logo
konspekt_lektsy_po_OGP_dlya_chtenia

4.8.1. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xyiii – первая половина XIX века).

Поддержание Вооруженных сил Российской Федерации в постоянной боевой готовности к выполнению возложенных на них задач настоятельно требует неустанного совершенствования военно-профессиональной подготовки личного состава, формирования у него преданности своему Отечеству, постоянной морально-психологической готовности к защите его суверенитета и территориальной целостности. С учетом того, что их решение осуществляется в условиях внешней военной и террористической угрозы, расширения сферы влияния НАТО в направлении России, продолжающегося реформирования и перевооружения оборонительных сил и средств, в последние годы актуализировался вопрос о всесторонней военно-профессиональной подготовке офицерского состава, в том числе и в сфере обучения, воспитания и психологической подготовки подчиненных. Это со всей очевидностью вызывает необходимость достаточной психолого-педагогической подготовки офицерских кадров.

Следовательно, с первых дней самостоятельной деятельности офицер объективно решает целый спектр профессиональных задач, опирающихся на психолого-педагогические разработки. Без их знания невозможны эффективная военно-профессиональная деятельность и исполнение возложенных служебных обязанностей в полном объеме. Однако полновесное понимание теоретических и практических разработок отечественной военной психологии и педагогики будет затруднено без знания содержания психолого-педагогического наследия российских полководцев и флотоводцев, исторических и научно-теоретических истоков и предпосылок их формирования, методологической базы и других элементов, раскрывающих содержание нового учебного знания граждан, проходящих образовательную подготовку на факультетах военного обучения российской высшей школы.

Отечественная военная психология и педагогика в своем становлении как самостоятельные отрасли психологического и педагогического знания первоначально формировались по двум самостоятельным направлениям: эмпирическому (практическому) и теоретическому. Основу первого направления составили психолого-педагогические взгляды отечественных военачальников (полководцев и флотоводцев), сформировавшие своеобразную соответствующую российскому национальному менталитету систему воинского обучения и воспитания.

Результаты исторических и археологических исследований российских ученых позволяют сделать вывод о том, что первые действия психолого-педагогического содержания проявлялись еще в древние времена существования славянских народностей на территории нынешней России, Украины и Белоруссии. Наскальные рисунки и другие источники свидетельствуют, что военачальники того времени уже понимали роль психологического состояния воинов в бою и применяли в целях его поднятия специальные религиозные обряды и воинские ритуалы. Однако в русских княжествах опыт воинского обучения и воспитания первоначально формируется стихийно и передается лишь в былинах, сказаниях, а позднее в летописях, поучениях и завещаниях.

Начиная с XVII века система отечественного военного психолого-педагогического эмпирического знания приобретает более четкие очертания и реализуется в указах, приказах, уставах и наставлениях. Считается, что у его истоков стоит первый русский император Петр I. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. в результате проведенных им реформ (упрочение государственности, строительство регулярной армии и флота и др.) проблема обучения, воспитания и психологической подготовки солдата и матроса к бою находит отражение в государственной и военной деятельности видных наших соотечественников того времени.

Сформированная Петром I система воинского обучения и воспитания характеризовалась следующими основными положениями:

В основу воспитания созданного в этот период национального офицерского корпуса были положены идеи формирования строгой дисциплинированности, твердости характера, сознательного отношения к исполнению воинского долга, личной примерности служения Отечеству. В воинском уставе 1698 г. впервые были закреплены принципы военно-профессиональной деятельности офицера:

Перечисленные принципы нашли дальнейшее развитие и в отношении воспитания солдат и матросов. В военной присяге, текст которой содержался в «Артикуле воинском с кратким толкованием», введенном в действие в 1716 г. одновременно с «Уставом воинским» подчеркивалось, что им надлежит хранить верность царю, «чинить послушание командирам». Сформированная к этому времени система воспитания предполагала использование таких методов как разъяснение обязанностей, личный пример начальника, поощрения и наказания (в том числе и телесные). Следует отметить, что система наказаний была достаточно суровой. Однако в русской армии уже с этого времени проводилась линия на то, чтобы наказание было «умеренным» и сочеталось «с ясным и кратким истолкованием погрешности». Как показала практика, это влияло на российских солдат и офицеров сильнее, чем жестокость, применяемая в армиях западноевропейских государств.

