logo search
ВОПРОС-ОТВЕТ_Сокращенный_2012

Общие положения по организации и проведения тактических учений.

Тактичне навчання – це высшая и наиболее эффективная форма подготовки командиров и боевых расчетов к ведению боя. Тактическое учение позволяет в полной мере использовать комплексный метод обучения, приблизить условия обучения к боевым.

Цель тактического учения является – проверка степени подготовленности и повышения слаженности подразделения, части и соединения ЗРВ при подготовке и ведении боевых действий (боя) в условиях современной войны.

Задачами тактического учения является:

- проверка уровня боевой готовности и способности подразделений и частей вести напряженные боевые действия в сложных условиях наземной и воздушной обстановки;

- выработка и совершенствование навыков командиров, штабов в непрерывном управлении подчиненными подразделениями при подготовке и ведении боевых действий, их всестороннем обеспечении;

- отработка вопросов организации взаимодействия между подразделениями и частями родов войск и других видов Вооруженных сил;

- боевое слаживание подразделений и частей для умелых действий по уничтожению ЗПН противника;

- получение практики в выполнении мероприятий по приведению подразделений и частей в высшие степени боевой готовности, восстановлению их боеготовности, ликвидации последствий применения ЗМУ;

- практическая отработка элементов организации и ведения общевойскового боя;

- совершенствование маршевой подготовки подразделений;

- выработка у личного состава высоких моральных, боевых, физических и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных задач;

- исследование эффективности, проверки отработанных и изыскание новых способов, приемов боевого применения ОВТ, средств управления.

При проведении тактического учения с подразделением в штабе части ЗРВ, разрабатываются следующие документы:

  1. Приказ о подготовке и проведении ТУ с подразделением;

  2. Замысел проведения ТУ с пояснительной запиской;

  3. План-календарь проведения ТУ;

  4. Схема удара воздушного противника;

  5. Тактическое задание;

  6. Частные планы работ.

Планирование тактического учения

Тактическое учение с подразделением на месте постоянной дислокации проводится, как правило, в три-четыре этапа.

1 Этап. Приведение подразделений в высшие степени боевой готовности в различных условиях обстановки.

2 Этап. Уничтожение подразделением воздушного противника в сложных условиях обстановки с основной позиции.

3 Этап. Смена позиции подразделением и ведение боя с полевой позиции.

4 Этап. Восстановление боевой готовности подразделения, ликвидация последствий применения противником ЗМУ и огневого воздействия по позиции подрзделения.

Командир (начальник), на которого возложены подготовка и проведение учений, является их руководителем. Таким образом, реализуется принцип – каждый командир (начальник) учит своих подчиненных. Руководителем учения зрдн (зрбатр), как правило, является командир части.

Для проведения учения создается руководство и посреднический аппарат. Их количество и состав определяются руководителем учения и зависят от масштаба учения, темы и поставленных учебных целей, условий проведения учения. В помощь руководителю учений назначаются заместители, группа руководства и посредники. На группу руководства возлагаются контроль за выполнением подразделением учебно-боевых задач и соблюдением мер безопасности, подготовка материалов разбора учения и обобщение передового опыта действий боевых расчетов. Посредниками назначаются подготовленные офицеры, служебное положение которых не ниже, чем у командиров тех подразделений, при которых они стоят. Посредники контролируют работу командиров и боевых расчетов, разыгрывают боевые действия в полном соответствии с решениями обучаемых и сложившейся в ходе учения обстановкой, а также с учебными целями учения, не подменяя участвующих в учении должностных лиц, при необходимости учат их выполнению своих обязанностей и принятию решений по обстановке, докладывают о действиях расчетов и представляют материал для общего разбора учения.

