2.10. Основные стадии жизненного цикла рдтт
Процесс создания двигательной установки на твердом топливе представляет собой ряд взаимосвязанных стадий, первой из которых можно назвать возникновение потребности, являющейся побудительным мотивом и предопределяющей все последующие стадии жизненного цикла.
К настоящему времени принята следующая классификация стадий разработки РДТТ, представленная на рис. 28.
Достаточно подробно основные стадии конструкторского проектирования, их взаимосвязь и взаимозависимость изложены в работе [8]. Остановимся далее на этапах, относящиеся к опытно-конструкторской отработке и утилизации РДТТ. Отметим, что значение и важность последнего этапа постоянно увеличиваются, поскольку в настоящее время ведется интенсивное внедрение на предприятиях отрасли PLM и CALS технологий, декларируемых как непрерывные и охватывающие полный жизненный цикл проектируемых изделий, включая утилизацию.
Рис. 28. Основные стадии жизненного цикла РДТТ |
2.10.1. Программа опытно-конструкторской отработки двигателя
Опытно-конструкторская отработка твердотопливных ракетных двигателей проводится в условиях:
наземных автономных испытаний;
наземных комплексных испытаний, в процессе которых подтверждается работоспособность РДТТ при совместной работе с системами и узлами ракеты;
летных испытаний.
Наземная отработка включает огневые стендовые, эксплуатационные и другие виды специальных испытаний.
Огневые стендовые испытания (ОСИ) РДТТ являются одним из важнейших этапов создания ракетного комплекса. Их основными задачами являются проверка работоспособности основных систем и агрегатов двигателя, подтверждение внутрибаллистических, энергетических, эксплуатационных и других параметров. В процессе ОСИ обеспечиваются режимы работы РДТТ, имитирующие реальные условия эксплуатации и применения. К ним, в первую очередь, следует отнести действие эксплуатационных факторов (температурный диапазон применения, влажность, воздействие виброударных нагрузок, реализуемых в процессе жизненного цикла изделия). ОСИ проводятся и в условиях имитации факторов реальной работы двигательной установки. К ним относятся положения двигателя на стенде, разрежение окружающей среды, в некоторых случаях действие полетных перегрузок.
С целью определения надежности РДТТ проводятся ресурсные испытания, в которых реализуется одновременно ряд неблагоприятных факторов, что в реальных условиях маловероятно. Это, например, сочетание максимального давления и минимальной толщины корпуса двигателя, нижнего значения температурного диапазона эксплуатации и минимально допустимой величины скорости горения. С этой же целью проводятся огневые испытания в запредельных условиях: расширенный температурный диапазон эксплуатации, максимальное значение давления и тяги, превышающее заданные по ТЗ величины, увеличенная или уменьшенная навески составов воспламенителя и пиропатрона. Имитация аварийных ситуаций (случайное падение, воздействие быстролетящего тела, работа узлов аварийного выключения двигателя) производится на специализированных стендах.
Благодаря увеличению объема получаемой в процессе ОСИ информации, совершенствованию методов ее обработки и анализа, улучшению метрологических характеристик аппаратуры число огневых стендовых испытаний в процессе отработки крупногабаритных РДТТ было сокращено с 30...40 в шестидесятые годы до 8...10 в настоящее время.
Наземная огневая стендовая отработка проводится тремя стадиями:
предварительные ОСИ;
конструкторские испытания;
контрольные испытания.
На этапе предварительных испытаний производится проверка правильности конструкторских решений, заложенных в проект. На этапе конструкторских работ проводится проверка работоспособности выбранной конструкции РДТТ и его элементов, а также предварительный анализ возможности выполнения ТЗ по внутрибаллистическим и энергетическим параметрам. При проведении огневых испытаний этого этапа, как правило, начинается проведение эксплутационных работ, связанных с подготовкой изделия к пуску.
Контрольно-сдаточные испытания проводятся на конструкции двигателя и заряда, положительно зарекомендовавших себя на предыдущих этапах. На этом этапе окончательно подтверждается работоспособность РДТТ в заданном температурном диапазоне и дается предварительная оценка достигнутому уровню надежности.
