logo search
konspekt_lektsy_po_OGP_dlya_chtenia

4.9.4. Особенности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирова­ние и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Ее достижение включает комплексное решение системы воспитательных задач, каждая из которых отражает специфические особенности конкретной категории военнослужащих. Их общее содержание сводится к следующему:

в работе с офицерами:

в работе с прапорщиками (мичманами):

в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту:

в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по призыву:

в работе с военнослужащими-женщинами:

Основные направления воспитания военнослужащих взаи­мообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Реализация содержания вос­питания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.

Как известно, военно-профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках и на флотах. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитательной работы с офицерами, отражающие существенные аспекты этой деятельности.

Свою специфику также имеет и воспитательная работа с прапорщиками и мичманами подразделения. Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в Вооруженных Силах. Исходя из этого командиры подразделений руководствуются рядом соответствующих требований.

В подразделении основную воспитательную работу среди прапорщиков и мичманов ведут командиры и их заместители по воспитательной работе. Они глубоко вникают в деятельность подчиненных, в их материально-бытовые и культурные запросы. В практику воспитательной работы с этим многочисленным отрядом командных кадров широко вошли собрания по вопросам службы, соблюдения морально-этических норм поведения. Подобные собрания дают возможность обмениваться мнениями, опытом, обсуждать актуальные вопросы профессиональной деятельности прапорщиков и мичманов, решать их социально-бытовые и другие проблемы, существенно влияющие на качество их службы.

Наряду с офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержанты (старшины) и солдаты (матросы), проходящие военную службу по контракту (контрактников). Анализ воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Военно-Морского Флота показывает, что они требуют особых подходов в воспитании, обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группы военнослужащих.

К положительным чертам контрактников относится то, что это имеющие социальный опыт люди, преимущественно со средним образованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийся опыт семейной жизни. Среди отрицательных черт – преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровень удовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи также отмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам. Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями их полной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем, материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии.

Эти и другие особенности контрактников обусловили педагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержание предусматривает:

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить к воспитанию этой категории военнослужащих. Кроме того, необходимо учитывать разницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко он значительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, его возраста, военно-профессионального и социально-бытового опыта.

Решение воспитательных задач с военнослужащими по призыву обеспечивается непрерывным изучением их морально-психологических и деловых качеств, проведением активной дифференцированной и индивидуальной воспитательной работы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с молодыми военнослужащими, военнослужащим с признаками девиантного (отклоняющегося) поведения. Весьма важно, что в воспитательной работе с этой категорией военнослужащих руководящими документами, теоретическими и прикладными разработками военной педагогики предусматривается обязательное участие офицеров частей (кораблей) и подразделений всех звеньев – от командира части (корабля) до командира взвода (группы, башни).

Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях.