно-методических сборах, штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, в других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки. Основными формами этой подготовки являются командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся:
1) В федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - один раз в три года.
2) В органах местного самоуправления - один раз в два года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводятся ежегодно продолжительностью до одних суток. При проведении командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления для отработки вопросов взаимодействия в чрезвычайных ситуациях привлекаются в установленном порядке оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок является выработка у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий по защите населения и территорий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся:
с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
с остальными формированиями - один раз в три года.
Основной задачей при проведении тактико-специальных учений является выработка у руководителей и личного состава формирований практических умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи при ранениях, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года, проводятся:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов.
На объектах с численностью работающих 5 тыс.чел. и более комплексные учения проводятся по производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения с органами управления сельских администраций проводятся один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок является отработка действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В ходе комплексных учений (тренировок) отрабатывается:
на территориях, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера: вопросы оповещения, экстренной эвакуации и жизнеобеспечения людей;
на атомных станциях и объектах, расположенных в 30-ти километровой зоне АЭС: вопросы оповещения, ведения разведки, дозиметрического контроля, введения режимов радиационной защиты, защиты от радиоактивных осадков и аэрозолей, йодной профилактики и эвакуации населения, дезактивации местности, зданий, техники, санитарной обработки;
на химически опасных объектах: вопросы оповещения, защиты от АХОВ производственного персонала и населения прилегающих жилых кварталов, ликвидации последствий химического заражения.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводятся командно-штабные учения. На остальных объектах эти учения проводятся в удобное для объектов время.
Особое направление в подготовке населения - это подготовка учащейся молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях. Численность российских учащихся составляет более 31 млн. человек. А это более 57 тыс. школ, гимназий, лицеев и колледжей; более 4,5 тыс. профессионально-технических училищ; 2600 техникумов, более 5 тыс. учреждений внешкольного образования.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 253 от 14.05.1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях с 5-го по 11-й классы введен курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Программа курса ОБЖ включает область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов в чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и охрана здоровья детей, основы подготовки к военной службе.
При изучении данного курса особое внимание обращается на формирование у детей и подростков чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Учащиеся профессиональных учебных заведений Российской Федерации обучаются по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Основной целью изучения данного курса является формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий и оказанию само- или взаимопомощи в случае проявления опасности, развитию сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, умению распознавать и оценивать опасные и вредные факторы окружающей среды, находить способы защиты от них.
6
- Глава V
- 1. «Действия должностных лиц го и рсчс по организации оповещения работников объекта (населения) об угрозе опасностей военных действий и чс».
- 2. «Обязанности должностных лиц го и рсчс по выполнению инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты».
- 3. «Действия должностных лиц го и рсчс по сигналам го».
- Глава 2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач рсчс
- Глава 5. Организация связи и оповещения в го и рсчс
- Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории предприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Раздел II. Выполнение мероприятий кчс предприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
- Глава 2. Основы планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 3. Организация процесса планирования мероприятий рсчс и го
- Глава 4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач рсчс
- Глава III. Государственное управление в области защиты
- Глава IV. Права и обязанности граждан рф в области защиты
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чс.
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Положение об областном открытом первенстве по спортивному туризму «школа безопасности»
- Программа областного этапа Первенства
- 2.Школа безопасности:
- 3.Спортивное ориентирование.
- 4.Конкурсы: