Глава 27 Группа контроля при Народном комиссаре обороны
102. Группа контроля является органом Народного комиссара обороны Союза ССР по осуществлению контроля и поверки исполнения.
Во главе группы контроля стоит начальник группы.
103. На начальника группы контроля возлагается:
а) оперативный контроль выполнения управлениями Народного комиссариата обороны, округами, флотами, войсковыми частями и соединениями приказов и распоряжений Народного комиссара обороны и его заместителей;
б) контроль, по заданиям Народного комиссара обороны, выполнения учреждениями Народного комиссариата обороны решений и постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства;
, в) контроль и изучение, по заданиям Народного комиссара обороны, отдельных отраслей работы Наркомата (материально-техническое обеспечение РККА, мобилизационная готовность, боевая подготовка и др.);
г) изучение техники работы аппарата Народного комиссариата обороны и органов управления (штабов округов, соединений, военкоматов) и разработка предложений по рационализации их работы.
104. Результат проверок начальник группы контроля докладывает Народному комиссару обороны и в необходимых случаях, по его указаниям, сообщает результаты проверок и предложения по ним соответствующим начальникам управлений Наркомата обороны.
105. План работы группы контроля утверждается Народным комиссаром обороны.
106. Во главе Управления делами стоит начальник управления.
107. На начальника Управления делами возлагается:
а) подбор материалов для Народного комиссара обороны Союза ССР и его заместителей к заседаниям Правительства;
б) издательство приказов и распоряжений Народного комиссара обороны; 4
в) кодификация приказов по РККА и издание соответствующих справочников и сборников;
г) обслуживание по правовым вопросам управлений Наркомата обороны;
д) руководство охраной и обслуживанием служебных помещений Наркомата;
е) хозяйственное, квартирное и санитарное обеспечение личного состава Народного комиссариата;
ж) организация всех видов связи внутри Наркомата;
з) прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых на имя Народного комиссара обороны.
108. Управление делами состоит из отделов: 1) приказного, 2) юридического, 3) связи, 4) административно-хозяйственного.
109. Начальнику Управления делами подчиняются: отдельный стрелковый батальон охраны, отдельный кавдивизион, автобаза Наркомата обороны, фундаментальная библиотека и Центральная военная типография.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР
М. Калинин
Председатель Совета
Народных комиссаров Союза ССР
В. Молотов
Секретарь Центрального
22.11.34 г. Исполнительного Комитета Союза ССР
Москва, Кремль. А. Енукидзе
ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОМ СОВЕТЕ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРЕ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
1. Военный совет является совещательным органом при Народном комиссаре обороны Союза ССР.
2. Председателем Военного совета является Народный комиссар обороны Союза ССР. Члены Военного совета утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного комиссара обороны Союза ССР.
291
, 3. Военный совет рассматривает вопросы, поставленные на его обсуждение Народным комиссаром обороны Союза ССР, а также и те вопросы, которые выдвигаются членами Совета.
4. Сроки созыва и повестка заседаний Военного совета устанавливаются Народным комиссаром обороны Союза ССР.
5. Все решения Военного совета утверждаются Народным комиссаром обороны Союза ССР и проводятся в жизнь его приказами и распоряжениями.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Секретарь Центрального!!
22.11.34 г. сполнительного Комитета Союза ССР Москва, Кремль. А. Енукидзе
Ф. 4, оп. 15, д. 2, л. 325—343. Типогр. экз.
АКТ ПРИЕМА НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СССР С. К. Тимошенко от К. Е. Ворошилова*
АКТ
Во исполнение Постановления СНК СССР от 8 мая 1940 г. за № 690 при приеме Наркомата обороны т. Тимошенко от т. Ворошилова в присутствии тт. Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушаны доклады начальников центральных управлений и установлено следующее:
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА
1. Действующее положение о Наркомате обороны**, утвержденное Правительством в 1934 году, устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат обороны. Вновь созданные управления: Главное управление Красной Армии, Управление военно-технического снабжения, Управление снабжения, Управление продовольственного, обозного и вещевого снабжения, Управление стрелкового и минометного вооружений, Управление высших военно-учебных заведений, Управление снабжения горючим и Управление начальника пехоты — существуют по временным положениям. Структура других управлений (Генштаб, Артуп-равление, Управление связи, Строительно-квартирное управление, Управление ВВС и Инспекции) изменена, причем положения об этих изменениях не утверждены.
При наличии 34 самостоятельных управлений и отделов и недостаточно четком распределении обязанностей между заместителями Наркома часто имела место задержка в разрешении вопросов в управлениях НКО.
* Документ не датирован. Решение о необходимости «произвести сдачу и приемку дел по НКО» было принято Политбюро ЦК ВКП(б) 8 мая 1940 г. К. Е. Ворошилову было предложено сдать дела С. К. Тимошенко «в течение не более 10 дней». В тот же день подобное решение принял и СНК СССР. На документе помета: «Отпечатано в 5 экз. 7.12.40 г.». Документ был разослан: экз. № 1 — И. В. Сталину 16.12.40 г., экз. № 2 — зам. начальника Генштаба Н. Ф. Ватутину 23.1.41 г., экз. № 3. В. М. Молотову 16.12.40 г. и экз. № 5 — К. Е. Ворошилову 12.12.40г., экз. № 4 подшит в дело. ** См. приложение 1.
