logo
otvety_po_voyne

5. Основные задачи военно-социальной работы.

Изучение социальной ситуации

Важность решения этой задачи состоит в том, чтобы органы военного управления, их юридические подразделения всегда имели объективную информацию о социальных проблемах конкретного воинского гарнизона, конкретного воинского коллектива с тем, чтобы находить адекватные средства их разрешения, наиболее эффективные в той или иной ситуации формы и методы военно-социальной работы.

Высокоэффективной формой изучения социальной ситуации в войсках является проведение социологических исследований. При этом используется весь арсенал средств, имеющихся в распоряжении социологической науки: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, изучение документов, контент-анализ публикаций периодической печати, обобщение независимых характеристик, экспертный опрос и др.

В целях получения информации о социальной ситуации в силовых структурах в государственном масштабе статьей 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено проведение ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Основными направлениями мониторинга являются:

состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого дохода члена семьи;уровень продовольственного, вещевого, квартирно-эксплуатационного и других видов материального обеспечения;медицинское обеспечение;реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов;жилищное обеспечение;трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;адресность предоставления льгот и социальных гарантий;реализация права на образование; обязательное личное государственное страхование.

Правовое воспитаниеличного состава

Сложная, объемная и исключительно важная задача военно-социальной работы - осуществление правового воспитания военнослужащих.

Под правовым воспитанием понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения. Необходимость осуществления правового воспитания в рамках военно-социальной работы обусловлено тем, что главная и наиболее сложная проблема в области социальной защиты военнослужащих связана не столько с законодательным обеспечением их прав, сколько с адекватным восприятием нормативного материала, т.е. с уровнем правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих. Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, всегда и везде строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и законы, Военную присягу, уставы, требования других правовых актов и активно участвовали в их реализации.

По своему содержанию правовое воспитание включает в себя: вооружение военнослужащих необходимыми знаниями в области права, формирование у них уважения к праву, законности, привитие навыков, привычек правомерного поведения, воспитание нетерпимости к нарушениям законов, готовности и умения активно защищать свои права.

Анализ правопорядка и воинской дисциплины

В ряду задач, решаемых военно-социальной работой, особое место занимает анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в войсках и выработка рекомендаций по их укреплению, так как именно через дисциплину и правопорядок реализуются права гражданина в военной форме на жизнь, здоровье, защиту чести и достоинства личности.

Преступность и правонарушения в армии являются опаснейшим дестабилизирующим фактором, крайне негативно воздействующим не только на Вооруженные Силы, но и на общество в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние социальной безопасности.

Взаимодействие с общественными объединениями

В обеспечение социальной защиты военнослужащих большой вклад призваны вносить общественные организации и объединения. Поэтому налаживание сотрудничества и координация деятельности общественных институтов по реализации прав и льгот военнослужащих - неотъемлемая составная часть круга проблем, которые призвана решать военно-социальная работа.

Общественные структуры в Вооруженных Силах, возникнув как средство реализации разнообразных интересов военнослужащих, в соответствии с нормативными актами, определяющими жизнедеятельность армии и флота, представляют собой самостоятельные, самоуправляющиеся добровольные объединения, содействующие развитию творчества, активности и социальной защите своих членов в интересах укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности.

Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления

Серьезная задача военно-социальной работы - партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления в целях решения социальных проблем военнослужащих.

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реализации прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом "Об обороне". В статье 7 данного закона записано, что указанные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Среди других задач, которые призвана решать военно-социальная работа, отметим оказание индивидуальной психологической, юридической, материальной помощи военнослужащим с целью разрешения конкретных социально-правовых проблем; рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений военнослужащих и членов их семей.