3.7.1. Основы международно-правовой регламентации ведения вооруженной борьбы.
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений – в период войны – регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.
Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, обуздать всплеск эмоций, присущих конфликту, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права.
Международное право - это совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами в различных областях (экономической, культурной, военной и других), соблюдение которых обеспечивается добровольно, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением. Эти нормы и принципы закреплены в международных договорах, соглашениях и конвенциях, являющихся источниками международного права. При этом предметом регулирования международного права являются отношения между государствами, среди которых большое место занимают отношения в военной области. Субъектами международного права являются суверенные государства, международные органы и организации, а также некоторые немеждународные организации.
В международном праве важную роль играют его принципы, которые представляют собой систему общепризнанных и общеобязательных норм межгосударственного общения. К ним относятся такие принципы, как: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, мирное разрешение международных споров, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ.
Международное право наряду с национальным правом (внутригосударственным правом) относится к правовой системе государства. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Говоря о военных аспектах международного права, прежде всего, необходимо рассмотреть право вооруженных конфликтов, которое ранее было известно как право войны. Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Оно представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.
Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.
Международный вооруженный конфликт - это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно, между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Можно выделить следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта: а) наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства; б) фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия; в) коллективный характер выступлений; г) элемент организации; д) обладание частью территории соответствующего государства.
Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспорядками и напряженностью.
Внутренние беспорядки - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности.
Внутренняя напряженность - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.
Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера.
Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции других государств в нарушение норм международного права.
Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокупность обязательных для государств юридических норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
МГП преследует две основные цели: 1) защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях; 2) ограничение средств ведения войны, в частности, вооружений, и методов ведения боя, например, применения отдельных видов военной тактики. МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности, зажигательных пуль, биологического, химического и лазерного оружия.
МГП защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например, гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и лицам, которые прекратили принимать участие в военных действиях (раненым, лицам, потерпевшим кораблекрушение, больным или военнопленным).
Отдельные местности и объекты, например, больницы и санитарные транспортные средства также пользуются защитой норм МГП и не должны быть подвергнуты нападениям. МГП устанавливает отдельные виды ясно опознаваемых эмблем и знаков, которые могут быть использованы для идентификации лиц и местностей, находящихся под защитой. Речь идет, в частности, об эмблеме Красного Креста и Красного Полумесяца.
Основными источниками права вооруженных конфликтов являются Гаагские конвенции 1907 года, четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например, Конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и Конвенцию 1980 о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которая включает четыре Дополнительных Протокола, в том числе по вопросу применения мин.
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Так, Женевский протокол 1925г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Конвенция 1980г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.
Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в решениях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приняла: основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973г.); Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974г.); основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970г.); принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973 г.) и др.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права.
Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала (1945г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968г.); резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников (1946г.) и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества (1970г.), и ряд других. В соответствии с нормами международного права установлена ответственность государства-агрессора, а также отдельных лиц за нарушение правил ведения войны. Формами ответственности государства-агрессора являются политическая (санкции, включая отторжение части территории) и материальная (репарации, реституции). Государство также несет ответственность за действия отдельных лиц, нарушивших правила ведения войны. Сами такие лица подвергаются уголовному наказанию по законам страны, на территории которой они совершили свои преступные деяния, в некоторых случаях для суда над ними создаются международные суды. Международный уголовный суд может быть создан решением Совета Безопасности. Так, в феврале 1993г. Совет Безопасности создал такой суд для проведения расследований военных преступлений в Югославии и наказании за них.
Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникновения, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. Все государства признают следующие специальные принципы права вооруженных конфликтов: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.
В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права государства должны воздерживаться во взаимных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.
Соответственно, государства должны воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства. Равным образом, они должны воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое применение силы или угрозы силой не может использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974г. Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).
В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем, предусматривается, что Совет Безопасности может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмотря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация агрессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их последствия не носят серьезного характера (статья 2 резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, пограничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией - с другой.
К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (статья 3 резолюции):
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;
б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;
в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
г) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;
д) применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением.
Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании.
Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;
е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
ж) засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.
Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим (статья 4 резолюции).
Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (статья 5).
Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.
Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.
Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.
В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
В соответствии с нормами международного права начало войны влечет за собой ряд юридических последствий:
а) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);
б) начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;
в) к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны);
г) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.