298
2. В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, наставлений и руководств. Основные уставы — Полевой службы, Внутренней службы, Дисциплинарный и некоторые боевые уставы родов войск устарели и требуют коренной переработки. Отсутствуют: наставление по вождению крупных войсковых соединений (армий), наставление по атаке и обороне укрепленных районов и наставление для действий войск в горах.
3. Большинство войсковых частей существуют по временным штатам, не утвержденным Народным комиссаром. Штатное и табельное хозяйство запущено. Около 1400 штатов и табелей, по которым войска живут и снабжаются, никем не утверждены и изданы для руководства как временные.
4. Вопросы военного законодательства и систематизации приказов Наркома обороны не налажены. Имеется много приказов, требующих отмены или переработки как устаревших и затрудняющих руководство войсками.
5. Контроль за исполнением отданных приказов и решений Правительства был организован недостаточно. Не было живого действенного руководства обучением войск. Проверка на местах как система не проводилась и заменялась получением бумажных отчетов.
ОПЕРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
1. К моменту приема и сдачи Наркомата обороны оперативного плана войны не было, не разработаны и отсутствуют оперативные планы, как общий, так и частные.
Генштаб не имеет данных о состоянии прикрытия границ. Решения военных советов округов, армий и фронта по этому вопросу Генштабу неизвестны.
2. Руководство оперативной подготовкой высшего начсостава и штабов выражалось лишь в планировании ее и даче директив. С 1938 года Народный комиссар обороны и Генеральный штаб сами занятий с высшим начсоставом и штабами не проводили. Контроль за оперативной подготовкой в округах почти отсутствовал. Наркомат обороны отстает в разработке вопросов оперативного использования войск в современной войне.
3. Подготовка театров военных действий к войне во всех отношениях крайне слаба. В результате этого:
а) ВОСО не проявило должной маневренности в деле использования наличных железнодорожных-средств для войсковых перевозок.
Положения об управлении железными дорогами на театре войны, четко определяющего функции органов НКПС и органов ВОСО, а также порядок перевозок, нет.
б) Строительство шоссейных дорог идет, медленно и ведется многими организациями (Гуждор, Главдорупр, Гулаг НКВД), что приводит к распылению сил и средств и отсутствию общего плана дор-строительства.
в) Строительство связи по линии НКС сильно отстает, а по линии НКО в 1940 г. сорвано совершенно вследствие позднего представления Генштабом и Управлением связи заявок на строительные материалы и неотпуска таковых. Каблирование и использование уплотненных бронзовых проводов ведется в крайне ограниченном размере.
г) В аэродромном отношении крайне слабо подготовлена территория Западной Белоруссии, Западной Украины, ОдВО и ЗакВО.
д) Ясного и четкого плана подготовки театров в инженерном отношении, вытекающего из оперативного плана, нет. Основные рубежи и вся система инженерной подготовки не определены.
е) Директивы, утверждающей план строительства УР на 1940 г., округам к моменту приема Наркрмата не дано.
Система предполья окончательно не разработана, и в округах этот вопрос решается по-разному.
Вопросы вооружения вновь создаваемых укрепленных районов тре-
299
буют быстрейшего разрешения, в первую очередь новых У Ров на западной границе.
ж) В топографическом отношении театры военных действий подготовлены далеко недостаточно и потребность войск в картах не обеспечена.
УКОМПЛЕКТОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО ВОЙСК
1. Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет. Учет личного состава по вине Главного Управления Красной Армии находится в исключительно запущенном состоянии.
2. Личный состав войск состоял из кадрового и приписного состава; план увольнения приписного состава находится в процессе разработки.
3. Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 году, устарело, для руководства непригодно, и никто им не пользуется. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.
4. По устройству войск '•— нет положений об управлении частями (полками), соединениями (дивизиями и бригадами). Положение о войсковом хозяйстве устарело и требует переработки. Не разработано положение о полевом управлении войск.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
1. В связи с войной1" и значительным передислоцированном войск мобилизационный план нарушен. Нового мобилизационного плана Наркомат обороны не имеет.
Мероприятия по отмобилизованию распорядительным порядком не закончены разработкой.
2. Наркомат обороны не устранил еще следующие недостатки мобилизационного плана, вскрытие при проведении частичной мобилизации в сентябре 1939 года:
а) крайняя запущенность учета военнообязанных запаса, т. к. переучет не проводился с 1927 года;
б) отсутствие единого учета военнообязанных и существование обособленного специального учета железнодорожников, водного транспорта и НКВД;
в) слабость и неналаженность работы военкоматов;
г) отсутствие очередности в отмобилизовании частей, что привело к перегрузке первых дней мобилизации;
д) нереальность планов размещения войск при отмобилизовании;
е) нереальность плана снабжения обмундированием при мобилизации;
ж) неравномерность подъема по мобилизации военнообязанных, конского состава и автотранспорта;
з) отсутствие твердо установленного порядка в бронировании рабочей силы на военное время;
и) нереальность и неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжи и автотранспорта.
3. В числе военнообязанных запаса состоит 3 155 000 необученных людей. Плана обучения их Наркомат обороны не имеет. В числе обученного состава состоят на учете военнообязанные запаса с недостаточной подготовкой и по ряду специальностей, мобилизационная потребность в специалистах не покрывается. Плана переобучения специалистов и переподготовки слабо обученного состава Наркомат обороны также не имеет.
