2.1. Основные задачи и уровни единой государственной системы.
С целью жизнеобеспечения населения в ЧС Кабинет Министров Украины принял Постановление № 1198 от 3 августа 1998 об утверждении "Положения о единой государственной системе предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" (далее - единая государственная система).
Единая государственная система – это центральные и местные органы исполнительной власти, руководители органов власти, государственных предприятий, учреждений с соответствующими силами и средствами, которые предназначены для обеспечения техногенной и природной безопасности и организации проведения мероприятий по предупреждению ЧС техногенного и природного характера и реагированию в случае их возникновения с целью защиты населения и максимального уменьшения материальных затрат.
Основными задачами единой государственной системы являются:
1) разработка нормативно- правовых актов, а также норм, правил и стандартов по вопросам предупреждения ЧС и обеспечение защиты населения и территорий от их последствий;
2) обеспечение готовности центральных и местных органов исполнительной власти, подчиненных им сил и средств к действиям, направленным на предупреждение и реагирование на ЧС;
3) обеспечение реализации мероприятий по предупреждению и возникновению ЧС;
4) обучение населения правилам поведения и действиям при возникновении ЧС;
5) выполнение целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение устойчивого функционирования предприятий, учреждений и организаций, снижение возможных материальных затрат.
Для удовлетворения первоочередных потребностей населения в ЧС необходимо:
а) заблаговременно создавать денежные, материально- вещевые фонды, запасы продовольствия путем налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, за счет государственных, региональных и местных резервов, а также путем перераспределения ресурсов страны в пользу пострадавшего региона;
б) обеспечивать радиационную и химическую защиту в зоне ЧС;
в) обеспечивать в соответствии с установленными нормативами в ЧС потребность населения в воде, продуктах питания: муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), рыбе и рыбопродуктах (консервах), молоке, детском питании, овощах, соли, сахаре, чае;
г) обеспечивать население, оставшееся без крова, путем развертывания и сооружения при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (землянок, палаток, сборных и передвижных домов), а также путем использования сохранившегося жилого фонда (жилых домов, гостиниц, общежитий, санаториев, пансионатов, детских здравниц, домов отдыха) для размещения населения в местах отселения и эвакуации;
д) обеспечивать предметами первой необходимости пострадавшее население (одеждой, обувью, головными уборами, бельем, полотенцами, постельными принадлежностями, простейшей бытовой посудой, мылом, табачными изделиями, спичками и т.д.);
е) своевременно оповещать население, органы управления всех уровней о возможности и факте возникновения ЧС мирного и военного характера, возможных последствиях и правилах поведения людей в очагах бедствия;
ё)предусматривать медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС;
ж) предоставлять транспорт для эвакуации населения в районы отселения и подвоза материальных ресурсов жизнеобеспечения в зону ЧС;
з) организовывать обеспечение пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами (тепло- и электроснабжение, очистка территорий, банно-прачечное обслуживание и др.)
и) участвовать в международном сотрудничестве в области гражданской защиты населения.
Единая государственная система складывается из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня:
-
общегосударственный;
-
региональный;
-
местный;
-
объектовый.
Функциональные подсистемы создаются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предупреждением ЧС и защитой населения и территорий от их последствий.
Территориальные подсистемы единой государственной системы созданы для предупреждения и реагирования на ЧС в границах соответствующих регионов (в автономной республике Крым, областях, городах: Киеве и Севастополе).
- Гражданская оборона
- 1.1. Организация и деятельность гражданской обороны в современных условиях.
- Основные задачи Гражданской обороны.
- Основные положения Закона «о гражданской обороне Украины».
- 2. Основные положения «Единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера».
- 2.1. Основные задачи и уровни единой государственной системы.
- 2.2. Органы управления единой государственной системой.
- 2.3. Режимы функционирования единой государственной системы.
- Лекция 2. Чрезвычайные ситуации.
- 2. 1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Чрезвычайные ситуации экологического характера.
- Чрезвычайные ситуации природного характера.
- 2.5. Чрезвычайные ситуации военного характера.
- 2.7. Общие признаки чс и ущерб причиненный ними.
- 2.8. Паспортизация потенциально-опасных объектов и территорий Украины.
- Лекция 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3.1.Законодательная основа и основные принципы защиты населения и территории Украины в чрезвычайных ситуациях.
- 3.2. Система оповещения и информации населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
- 3.3. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
- 3.4. Организационная структура эвакуационных органов.
- 3.5. Эвакуация населения при авариях на аэс.
- Лекция 4. Радиационная безопасность.
- 3. Воздействие радионуклидов на организм человека.
- 4. Мероприятия по жизнеобеспечению населения при общей аварии на аэс.
- 4.1. Радиация и атомная промышленность.
- 4.2. Последствия аварии на чаэс.
- 4.3. Воздействие радионуклидов на организм человека.
- 4.4. Мероприятия по жизнеобеспечению населения при общей аварии на аэс.
- 4.5. Организация жизнеобеспечения населения при завершении 1 этапа эвакуации и в местах расселения.
- 4.6. Контроль за денежными купюрами, загрязненными радиоактивными веществами.
- Лекция 5. Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях.
- 5.1. Основные понятия об устойчивости работы объектов.
- 5.2. Основные мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы промышленных объектов.
- 5.3. Основные мероприятия по восстановлению объекта.
- Лекция 6. Организация и проведение спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ
- 6.1. Основные положения спасательных и других работ.
- 6.2. Последовательность, приемы и способы выполнения СиДнр.
- Лекция 7. Защита запасов продовольствия в чрезвычайных ситуациях.
- 7.1. Основные задачи службы торговли и питания.
- Основными задачами службы торговли и питания являются:
- 7.2. Заблаговременные мероприятия по защите запасов продовольствия.
- 7.3. Рассредоточение (вывоз) запасов продовольствия в безопасные места.
- 7.4. Мероприятия по герметизации складских помещений.
- 7.5. Защитные свойства тары, ее категории и виды.
- 7.6. Использование укрывочных материалов.
- 7.7. Меры личной безопасности при проведении работ на заражённой территории
- Лекция 8. Организация контроля за зараженностью продовольствия радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
- 8.1. Основные принципы организации обследования и контроля.
- 8.2. Отбор проб продуктов питания и воды.
- Отбор проб на зараженность отравляющими веществами.
- Лекция 9. Обеззараживание продовольствия от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
- 9.1. Дезактивация.
- Дезактивация основных продуктов питания.
- 9.2. Порядок и основные способы дегазации.
- Дегазация продуктов питания.
- 9.3 Дезинфекция.
- Дезинфекция продуктов питания.