Важным элементом складывающейся системы подготовки войск стали идеи Петра I о единстве обучения и воспитания, зависимости воспитания от практических задач, нравственном элементе в работе с людьми, воспитания в процессе воинской деятельности, реализованные в «Уставе воинском» 1716 г. Устав в то время являлся своего рода сводом правил в области военного дела и был проникнут главной идеей – подготовить российскую армию к эффективному ведению военных действий, исключив из ее деятельности все, что не нужно для достижения победы. Обучение войск в мирное время предусматривало разграничение подготовки молодых и старослужащих солдат. Первые из них обучалось в основном индивидуально с целью обучения «справной, неспешной» стрельбе, ударам штыком и «захождению» (перестроению). Для старослужащих же вводилось обучение в целом «яко в бою поступать», заключавшееся в отработке действий при наступлении и отступлении, при «захватывании у неприятеля фланкии и прочих воинских оборотах», т.е. при маневрировании и перестроении боевого порядка.

В стремлении поднять качество подготовки войск на уровень, соответствующий национальным традициям и геополитическим устремлениям российского государства того времени, Петр I опирается на ценностные ориентиры личности русского человека. Следовательно, не системой «палочного» воспитания, не плац-парадной муштрой создавал он систему воинского воспитания и обучения, а эффективной боевой подготовкой и действительно высоким искусством психологического и педагогического влияния на солдата и офицера, использованием тех внутренних сил русских воинов, к развитию которых сводилась их военно-профессиональная подготовка.

После смерти Петра I (1725 г.) Россия на некоторое время лишилась твердого и мудрого государственного и военного руководителя, умевшего путем простых и рациональных решений готовить армию и флот к преодолению возникающих проблем в развитии российского государства. Последующее руководство отечественным военным строительством нередко возглавляли так называемые «временщики», не отличающиеся прогрессивными, соответствующими требованиям исторической эпохи взглядами. Однако в армии и на флоте петровские идеи продолжает реализовывать и развивать целая плеяда последователей его военно-теоретического наследия.

Активными участниками развития психолого-педагогического наследия Петра I в вопросах подготовки войск и флота к войне в последующие годы выступали П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков и М.И.Кутузов. Их усилиями в российской армии была создана эффективная система обучения и воспитания воинов, учета в их подготовке индивидуальных психологических особенностей. В основе их взглядов лежала мысль о решающей роли солдата в бою и необходимости его подготовки, прежде всего для боя (баталий).

Важную роль в становлении российской системы обучения и воспитания войск в послепетровский период отечественного военного строительства сыграл генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев. В вопросах воспитания полководец ратовал за то, чтобы сформировать у солдат добропорядочные качества и культуру («привести в приличное военным людям состояние, внушить им добропорядочную жизнь, вежливое обхождение и чистоту). В то же время офицерам подразделений вменялось в обязанность в ходе разговоров (бесед) с подчиненными внушать им мысль о необходимости строгой исполнительности («добром поведении и послушании»), которая обеспечивает успех в выполнении ими своих обязанностей. По его мнению, воспитательная система должна базироваться на стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина. Уважая солдата, П.А.Румянцев требовал от своих офицеров такого же уважительного отношения к нуждам их подчиненных. Офицерская и солдатская честь понималась им как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника отечества, когда они «должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат».

Взгляды П.А.Румянцева по вопросам подготовки военнослужащих во многом совпадали с воззрениями генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина, который стремился максимально связать обучение и воспитание офицеров и солдат с потребностями боевой практики войск. В обучении солдат он требовал от офицеров терпения и ясности разъяснения требуемых действий («обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению»), развития смелости и решительности. Для этого он предлагал использовать разнообразные стимулы (например, специальную солдатскую медаль для поощрения за храбрость и мужество в бою). Одновременно полководец выступал за внимательное отношение начальника к подчиненным, всячески требовал поднятия нравственного достоинства солдат, предписывал офицерам проявлять о них отеческую заботу. Большое значение Г.А.Потемкин придавал личному примеру командира, выступал против парадно-показного в подготовке войск.

Российская национальная система подготовки войск в последующие годы развивается видным отечественным полководцем генералиссимусом А.В.Суворовым. Ему удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы обучения и воспитания войск, основные идеи которого изложены в его всемирно-известном труде «Наука побеждать» Это стало возможным благодаря правильной оценке национальных особенностей русского солдата, способного проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за командиром, умеющим показать личный пример, проявляющим постоянную заботу о своих солдатах.