* Имеется в виду советско-финляндская война 1939/40 г. 300
4. Наставления по мобилизационной работе в войсках и военкоматах, признанные устаревшими, не переработаны.
СОСТОЯНИЕ КАДРОВ
К моменту приема Наркомата обороны армия имела значительный некомплект начсостава, особенно в пехоте, достигающий 21 % к штатной численности на 1 мая 1940 г.
Установлено, что ежегодные выпуски из военных училищ не обеспечивали создания необходимых резервов для роста армии и образования запасов.
Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод — рота, в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта.
Подготовка комсостава в военных училищах поставлена неудовлетворительно вследствие недоброкачественности программ, неорганизованности занятий, недостаточной загрузки учебного времени и особенно слабой полевой практической выучки. Усовершенствование командного состава кадра должным образом не организовано. Недостатком программ подготовки командиров в военно-учебных заведениях является: проведение занятий преимущественно в классах, недостаточность полевых занятий, насыщение программ общими предметами в ущерб военным.
В вопросах присвоения военных званий нет твердо установившейся системы и в ряде случаев имела место кампанейщина. Этому способствовало отсутствие периодического аттестования начсостава. Существующий порядок аттестования не выявляет деловых качеств командира и работы командира по боевой подготовке своей части. Происходит это потому, что командный состав в значительной мере устранился от дела аттестования и подбора кадров, которое зачастую проводилось политорганами.
Учет начсостава поставлен неудовлетворительно и не отражает командного состава, имеющего боевой опыт. Кандидатские списки отсутствуют.
При назначении командного состава Управление кадров недостаточно привлекало начальников соответствующих родов войск и служб.
Нормы пополнения начсостава на военное время не разработаны. Учет и подготовка начсостава запаса находятся в неудовлетворительном состоянии.
Плана подготовки и пополнения комсостава запаса для полного отмобили-зования армии по военному времени не было.
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК
Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:
1) Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота — взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.
2) Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.
3) Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой обстановки.
4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отрываться от него, артиллерия не умеет поддерживать танки, авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.
5) Войска не обучены лыжному делу.
6) Применение маскировки отработано слабо.
7) В войсках не отработано управление огнем.
301
8) Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и преодолению заграждений и форсированию рек. Причинами этого являются:
1) Неправильное обучение и воспитание войск.
В боевой подготовке войск допускается много условностей, войска не тренируются в обстановке, приближенной к боевой действительности, применительно к требованиям театров военных действий.
Широкое применение системы условностей в обучении и воспитании войск создало в войсках неправильное представление о суровой действительности войны.
Войска мало обучаются в поле практическому выполнению всего необходимого для боя.' Недостаточно воспитывается и прививается выносливость, физическая закалка и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро, несмотря ни на какие трудности и преодолевая их.
Вместо этого зачастую допускается ложный демократизм, подрыв авторитета командира.
2) Неправильно построены программы и планы боевой подготовки, приводящие к тому, что рода войск занимаются изолированно, периоды обучения и боевые стрельбы их тождественных подразделений не совпадают по времени и недостаточно обеспечиваются материально.
состояние родов войск
1. Пехота: а) вопросам организации, вооружения и подготовки пехоты не уделено должного внимания;
б) пехота подготовлена слабее всех других родов войск;
в) накопление подготовленного запаса пехоты недостаточно;
г) командный состав пехоты плохо подготовлен и имеет большой некомплект;
д) пехотное вооружение отстает от современных требований боя и не обеспечено минометами и автоматами.
2. В о е н н о-в оздушные силы. Материальная часть ВВС Красной Армии в своем развитии за последние три года отстает по скоростям, дальностям, мощностям моторов и вооружению самолетов от авиации передовых армий других стран. Наркомат обороны (Управление Военно-Воздуш-ных Сил) не проявил достаточной инициативы и настойчивости по внедрению более современных типов самолетов. Управление Военно-Воздушных Сил не определяло направления развития военной авиации. По этой причине ВВС не имеют пикирующих бомбардировщиков и отстают во внедрении современных типов самолетов. По вооружению отстает внедрение крупнокалиберного оружия.
Отработка новых образцов самолетов, испытание и доводка их проходят крайне медленно.
Состояние учета самолетов и моторов неудовлетворительное, а качественный учет совершенно не организован и не ведется.
Склады авиамеханического имущества недостаточны и не удовлетворяют потребности авиационных частей.
Аэродромная сеть недостаточна и не обеспечивает нормальной работы авиачастей, и развитие ее отстает от роста военно-воздушных сил.
Организация военно-воздушных сил, в связи со значительным ростом авиации, устарела и требует пересмотра и объединения в более крупные авиационные соединения (дивизии).
Существующая организация авиабаз не обеспечивает обслуживания передовых оперативных аэродромов и содержания их в рабочем состоянии в течение круглого года.
Летно-технический состав недостаточно подготовлен в бомбометании, в полетах в сложных метеорологических условиях и в стрельбе.
Авиационные школы выпускают слабых летчиков, обученных главным об-
302
разом на старой материальной части, и вследствие этого молодых летчиков приходится переучивать в частях.