Заключительной стадией наземной отработки являются межведомственные испытания (МВИ). Проводятся они на окончательно выбранной конструкции двигателя, его узлов и агрегатов. Как правило, к моменту проведения МВИ двигатель в составе изделия испытывался в условиях натурных пусков. Стендовые испытания могут проводиться как с полномасштабными РДТТ, так и с их моделями. По характеру испытаний они могут быть огневыми и «холодными». При «холодных» испытаниях горения топлива не происходит. Это – гидро-, пневмо-, виброиспытания, имитация осевых перегрузок и др. Испытания РДТТ высотных ступеней и двигателей, работающих в условиях разрежения, проводятся в специализированных вакуум-стендах или с использованием газодинамических диффузоров.
Для оценки прочностных характеристик РДТТ проводится комплекс испытаний на вибро-ударных стендах с последующими огневыми испытаниями. На специальных стендах проведением гидро- и пневмоиспытаний проверяется также прочность РДТТ при действии перепада давления, изгибающих моментов, перегрузок.
Для имитации перегрузок, действующих на РДТТ в полете, проводятся испытания в условиях вращения на специальных стендах.
К эксплуатационным испытаниям относятся:
климатические;
транспортные;
испытания по подтверждению гарантийных сроков хранения;
проверки безопасности обращения с изделиями в аварийных ситуациях.
Климатическими являются испытания переменным термостатированием, воздействие вакуума, биофакторов и атмосферного электричества, стойкость при действии влаги, солнечной радиации.
Транспортные испытания проводятся как в составе двигателя, так и изделия (комплекса) в целом. Они проводятся на специально оборудованном транспортном средстве. В последнее время натурные транспортные испытания в большинстве случаев заменяются вибрационными испытаниями. Режимы этих испытаний назначаются по результатам расчетов с целью обеспечения нагрузок, эквивалентных реальным. Перед проведением таких испытаний должны быть проведены тепловые расчеты и (или) исследования, подтверждающие отсутствие загорания заряда при трении его в местах соприкосновения с деталями двигателя.
Испытания по подтверждению гарантийных сроков хранения включают этапы изучения механизма протекания процессов старения в топливе, бронепокрытии, защитно-крепящем слое, ускоренные испытания, а также работы длительного опытного хранения.
Безопасность обращения с изделиями подтверждается в следующих аварийных ситуациях:
– падение РДТТ;
– прострел пулей или осколком;
– срабатывание детонирующих узлов аварийного выключения двигателя.
Условия проведения испытаний должны назначаться в строгом соответствии с условиями эксплуатации комплекса. Результатом проверок могут быть отсутствие воспламенения, горения, взрыва, детонации.
Летные испытания (ЛИ) проводятся с окончательно выбранной конструкцией РДТТ, положительно себя зарекомендовавшей на этапах огневых стендовых и эксплуатационных испытаний. Летные испытания дают дополнительную информацию о работоспособности РДТТ в натурных условиях полета изделия. В процессе ЛИ определяются внутрибаллистические и энергетические параметры, вибро-ударные нагрузки, определяются температура и перемещение отдельных узлов и агрегатов РДТТ. В заключении отметим, что детально методика опытно-конструкторской отработки РДТТ изложена в соответствующих государственных стандартах и отраслевых нормативных документах.
2.10.2. Некоторые проблемы утилизации РДТТ и зарядов твердого топлива
Заключительная стадия жизненного цикла РДТТ тесно связана с ракетой носителем, на которой он установлен, и может быть реализована в следующих видах.
1. Запуски ракет носителей, а также испытаний на подтверждение гарантийного срока хранения РДТТ.
2. Сжигание на стенде при обеспечении требований экологической безопасности.
3. Разборка РДТТ и резка заряда на фрагменты с последующим их уничтожением.
