5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
Педагогическая культура офицера включает в себя: общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; педагогическую направленность; культуру познавательной деятельности, педагогического мышления, речи, педагогических чувств, педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения; рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической культуры офицера – учителя и воспитателя подчиненных. Педагогическая задача включает в себя: знание и понимание психологии конкретного военнослужащего или воинского коллектива; всестороннее осознание и умелое решение воспитательных целей и путей их достижения; знание и понимание педагогических средств, методов, приемов воздействия на сознание и поведение военнослужащих, умение их эффективно использовать в своей деятельности. Усилия офицера всегда направлены на использование знаний в интересах формирования и развития позитивного в личности и разрушения негативного.
Военно-педагогическая направленность включает в себя стремление и призвание к военно-педагогическому труду, который становится его постоянной жизненной потребностью, его образом жизни.
Важным элементом педагогической культуры офицера является культура педагогических чувств. Ее конкретное выражение представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного. Высокая культура педагогических чувств офицера выступает как «инструмент» педагогического воздействия на эмоциональную сферу психики солдата.
Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера. Основу ее составляют личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, интеллигентность. Культура педагогического общения офицера непосредственно связана с его профессионально-этической культурой. Они при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных педагогических явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения. Внимание подчиненных привлекает осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, «строгая» доброта, дружеское участие и т.д. В культуре поведения представлена личность офицера в целом, его нравственный облик.
Важнейшим и необходимым условием формирования и развития как общей, так и профессионально-педагогической культуры офицерского состава является самостоятельная работа, осуществляемая путем самообразования и самовоспитания или самосовершенствования.
6. Воинский коллектив - как объект и субъект системы воспитания.
7. Личностные качества офицера и их влияние на учебно- воспитательный процесс в подразделении.
8. Современные требования, предъявляемые к офицерским кадрам.
9. Психолого-педагогическая характеристика прапорщиков (мичманов) воинской части.
10. Социально-педагогическая характеристика солдат и сержантов, проходящих службу по призыву.
11. Организация, содержание и методика управления воспитательной работой с военнослужащими, проходящими службу по призыву.
12. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих-женщин и пути повышения эффективности воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.
13. Принципы и методы воспитания и особенности их реализации с верующими военнослужащими.
14. Педагогическая сущность и содержание комплексного подхода в воспитании
военнослужащих.
15. Деятельность заместителя командира по воспитательной работе по организации государственно-патриотического воспитания военнослужащих.
16. Организация и проведение занятий по общественно-государственной подготовке.
Основные документы по организации общественно-государственной подготовки разрабатываемые в подразделении.
17. Педагогическая характеристика основных методов воспитания.
- 1.1 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам.
- 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Права, обязанности и
- 1.2 Строевая подготовка
- 1. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
- 1.3 Огневая подготовка
- 1. Назначение, устройство и боевые свойства автомата Калашникова ак-74.
- 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
- 2. Тактико-специальная подготовка
- 2.1 История Военно – Морского Флота
- 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
- 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
- 2.2 Военная топография
- 1.Классификация и назначение топографических карт.
- 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
- 3. Определение координат объектов на земной поверхности
- 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
- 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
- 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
- 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
- 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
- 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
- 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
- 1.Общие положения Корабельного устава фмф
- 2. Повседневная организация корабля.
- 2.6 Основы кораблевождения
- 2.7 Устройство корабля
- 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
- 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
- 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
- 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
- 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
- 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
- 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
- 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
- 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
- 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
- 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
- 3. Военно-специальная подготовка
- 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
- 1. Россия в современном геополитическом пространстве. Источники военной опасности.
- 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
- 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
- 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
- 5. Дни воинской славы России..
- 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
- 9. Уголовная ответственность физических лиц.
- 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
- 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
- 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
- 13. Отпуска военнослужащих.
- 14. Определение статуса военнослужащего.
- 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
- 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
- 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
- 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
- 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
- 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
- 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
- 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
- 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
- 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
- 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
- 1.Военно-социальная работа как наука.
- 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
- 3. Основные принципы военно-социальной работы.
- 5. Основные задачи военно-социальной работы.
- 8. Классификация методов военно-социальной работы
- 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
- 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
- 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
- 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
- 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
- 19. Последствия употребления наркотиков.
- 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
- 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
- 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
- 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
- 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
- 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
- 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.