6.1. Основные положения спасательных и других работ.
Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением СиДНР по жизнеобеспечению населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных подсистем единой государственной системы, специализированных органов управления, сил и формирований ГО.
Спасательные работы –это действия по спасению пострадавшего населения, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС подавлению или проведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Спасательные работы проводятся в условиях, угрожающих жизни и здоровью, что требует специальной подготовки, экипировки спасателей и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС –это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
В соответствии с Законами Украины «О гражданской обороне Украины» (1993 г.) и «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателя» (1999 г.) комплекс спасательных и других неотложных работ включает в себя:
- организацию разведки маршрутов выдвижения формирований ГО в зону ЧС, выяснение обстановки и степени разрушений, размеров очага заражения, скорости и направления распространения заражённого облака или пожара;
- выявление объектов и населённых пунктов, для которых существует реальная угроза поражения;
- поиск пострадавших людей и извлечение их из-под завалов, из повреждённых и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымлённых помещений;
- жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах;
- вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреждённой фильтровентиляционной системой;
- обеспечение людей СИЗ;
- оказание неотложной медицинской помощи поражённым, травмированным и больным и их эвакуацию в медицинские пункты (учреждения);
- вывод (вывоз) населения за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов;
- проведение санитарной обработки людей; дезактивации, дегазации, дезинфекции СИЗ, одежды, обуви, территорий;
- прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах радиоактивного, химического, бактериологического заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических системах в целях создания условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному выводу людей, движению транспорта и проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей, с целью проведения спасательных работ;
- ремонт и восстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае повторной угрозы возникновения ЧС или воздействия вторичных поражающих факторов;
- выполнение ритуальных работ;
- обеспечение общественного порядка;
- социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и др.
В соответствии со статьями 9,10,11,12 Закона Украины «О Гражданской обороне Украины» и Положением о гражданской обороне Украины для ликвидации последствий ЧС создаются силы гражданской обороны: войска ГО, специализированные и невоенизированные формирования.
Состав войск ГО, порядок их повседневного функционирования и действий в ЧС определяется Уставом войск ГО Украины.
Спасатель – это гражданин, профессионально подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных, поисковых и неотложных работ в очагах ЧС.
Специализированные формирования – это организационно оформленные подразделения (организации, предприятия), создаваемые для выполнения спасательных и других неотложных работ, требующих специальной квалификации личного состава и использования специальных технических средств.
Специализированные формирования имеют три уровня подчинения: центральный, территориальный (не ниже города) и объектовый.
В соответствии с уровнем подчинения создаются следующие специализированные формирования:
-центрального подчинения – Кабинетом Министров Украины;
-территориального подчинения – местной госадминистрации;
-объектового подчинения – администрацией предприятия.
Специализированные формирования непосредственно подчиняются своему учредителю, а оперативно для использования в ЧС – соответствующему Управлению (штабу) ГО и на них возлагаются:
- профилактические работы по предупреждению аварий и катастроф;
- спасательные и эвакуационные работы в очагах ЧС, оказание медицинской помощи пострадавшим непосредственно на рабочем месте или на маршрутах эвакуации;
- производство, ремонт и техническое обслуживание средств аварийной связи, дозиметрических приборов, изолирующих дыхательных аппаратов и другого оборудования, необходимого для ликвидации последствий ЧС;
- подготовку персонала потенциально опасных объектов к действиям в ЧС.
Комплектование специализированных формирований ГО осуществляется на основе профессионального подбора в соответствии со статьей 12 Закона Украины «О гражданской обороне» создаются следующие службы: энергетики, медицинской защиты населения, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерного, коммунально-технического, материального обеспечения, оповещения и связи, торговли и питания, транспортного противопожарного обеспечения и др.
Для выполнения поставленных задач специализированные формирования имеют в своем составе оперативные, вспомогательные подразделения, научно-исследовательские организации и производственные предприятия.