Утилизация и ликвидация РДТТ и зарядов твердого топлива
Рассмотрим далее некоторые технические и экологические аспекты утилизации РДТТ [21, 22]. Согласно заключенным Россией международным договорам ликвидации подлежат российские межконтинентальные баллистические ракеты стратегического назначения, в разное время принятые на вооружение. Все твердотопливные ракеты, подлежащие утилизации, являются трехступенчатыми (таблица 7). Кроме того, в составе ракеты еще имеются малогабаритные двигатели (несколько десятков штук), которые служат для отделения отработавших ступеней ракет, для их торможения или обеспечивают работу рулей и других систем.
Таблица 7
Основные характеристики утилизируемых двигателей
Двигатели | Масса двигателя, кг | Масса заряда топлива, кг | Диаметр двигателя, м | Длина двигателя, м |
Двигатель 1-й ступени ракеты СС-25 | 27800 | 26000 | 1,8 | 8,1 |
Двигатель 2-й Ступени ракеты СС-25 | 11200 | 10200 | 1,55 | 5,1 |
Двигатель 3-й ступени ракеты СС-25 | 4670 | 4200 | 1,34 | 3,5 |
Материалы, входящие в состав РДТТ, можно сгруппировать следующим образом. Корпуса двигателей выполнены из композитного материала на основе стекло- и органопластика, с нанесенным на внутреннюю поверхность теплозащитным покрытием. В сопловом блоке для защиты от высокотемпературного и высокоскоростного потока применяются детали из углерод-углеродного композитного материала, углепластики, углеметаллопластики, а также высокопрочные графиты и тугоплавкие металлы и их сплавы.
В составе ракетного двигателя основную часть занимает твердое топливо, как правило, прочно скрепленное с внутренней стенкой корпуса двигателя. Твердое ракетное топливо представляет собой пожаро-, а некоторых случаях, взрывоопасную композицию, имеющую высший (первый класс опасности). Поэтому работы с зарядом при утилизации РДТТ должны проводится в строгом соответствии с действующими нормами и правилами, как правило, безлюдной технологии. Особое внимание должно уделяться соблюдению правил безопасности при механическом воздействии на заряд, если таковое исключить не удается.
В связи с этим становится очевидной разработка специальных методов утилизации как самого твердого топлива, так и элементов конструкции РДТТ. Обобщенная схема утилизации и ликвидации зарядов смесевого твердого топлива приведена на рис. 29 [22].
|
Рис. 29. Схема утилизации и ликвидации зарядов смесевого твердого топлива |
Для утилизации зарядов смесевого твердого топлива могут быть использованы несколько методов, основанных на различных физико-химических принципах и составляющих два принципиально разных подхода:
- уничтожение заряда путем подрыва или сжигания;
- удаление топлива из корпуса РДТТ.К первым из них можно отнести подрыв или сжигание на открытой площадке или открытом стенде; сжигание на стенде, оборудованном специальной системой нейтрализации продуктов сгорания, при высоком или низком давлении в камере сгорания; сжигание с флегматизацией части поверхности заряда твердого топлива.
Вторые методы включают гидродинамическое разрушение топлива струей воды, подаваемой в КС под высоким давлением; механическую резку топлива; химические методы деструкции топлива; криогенное разрушение топлива; биохимическое разложение (биодеструкция топлива).
Каждому из перечисленных методов присущи определенные недостатки. В частности, методы подрыва и сжигания топлива, являясь ликвидационными, не позволяют полностью утилизировать топливо, а также корпус РДТТ. Химическое разложение растворителями или химикатами основывается на необходимости диспергирования топлива в порошок, что является опасным технологическим процессом. Метод гидрорезки (гидроструйного дробления), заключается в том, что вода, подаваемая во внутрикамерный объем под высоким давлением, разрушает монолитный заряд топлива на отдельные фрагменты куски, а затем превращает их в порошкообразное состояние. Однако наряду с положительными опытами имели место и аварийные ситуации, когда происходило возгорание топлива. Кроме того, выделение из порошка компонентов, в первую очередь, металлического горючего и окислителя оказалось весьма трудоемким и малорентабельным.
