logo
otvety_po_voyne

15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.

Социальный работник сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности только в том случае, если он владеет широким кругом соответствующих знаний и умений. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом России в 1994 году и обновленном в 1998 году.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин социальный работник должен:

знать специфику работы в различной социальной среде;

знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;

уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами;

уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;

уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности;

уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных мотивов в поведении человека;

уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;

иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;

знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов;

владеть основами социологического анализа;

знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;

знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции в различных регионах и уметь использовать их в социальной работе;

знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующего охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;

знать основы уголовного и гражданского права;

знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;

знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;

уметь оказывать медицинскую помощь.

По циклу специальных дисциплин социальный работник должен:

владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах;

владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы;

знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой;

знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;

применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную поддержку, помощь в трудоустройстве;

уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;

знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе;

уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;

знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;

владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;

знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации и пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента.

16. Основные направления деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы по управлению социальной работой в подразделении (воинской части).

17. Понятие социальной адаптации личности. Механизмы, структура и виды социальной адаптации.