Вопросы прохождения службы летно-техническим составом не отработаны, в результате чего с 1938 года существует неправильное положение, когда красноармейцы действительной военной службы после годичного обучения в школах младших специалистов выпускаются по категории среднего начальствующего состава. Несмотря на большой некомплект штурманов, подготовка их не организована.
Аварийность и катастрофы в авиации продолжают оставаться высокими вследствие слабой подготовки летного состава, незнания им материальной части, низкой дисциплинированности, неорганизованности летной работы и безответственности командиров частей и бригад за происшедшие аварии и катастрофы.
3. Авиадесантные части не получили должного развития.
Организация воздушно-десантных частей (маломощные бригады) отстает от современных требований и требует пересмотра в сторону создания более сильных соединений и развития парашютного дела.
Существующая двойственность подчинения — по линии УБП (боевая подготовка) и по линии ВВС (снабжение специмуществом и обеспечение самолетами) отрицательно сказывается на управлении и боевой подготовке авиадесантных частей.
4. Автобронетанковые войска. Вооружение танковых частей в своем развитии отстает от современных требований вследствие того, что современные толстобронные танки внедрены на вооружение с опозданием.
В использовании танковых частей организация взаимодействия с другими родами войск в достаточной степени не отработана.
Ремонт автобронемашин при наличии достаточной ремонтной базы затягивается.
Существующие ремонтные комплекты как по количеству, так и по своей спецификации составлены неудачно. Наиболее ходовые части в них изготовлены в малых количествах и не обеспечивают потребности.
Вопросы организации текущего и среднего ремонта боевых машин в полевых условиях разрешены неправильно. По существующему порядку предусматривается отправка боевых машин для ремонта в тыловые мастерские, что задерживает ремонт и не обеспечивает своевременный ввод их в строй.
Эксплуатация существующего автомобильного и тракторного парка поставлена неудовлетворительно, вследствие чего в армии имеется большое количество машин, требующих ремонта.
Существующий тракторный парк недостаточен и не обеспечивает полностью подъема материальной части артиллерии на мехтяге.
5. Артиллерия. В связи с тем что делу организации и подготовки артиллерийских частей было уделено достаточное внимание, наличие материальной части артиллерии по средним и мелким калибрам обеспечивает развертывание артиллерийских частей, но отстает по крупным калибрам и зенитной артиллерии. Особенно недостаточна обеспеченность наиболее крупными калибрами — 203 мм и выше.
По боеприпасам — потребность армии по средним системам обеспечивается недостаточно. Специальные артиллерийские выстрелы (бронебойные, зажигательные, а также выстрелы для зенитной артиллерии) имеются в крайне недостаточном количестве.
Приборами управления, биноклями артиллерия обеспечена недостаточно.
Наличие хранилищ не обеспечивает полностью хранение имеющихся запасов. Организация складского хозяйства поставлена неудовлетворительно. К моменту приема из-за недостатка хранилищ и загруженности складов не-
303
нужными материалами находилось на открытом воздухе большое количество боеприпасов и вооружения.
6. Стрелковое вооружение. Внедрение современных образцов стрелкового вооружения (пистолеты-пулеметы и самозарядная винтовка) Наркоматом обороны производится с опозданием и крайне медленно.
По количеству винтовок мобилизационная потребность развернутой армии обеспечивается без учета убыли винтовок и для новых формирований во время войны.
7. Минн о-м инометное вооружение. Наркоматом обороны не придавалось значения минно-минометному вооружению. В результате Красная Армия оказалась не обеспеченной минометами и не подготовленной к их использованию.
К моменту приема Наркомата Красная Армия минометами полностью еще не обеспечена. В частях имеется большой некомплект минометов, а минометы крупных калибров существуют только в образцах.
Совершенно неотработанными остаются вопросы использования и применения пехотных и противотанковых мин. Производство и изготовление этих мин не организовано, и имеются только опытные образцы.
8. Инженерные войска. По своей организации и вооружению отстают от общего развития других родов войск.
Обеспеченность существующих инженерных частей основными видами инженерного вооружения слабая. Новейшие средства инженерной техники: око-покопатели, средства глубокого бурения, новые дорожные машины — имеются только в образцах и не внедрены на вооружение инжнерных войск.
Переправочные средства по количеству недостаточны, особенно по тяжелым паркам.
Исключительно низка обеспеченность инженерных войск по колючей проволоке.
В подготовке и в вооружении войск не получили развития и выпали такие коренные вопросы, как вопросы преодоления У Ров, заграждения и разграждения, особенно минного.
9. Войска связи. В настоящее время на своем вооружении имеют много устаревших типов телеграфно-телефонных аппаратов и радиосредств. Внедрение новых средств радиотехники проходит крайне медленно и в недостаточных размерах. Войска плохо обеспечены почти по всем видам имущества связи.
Большим недостатком войск связи является отсутствие быстродействующих и засекречивающих приборов.
Существующее отставание в развитии техники связи и нечеткость организации связи привели к тому, что во время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию*, а также во время войны с белофиннами войска связи не имели устойчивой и непрерывно действующей связи.
10. Химические войска. Внимание к химическому оружию в Наркомате обороны ослаблено.
Существующие дегазационые средства не обеспечивают по своему количеству и качеству предъявляемые к ним требования. Дегазационные машины, состоящие на вооружении (АРС и АХИ-5), малопроходимы, а из дегазаторов существует только хлорная известь.
