logo search
ОТЕЧЕСТВО

§ 6. Современный терроризм: история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму

Террористическая деятельность сегодня характеризуется широ­ким размахом, связью и взаимодействием международных терро­ристических центров и организаций по всему миру. Это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением.

Согласно исследованиям ряда российских учёных и данным за­рубежных исследовательских центров совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов. ,

История возникновения и классификация I терроризма

Самая ранняя известная в истории человечества террористичес­кая группировка - секта сикариев - действовала в Палестине в 66-73 годах нашей эры.

Б XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чьё название и доныне считается синонимом коварного убийства, осно­вал Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположни­ком идеологии терроризма. Современники называли его гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал про­тотип государства новой формации - террористическое государст­во, в котором существовала чёткая иерархия подчинения и не было единых границ, чётко очерченной территории. Владения аль-Саб-баха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его го­сударства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сто­ронники кочевали из крепости в крепость.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке и в Индии. Весьма воинственными были они в Ки­тае, Их члены занимались традиционным вымогательством, а про­фессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили вся­кому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человече­ство столкнулось с политическим терроризмом. Начиная со второй половины XIX века, террористические акции в Европе приняли си­стематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века.

Западная и восточная цивилизации тоже не отставали в этом плане от России. В Америке террористами были убиты президенты 84

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России

США Мак-Кинли и Гарфилд. Предприняты покушения на Бисмар­ка, германского кайзера. В 1894 году был убит президент Франции Карно, в 1897 году премьер-министр Испании Кановас, в 1898 году австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900-м году король Италии Умберто.

В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстре­мистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет». Даже в Индии с её традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка «Бхагат Сингх»,

Уже в конце 60-х - начале 70-х годов XX века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы - особый ру­беж в истории терроризма.

Символично, что наиболее громкие террористические акты про­исходят именно в момент наивысшего единения человечества, в ча­стности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористи­ческому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 года. 5 сентября 1972 года боевики террористической группировки «Чёрный сентябрь» захватили в заложники спортс­менов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и без­жалостен. Взрывы в публичных местах, поездах, вокзалах, рестора­нах, во время празднеств. Участились похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров, а также убийства, ограб­ления, захваты государственных учреждений, посольств, самолётов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воз­душный терроризм, ядерный терроризм, биологический терроризм, экологический терроризм и информационный терроризм. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель - не получе­ние денежного выкупа или освобождения из тюрем арестованных бо­евиков. Она гораздо масштабнее и грандиознее - поставить на коле­ни целые народы и государства.

История показывает, что все самые громкие террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современно­го терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Тер­рористы начинают объединяться в интернациональные «бригады», ставят себе на службу новейшие научные достижения человечест­ва, изобретают и приводят в действие невиданные террористичес­кие «ноу-хау».

Как уже отмечалось, проявления терроризма весьма разнооб­разны по своим масштабам, целям, формам, методам, природе и

85

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

т.п. К сожалению, единого толкования этого явления не сущест­вует. Специалистами предпринимались и продолжают предпри­ниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям.

По методам воздействия терроризм бывает:

• с уничтожением информационных средств и информацион­ ных баз данных;

• с применением морально-психологического насилия.

Как правило, при осуществлении террористических акций пере­численные методы используются комплексно, а приоритет тем или иным из них отдаётся с учётом конкретных условий и специфики региона деятельности террористов, их оснащённости, технической подготовленности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.

По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зависимости от гражданской принадлежности субъектов террорис­тической деятельности терроризм подразделяется на:

В свою очередь международный и внутренний терроризм может быть подвергнут дополнительной систематизации. Так, во внутрен­нем терроризме в зависимости от его субъектов можно выделить:

Если классифицировать терроризм по целям, то можно выде­лить:

сплачивающий терроризм, акции которого направлены на объединение различных структур экстремистского толка;

86

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России

В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные тер­рористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей с применением методов терроризма. Современный терроризм можно также характеризо­вать по уровню его развития в настоящее время.

