2.5. Расчет отклонейний и оценка предельных значений внутрибаллистических характеристик рдтт
Цель расчета отклонения характеристик РДТТ состоит в следующем.
1. Вычисление предельного отклонения давления в камере сгорания (pк), секундного расхода продуктов сгорания ( т) и тяги РДТТ (P) при наличии случайных и неслучайных отклонений параметров камеры сгорания, соплового блока, заряда твердого топлива, а также при изменении внешних условий, влияющих на работу РДТТ.
2. Определение необходимого диапазона изменения площади критического сечения сопла для обеспечения (при необходимости) постоянства основных параметров РДТТ (pк = const или P = const).
2.5.1. Определение номинальных значений
1. Скорость горения твердого топлива определяется по формуле
,
где u1- единичная скорость горения, зависимость которой от свойств топлива и начальной температуры заряда может быть выражено зависимостями:
, .
Здесь В, D – эмпирические коэффициенты, D1/B; Тн – начальная температура заряда; – единичная скорость горения при Тн = 293К.
2. Давление газов у переднего днища (см. рис. 5) определяется по формуле
.
3. Секундный расход продуктов сгорания, истекающих из сопла РДТТ, определяется по формуле
,
где – давление торможения на входе в сопло; Тк,з – температура торможения на входе в сопло (сечение «3-3» на рис. 5).
|
Рис. 5. Определение отклонений характеристик РДТТ. |
Опыт показывает, что при отсутствии эрозионного горения в первые секунды работы РДТТ справедливы соотношения
.
4. Тяга двигателя c учетом потерь рассчитывается по формуле
,
где .
2.5.2. Предельные отклонения pк, и P за счет случайных разбросов параметров
Относительные отклонения параметров рассчитываются для конкретного РДТТ по известным его характеристикам (чертежи, результаты испытаний, данные аналогов) по методике, изложенной в [6]. Учет отклонений, которые не могут быть отнесены к малым, производится по методике, изложенной в разделе 2.5.3.
Согласно правилам теории вероятностей среднеквадратическое отклонение суммы независимых случайных величин, распределенных по закону, близкому к нормальному, равно корню квадратному из суммы квадратов среднеквадратичекских отклонений слагаемых. Для нормально распределенных случайных величин это правило распространяется и на предельные отклонения. Принимая, что все случайные предельные отклонения параметров заряжания сл подчиняются закону нормального распределения, можно записать выражения для предельных случайных отклонений основных параметров РДТТ.
1. Предельное отклонение давления в камере сгорания определяется по формуле
. (2.5.1)
2. Предельное отклонение секундного расхода продуктов сгорания определяется по формуле
. (2.5.2)
3. Предельное отклонение тяги двигателя определяется по формуле
, (2.5.3)
где .
Здесь и далее принято, что надстрочный индекс «*» соответствует значению параметра на номинальном режиме, а единичная скорость горения приводится с учетом соотношения .
Для современных РДТТ предельное отклонение давления, тяги и секундного расхода на квазистационарном участке за счет случайных факторов составляет ~6...7%.
2.5.3. Отклонения pк, т и P за счет неслучайных отклонений параметров
Разброс скорости горения твердого топлива между партиями
При использовании зарядов разных партий возникают неслучайные отклонения единичной скорости горения u1. В этом случае рассчитывается величина , где - единичная скорость горения партии, по которой определялись номинальные параметры двигателя. Если партий несколько, то могут быть выделены наименьшие и наибольшие значения и , по которым рассчитываются и .
Если эти отклонения невелики (менее 0,05), то для определения соответствующих отклонений pк, и P, можно использовать линеаризованные зависимости (2.5.1-2.5.3) в виде:
(2.5.4)
(2.5.5)
(2.5.6)
Если и , то для определения соответствующих отклонений pк, и P нужно использовать следующие зависимости:
; ; ,
где , - относительные значения максимального и минимального значений единичной скорости горения, связанные с относительными отклонениями формулой . На практике неслучайное изменение скорости горения (разброс) между партиями или отдельными крупногабаритными зарядами составляет величину 2,5...3 %.