Подготовка учения охватывает:

- определение (уточнение) руководителем исходных данных для организации учения (темы учения, общей цели и учебных вопросов учения, места проведения, времени и продолжительности, состава обучаемых, а также состава руководства и посредников);

- разработку плана подготовки учения;

- разработку документов, определяющих содержание, тактическую обстановку, организацию и методику проведения учения;

- организацию связи руководства, системы объективного контроля за действиями обучаемых, материального и технического обеспечения учения;

- подготовку руководства и посредников к выполнению своих обязанностей на учении;

- подготовку подразделений и обучаемых должностных лиц к действиям на учении.

Тема учения- определяется поставленной боевой задачей, задачами боевой подготовки, степенью подготовленности подразделений, условиями обстановки. Подразделение участвует в учении в полном составе.

Основными целями учения зрдн (зрбатр) являются:

- слаживание подразделений для выполнения боевых задач;

- совершенствование умений и навыков командиров, штабов и боевых расчетов КП в управлении подразделениями в сложных условиях обстановки;

- проверка реальности разрабатываемых планов и изыскание наиболее эффективных тактических приемов и способов выполнения поставленной боевой задачи;

- отработка вопросов взаимодействия с соседями;

- проверка и оценка уровня боевой готовности, обученности и слаженности подразделений;

- выработка высоких морально-боевых качеств личного состава.

План подготовки учения включает основные мероприятия с конкретными сроками исполнения и указаниями ответственных исполнителей.

Он разрабатівается в целях планомерной підготовки учения. Отрабатывается также план воспитательной работы на период подготовки и проведения тактического учения.

Основными документами учения являются:

- замысел учения с пояснительной запиской;

- схема удара воздушного противника;

- план проведения учения;

- план наращивания обстановки и др.

Замысел учения, т.е. главное, наиболее существенное в организации и проведении учения, содержит организационно-методическую и тактическую части, которые взаимосвязаны

Тема, цели учения, этапы учения и их частные цели, учебные вопросы, продолжительность, состав сил и средств, привлекаемые для создания обстановки.

Исходная обстановка – это положение сторон к началу учения. Она разрабатывается за «противника» и свои войска (подразделения) и доводится до обучаемых в виде задания. Исходная обстановка является основной для разработки замысла действий сторон, ведения расчетов и принятия решения на боевые действия руководителем учения. Данные о боевом составе, боевых задачах и деятельности своих войск даются на одну - две инстанции выше обучаемых.

В замысле действия сторон в реальном масштабе времени раскрывается процесс боевых действий, соответствующий выбранному для отработки на учении варианту, показывается последовательность действий воздушного «противника» и зрдн при выполнении боевой задачи. При разработке замысла действий сторон проводятся тактические расчеты, моделирование боя, принимаются решения руководителя как за одну, так и за другую сторону в роли начальника высшей инстанции по сравнению с обучаемыми. Такие решения необходимы для постановки обучаемым в динамике боя боевых задач, по которым будут приниматься решения и проигрываться учение.

Замысел удара воздушного противника строится и подыгрыш обстановки организуется таким образом, чтобы его плотность налета, как правило, была равной или больше огневых возможностей зрдн (зрбатр).

Замысел учения разрабатывается на карте с приложением пояснительной записки. Их разработка осуществляется параллельно. На карте указывается тема учения, отображаются исходная обстановка и замысел действия сторон. За «противника» на карту наносится: группировка сил и средств, их состав и положение, направления действий, маршруты выхода СВН к объектам удара, рубежи пуска ракет «воздух-земля»; участки и зоны постановки помех и др. За свои войска на карте отображаются: боевой порядок подразделений, система огня и разведки, соседи. В таблицах и на графиках указываются: боевой состав, возможности войск, построение удара, ожидаемые результаты боевых действий и другие данные, раскрывающие порядок и способы выполнения боевых задач сторонами.

В пояснительной записке излагаются: тема, цели, время проведения и продолжительность учения, состав участвующих в учении подразделений, указывается руководитель учения, раскрываются: исходная обстановка, замысел действий сторон, порядок проведения учения, организация руководства учением, порядок проведения его разбора.