Во-первых, произошла трансформация тактики терроризма.

Раньше он существовал в основном в форме единичных поку­шений на руководителей государств, правительств и на высокопо­ставленных чиновников. В настоящее время ситуация кардиналь­но изменилась. Современный терроризм - это уже не разрознен­ные индивидуальные действия. А серии разнообразных террорис­тических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые в основ­ном квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминаль­ных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

Во-вторых, усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности.

Террористы стали во многих случаях действовать малочислен­ными подразделениями, ужесточили проверку новых членов. В рамках террористических организаций практикуется специализа­ция подразделений по их предназначению: финансирование, раз­ведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполне­ние террористических актов.

87

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

В-третьих, произошло ужесточение форм и методов террора.

Использование террористическими организациями крайне жесто­ких форм и методов борьбы повышает опасность совершения актов так называемого технологического терроризм. К ним в первую оче­редь относятся использование или угроза применения ядерного, хи­мического и бактериологического оружия, радиоактивных или высо­котоксичных химических, биологических веществ, а также попытки захвата экстремистами ядерных и иных промышленных объектов.

В-четвёртых, современными террористами взят курс на исполь­зование достижений научно-технического прогресса.

Развитие прогресса порождает новые виды терроризма, разру­шительная сила которых постоянно растёт. Так, жизнь современ­ного общества зависит от электронных баз данных и передаваемой информации. От этого зависит также оборона, деятельность спец­служб и правоохранительных органов, банковское дело, работа жизнеобеспечивающих систем городов и т.д. В этой связи жизнен­но важные сферы деятельности любого государства стали открыты­ми для компьютерных пиратов. А их согласованные действия мо­гут не только парализовать всю страну, но и привести к многочис­ленным человеческим жертвам. Поэтому угроза нового вида терро­ризма - информационного или электронного - сегодня приобретает особое значение.

В-пятых, идёт рост терроризма, основанного на религиозной и этнической ненависти.

Сегодня опасность представляют не только группы боевиков, участвующих непосредственно в боевых действиях, но и многочис­ленные отряды проповедников ислама радикального толка, в том числе воинствующего, прошедших обучение в исламских учебных заведениях Саудовской Аравии, Пакистана, Египта и завербован­ных исламистами. Сравнительный анализ развития ситуации на Балканах, на Северном Кавказе и в Центральной Азии показывает, что именно перед исламскими проповедниками ставится цель пер­выми реализовать рассчитанные на долговременную перспективу задачи распространения идей сепаратизма и религиозного экстре­мизма в различных регионах мира.

В-шестых, произошло увеличение людских и финансовых ис­точников международного терроризма.

Сегодня терроризм можно рассматривать в качестве своеобраз­ной платы мирового сообщества за прогрессирующую глобализа­цию международных отношений. Одним из её следствий являются крупномасштабные миграционные процессы, которые могут нане­сти серьёзную угрозу стабильности и безопасности всему междуна­родному сообществу в целом.

Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России

Таким образом, террористическое движение возникло за долго до взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске и атаки на Все­мирный торговый центр в Нью-Йорке. Любая современная страна мира может найти в своей истории примеры террористического движения. Нельзя называть терроризм чумой XX века и обвинять в его «изобретении» мусульманские экстремистские организации,

- у данной проблемы более глубокие интернациональные корни.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму

Смысл термина «противодействие терроризму» более широк, чем борьба с терроризмом, которая подразумевает непосредствен­ное пресечение теракта или наказание виновных. Противодействие

- это совокупность законодательных, идеологически-информаци­ онных, организационных, административно-правовых, воспита­ тельных, в том числе и пропагандистских, мер, призванных упре­ дить появление субъектов терроризма (особенно групп и организа­ ций), воспрепятствовать им, не допустить их перехода к активным действиям, к реализации преступных намерений.

Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений как в России, так и ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, свя­занная с деятельностью террористических организаций, в ближай­шее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более уси­лится. В перспективе в случае ослабления противодействия терро­ристам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необхо­димо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по исполь­зованию войск для борьбы с ним.

Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегу­лированию различных конфликтов и пресечению террористичес­ких акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства.

Первые законы в странах Запада, регулирующие действия ис­полнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских фор­мирований. Во многих государствах специальная нормативно-пра­вовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует.

Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на не-

89

0ТЕЧЕСТВОЧЕСТЬ_Д0ЛГ Выпуск?

посредственном выполнении ими антитеррористических задач. До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомствен­ная разобщенность войсковых формирований, входящих в анти­террористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жест­кого взаимодействия подразделений.

Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуще­ствляется в зависимости от исторически сложившихся систем обес­печения внутренней безопасности. В одних государствах от исполь­зования вооруженных сил против террористов полностью отказа­лись, в других - для этих целей применяют специально подготов­ленные воинские формирования, в третьих - выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения и части, которые также проходят специальную подготовку.

В случае же непосредственной опасности, грозящей государст­венному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограничен­ное применение всех своих силовых структур, включая и воору­женные силы. В ряде зарубежных стран право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликта предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет су­щественно повысить оперативность действий войск, привлекаемых для борьбы с терроризмом.

В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем во­оруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первооче­редной и самой главной задачей для них является ликвидация ис­точников материально-технического обеспечения противозакон­ных действий и устранение иных предпосылок возникновения экс­тремистских движений.

В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом:

  1. защита военнослужащих и членов их семей, а также военных учреждений и оборудования от террористических атак;

  2. помощь местным и федеральным органам в подготовке к контртеррористическим операциям и урегулировании таких инцидентов.

Немалый опыт борьбы с терроризмом накоплен Израилем и его спецслужбой «Моссад». В основе её тактики - превентивные удары по террористам, удары возмездия по организаторам и исполнителям терактов, которые не удалось предотвратить (к примеру, месть за

90

Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России

убитых израильских спортсменов, которые были захвачены органи­зацией «Чёрный сентябрь» на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

Во Франции с террористами ведут борьбу подразделения «ВРИ» (поиск и уничтожение). В этом элитном отряде насчитывается око­ло 30 бойцов - одиночек, которым президент Франции предоставил исключительные полномочия уничтожать террористов на стадии

покушения.

Большинство стран давно пришло к выводу, что борьбой с терро­ризмом должна заниматься отдельная организация. Одной из пер­вых по этому пути пошла Великобритания, создав в 1941 году спе­циальную службу (САС) как элитную, высокопрофессиональную антитеррористическую организацию. По её модели, приобретшей хорошую международную репутацию, создавались почти все анти­террористические подразделения различных стран мира.

  1. 1990 году VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в специальной резолюции «Тер­ рористическая преступная деятельность» наметил основные реко­ мендации странам мира по борьбе с терроризмом. Государствам предлагалось рассмотреть вопрос о выработке руководящих прин­ ципов для средств массовой информации «...в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия, рас­ пространения стратегической информации о потенциальных целях ... в тот период, когда продолжаются террористические акты...»

  2. декабря 1994 года резолюцией ООН 46/60 была одобрена Дек­ ларация о мерах по ликвидации международного терроризма.

В 1995 году состоялся очередной IX Конгресс ООН, решением которого предлагалось активизировать разработку кодексов пове­дения представителей средств массовой информации и норм осве­щения проблем преступности и терроризма.

В 1998 году вступил в силу Федеральный закон «О борьбе с тер­роризмом», были внесены изменения в Федеральный Закон «О средствах массовой информации».

Статья 15 Закона «О средствах массовой информации» опреде­ляет, что при проведении контртеррористической операции инфор­мирование общественности о событии осуществляется в формах и объёме, определяемым руководителем оперативного штаба по уп­равлению контртеррористической операцией или представитель указанного штаба, ответственный за поддержание связи с общест­венностью.

