2.6. Расчет заряда на прочность
Прочностной расчет является неотделимой частью процесса проектирования заряда. На первых этапах проектирования проводится упрощенный прочностной расчет – оценка прочности заряда, которая включает следующие этапы.
1. Установление перечня зон, напряженно-деформированное состояние заряда в окрестностях которых может достигать опасных уровней.
2. Выбор расчетной модели для каждой опасной зоны.
3. Определение максимальных значений напряжений и деформаций зон, возникающих за счет давления в камере сгорания или неравномерного нагрева заряда.
4. Сравнение возникающих напряжений и деформаций с предельно допустимыми и оценка прочности заряда в соответствии с критериями прочности.
Примерные физико-механические характеристики баллиститных и смесевых твердых топлив приведены в таблице 3 [1, 7].
Таблица 3
Физико-механические характеристики твердых топлив
Параметр | [в], МПа | Е, МПа | Ср, кДж/кг/К | т, Вт/м/К | т104, К-1 | | |
растяжение | сжатие | ||||||
Баллиститное | 1,8…16 | 7…20 | 100…300 | 1,3…1,9 | 0,2…0,3 | 1,2…1,5 | 0,35…0,5 |
Смесевое | 0,8…5 | 3,4…20 | 10…20 | 1…1,4 | 0,4…0,7 | 0,6…1,2 | 0,35…0,5 |
Сталь 30ХГСН2А | 1000 | ____ | 195000 | 0,503 | 28,5 | 0,11 | 0,26 |
2.6.1. Напряжения за счет давления в камере сгорания
Рассмотрим в качестве примера расчет на прочность прочноскрепленного щелевого заряда. Максимальные значения напряжений, обусловленные воздействием внутрикамерного давления, температурными деформациями материала оболочки и заряда, возникают на внутренней (канальной) поверхности топлива (А), а также в местах скрепления топлива с корпусом (В) и в вершинах щелей (С) и радиальных проточек заряда из-за концентрации напряжений (рис. 6). Необходимым условием обеспечения прочности заряда является: t [] и t [в], где [] и [в] – предельные значения деформации и предела прочности при разрушении для данного вида твердого топлива (табл. 3).
Для выполнения расчета заряда на прочность необходимо знать следующие параметры: форму заряда ( в качестве примера рассмотрен щелевой заряд), давление в камере сгорания рк, внутренний диаметр канала dв, наружный диаметр заряда dн, ширину bщ и радиус скругления вершины щели rщ, полную длину заряда L, длину щелевой части Lщ. Кроме того, должны быть известны тип топлива, материал корпуса и их физико-механические характеристики: предел прочности на растяжение[в], модуль упругости Е, коэффициент Пуассона , предельная относительная деформация [] = в /Е, коэффициент линейного расширения т, базовая Т0 и интервал Т0 предельно допустимой температуры эксплуатации РДТТ.
Напряжения при нагружении внутрикамерным давлением
При расчете напряжений в прочноскрепленном с корпусом заряде обычно принимаются следующие допущения [8].
1. Обечайка и защитно-крепящий слой (ЗКС) считаются абсолютно жесткими, а следовательно на внешней границе заряда тангенциальные и осевые удлинения считаются равными нулю.
2. Заряд считается выполненным из линейно-упругого изотропного материала.
-
Рис. 6. Характерные зоны при расчете заряда на прочность. Обозначения характерных зон используются в Приложении 3
Давление на внешней поверхности заряда на границе с ЗКС (точка В, рис. 6) определяется по формуле:
,
где – безразмерный радиус.
Радиальные и тангенциальные напряжения на внешней поверхности заряда (точка В) определяются следующем образом:
, .
Радиальные и тангенциальные напряжения на внутренней поверхности заряда (точка А) определим из соотношений:
, .