Говоря об участниках вооруженных конфликтов необходимо рассмотреть такие ключевые понятия как комбатант, некомбатант и лицо, находящееся под защитой, определенных Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами.
Понятие комбатанта было определено в Дополнительном протоколе 1 к Женевским конвенциям (8 июня 1977г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления. Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом.
Некомбатанты - это лица из числа медицинского и духовного персонала, которые входят в состав вооруженных сил.
Лицо, находящееся под защитой - это человек, который в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним имеет право на защиту или на особый статус. Различается несколько категорий таких лиц: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные; гражданские лица на территории противника; гражданские лица на оккупированных территориях.
Средства ведения войны - это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника, а методы ведения войны представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. В данной сфере действуют такие международно-правовые акты как Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907г.), в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Женевские Конвенции от 12 августа 1949г. и Дополнительные протоколы I и II к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907г.), Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.) и ряд других.
Все используемые воюющими сторонами методы и средства ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запрещенные. В действующих конвенциях нет определения ни тем, ни другим. В них лишь закреплено запрещение применять на войне те или иные средства и методы. Это, однако, не означает, что если появляется новый вид оружия, применение которого еше не запрещено международным правом, то оно является дозволенным средством ведения войны.
К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отрав- ленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.
Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1993г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания.
10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей». Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах. Конвенция содержит положения, гарантирующие ее выполнение. Предусматриваются меры национального и международного характера. С одной стороны, участники Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению.
С другой стороны, если государство-участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности ООН.
Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и др.).
Вместе с тем, современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны. 18 мая 1977 г. была подписана Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», ст. 1 которой закрепляет обязательство государств «не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику». Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.
Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981г. была подписана (и в 1983г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: а) Протокол I «О не обнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, «основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей»; б) Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; в) Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещенными методами ведения войны являются: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, и знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е. заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.
Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военнопленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, ограждать их от ограбления и дурного обращения, способствовать смягчению страданий, порождаемых войной.
Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.
Согласно положениям международного гуманитарного права воюющие стороны ограничены в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Нельзя применять оружие, которое действует неизбирательно, т.е. как против военных, так и против гражданских объектов, причиняет излишние повреждения и страдания (ст. 35 п. 2 Дополнительного протокола 1).
Согласно нормам международного гуманитарного права военные действия осуществляются против военных объектов, т. е. таких объектов, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их уничтожившей (ст. 52 п. 2 Дополнительного протокола 1).
Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах:
а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 Дополнительного протокола 1). Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густо населенных районах (ст. 58 Дополнительного протокола 1);
б) установление особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, не обороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.
Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между ранее воевавшими государствами имеет важное значение, так как оно закладывает правовые основы их последующих мирных отношений. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие - это приостановление или прекращение военных действий: по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение убитых, эвакуация из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и т.д. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий:
а) либо сразу после подписания;
б) либо по прошествии какого-то срока.
Срок действия соглашения также определяется сторонами. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону.
Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действия этих лиц рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны, и они наказываются властями своего государства. Если происходит существенное нарушение условий перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от перемирия и возобновить военные действия (ст. 40 IV Гаагской конвенции 1907 г.).
Общее перемирие принципиально отличается от местного. Во-первых, оно не просто приостанавливает, а прекращает военные действия; во-вторых, это прекращение распространяется не на ограниченный театр войны, а на военные действия в целом; в-третьих, местное перемирие могут заключать командиры отдельных частей (если не предусмотрен иной порядок), а общее перемирие, как акт не только военный, но и политический, заключается от имени компетентных органов государства; в-четвертых, общее перемирие рассматривается как шаг в направлении к установлению мира, а его нарушение - как акт агрессии
Современное международное право предусматривает заключение перемирия по инициативе и под контролем Совета Безопасности. Такое требование Совета Безопасности может предписывать прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции и др.
Второй формой прекращения военных действий является капитуляция, под которой понимается полное и окончательное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных подразделений и т.д. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются противнику через парламентеров, которые являются неприкосновенными; неприкосновенными являются также лица, их сопровождающие (например, переводчик), транспорт, документы.
При капитуляции вся военная техника, имущество противника переходят к победителю; личный состав разоружается, на него распространяется режим военного плена.
Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция, она подписывается представителями побежденного государства обычно после полного разгрома его вооруженных сил или их основной части, без всяких условий и оговорок, свидетельствует о признании им своего полного и окончательного поражения и сопровождается сдачей всех его вооруженных сил. Так, после поражения фашистской Германии и милитаристской Японии в 1945г. с каждым из них были подписаны декларации о безоговорочной капитуляции.
Следует подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны между воевавшими государствами; оно прекращается в других формах, основная из которых - это мирный договор, который юридически закрепляет прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами.
По содержанию мирные договоры охватывают широкий круг вопросов прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; ответственность военных преступников; территориальные вопросы; возмещение ущерба, причиненного агрессором и др.
Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации, вступления в силу. Учитывая их особую важность, они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации. После Второй мировой войны между ООН, с одной стороны, и Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией, с другой стороны (с каждой в отдельности), были заключены мирные договоры в 1947 г.
После Второй мировой войны имело место прекращение состояния войны и путем принятия односторонних деклараций Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1951 г., издав односторонние акты; 28 апреля 1952 г. Индия опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией; Советский Союз прекратил состояние войны с Германией, издав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., в соответствии с которым прекращалось состояние войны между Германией и Советским Союзом и между ними устанавливались мирные отношения.
Состояние войны может также прекращаться путем подписания двустороннего юридического акта. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию, согласно которой между ними «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения»; были восстановлены дипломатические и консульские отношения. Такого рода юридические акты не исключают возможности последующего заключения мирного договора в целях урегулирования всей совокупности проблем, возникших в результате войны. В связи с изложенным, актуальной задачей является заключение мирного договора между Россией и Японией.
- 201__ Год
- Раздел 1. Вопросы государственного и военного строительства
- Глава 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации.
- 1.1.1. Военно-политические основы военной доктрины
- 1.1.2. Военно-стратегические основы военной доктрины.
- 1.1.3. Военно-экономические основы военной доктрины.
- Глава 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов.
- 1.2.1. Место и роль Вооруженных Сил в структуре государства.
- 1.2.2.Предназначение, состав, дислокация и комплектование Вооруженных Сил.
- Раздел 2. Военно-историческая подготовка.
- Глава 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки.
- 2.3.1. Военные реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века.
- 2.3.2. Военные преобразования Петра I. Реформы Армии в XIX – XX веках.
- 2.3.3. Военная реформа Российских Вооруженных Сил конца XX начала XXI века.
- Глава 4. Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства.
- 1.4.1. Победы русской армии в XIII – XIX веках.
- 2.4.2. Победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
- 2.4.3. Федеральный закон "о днях воинской славы (победных днях) России"
- 2.4.4. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
- Раздел 3. Правовая подготовка.
- Глава 5. Правовой статус военнослужащих.
- 3.5.1. Законодательная основа статуса военнослужащего.
- 3.5.2. Обязанности и ответственность офицерского состава вс рф.
- 3.5.3. Социальная защищенность офицеров.
- 3.5.5. Работа органов военного управления по обеспечению социальной защищенности офицеров и членов их семей.
- Глава 6. Порядок прохождения службы офицерским составом.
- 3.6.1. Комплектование Российских Вооруженных Сил офицерским составом.
- 3.6.2. Основы прохождения военной службы офицерским составом в мирное время.
- Глава 7. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 3.7.1. Основы международно-правовой регламентации ведения вооруженной борьбы.
- 3.7.2. Нормы международно-правововой защиты жертв вооруженных конфликтов.
- Раздел 4. Психолого-педагогическая подготовка.
- Глава 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях.
- 4.8.1. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xyiii – первая половина XIX века).
- 4.8.2. Совершенствование системы воинского воспитания и обучения во второй половине XIX и в XX веке.
- 4.8.3. Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для воспитательной работы в современных условиях.
- Глава 9. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4.9.1. Сущность и содержание воспитательной работы и ее особенности в современных условиях.
- 4.9.2. Основные формы и методы воспитательной работы в подразделении.
- 4.9.3. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.
- 4.9.4. Особенности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
- Глава 10. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.
- 4.10.1. Психология личности военнослужащего.
- 4.10.2. Основные методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.
- 4.10.3. Особенности воинского коллектива.
- 4.11.1. Сущность и задачи общественно-государственной подготовки, ее роль и место в системе обучения и воспитания военнослужащих.
- 4.11.2. Организация общественно-государственной подготовки в части, подразделении.