logo search
ОТЕЧЕСТВО

§ 1. Патриотизм, верность воинскому долгу - основа достойного служению отечеству

Патриотизм — источник духовных сил воина

Сколько великодушных порывов, героических деяний вызвано глубоким чувством - патриотизмом. Сколько прекрасных слов ска­зано, написано мыслителями всех народов мира о патриотическом чувстве. Вспомним пушкинские слова: «...Мой друг, Отчизне посвя­тим души прекрасные порывы!». А можно ли забыть гениальную строку: «...И дым Отечества нам сладок и приятен!». А сколько суще­ствует народных пословиц о любви к Родине: «Человек без Родины -соловей без песен», «Своя земля и в горести мила».

Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше лич­ной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием - чувством преданности христи­анской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патрио­тизма. Призывая русский люд в сплочение для борьбы с интервен­тами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против вра­гов и разорителей веры христианских, польских и литовских лю­дей, за Московское государство стояти всем единомысленно...».

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

В «Табеле о рангах», учрежденной Петром I, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и

255

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание

закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утвержде­ны соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции. Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готов­ность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказав­шимся в беде, стала традицией русского воинства.

Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патри­отизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 г., которая укрепила национальное самосознание рос­сиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила... Герой Отечествен­ной войны 1812 г. Денис Давыдов писал, что Суворов «положил ру­ку на сердце русского солдата и изучил его биение... Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего сол­дата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире...»

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 г. выявила и от­ставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод.

Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «Отечество», «гражданин».

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris - родина, отечество. В толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его...

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечест­ву, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до са­мопожертвования, к его защите. Патриотизм - это чувство безмер­ной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, пережи­вание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина - это территория, географическое пространство, где че­ловек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина - это место рождения и становления человека как личнос­ти. А. Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впе-

256

чатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Роди­ной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем - для всех одна».

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к дру­зьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину - свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не дела­ет ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не состав­ляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто свя­щенное, прекрасное и любимое. «Родина, - писал выдающийся рус­ский философ И.А. Ильин, - есть нечто от духа и для духа».

Носителем патриотической идеи всегда была и остается Россий­ская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде па­триотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

Патриотизм был одним из истоков массового героизма совет­ских людей в трудные годы Великой Отечественной войны.

Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник Ге­нерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал

17 бл 257

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами».

В грозном 1941 г. защитники Москвы стояли насмерть. Каждый из них осознавал: «Ни шагу назад - позади Москва!».

Илья Эренбург писал в октябре 1941 г.: «Мы знаем, за что вою­ем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину».

В августе 1941 г. под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру враже­ского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг был совершен 470 воинами, из них 150 отмечены звания­ми Героя Советского Союза. Все они вошли в историю под именем матросовцы. Дело в том, что подвиг Александра Матросова, совершенный 23 февраля 1943 г., раньше, чем подвиг других героев, стал известен стране.

Весь мир зимой 1943 г. следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отбор­ные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две ди­визии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости гер­манской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделе­ния воинов-героев. Так, в 1943 г. в боях юго-западнее Харькова по­крыли себя неувядаемой славой воины взвода лейтенанта П. Шаро-нина (они уничтожили 16 вражеских танков и до 100 гитлеровцев). Звание Героя Советского Союза было присвоено не только Петру Николаевичу Шаронину, но и всем бойцам взвода. 26 марта 1944 г. десантный отряд под командованием старшего лейтенанта К. Оль­шанского в составе 55 моряков и 12 красноармейцев на рассвете высадился в районе города Николаева и захватил плацдарм. На протяжении двух суток отряд отбил 18 атак, уничтожил 700 гитле­ровцев, несколько танков, с честью выполнил поставленную зада­чу. Всем 67 десантникам, из них 55 - посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Именно благодаря патриотизму воины Красной армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, силь­ного врага.

Жизнь убеждает, что патриотом быть не стыдно. Стыдно и страшно быть не знающим своего родства. Это должны понять все политики, все общественные деятели. Можно иметь самые разные убеждения, выдвигать разные платформы, программы, уставы, нельзя только одно - приносить вред своему народу, России.

258

Глава пятая. Государственно-патриотическое воспитание

Патриотизм в нашей стране должен быть державным, историче­ски преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Державность российского патриотизма отражает тот историчес­кий факт, что почти половину тысячелетия Россия является вели­кой державой — одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях.

Историческая преемственность российского патриотизма озна­чает общность исторической памяти, исторического сознания не­прерывности исторического государства. Попытки предать забве­нию определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.

У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, должен проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в защите Отечества - это долг и обязанность патриота.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга пе­ред Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриоти­ческий, гражданский долг; к вооруженной защите страны -воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг ни выступал, он всегда связан с общественными интереса­ми, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувст­во долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. «У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься:

чувство долга».

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскры­вает нравственные качества личности, характеризует его граждан­скую позицию. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Ро­дины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, со­вершенствования своих морально-боевых и психологических ка­честв, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту. Российским вои­ нам есть с кого брать пример. 17 259

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чув­ство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святосла­ва, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохра­няя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают оставаться школой патриотизма, жизненной закал­ки, социальной зрелости и профессионального мастерства для де­сятков тысяч военнослужащих.

Чувство патриотизма остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в российской армии. От­радно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выра­жается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские во­ины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодро­мах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Афганистане и Чеченской Республике.

Как бы ни относились сегодня к «афганской странице» истории нашей страны, нельзя отрицать того, что подавляющее количество воинов, прошедших Афганистан, честно выполнили свой долг.

Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о по­честях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что зани­маются нужным делом - помогают народу Афганистана отстоять право на лучшую жизнь. Для нашей армии афганская война длилась десять лет. Но какими бы ни были политические оценки, непрелож­ной истиной осталась высокая боеспособность советского солдата -достойного продолжателя подвигов своих предков. За самоотвержен­ное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удо­стоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награжде­ны орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов.

Первыми Героями Советского Союза в Афганистане стали вои­ны-десантники: старший сержант Николай Чепик, сержант Алек-

260

сандр Мироненко и рядовой Николай Афиногенов, подорвавшие се­бя последней гранатой вместе с окружившими их душманами.

Свой шаг в бессмертие совершил на земле Афганистана рядовой Валерий Арсенов, прикрыв в бою своей грудью командира роты. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.

15 февраля 1989 г. закончилась эта война. Но и сегодня, по про­шествии ряда лет, афганский опыт актуален еще и потому, что дан­ный регион по-прежнему остается очагом потенциальных военных конфликтов.

Родина помнит героев-пограничников 12-й погранзаставы Мос­ковского погранотряда, которые 13 июля 1993 г. вели неравный бой с 250 афганскими моджахедами. «Духи» плотным кольцом ок­ружили 45 российских пограничников, долго не подпускали груп­пу поддержки. Заминировав единственную дорогу, ведущую к за­ставе, они вели массированный огонь с господствующих высот. От­чаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов. Из того ада удалось вырваться лишь 18 пограничникам. Ра­ненные, контуженные, истекавшие кровью, они прорвались к сво­им во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Анд­реем Мерзликиным. А 25 военнослужащих погибли. За мужество и героизм Указом Президента РФ 6 пограничникам присвоено звание Герой России, 29 военнослужащих Московского погранотряда на­граждены орденом «За личное мужество», 17 удостоены медали «За отвагу». Героическая застава стала именоваться 12-й погра­ничной заставой имени 25 Героев.

Многие военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федера­ции за самоотверженное выполнение воинского долга в Чеченской Ре­спублике отмечены боевыми наградами. В наградных листах часто встречаются такие записи: получил осколочное ранение, но поле боя не покинул; раненный вывел машину в безопасное место; не допустил захвата в плен раненых товарищей.

Звания Героя России удостоен старшина разведроты 8-го гвар­дейского корпуса Северо-Кавказского военного округа старший прапорщик Виктор Пономарев (посмертно). В ходе ожесточенной схватки с боевиками он лично уничтожил 7 бандитов, а затем при отражении очередной атаки закрыл собой командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта Л. Рохлина. Такой же героический поступок совершил и капитан Александр Кирьянов. Он погиб, прикрыв собой командира, в которого целился гранатометчик. Подвиг мужественного офицера отмечен Золотой Звездой Героя России. Посмертно награжден орденом Мужества заместитель командира мотострелковой роты по воспитательной работе лейте­нант Андрей Донец. При отражении атаки боевиков молодой

261

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7

Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание

офицер лично возглавил одну из групп, действовавших на направ­лении главного удара.

При штурме Дома печати отличился командир мотострелковой ро­ты старший лейтенант Д. Легкий, который ценой своей жизни спас подчиненных. Мужество и героизм проявил старший лейтенант Д. Ша­пошников. Под обстрелом противника бесстрашный офицер вытаски­вал раненых из горящей боевой машины, пока в ней не стали рваться снаряды в боеукладке. Даже получив контузию, он остался в строю.

В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 г. 84 гвардейца-десантника 6-й роты второго батальона 104-го гвардейского парашютно-де­сантного полка 76-й воздушно-десантной дивизии ценою собствен­ной жизни сдержали натиск более 2,5 тысячи боевиков. Численно­му превосходству бандитов десантники противопоставили собст­венное мужество. Окруженные, проявив стойкость, мужество и ге­роизм десантники до конца выполнили свой воинский долг. На по­ле боя нашли свою смерть более 400 боевиков.

Можно перечислять тысячи подвигов, совершенных воинами России в Чечне.

По словам корреспондента американской газеты «Вашингтон пост» Фрейда Хайятта: «...в Чечне российские солдаты и офицеры воюют в таких условиях, в каких ни одна другая армия мира не смогла бы действовать».

Можно смело утверждать: моральный дух российских войск до­статочно высок и способствует решению поставленных перед ними задач. Воины обеспокоены судьбой России. С особой силой прояв­ляются такие морально-боевые качества, как войсковое братство, боевое товарищество и взаимовыручка.

Для нынешнего защитника Отечества по-прежнему святы такие понятия, как верность присяге, беспрекословное исполнение при­каза и проявление воинской чести.

Герои в России были во все времена. Есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепо­сти и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - вер­ный сын и защитник своего Отечества, — будет жива и Россия.

Известный российский военачальник и педагог генерал М.И. Драгомиров отмечал: «...Там, где человек любит свою Родину, лю­бит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага». Помнить и быть верными этой истине - наш долг перед те­ми героями, чьи подвиги покрыли неувядаемой славой боевые зна­мена Вооруженных Сил нашей Родины.

В российской армии бережно сохраняют память о ее героях. О них пишут книги, слагают стихи и песни. Начиная с 1840 г., вои­ны, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заносить-

262

ся в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший порохо­вой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачис­лено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скром­ных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в серд­цах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял на­смерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал воен­ной тайны, кто с честью выполнил свой воинский долг.