Методы криогенного разрушения, биодеструкции и др., являясь предметом фундаментальных и научно-исследовательских работ, требуют для промышленной реализации дополнительных исследований.
Достаточно простым представляется утилизация топлива методом сжигания в составе РДТТ с использованием стендовых комплексов. Объективные предпосылки к внедрению данного метода заключаются в отработанности технологических процессов подготовки РДТТ (контроль качества заряда, сборка, транспортные операции, настройка системы регистрации и т.п.) к проведению огневых стендовых испытаний. При этом особенно приходится учитывать тот факт, что в течение штатного полного времени работы ракетного двигателя (~ 60-100 с) в окружающее пространство выбрасывается большое количество содержащих вредные вещества продуктов сгорания. Так, при запуске ракеты-носителя «Минитмет-III» двигатели 1-й, и 3- ступеней за время работы выбрасывают в атмосферу соответственно 10,4 т и 1,7 т конденсированной фазы [21]. Поэтому оборудование для очистки и нейтрализации продуктов сгорания является достаточно большим, сложным и дорогостоящим сооружением.
С целью упрощения процесса утилизации РДТТ актуальным является сжигание заряда без соплового блока двигателя. При этом за счет низкого избыточного давления в камере сгорания топливо горит с минимальной скоростью и в единицу времени образуется меньше количество продуктов сгорания. Поэтому появляется возможность очистки продуктов сгорания топлива в специальных скрубберах в процессе работы двигателя. В этом случае растворимые компоненты полностью переходят в раствор, а твердые вещества (оксид алюминия) выпадает в осадок и улавливаются в донной части скрубберов. По предварительным оценкам степень очистки вредных веществ составляет: – 98% по хлористому водороду, – 98,5% по оксиду алюминия Al2O3.
Экологические характеристики продуктов сгорания твердого топлива
В составе твердого смесевого топлива входят компоненты, содержащие углерод, водород, хлор и алюминий. Соответственно при горение образуются в большом количестве хлористый водород HCl (соляная кислота), оксид алюминия Al2O3 и оксид углерода СО (угарный газ). Кроме того, в составе продуктов сгорания топлива имеются в значительном количестве безвредные для экологии азот, водяной пар. Содержание других веществ, в том числе летучих и полулетучих соединений, весьма незначительно, тем не менее, они учитываются при проектировании устройств для очистки продуктов сгорания и при расчетах размеров санитарно-защитной зоны. Состав продуктов сгорания при сжигании заряда одного двигателя приведено в таблице 8.
Таблица 8
Состав газового потока при сжигании одного двигателя и степени очистки 98% (хлористый водород) и 98,5% (оксид алюминия), кг
Вещества | СС-25 1-я ступень | СС-25 2-я ступень | СС-25 3-я ступень | СС-24М 1-я ступ. | СС-24 1-я ступ. |
Водород | 719 | 296 | 120 | 1169 | 1409 |
Оксид углерода | 5189 | 2151 | 873 | 8175 | 10223 |
Хлористый водород | 70 | 28 | 12 | 209 | 135 |
Азот | 3478 | 1391 | 556 | 4018 | 6677 |
Двуокись углерода | 334 | 190 | 85 | 1372 | 835 |
Оксид алюминия | 148 | 69 | 24 | 252 | 285 |
Железо | 1 | – | – | 1 | 1 |
Углерод | 3 | 3 | 1 | 11 | 11 |
Летучие органи-ческие соединения | – | 0,22 | 0,11 | 0,89 | 0,89 |
Водород цианистый | 0,002 | 0,008 | 0,003 | – | 0,038 |
Российские законы, а также санитарные нормы и правила предписывают, что при строительстве нового предприятия за пределами санитарно-защитной зоны (СЗЗ) содержание вредных веществ в воздухе, в воде и на почве не должно превышать предельно-допустимых концентраций (ПДК). В этом заключается основной принцип обеспечения экологической безопасности любого производства. Обеспечиваются нормы ПДК очисткой дымовых газов фильтрами, строительством высоких дымовых труб и очистных сооружений. Степень очистки продуктов сгорания при утилизации заряда твердого топлива методом сжигания должна быть не ниже 98% для хлористого водорода и 98,5% для оксида алюминия.