Согласно данного Федерального закона, запрещается распрост­ранение информации:

• раскрывающей специальные технические приёмы и тактику проведения контртеррористической операции;

91

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России

В апреле 2003 года Индустриальный комитет, объединяющий руководителей ведущих отечественных телеканалов и изданий, со­общил об утверждении Антитеррористической конвенции, регла­ментирующей правила поведения журналистов в кризисных ситуа­циях.

В Концепции национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., подчёркивается, что серьёзную угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм, борьба с которым должна осуществ­ляться на основе общегосударственного комплекса контрмер. Кро­ме того, в этом документе особая роль придаётся федеральным ор­ганам государственной власти, которые должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятель­ности, независимо от того, где планировались или осуществлялись террористические акции.

В военной доктрине Российской Федерации говорится, что од­ной из основных внешних угроз военной безопасности России явля­ется международный терроризм, а внутренней угрозой - противо­правная деятельность экстремистских националистических, рели­гиозных, сепаратистских и террористических движений, организа­ций и структур, направленная на нарушение единства и территори­альной целостности России, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

В ноябре 2000 г. Постановлением №1643-р Правительство Рос­сии утвердило план мероприятий по реализации Программы госу­дарств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, одним из пунктов которого является образование Межгосударственного антитеррористического центра СНГ.

Сегодня абсолютно очевидно, что международный терроризм не отказался от агрессивных намерений и планов в отношении Рос­сии. Борьба с ним будет длительной. Необходимо сделать всё, что­бы эти устремления терроризма были обречены на провал.

92

I

Проблемы борьбы с терроризмом обсуждались также руководите­лями «восьмёрки» - ведущих индустриально развитых государств мира. Так, в Итоговом документе Парижского совещания минист­ров «восьмёрки» от 30 июня 1996 года был принят пакет из 25 мер, рекомендованных государствам для противодействия угрозам терро­ризма. Среди них специально оговаривались факт использования террористами электронных и телеграфных средств связи и необходи­мость выработки соответствующих национальному законодательст­ву мер по предотвращению подобной преступной деятельности.

В заявлении участников Московской конференции министров стран «восьмёрки» о противодействии терроризму 20 октября 1999 года утверждается: «Терроризм представляет угрозу миру и ста­бильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граж­дан... Всем государствам следует предотвращать и пресекать на сво­ей территории действия по подготовке и финансированию террорис­тических актов... Мы также должны ещё раз подкрепить нашу поли­тическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму, где бы то ни было».

Серия террористических акций, совершённых в августе - сентя­бре 1999 года в ряде городов России, а также в странах СНГ, полу­чившая широкий международный резонанс, привела к обсужде­нию проблемы выработки эффективных мер по противодействию терроризму в Совете Безопасности ООН. Впервые принятой этим органом 19 октября 1999 года специальной резолюции, обязатель­ной для всех государств-членов ООН, содержится безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, не имею­щих оправдания, независимо от их мотивов, во всех формах и про­явлениях, где бы и кем бы они ни совершались. Особенно тех, кото­рые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Исходя из международного опыта, можно говорить о некоторых универсальных принципах государственной политики по отноше­нию к терроризму:

• неотвратимости наказания за террористическую деятельность. Борьба с террористами в большинстве западных государств

базируется на следующих принципах:

• не делать террористам никаких уступок;

• оказывать максимальное давление на страны, поддерживаю­ щие терроризм;

93

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

• в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряже­нии силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Однако борьба с международным терроризмом с использованием лишь только силовых методов в конечном итоге не может быть эф­фективной. В войне против международного терроризма невозмож­но достичь абсолютной победы, применяя только военную силу.

Выступая на 38-й Мюнхенской конференции по вопросам безо­пасности, проходившей 2-3 февраля 2002 года, Министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов сказал, что «...При этом ре­шение широкого спектра стратегических задач по противодейст­вию международному терроризму может быть возложено на воен­ные ведомства стран мирового сообщества».

Основными среди этих задач можно назвать следующие:

94

Глава вторая

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ

ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И СТАТУС

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