15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
Социальный работник сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности только в том случае, если он владеет широким кругом соответствующих знаний и умений. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом России в 1994 году и обновленном в 1998 году.
Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин социальный работник должен:
знать специфику работы в различной социальной среде;
знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;
уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами;
уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;
уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности;
уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных мотивов в поведении человека;
уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;
иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;
знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов;
владеть основами социологического анализа;
знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;
знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;
знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции в различных регионах и уметь использовать их в социальной работе;
знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующего охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;
знать основы уголовного и гражданского права;
знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;
знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;
уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;
уметь оказывать медицинскую помощь.
По циклу специальных дисциплин социальный работник должен:
владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах;
владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы;
знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой;
знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;
применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную поддержку, помощь в трудоустройстве;
уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;
знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе;
уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;
знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;
владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;
знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации и пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента.
16. Основные направления деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы по управлению социальной работой в подразделении (воинской части).
17. Понятие социальной адаптации личности. Механизмы, структура и виды социальной адаптации.
- 1.1 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- 1. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам.
- 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Права, обязанности и
- 1.2 Строевая подготовка
- 1. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
- 1.3 Огневая подготовка
- 1. Назначение, устройство и боевые свойства автомата Калашникова ак-74.
- 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
- 2. Тактико-специальная подготовка
- 2.1 История Военно – Морского Флота
- 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
- 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
- 2.2 Военная топография
- 1.Классификация и назначение топографических карт.
- 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
- 3. Определение координат объектов на земной поверхности
- 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
- 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
- 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
- 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
- 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
- 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
- 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
- 1.Общие положения Корабельного устава фмф
- 2. Повседневная организация корабля.
- 2.6 Основы кораблевождения
- 2.7 Устройство корабля
- 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
- 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
- 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
- 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
- 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
- 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
- 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
- 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
- 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
- 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
- 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
- 3. Военно-специальная подготовка
- 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
- 1. Россия в современном геополитическом пространстве. Источники военной опасности.
- 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
- 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
- 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
- 5. Дни воинской славы России..
- 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
- 9. Уголовная ответственность физических лиц.
- 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
- 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
- 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
- 13. Отпуска военнослужащих.
- 14. Определение статуса военнослужащего.
- 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
- 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
- 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
- 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
- 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
- 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
- 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
- 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
- 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
- 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
- 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
- 1.Военно-социальная работа как наука.
- 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
- 3. Основные принципы военно-социальной работы.
- 5. Основные задачи военно-социальной работы.
- 8. Классификация методов военно-социальной работы
- 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
- 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
- 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
- 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
- 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
- 19. Последствия употребления наркотиков.
- 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
- 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
- 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
- 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
- 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
- 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
- 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.