Известно, что хлористый водород может быть нейтрализован щелочью NaOH, при этом образуется поваренная соль NaCl марки «техническая», которая широко применяется в химической промышленности. Оксид алюминия после сушки также можно вторично использовать в промышленности для изготовления абразивных кругов, высокотемпературных электроизоляторов и др.
Для каждого вредного вещества, попадающего в окружающую среду, утверждены свои ПДК. В таблице 9 приведены значения ПДК по российским нормативам для тех веществ, которые в том или ином количестве поступают в атмосферу при сжигании твердого топлива. При определении возможных мест расположения установок по утилизации твердотопливных двигателей следует определять границы санитарно-защитной зоны, в которую не попадают сады, огороды, пасеки, места жительства и массового отдыха граждан. При этом необходимо гарантировать, что за пределами санитарно-защитной зоны концентрация вредных веществ не превысит нормативных значений ПДК.
Таблица 9
Предельно-допустимые концентрации некоторых соединений
Вещество | ПДК среднесуточная, мг/м3 | ПДК максимально-разовая, мг/м3 | ПДК рабочей зоны, мг/м3 |
Оксид алюминия, Al2O3 (корунд в виде аэрозоли) в пересчете на алюминий | 0,01 | – | 2 |
Хлористый водород, HCl | 0,1 | 0,3 | 5 |
Водород цианистый | 0,01 | – | – |
Оксид углерода, СО | 3 | 5 | 20 |
Приведенные в данном подразделе данные могут быть использованы при выполнении раздела дипломного проекта, посвященного промышленной безопасности и экологии.
- Основы проектирования ракетных двигательных установок на твердом топливе
- Содержание
- Предисловие
- 1. Задания на курсовой и дипломный проекты
- 1.1. Пример типового задания
- 1.2. Особенности выполнения и защиты дипломного проекта
- 2. Конструкторская часть
- 2.1. Выбор твердого ракетного топлива
- 2.2. Термодинамический расчет характеристик горения твердого топлива
- 2.3. Выбор конструктивной формы и расчет основных характеристик заряда
- 2. Скорость горения нормальна к поверхности горения и, следовательно, горение заряда происходит эквидистантными слоями, если поверхность горения плоская, то-параллельными слоями (рис. 4).
- 2.4. Расчет внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.5. Расчет отклонейний и оценка предельных значений внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.6. Расчет заряда на прочность
- Пример расчета заряда на прочность
- 2.7. Расчет и проектирование корпуса рдтт
- 2.8. Расчет и проектирование соплового блока и органов управления рдтт
- 2.8.1. Выбор типа и профилирование сопла
- Профилирование трансзвуковой части сопла
- Профилирование расширяющейся (сверхзвуковой) части сопла
- Пример профилирования сопла
- Пример расчета составляющих потерь удельного импульса
- 2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства
- Определение массы воспламенительного состава
- 2.10. Основные стадии жизненного цикла рдтт
- 3. Исследовательская часть и научно-исследовательская работа студента
- Список литературы
- Перечень дополнительной литературы и учебно-методических пособий, рекомендуемых для выполнения курсового и дипломного проектирования
- Состав и свойства зарубежных смесевых твердых топлив [2, 23] топливо тр-н-3062
- Топливо arcit-373d
- Топливо arcadene 253a
- Топливо anb-3066 [3]
- Топливо agc [23]
- Топливо erec [23]
- Топливо пха3м [23] (условное металлизированное)
- Топливо пха4м [23] (условное металлизированное)
- Топливо cyn [23]
- Топливо acc [23]
- Смесевые топлива для газогенераторов [д.1]
- Топливо let-3 [23]
- Состав и свойства баллиститных твердых топлив [2] топливо jpn
- Топливо hes-4016
- Топливо н
- Топливо нм-2 [23]
- Расчет геометрических размеров канально-щелевого заряда.
- Пример расчета распределения тепловых потоков по сопловому тракту рдтт