Химическая подготовка войск поставлена неудовлетворительно, что объясняется недооценкой значения химических средств нападения со стороны общевойсковых командиров.
Научно-исследовательская работа по развитию химического вооружения
* См. примеч. 59. 304
поставлена слабо, а разработанные новые образцы внедряются в армии медленно.
11. Конница. Состояние и вооружение конницы удовлетворительные. Отмечается слабость и недоработанность организации горнокавалерийских частей.
СОСТОЯНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Организация разведки является одним из наиболее слабых участков в работе Наркомата обороны. Организованной разведки и систематического поступления данных об иностранных армиях не имеется.
Работа Разведывательного управления не связана с работой Генерального штаба. Наркомат обороны не имеет в лице Разведывательного управления органа, обеспечивающего Красную Армию данными об организации, состоянии, вооружении, подготовке к развертыванию иностранных армий. К моменту приема Наркомат обороны такими разведывательными данными не располагает. Театры военных действий и их подготовка не изучены.
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА
Противовоздушная оборона войск и охраняемых пунктов находится в состоянии полной запущенности. Существующее состояние ПВО не отвечает современным требованиям.
Вооружению активных средств ПВО зенитной артиллерии не уделялось достаточного внимания. Совершенно недостаточна обеспеченность приборами управления зенитной артиллерии. Дальномеры, состоящие на вооружении, не обеспечивают стрельбу на высотах более 6,2 км, а приборы ПУАЗО несовершенны.
Подготовка зенитных частей неудовлетворительная, и тренировка их ведется с устарелыми типами самолетов. Нет практики с современными самолетами.
Слабо развиты прожекторные части, не все объекты обеспечены прожекторами, и вследствие этого имеющаяся в них зенитная артиллерия способна отражать воздушного противника только днем.
Служба ВНОС плохо организована, слабо подготовлена, плохо вооружена и не обеспечивает своевременного обнаружения самолетов противника и оповещения. Радиоперехватывающие средства (РУС и РЕДУТ)* имеются только в отдельных образцах. Нет ясности, кому подчиняется служба ВНОС — командующему ВВС или отделу ПВО.
Наркоматом обороны к моменту приема не было выполнено постановление Правительства о введении в приграничных округах помощников командующего войсками по ПВО.
Руководство Наркомата обороны работой местных пунктов ПВО неудовлетворительное и слабое.
При существующем состоянии руководства и организации ПВО должная защита от воздушного нападения не обеспечивается.
УСТРОЙСТВО И СЛУЖБА ТЫЛА
1. Руководство организацией тыла и тыловой подготовкой начальствующего состава и тыловых учреждений слабое. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла. Хотя приказом Наркома требовалось ни одного учения без отработки тыла не проводить, но фактически в некоторых частях учения с тылом не проводились. Устав тыла засекречен, и комначсостав его не знает. Устав требует переработки.
* Типы радиолокализационных станций. 11—636
2. Территории, отошедшие к СССР в 1939/40 гг.*, в отношении устройства тыла не подготовлены.
3. Мобилизационная заявка 1937/38 гг. устарела и требует переработки.
4. План вооружения и снабжения на 1940 год в округа до сих пор по вине ГУКа не спущен, что не дает возможности отработать обеспеченность войск на мирное и военное время.
5. Учет количественный и качественный в центральных довольствующих управлениях поставлен плохо и не дает возможности правильно определить обеспеченность войск.
6. Мобфонды продфуража, израсходованные в зимний период 1940 г., не восстановлены, а на Камчатке, Сахалине и в МНР они вовсе отсутствуют. Дислокация мобфондов требует коренного пересмотра.
7. Финансовые сметы на первый месяц войны устарели, непригодны и требуют переработки.
ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 августа 1935 г. по приведению войскового хозяйства и всего дела военно-хозяйственного снабжения армии в образцовый порядок не выполнено.
Войсковое хозяйство продолжает оставаться в запущенном состоянии. Учет и отчетность по имуществу не налажены. В боевых операциях 1939/40 г. армейский и войсковой тыл работали неудовлетворительно.
1. Организация и система снабжения. Организация и система обозно-вещевого и продовольственного снабжения и квартирного обеспечения КА мирного времени совершенно не были приспособлены на военное время.
Введенные в 1936 г. помощники старшин рот и ротные писаря вскоре были сокращены. Вновь они восстанавливаются лишь с конца 1939 года, когда учет имущества был запутан во всех низовых звеньях.
Действующие нормы снабжения, особенно вещевым имуществом, устарели или негодны, и при пересмотре их есть полная возможность навести экономию.
По вопросам снабжения и ведения хозяйства войска руководствуются большим количеством приказов НКО, вышедших за истекшие два десятилетия. Большое количество частей, особенно из числа сформированных за последние годы, этих приказов не имеют.
Нет положения о правах, обязанностях и персональной ответственности командиров частей и соединений за хозяйственное состояние части, за утрату, порчу, разбазаривание и незаконное использование государственных средств.
2. Продовольственное снабжение армии. Текущее снабжение войск продовольствием и фуражом проходит без перебоев. Имеющиеся в войсках неснижаемые переходящие запасы продфуража обеспечивают всю армию по основным продуктам на 15—30 дней.
Наркомат обороны и промышленность не были подготовлены к войне для изготовления сухарей и концентратов**. Упродснаб и Генштаб недооценили значения этих продуктов на снабжении армии.