Невоенизированные формирования ГО – это группы людей, объединенные в отряды, команды, дружины и тому подобное, оснащенные специальной техникой, имуществом, предназначенные для действий в ЧС. Базой создания невоенизированных формирований являются предприятия, учреждения, организации, их персонал и материально-технические средства.
Невоенизированные формирования ГО создаются в соответствии с Законом Украины «О гражданской обороне» заблаговременно в областях, районах, городах Киеве и Севастополе, не предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Для успешного проведения СиДНР личный состав формирований ГО должен быть профессионально подготовленным, обладать психологической устойчивостью, должен строго соблюдать правила и меры безопасности в условиях ЧС.
Основными принципами деятельности спасательных служб (формирований) и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;
- принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по локализации очага и ликвидации последствий;
- принцип единоначалия руководства спасательными службами и формированиями;
-
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении спасательных и неотложных работ.
- Гражданская оборона
- 1.1. Организация и деятельность гражданской обороны в современных условиях.
- Основные задачи Гражданской обороны.
- Основные положения Закона «о гражданской обороне Украины».
- 2. Основные положения «Единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера».
- 2.1. Основные задачи и уровни единой государственной системы.
- 2.2. Органы управления единой государственной системой.
- 2.3. Режимы функционирования единой государственной системы.
- Лекция 2. Чрезвычайные ситуации.
- 2. 1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Чрезвычайные ситуации экологического характера.
- Чрезвычайные ситуации природного характера.
- 2.5. Чрезвычайные ситуации военного характера.
- 2.7. Общие признаки чс и ущерб причиненный ними.
- 2.8. Паспортизация потенциально-опасных объектов и территорий Украины.
- Лекция 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3.1.Законодательная основа и основные принципы защиты населения и территории Украины в чрезвычайных ситуациях.
- 3.2. Система оповещения и информации населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
- 3.3. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
- 3.4. Организационная структура эвакуационных органов.
- 3.5. Эвакуация населения при авариях на аэс.
- Лекция 4. Радиационная безопасность.
- 3. Воздействие радионуклидов на организм человека.
- 4. Мероприятия по жизнеобеспечению населения при общей аварии на аэс.
- 4.1. Радиация и атомная промышленность.
- 4.2. Последствия аварии на чаэс.
- 4.3. Воздействие радионуклидов на организм человека.
- 4.4. Мероприятия по жизнеобеспечению населения при общей аварии на аэс.
- 4.5. Организация жизнеобеспечения населения при завершении 1 этапа эвакуации и в местах расселения.
- 4.6. Контроль за денежными купюрами, загрязненными радиоактивными веществами.
- Лекция 5. Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях.
- 5.1. Основные понятия об устойчивости работы объектов.
- 5.2. Основные мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы промышленных объектов.
- 5.3. Основные мероприятия по восстановлению объекта.
- Лекция 6. Организация и проведение спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ
- 6.1. Основные положения спасательных и других работ.
- 6.2. Последовательность, приемы и способы выполнения СиДнр.
- Лекция 7. Защита запасов продовольствия в чрезвычайных ситуациях.
- 7.1. Основные задачи службы торговли и питания.
- Основными задачами службы торговли и питания являются:
- 7.2. Заблаговременные мероприятия по защите запасов продовольствия.
- 7.3. Рассредоточение (вывоз) запасов продовольствия в безопасные места.
- 7.4. Мероприятия по герметизации складских помещений.
- 7.5. Защитные свойства тары, ее категории и виды.
- 7.6. Использование укрывочных материалов.
- 7.7. Меры личной безопасности при проведении работ на заражённой территории
- Лекция 8. Организация контроля за зараженностью продовольствия радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
- 8.1. Основные принципы организации обследования и контроля.
- 8.2. Отбор проб продуктов питания и воды.
- Отбор проб на зараженность отравляющими веществами.
- Лекция 9. Обеззараживание продовольствия от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
- 9.1. Дезактивация.
- Дезактивация основных продуктов питания.
- 9.2. Порядок и основные способы дегазации.
- Дегазация продуктов питания.
- 9.3 Дезинфекция.
- Дезинфекция продуктов питания.