4.9.4. Особенности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Ее достижение включает комплексное решение системы воспитательных задач, каждая из которых отражает специфические особенности конкретной категории военнослужащих. Их общее содержание сводится к следующему:
в работе с офицерами:
формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;
развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;
повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;
в работе с прапорщиками (мичманами):
формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;
развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в исполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;
формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;
привитие навыков и умений самообучения и самовоспитания;
в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту:
формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;
формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по призыву:
формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);
формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
в работе с военнослужащими-женщинами:
формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;
развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;
формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.
Основные направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.
Как известно, военно-профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках и на флотах. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитательной работы с офицерами, отражающие существенные аспекты этой деятельности.
Первой особенностью является проведение воспитательной работы, направленной на сохранение в Вооруженных Силах офицеров, которые составляют костяк офицерского корпуса, имеют высокую мотивацию к службе и готовы дальше служить, но в силу обстоятельств (сокращение, увольнение, отсутствие необходимых социально-бытовых условий и др.) вынуждены увольняться.
Другой особенностью воспитательной работы с офицерами в части (на корабле) является осуществление дифференцированного подхода. Офицерские коллективы в частях и на кораблях неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому офицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различных категорий офицерского состава (командиры, инженеры, офицеры штабов и служб и т.д.). Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждой категорией офицеров.
Особого внимания заслуживается проблема требовательности к офицерскому составу. Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением их личного достоинства.
Важной особенностью воспитательной работы с офицерами является создание и поддержание в офицерских коллективах такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер подразделения: молодой и прослуживший уже много лет, начинающий службу и опытный методист, офицер холостой и офицер-семьянин. Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.
Свою специфику также имеет и воспитательная работа с прапорщиками и мичманами подразделения. Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в Вооруженных Силах. Исходя из этого командиры подразделений руководствуются рядом соответствующих требований.
В воспитании прапорщиков и мичманов ведущая роль принадлежит воспитанию у них гражданской ответственности духовной силы, которая цементирует ведущие моральные качества их личностной сферы, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.
К другим особенностям относится формирование научного мировоззрения, которое является своего рода стержнем высокой гражданской зрелости прапорщиков и мичманов и представляет собой синтез научных знаний, идейных убеждений и готовности действовать согласно им на практике, в повседневной жизни.
В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих подразделения важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.
В подразделении основную воспитательную работу среди прапорщиков и мичманов ведут командиры и их заместители по воспитательной работе. Они глубоко вникают в деятельность подчиненных, в их материально-бытовые и культурные запросы. В практику воспитательной работы с этим многочисленным отрядом командных кадров широко вошли собрания по вопросам службы, соблюдения морально-этических норм поведения. Подобные собрания дают возможность обмениваться мнениями, опытом, обсуждать актуальные вопросы профессиональной деятельности прапорщиков и мичманов, решать их социально-бытовые и другие проблемы, существенно влияющие на качество их службы.
Наряду с офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержанты (старшины) и солдаты (матросы), проходящие военную службу по контракту (контрактников). Анализ воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Военно-Морского Флота показывает, что они требуют особых подходов в воспитании, обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группы военнослужащих.
К положительным чертам контрактников относится то, что это имеющие социальный опыт люди, преимущественно со средним образованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийся опыт семейной жизни. Среди отрицательных черт – преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровень удовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи также отмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам. Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями их полной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем, материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии.
Эти и другие особенности контрактников обусловили педагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержание предусматривает:
выявление и развитие профессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание им условий для личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности;
привитие и закрепление военно-профессиональных качеств личности и, прежде всего ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, преданности делу защиты Отечества, верности Военной присяге и Боевому знамени, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.;
формирование устойчивого интереса к профессии военнослужащего и избранной специальности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить к воспитанию этой категории военнослужащих. Кроме того, необходимо учитывать разницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко он значительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, его возраста, военно-профессионального и социально-бытового опыта.
Решение воспитательных задач с военнослужащими по призыву обеспечивается непрерывным изучением их морально-психологических и деловых качеств, проведением активной дифференцированной и индивидуальной воспитательной работы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с молодыми военнослужащими, военнослужащим с признаками девиантного (отклоняющегося) поведения. Весьма важно, что в воспитательной работе с этой категорией военнослужащих руководящими документами, теоретическими и прикладными разработками военной педагогики предусматривается обязательное участие офицеров частей (кораблей) и подразделений всех звеньев – от командира части (корабля) до командира взвода (группы, башни).
Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях.
- 201__ Год
- Раздел 1. Вопросы государственного и военного строительства
- Глава 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации.
- 1.1.1. Военно-политические основы военной доктрины
- 1.1.2. Военно-стратегические основы военной доктрины.
- 1.1.3. Военно-экономические основы военной доктрины.
- Глава 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов.
- 1.2.1. Место и роль Вооруженных Сил в структуре государства.
- 1.2.2.Предназначение, состав, дислокация и комплектование Вооруженных Сил.
- Раздел 2. Военно-историческая подготовка.
- Глава 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки.
- 2.3.1. Военные реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века.
- 2.3.2. Военные преобразования Петра I. Реформы Армии в XIX – XX веках.
- 2.3.3. Военная реформа Российских Вооруженных Сил конца XX начала XXI века.
- Глава 4. Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства.
- 1.4.1. Победы русской армии в XIII – XIX веках.
- 2.4.2. Победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
- 2.4.3. Федеральный закон "о днях воинской славы (победных днях) России"
- 2.4.4. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
- Раздел 3. Правовая подготовка.
- Глава 5. Правовой статус военнослужащих.
- 3.5.1. Законодательная основа статуса военнослужащего.
- 3.5.2. Обязанности и ответственность офицерского состава вс рф.
- 3.5.3. Социальная защищенность офицеров.
- 3.5.5. Работа органов военного управления по обеспечению социальной защищенности офицеров и членов их семей.
- Глава 6. Порядок прохождения службы офицерским составом.
- 3.6.1. Комплектование Российских Вооруженных Сил офицерским составом.
- 3.6.2. Основы прохождения военной службы офицерским составом в мирное время.
- Глава 7. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 3.7.1. Основы международно-правовой регламентации ведения вооруженной борьбы.
- 3.7.2. Нормы международно-правововой защиты жертв вооруженных конфликтов.
- Раздел 4. Психолого-педагогическая подготовка.
- Глава 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях.
- 4.8.1. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xyiii – первая половина XIX века).
- 4.8.2. Совершенствование системы воинского воспитания и обучения во второй половине XIX и в XX веке.
- 4.8.3. Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для воспитательной работы в современных условиях.
- Глава 9. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4.9.1. Сущность и содержание воспитательной работы и ее особенности в современных условиях.
- 4.9.2. Основные формы и методы воспитательной работы в подразделении.
- 4.9.3. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.
- 4.9.4. Особенности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
- Глава 10. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.
- 4.10.1. Психология личности военнослужащего.
- 4.10.2. Основные методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.
- 4.10.3. Особенности воинского коллектива.
- 4.11.1. Сущность и задачи общественно-государственной подготовки, ее роль и место в системе обучения и воспитания военнослужащих.
- 4.11.2. Организация общественно-государственной подготовки в части, подразделении.