В частях нет должного порядка в расходовании, учете и отчетности продовольствия и фуража.
3. Вещевое снабжение Красной Армии. Войска не были своевременно обеспечены вещевым имуществом по зимнему плану 1939/40 г.
* Имеются в виду Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия и Северная Буковина. ** Так в документе.
306
Отпуск обмундирования частям затянулся до января 1940 года. Вопросы обеспечения теплыми вещами (ушанки, перчатки, валенки) не были проработаны и не ставились своевременно Наркоматом обороны.
Опыт войны показал, что военные советы и начснабы округов не знают действительной обеспеченности и потребностей частей в вещевом имуществе. Поэтому части отправлялись на фронт необеспеченными или обеспеченными сверх нормы по преувеличенным заявкам и бросали имущество при выступлении.
Хранение обмундирования и обуви в окружных складах и особенно в складах частей поставлено неудовлетворительно.
Обезличка в пользовании бельем после стирки и недостаточная требовательность командного состава к сбережению красноармейцами обмундирования, белья и обуви приводит к излишним расходам и преждевременному износу обмундирования и белья и снижению общего воинского вида.
Учет имущества запущен. В период больших учебных сборов во многих частях имущество НЗ было смешано с имуществом текущего довольствия. За время войны с Финляндией в учете наличия обозно-вещевого имущества в частях и довольствующих управлениях происходила путаница. Учет по приказу НКО № 12 — 1940 г. в войсках еще не заведен.
Банно-прачечное обслуживание очень усложнено и требует упорядочения.
4. О б о з н о-х озяйственное снабжение Красной Армии. Обеспечение колесным обозом армии находится в тяжелом состоянии. Производство колесного обоза систематически уменьшается.
Постановление СНК и ЦК ВКП(б) 1935г. о создании фонда «Обороне — повозка с упряжью»* не выполнено. Управление обозно-хозяйственного снабжения и ГУК не контролировали и не добивались создания этого фонда.
Внедрение в шорно-седельном и др. производствах кожзаменителей (постановление СНК № 039 — 35 г.) проводится слабо.
Содержание и хранение обозно-хозяйственного имущества в ряде частей поставлено плохо.
ВОПРОСЫ СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ
1. Запасы горючего крайне низки.
Строительство бензоемкостей выполнено в совершенно недостаточных размерах вследствие систематического невыполнения Наркомстроем и другими строительными организациями плана строительства бензоскладов.
2. Войска исключительно слабо обеспечены тарой под горючее на военное время.
Транспортировка горючего с баз снабжения в места потребления крайне затруднена из-за недостатка тары и средств перевозки и заправки. Вероятные театры военных действий не имеют в достаточном количестве баз горючего, особенно для авиации.
3. Отмечается отсутствие бережного отношения к сбору и регенерации отработанных масел. Так, например, из авиамасел, полученных в 1939 году, было собрано и сдано на регенерацию только 2331 тонна, что составляет 30% подлежащего сдаче на регенерацию.
Борьба за экономное расходование горючего ведется слабо, вследствие чего имеется перерасход горючего по мирному времени.
ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ
1. Наиболее крупным недостатком политической работы в армии является то, что эта работа не была органически связана с задачами боевой
* Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9.8.1935г. «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА» предусматривалось создание в колхозах и совхозах фонда «Обороне — повозка с упряжью» аналогично существовавшему фонду «Обороне — конь».
11* 307
подготовки, укрепления дисциплины в армии и поднятия авторитета командного состава.
2. Кадры руководящего политсостава недостаточно пополнялись выросшими молодыми политработниками.
Большая часть политсостава армии не имеет достаточной военной подготовки. Политуправление не определило, какими военными знаниями должен обладать политсостав разных степеней, и до последнего времени не организовало военной подготовки всего политсостава.
В программе Военно-политической академии на военные дисциплины времени отведено недостаточно.
3. Указание Всеармейского совещания политработников 1938 г., утвержденное ЦК ВКП(б)*, о ликвидации в двухмесячный срок «вридства»** в политсоставе Политуправление не выполнило.
Политуправление с 1938 г. не выполняет установленный порядок ежегодного делового и политического аттестования политсостава и подменило его получением справок формального характера.
4. Аттестованием кадров политсостава запаса Политуправление не занималось. Приписка политсостава запаса в связи с войной была нарушена, однако Политуправление недопустимо задерживает пересмотр приписки политсостава запаса и внесение в нее необходимых изменений.
5. В армии на 1.1.40 г. имелось кандидатов партии с просроченным стажем 64 797 человек, из них с 8-летним кандидатским стажем — 3135 человек и с 10-летним стажем — 226 человек.
6. Политуправление нарушает установленный ЦК ВКП(б) порядок выдачи в 10-дневный срок партдокументов принятым в ВКП(б) и затягивает эту выдачу на срок до года. До сих пор не выдано еще 9166 партбилетов и 16 729 кандидатских карточек. Политуправление нарушило трехмесячный срок отчетности и не отчиталось перед ЦК ВКП(б) за 211 000 выданных партдокументов.
7. В политзанятиях с красноармейцами и начсоставом Политуправление упускало изучение сопредельных стран и их армий.
Политуправление не уделяло достаточного внимания работе среди войск и населения противника.