Таким образом, в первом приближении можно считать, что в твердом топливе возникает двухосное напряженное состояние. Для поверочного расчета с целью определения коэффициента запаса kз при переходе топлива к одному из предельных состояний (пластичному или разрушению) можно воспользоваться понятием эквивалентного напряжения экв. Так, например, в соответствии с теорией появления пластических деформаций Мора [9] значения экв и kз рассчитываются по формулам
экв = 1 - 3, kз = [в ]/ экв,
где 1 и 3 – соответственно наибольшее и наименьшее значение возникающих напряжений, - отношение предела текучести при растяжении к пределу текучести при сжатии: = Т.Р /Т.С. Приближенно можно принять, что = 1. Таким образом, в случае необходимости после расчета значений t и r в характерных точках заряда по теории Мора можно определить значение коэффициента запаса и предложить мероприятия по достижению менее опасного напряженно-деформированного состояния заряда.
Деформации заряда
Величина кольцевой деформации поверхности канала (зона 1, рис. 7), обусловленная действием давления в камере сгорания, равна
,
где - деформация канального заряда, - коэффициент разгрузки для среднего сечения расчетного цилиндра, который выбирается по номограммам [10], приведенным на рис. 8. В данной методике принято, что если используются передняя и задняя расширяющие манжеты, то оба торца заряда свободны; если используется одна манжета, то закреплен один торец.
|
Рис. 7. Расчетная схема для прочностного анализа канально-щелевого заряда со свободными торцами. 1…5- характерные зоны заряда. [10] |
Деформация одноканального заряда определяется по формуле:
.
Величина кольцевой деформации в основании щели (зона 4, рис. 7), обусловленная действием внутрикамерного давления, определяется выражением .
В этой формуле кольцевую деформацию примем равной = tA, - коэффициент торцевой разгрузки определяем по номограммам (рис. 9), а коэффициент концентрации в основании щели можно рассчитать по зависимости
,
где с=вщ/2 - полуширина щели, N- число щелей (лучей звезды), r- радиус скругления вершины луча звезды, qw- коэффициент непараллельности боковых луча звезды, определяемый из графиков рис. 10.
Рис. 8. Значения коэффициентов разгрузки для среднего сечения заряда (зона 1, рис. 5). Сплошная линия – торцы заряда свободны; пунктирная - один торец закреплен. М = rн/rв – относительный свод заряда. [10]
| |
| |
а б Рис. 9. Коэффициенты разгрузки для основания и вершины щели: а- один торец закреплен, б- торцы свободны (где z =L – Lщ ). [10] | |
| |
Рис. 10. Коэффициенты непараллельности стенок щели или луча звезды [10] | |
|
|
Рис. 11. Коэффициент локального увеличения контактного давления в заряде звездообразной формы [10] | Рис. 12. Значения для среднего сечения заряда (M = rн/rв- для канально-щелевого, M = rн/rл- для звездообразного заряда).Сплошная линия – торцы заряда свободны; пунктирная - один торец закреплен [10] |
| |
Рис. 13. Значения коэффициентов термической разгрузки для среднего сечения заряда (зона 1, рис. 7). Сплошная линия – торцы заряда свободны; пунктирная - один торец закреплен. [10] |
Величина кольцевой деформации в вершине щели или луча звезды (зона 5, рис. 7) определяется по следующему соотношению:
,
,
где коэффициент определяется по номограммам рис. 8 для луча звезды при М = rн/rл; К3 – коэффициент концентрации; – модуль объемной деформации топлива; k3 – коэффициент концентрации в вершине луча звезды (щели) вычисляется по формуле
.
Если плоскости щелей параллельны, то коэффициент концентрации принимается равным единице: k3 = 1.
2.6.2. Термические напряжения и деформации в заряде
При расчете напряжений в прочноскрепленном с корпусом заряде используются допущения, рассмотренные выше. Давление на внешней поверхности заряда (точка В, рис. 6), вызванное отклонением текущей температуры заряда Т1 от равновесной Т0, рассчитывается по формуле
,
где m = dв/dн; к, т – температурные коэффициенты линейного расширения материала обечайки камеры сгорания и твердого топлива, соответственно. Под равновесной будем принимать температуру заряда, при которой отсутствуют напряжения в заряде. Ориентировочно значение Т0 можно принять равным 293 К.
