2.Объект и предмет военно-социальной работы.
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:
состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно ре-шать жизненные проблемы.
Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие пси-хологические затруднения, испытывающие психологические стрес-сы, склонные к суицидальным попыткам;
служба и труд в экстремальных социальных условиях.
К этой группе лиц относятся участники Великой Отечествен-ной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубля-ется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и мате-ри военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
девиантное поведение в его различных формах и видах.
К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, зло-употребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.
К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совер-шеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликт-ными отношениями, педагогической несостоятельностью роди-телей;
особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).
На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и со-циальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;
бродяжничество, бездомность.
К этой группе относятся лица без определенного места житель-ства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
предродовое и послеродовое состояние.
Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подверг-шихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитирован-ных.
Субъектами социальной работы являются:
организации, учреждения, социальные институты общества:
государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и соци-ального развития, а также исполнительные органы управ-ления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, авто-номных образований), городов, местных администраций;
различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др.
В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;
люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы.
преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;
исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.
- 1.1 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам.
- 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Права, обязанности и
- 1.2 Строевая подготовка
- 1. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
- 1.3 Огневая подготовка
- 1. Назначение, устройство и боевые свойства автомата Калашникова ак-74.
- 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
- 2. Тактико-специальная подготовка
- 2.1 История Военно – Морского Флота
- 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
- 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
- 2.2 Военная топография
- 1.Классификация и назначение топографических карт.
- 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
- 3. Определение координат объектов на земной поверхности
- 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
- 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
- 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
- 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
- 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
- 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
- 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
- 1.Общие положения Корабельного устава фмф
- 2. Повседневная организация корабля.
- 2.6 Основы кораблевождения
- 2.7 Устройство корабля
- 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
- 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
- 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
- 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
- 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
- 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
- 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
- 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
- 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
- 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
- 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
- 3. Военно-специальная подготовка
- 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
- 1. Россия в современном геополитическом пространстве. Источники военной опасности.
- 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
- 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
- 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
- 5. Дни воинской славы России..
- 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
- 9. Уголовная ответственность физических лиц.
- 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
- 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
- 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
- 13. Отпуска военнослужащих.
- 14. Определение статуса военнослужащего.
- 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
- 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
- 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
- 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
- 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
- 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
- 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
- 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
- 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
- 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
- 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
- 1.Военно-социальная работа как наука.
- 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
- 3. Основные принципы военно-социальной работы.
- 5. Основные задачи военно-социальной работы.
- 8. Классификация методов военно-социальной работы
- 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
- 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
- 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
- 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
- 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
- 19. Последствия употребления наркотиков.
- 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
- 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
- 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
- 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
- 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
- 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
- 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.