8. В директиве об осенней проверке политзанятий 1939 года Политуправление предложило оценку их производить по группам, причем давать оценку всей группе «отлично», если в группе имеется не менее 25% отличных, 35% хороших, 30% посредственных и не более 10% плохих оценок. Такое указание по существу неправильное и толкает на путь снижения требований.
9. По решению ЦК ВКП(б) в Политуправлении создано отделение по кадрам Осоавиахима. Это отделение по Осоавиахиму почти ничего не делает и привлекается Политуправлением для выполнения других работ.
САНИТАРНАЯ СЛУЖБА
Санитарная служба в Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной. По вине Санитарного управления не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, там, где они больше всего требовались.
Полевая подготовка медсостава кадра и запаса, особенно по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики санитарной службы, оказалась неудовлетворительной.
* Так в тексте.
** В связи с массовыми репрессиями в РККА получило широкое распространение временное исполнение дел. В этой связи К. Е. Ворошилов и Л. 3. Мехлис направили в адрес совещания письмо «О недостатках в партийно-политической работе РККА и мерах по их устранению». Письмо было утверждено ЦК ВКП(б). По поводу «вридства» см. также док. № 30.
308
Вопросы эвакуации раненых с учетом своевременного возвращения легкораненых в строй требуют переработки.
Крупнейшим недостатком работы Санитарного управления во время советско-финляндской войны было то, что оно стояло в стороне от дела захоронения убитых на поле боя.
Установленные нормы освежения медимушества не всегда соблюдались.
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Сеть высших военно-учебных заведений состоит из 16 военных академий и 10 военных факультетов, 132 сухопутных военных училищ и школ, 52 авиационных и авиатех'нических училищ и школ, находящихся в ведении Управления высших военно-учебных заведений, Управления военно-учебных заведений и Управления военно-учебных заведений ВВС.
Крупным недостатком программ военных академий является то, что в этих программах отводится мало времени специальным дисциплинам, что отражается на качестве подготовки.
Новыми образцами вооружения военные академии и военные училища обеспечены недостаточно. В военных академиях и военных училищах отмечается низкая требовательность, имеет место завышение оценок.
Подготовка слушателей в военных академиях и курсантов в военных училищах имеет ряд существенных недостатков, из коих главными являются:
а) недостаточное знание материальной части;
б) недостаточность практических навыков;
в) слабое знание иностранных языков.
ВОЕННОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО
Военное изобретательство, выделенное в самостоятельный отдел Наркомата обороны, оторвано от управлений, ведающих вопросами вооружения и технического снабжения. Вследствие этого ценные изобретения задерживаются внедрением в армию и своевременно не реализуются.
Отдел изобретений занимается только рассмотрением поступающих изобретений, не имея возможности самостоятельно реализовать их.
Управления НКО по своей специальности не уделяют должного внимания поступающим изобретательским предложениям.
ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА
В плане выпуска книг Воениздатом необходимо предусмотреть издание литературы по таким актуальным вопросам боевой подготовки армии, как-то: по общей тактике, тактике мелких подразделений, службе штабов, службе тыла и по армиям сопредельных с нами стран, а также справочной литературы для начсостава специальных родов войск.
Аппарат Воениздата требует укрепления как путем освобождения его от негодных работников, так и пополнения квалифицированными военно-редакторскими кадрами.
Должна быть ликвидирована практика растранжиривания средств на всякого рода авансы авторам за ненаписанные труды и гонорары за недоброкачественные рукописи .
Приложение: Ведомость наличия основных видов вооружения по состоянию на 1 мая 1940 г.*.
сдал — принял — К. Ворошилов С. Тимошенко
Участвовали при сдаче и приеме —
Жданов
Маленков
Вознесенский
Публ. по журн. «Известия ЦК КПСС». 1990. № 1. С. 193—208. ЦАМО, ф. 32, оп. 11309, д. 15, лл. 1—31
* Приложение не публикуется.
309
- 1937 — 21 Июня 1941 г.
- I. Итоги 1937 года
- 2. По Военно-Воздушным Силам
- 3. По Военно-Морским Силам
- I. По сухопутным войскам
- 2. По Военно-Воздушным Силам
- 3. По Военно-Морским Силам
- II. Основные задачи на 1938 год
- 1. По сухопутным войскам
- 2. По Военно-Воздушным Силам
- 3. По Военно-Морским Силам
- III. По политической работе
- Глава I Обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними
- 1. Общие обязанности военнослужащих
- 28 Января 1938 г.
- II Организация работ по переучету и аттестованию
- 20 Марта 1938 г.