Радиальные и тангенциальные напряжения в канальном заряде рассчитываются по формулам:
- на внешней поверхности заряда
; ;
- на внутренней поверхности заряда
.
Величина радиального напряжения в материале щелевого заряда в местах скрепления корпуса с топливом (зона 3, рис. 7) рассчитывается по формуле [10]
,
где - радиальное термическое напряжение, kрк- коэффициент локального увеличения контактного давления за счет щелей. Для щелевых зарядов приближенно можно принять kрк = 1, а для зарядов звездообразной формы это значение определяется по номограмме рис. 11. Коэффициент разгрузки , определяемые по номограммам (рис. 12).
Величина кольцевой деформации заряда на внутренней поверхности канала (зона 1, рис. 7), обусловленная температурными деформациями материала оболочки и заряда, рассчитывается по формуле
,
где – термическая деформация канального заряда, – коэффициент разгрузки для среднего сечения расчетного цилиндра, который находится по номограмме (рис. 13).
Деформация канального заряда на внутренней поверхности определяется по зависимости:
.
При этом, если , то условие сохранения прочности выполняется.
Аналогичным образом можно проверить условия прочности в основании и на вершине щели и в месте скрепления заряда с топливом.
Величина кольцевой деформации в основании щели, обусловленная термическим расширением материала оболочки и заряда, рассчитывается по зависимости
,
где – дополнительный коэффициент торцевой разгрузки (можно принять = , рис. 9).
Величина кольцевой деформации в вершине щели или луча звезды, обусловленная температурными деформациями материала оболочки и топлива, определяется по формуле
,
причем, как и при расчете напряжений, если боковые поверхности щели или луча звезды параллельны, то коэффициент концентрации принимается равным единице k3 = 1.
- Основы проектирования ракетных двигательных установок на твердом топливе
- Содержание
- Предисловие
- 1. Задания на курсовой и дипломный проекты
- 1.1. Пример типового задания
- 1.2. Особенности выполнения и защиты дипломного проекта
- 2. Конструкторская часть
- 2.1. Выбор твердого ракетного топлива
- 2.2. Термодинамический расчет характеристик горения твердого топлива
- 2.3. Выбор конструктивной формы и расчет основных характеристик заряда
- 2. Скорость горения нормальна к поверхности горения и, следовательно, горение заряда происходит эквидистантными слоями, если поверхность горения плоская, то-параллельными слоями (рис. 4).
- 2.4. Расчет внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.5. Расчет отклонейний и оценка предельных значений внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.6. Расчет заряда на прочность
- Пример расчета заряда на прочность
- 2.7. Расчет и проектирование корпуса рдтт
- 2.8. Расчет и проектирование соплового блока и органов управления рдтт
- 2.8.1. Выбор типа и профилирование сопла
- Профилирование трансзвуковой части сопла
- Профилирование расширяющейся (сверхзвуковой) части сопла
- Пример профилирования сопла
- Пример расчета составляющих потерь удельного импульса
- 2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства
- Определение массы воспламенительного состава
- 2.10. Основные стадии жизненного цикла рдтт
- 3. Исследовательская часть и научно-исследовательская работа студента
- Список литературы
- Перечень дополнительной литературы и учебно-методических пособий, рекомендуемых для выполнения курсового и дипломного проектирования
- Состав и свойства зарубежных смесевых твердых топлив [2, 23] топливо тр-н-3062
- Топливо arcit-373d
- Топливо arcadene 253a
- Топливо anb-3066 [3]
- Топливо agc [23]
- Топливо erec [23]
- Топливо пха3м [23] (условное металлизированное)
- Топливо пха4м [23] (условное металлизированное)
- Топливо cyn [23]
- Топливо acc [23]
- Смесевые топлива для газогенераторов [д.1]
- Топливо let-3 [23]
- Состав и свойства баллиститных твердых топлив [2] топливо jpn
- Топливо hes-4016
- Топливо н
- Топливо нм-2 [23]
- Расчет геометрических размеров канально-щелевого заряда.
- Пример расчета распределения тепловых потоков по сопловому тракту рдтт