А.В.Суворов требовал от подчиненных самой широкой инициативы, направленной на достижение победы над врагом. Он первым поставил вопрос о важности индивидуальной работы офицера с солдатом, считал обучение и воспитание единым процессом, требующим от командиров настойчивости, последовательности и продуманности, представлял обучение войск как бесконечный процесс, где нет места завершенности. Важным и поучительным, в том числе и для нашего времени, является его требование после каждого «учения» офицерам говорить «поучение», т.е. делать разбор действий подчиненных. Современники полководца отмечают, что он сам часто общался с солдатами, указывая на их ошибки или хвалил их за смелые и грамотные действия.

Будучи твердо убежденным, что для победы в бою необходимо развивать и укреплять у солдат интеллектуальные, нравственные и физические силы А.В.Суворов строит свою систему подготовки войск в строгом соответствии с этой целью. Развитие смекалки, твердости характера и особенно упорства, максимально возможное притупление чувства страха, развитие умственных способностей через освоение военного дела – основная суть суворовского подхода. При этом он ранее других признал господство духа солдат (обученности, преданности командирам, уверенности в победе) над материальной составляющей боя (численностью войск, обеспеченностью оружием и боеприпасами, материальным оснащением). Вершиной суворовской системы подготовки войск считается проведение в ходе обучения специальных сквозных атак, позволяющих не только совершенствовать навыки ведения ближнего (контактного) боя, но и осуществлять психологическую подготовку солдат к действиям в боевых условиях.

Исследователи отечественного военного наследия отмечают, что А.В.Суворову удалось создать наиболее прогрессивную и самобытную для своего времени систему обучения и воспитания войск, основанную на глубоком знании военного дела, особенностей солдатской службы и психологии воина. В своих теоретических трудах и профессиональной деятельности он реализовал знание национальных особенностей русского солдата, способного переносить огромные нагрузки, проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за своим командиром. Без такой системы подготовки войск не могло быть выдающихся побед русского оружия, как на сухопутных театрах военных действий, так и на морских и океанских просторах.

Последовательным сторонником суворовской школы обучения и воспитания войск в условиях российского военного флота выступал адмирал Ф.Ф.Ушаков. Для него было характерно понимание того, что решающей силой в морском сражении является матрос, обладающий высокими морально-боевыми качествами, в совершенстве владеющий оружием, знающий пути достижения победы над противником. Адмирал стремился к тому, чтобы обучение морских экипажей было простым и ясным, понятным каждому матросу, требовал учить матросов так, чтобы каждый знал свою должность и место, доводил свои действия посредством систематических тренировок до совершенства. Главную роль в обучении и воспитании военнослужащих он отводил офицерам, которые должны были использовать морскую подготовку как средство военно-нравственного и физического развития военных моряков. При этом он требовал никогда не забывать о необходимости уважительного отношения к подчиненным, учете их индивидуальных особенностей и предназначения в служении Отечеству.

Суворовские идеи подготовки войск также нашли свое продолжение в лице генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. В воспитании полководец исходил из того, что послушание и дисциплина, «будучи душой службы воинской», зиждется не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты России. Это было подтверждено в ходе Отечественной войны 1812 года. Чудеса мужества, героизма и отваги показал в ней русский солдат, доказав живую и могучую силу отечественного патриотизма. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению же самого полководца, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, «столь ни велики… сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях».

Основными методами обучения и воспитания солдат М.И.Кутузов считал убеждение и поощрение за доблестный ратный труд. Он требовал от офицеров быть примером дисциплинированности, нравственной и боевой доблести. В обучении ценил простоту, целесообразность, последовательность, прочность, экономию времени и приближение к боевой обстановке. Он разработал и ввел в практику методику ускоренной подготовки ополчения. При обучении солдат требовал заботиться не столько о красоте строя и марша, сколько добиваться усвоения ими тактических приемов, умения маневрировать на поле боя, стрелять и действовать штыком.

Как следует из вышеизложенного, перечисленные и другие видные военные деятели России постоянно обращались к проблемам обучения и воспитания войск. Однако эти обращения отражались в основном в приказах, распоряжениях, инструкциях и наставлениях и носили не столько теоретический, сколько прикладной характер. Это было естественным для того времени, поскольку отечественные военные прикладные и научные дисциплины, в том числе военная психология и педагогика, еще находились становления. Начало же издания в первой четверти XIX века «Военного журнала» открыло возможность публично обсуждать и теоретически осмысливать проблемы обучения и воспитания в русской армии, что послужило важным импульсом для последовательного совершенствования системы подготовки войск.