- I. Политическая работа
- II. Общевойсковая подготовка
- III. Командирская подготовка
- IV. Подготовка штабов
- V. Огневая подготовка
- VI. Подготовка тыла
- VII. Физическая подготовка
- VIII. Пехота
- IX. Военно-воздушные силы
- X. Конница
- XI. Артиллерия
- XII. Автобронетанковые войска
- XIII. Войска связи
- XIV. Инженерная подготовка
- XV. Химическая подготовка
- XVII. Противовоздушная оборона
- XVIII. Укрепленные районы
- XIX. Водная подготовка
- XX. По санитарной службе
- XXI. По ветеринарной службе
- XXII. Военно-учебные заведения
- 1. Военные академии
- 2. Военные училища
- 1. Задачи товарищеских судов
- 2. Организация красноармейских товарищеских судов
- 6. Меры взыскания
- 1. Задачи товарищеских судов
- 2. Организация товарищеских судов
- 4. Порядок возбуждения и рассмотрения дел
- 5. Меры взыскания
- 1. Задачи товарищеских судов чести
- 2. Организация товарищеских судов чести
- 4. Порядок возбуждения и рассмотрения дел
- 5. Меры взыскания
- I Для общевойсковых командиров:
- II Для командиров родов войск
- III Для интендантов:
- I. Планирование
- II. Общевойсковая подготовка
- III. Подготовка штабов
- V. Пехота
- VI. Огневая подготовка
- VII. Минометные подразделения
- VIII. Конница
- IX. Артиллерия
- I. Тактическая подготовка
- II. Стрелково-артиллерийская подготовка65
- III. Техническая подготовка
- IV. Конная подготовка
- X. Автобронетанковые войска
- XI. Военно-воздушные силы
- XII. Войска связи
- XIII. Инженерная подготовка
- XIV. Химическая подготовка
- I. Химическая подготовка всех родов войск
- XV. Противовоздушная оборона
- I. Всем родам войск
- II. Для пунктов и объектов пво
- Для всех родов войск
- XVII. Укрепленные районы
- XVIII. Санитарная служба
- XIX. Военные академии
- XX. Военные училища
- XXII. Смотры, контроль и ответственность за боевую подготовку войск
- 20 Июня 1940 г.
- I. Основные положения
- 2. Виды мобилизации
- III. Подготовка и проведение мобилизации
- 1. Оповещение
- 2. Прикрытие
- 18. Отмобилизование в лагерный период
- IV. Мобилизационный план войсковой части
- 3. Документы мобилизационного плана
- I. Общие положения
- 24 Июля 1940 г. Москва, Кремль о составе Главного военного совета
- I. По летной подготовке
- III. По огневой подготовке
- IV. По командирской учебе
- V. Разборы полетов
- VI. Техническая подготовка
- VII. Боевая готовность
- VIII. Начальнику гу ввс Красной Армии
- 12 Октября 1940 г.
- Глава I Общие положения
- Глава II Дисциплинарные взыскания
- Глава VI Порядок наложения дисциплинарных взысканий
- Глава VII Порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий
- Глава VIII Поощрения и награды
- 1 Ноября 1940 г.
- Глава II Присвоение воинских званий и знаки различия
- Глава IV Об отпусках
- IV. Общевойсковая подготовка
- V. Подготовка командного состава
- VI. Подготовка штабов
- VII. Подготовка тыла
- VIII. Пехота
- IX. Конница
- X. Огневая подготовка
- XI. Строевая и физическая подготовка
- XII. Артиллерия
- XIII. Автобронетанковые войска
- XIV. Военно-воздушные силы
- XV. Воздушно-десантные соединения
- XVI. Войска связи
- XVII. Инженерная подготовка
- XVIII. Химическая подготовка
- XXI. Противовоздушная оборона
- XXII. Укрепленные районы
- XXIII. Водная подготовка
- XXIV. Санитарная служба
- XXV. Ветеринарная служба
- XXVI. Военные академии
- XXVII. Военные училища
- XXVIII. Подготовка запаса красной армии
- 11 Февраля 1941 г.
- 11 Февраля 1941 г.
- Глава III Разработка мобплана облвоенкомата
- 2) Оповещение о мобилизации
- 4) Приписка начальствующего состава
- 10) Поставка мехтранспорта
- 15) Работа сборного пункта
- Глава V Организация партийно-политической работы на сборных и сдаточных пунктах
- Глава VI Подготовка района к мобилизации
- Глава VII Проведение мобилизации и отчетность райвоенкомата
- 1) Проведение мобилизации
- 4) Управление мобилизацией
- Раздел II Персональный учет в войсковых частях, соединениях и учреждения Красной Армии
- Раздел III Назначение медальонов со сведениями о военнослужащих
- Раздел IV Учет потерь в Управлении по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии
- 20 Марта 1941 г.
- I. Общие положения
- II. Руководство
- Артиллерия
- 3. Приказываю:
- Раздел I Народный комиссариат обороны Союза сср
- Раздел III Управления, отделы и инспекции Народного комиссариата обороны Союза сср
- Глава 1 Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии
- Глава 2 Политическое управление ркка
- Глава 3 Административно-мобилизационное управление ркка
- Глава 5 Разведывательное управление ркка
- Глава 7 Управление Воздушных сил ркка
- Глава 10 Управление противовоздушной обороны ркка
- Глава 12 Управление связи ркка
- Глава 15 Химическое управление ркка
- Глава 18 Ветеринарное управление ркка
- Глава 19 Строительно-квартирное управление ркка
- Глава 21 Отдел стандартизации Народного комиссариата обороны
- Глава 22 Отдел Народного комиссариата обороны по ремонтированию конского состава
- Глава 23 Отдел издательства Народного комиссариата обороны
- Глава 24 Инспектора ркка
- Глава 25 Управление по начальствующему составу ркка при Народном комиссаре обороны
- Глава 26 Финансовый отдел при Народном комиссаре обороны
- Глава 27 Группа контроля при Народном комиссаре обороны
- Примечания
- Содержание
- 150049. Г. Ярославль, ул. Свободы, 97.