Отклонение начальной температуры заряда от номинального значения
Температурный диапазон эксплуатации обычно не удовлетворяет условию 0,05, поэтому для учета влияния отклонений начальной температуры заряда на pк,, и P необходимо выполнить следующие преобразования.
Из уравнения Бори после преобразований получаем формулу
.
Практически , поэтому, используя , можно записать
, , .
Соответствующие относительные отклонения δpк , δ и δP определяются по формуле
.
Изменение площади критического сечения за счет теплового расширения соплового вкладыша
Термическое расширение конструкционных материалов приводит к появлению отклонений pк, и P от соответствующих номинальных значений, которые (отклонения) могут быть рассчитаны по формулам:
, , .
Эти зависимости справедливы и при определении влияния разгара сопла на параметры двигателя, т.е. для определения и .
Если 0,05 (что имеет место при тепловом расширении сопел), то можно пользоваться линеаризованными зависимостями 2.5.1-2.5.3 в виде:
,
,
.
2.5.4. Суммарные предельные отклонения pк, и P в случае нерегулируемого сопла
Суммарные предельные относительные отклонения параметров pк, и P с учетом влияния случайных и неслучайных воздействий могут быть найдены по формулам:
;
;
;
;
;
,
где – отклонение искомого параметра за счет случайных отклонений параметров двигателя; – отклонение искомого параметра за счет отклонения скорости горения топлива от номинального значения; – отклонение искомого параметра за счет отклонения начальной температуры заряда от номинального значения; – отклонение искомого параметра за счет теплового расширения соплового вкладыша; – отклонение искомого параметра за счет разгара соплового вкладыша; индексы “min”, “max” относятся к соответствующим минимальным и максимальным отклонениям параметра.
Отметим также, что приведенные формулы позволяют определить предельные отклонения основных параметров двигателя в любой момент времени его работы, т.е. получить зависимости:
- Основы проектирования ракетных двигательных установок на твердом топливе
- Содержание
- Предисловие
- 1. Задания на курсовой и дипломный проекты
- 1.1. Пример типового задания
- 1.2. Особенности выполнения и защиты дипломного проекта
- 2. Конструкторская часть
- 2.1. Выбор твердого ракетного топлива
- 2.2. Термодинамический расчет характеристик горения твердого топлива
- 2.3. Выбор конструктивной формы и расчет основных характеристик заряда
- 2. Скорость горения нормальна к поверхности горения и, следовательно, горение заряда происходит эквидистантными слоями, если поверхность горения плоская, то-параллельными слоями (рис. 4).
- 2.4. Расчет внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.5. Расчет отклонейний и оценка предельных значений внутрибаллистических характеристик рдтт
- 2.6. Расчет заряда на прочность
- Пример расчета заряда на прочность
- 2.7. Расчет и проектирование корпуса рдтт
- 2.8. Расчет и проектирование соплового блока и органов управления рдтт
- 2.8.1. Выбор типа и профилирование сопла
- Профилирование трансзвуковой части сопла
- Профилирование расширяющейся (сверхзвуковой) части сопла
- Пример профилирования сопла
- Пример расчета составляющих потерь удельного импульса
- 2.9. Проектирование и расчет воспламенительного устройства
- Определение массы воспламенительного состава
- 2.10. Основные стадии жизненного цикла рдтт
- 3. Исследовательская часть и научно-исследовательская работа студента
- Список литературы
- Перечень дополнительной литературы и учебно-методических пособий, рекомендуемых для выполнения курсового и дипломного проектирования
- Состав и свойства зарубежных смесевых твердых топлив [2, 23] топливо тр-н-3062
- Топливо arcit-373d
- Топливо arcadene 253a
- Топливо anb-3066 [3]
- Топливо agc [23]
- Топливо erec [23]
- Топливо пха3м [23] (условное металлизированное)
- Топливо пха4м [23] (условное металлизированное)
- Топливо cyn [23]
- Топливо acc [23]
- Смесевые топлива для газогенераторов [д.1]
- Топливо let-3 [23]
- Состав и свойства баллиститных твердых топлив [2] топливо jpn
- Топливо hes-4016
- Топливо н
- Топливо нм-2 [23]
- Расчет геометрических размеров канально-щелевого заряда.
- Пример расчета распределения тепловых потоков по сопловому тракту рдтт