logo search
konspekt_lektsy_po_OGP_dlya_chtenia

3.7.1. Основы международно-правовой регламентации ведения вооруженной борьбы.

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений – в период войны – регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.

Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, обуздать всплеск эмоций, присущих конфликту, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права.

Международное право - это совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами в различ­ных областях (экономической, культурной, военной и других), соблюде­ние которых обеспечивается добровольно, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением. Эти нормы и прин­ципы закреплены в международных договорах, соглашениях и конвен­циях, являющихся источниками международного права. При этом пред­метом регулирования международного права являются отношения меж­ду государствами, среди которых большое место занимают отношения в военной области. Субъектами международного права являются суверен­ные государства, международные органы и организации, а также неко­торые немеждународные организации.

В международном праве важную роль играют его принципы, которые представляют собой систему общепризнанных и общеобязательных норм межгосударственного общения. К ним относятся такие принципы, как: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взя­тых на себя обязательств, мирное разрешение международных споров, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ.

Международное право наряду с национальным правом (внутригосу­дарственным правом) относится к правовой системе государства. В со­ответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепри­знанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора.

Говоря о военных аспектах международного права, прежде всего, не­обходимо рассмотреть право вооруженных конфликтов, которое ранее было известно как право войны. Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Оно представляет собой совокуп­ность норм и принципов, применяемых во время войны, международ­ных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их наруше­ние. Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.

Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления войны или фак­тического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

Международный вооруженный конфликт - это вооруженное столк­новение между двумя или несколькими сторонами, обладающими меж­дународной правосубъектностью, а именно, между вооруженными си­лами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного дви­жения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера отно­сятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на террито­рии какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группа­ми, которые, находясь под ответственным командованием, осуществля­ют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Можно выделить следующие критерии вооруженного конфликта немеждуна­родного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта: а) наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства; б) факти­ческое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборст­вующих сторон и применение ими оружия; в) коллективный характер выступлений; г) элемент организации; д) обладание частью территории соответствующего государства.

Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспоряд­ками и напряженностью.

Внутренние беспорядки - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство при­меняет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности.

Внутренняя напряженность - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (ми­ра) и законности.

Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера.

Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характе­ра в международный вооруженный конфликт может произойти в резуль­тате военной интервенции других государств в нарушение норм между­народного права.

Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокупность обяза­тельных для государств юридических норм, которые направлены на за­щиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

МГП преследует две основные цели: 1) защиту лиц, которые не при­нимают участия или прекратили принимать участие в военных действи­ях; 2) ограничение средств ведения войны, в частности, вооружений, и методов ведения боя, например, применения отдельных видов военной тактики. МГП запрещает применение многих видов оружия, в частно­сти, зажигательных пуль, биологического, химического и лазерного оружия.

МГП защищает лиц, которые не принимают участия в военных дей­ствиях, например, гражданских лиц, медицинский и религиозный персо­нал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и лицам, которые прекрати­ли принимать участие в военных действиях (раненым, лицам, потерпев­шим кораблекрушение, больным или военнопленным).

Отдельные местности и объекты, например, больницы и санитарные транспортные средства также пользуются защитой норм МГП и не долж­ны быть подвергнуты нападениям. МГП устанавливает отдельные виды ясно опознаваемых эмблем и знаков, которые могут быть использованы для идентификации лиц и местностей, находящихся под защитой. Речь идет, в частности, об эмблеме Красного Креста и Красного Полумесяца.

Основными источниками права вооруженных конфликтов являются Гаагские конвенции 1907 года, четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например, Конвен­цию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и Конвенцию 1980 о запрещении или ограничении конкрет­ных видов обычного оружия, которая включает четыре Дополнительных Протокола, в том числе по вопросу применения мин.

Важное место среди источников права вооруженных конфликтов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Так, Женевский протокол 1925г. запрещает применять на войне удуш­ливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средст­ва; в 1972г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, кото­рая запрещает разработку, производство и накопление запасов бакте­риологического (биологического) и токсинного оружия и предусматри­вает их уничтожение. В 1977г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серь­езные последствия. Конвенция 1980г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не про­сматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажига­тельное оружие.

Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в реше­ниях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приня­ла: основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режи­мов (1973г.); Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974г.); основ­ные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970г.); принципы международного сотрудничества в от­ношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в воен­ных преступлениях и преступлениях против человечества (1973 г.) и др.

Право вооруженных конфликтов содержит большое количество ме­ждународно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголов­ной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права.

Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала (1945г.); Конвенция о предупреждении преступле­ния геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о неприменимо­сти срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968г.); резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о вы­даче и наказании военных преступников (1946г.) и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества (1970г.), и ряд других. В соответствии с нормами международного пра­ва установлена ответственность государства-агрессора, а также отдель­ных лиц за нарушение правил ведения войны. Формами ответственности государства-агрессора являются политическая (санкции, включая от­торжение части территории) и материальная (репарации, реституции). Государство также несет ответственность за действия отдельных лиц, нарушивших правила ведения войны. Сами такие лица подвергаются уголовному наказанию по законам страны, на территории которой они совершили свои преступные деяния, в некоторых случаях для суда над ними создаются международные суды. Международный уголовный суд может быть создан решением Совета Безопасности. Так, в феврале 1993г. Совет Безопасности создал такой суд для проведения расследований военных преступлений в Югославии и наказании за них.

Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникнове­ния, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. Все государства признают сле­дующие специальные принципы права вооруженных конфликтов: прин­цип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страда­ния людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное дей­ствие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности госу­дарств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.

В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права государства должны воздерживаться во взаимных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной цело­стности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут ис­пользоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Соответственно, государства должны воздерживаться от любых дей­ствий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства. Равным образом, они должны воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое применение силы или угрозы силой не может использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вы­звать споры между ними.

Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974г. Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суве­ренитета, территориальной неприкосновенности и политической незави­симости другого государства, или каким-либо другим образом несо­вместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).

В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем, предусматривается, что Совет Безопасности может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмот­ря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация аг­рессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их послед­ствия не носят серьезного характера (статья 2 резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, погра­ничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией - с другой.

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относят­ся (статья 3 резолюции):

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на терри­торию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

б) применение любого оружия одним государством против террито­рии другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил государства, находящихся по со­глашению со страной пребывания на его территории, в нарушение усло­вий, предусмотренных соглашением.

Сюда же отнесены случаи продол­жения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании.

Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

ж) засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегу­лярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим (статья 4 резолюции).

Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрес­сии (статья 5).

Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивиду­альную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасно­сти ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрес­сии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восста­новления международного мира. Осуществление права на индивидуаль­ную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указан­ных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.

Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, ко­торая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восста­новления его безопасности.

Оправданность военных действий государства по отношению к про­тивнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.

В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соот­ветствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного напа­дения на Российскую Федерацию другого государства или группы госу­дарств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

В соответствии с нормами международного права начало войны вле­чет за собой ряд юридических последствий:

а) начало войны означает конец мирных отношений между государ­ствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консуль­ские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);

б) начало войны влияет на действия международных договоров, су­ществующих между воюющими государствами. Политические, эконо­мические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, пре­кращают свое действие. Начинается фактическое выполнение согла­шений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном кон­фликте сторонами;

в) к гражданам страны-противника может быть применен специаль­ный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определен­ном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите граж­данского населения во время войны);

г) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Говоря об участниках вооруженных конфликтов необходимо рас­смотреть такие ключевые понятия как комбатант, некомбатант и лицо, находящееся под защитой, определенных Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами.

Понятие комбатанта было определено в Дополнительном протоко­ле 1 к Женевским конвенциям (8 июня 1977г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также ли­ца, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления. Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом.

Некомбатанты - это лица из числа медицинского и духовного пер­сонала, которые входят в состав вооруженных сил.

Лицо, находящееся под защитой - это человек, который в соответст­вии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним имеет право на защиту или на особый статус. Различается несколь­ко категорий таких лиц: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные; гражданские лица на терри­тории противника; гражданские лица на оккупированных территориях.

Средства ведения войны - это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники про­тивника, а методы ведения войны представляют собой различные спо­собы использования средств ведения войны в указанных целях. В дан­ной сфере действуют такие международно-правовые акты как Конвен­ция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907г.), в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Женевские Конвенции от 12 августа 1949г. и Дополнительные протоко­лы I и II к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907г.), Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.) и ряд других.

Все используемые воюющими сторонами методы и средства ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запрещенные. В дей­ствующих конвенциях нет определения ни тем, ни другим. В них лишь закреплено запрещение применять на войне те или иные средства и ме­тоды. Это, однако, не означает, что если появляется новый вид оружия, применение которого еше не запрещено международным правом, то оно является дозволенным средством ведения войны.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отрав- ленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бакте­риологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которо­го заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обна­руживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; ми­ны, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.

Запрещенным средством ведения войны является химическое ору­жие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удуш­ливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1993г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания.

10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разра­ботки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не при­обретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические аген­ты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных це­лей». Запрещается разработка, производство и накопление оружия, обо­рудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах. Конвенция со­держит положения, гарантирующие ее выполнение. Предусматриваются меры национального и международного характера. С одной стороны, участники Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологиче­ского оружия, а также по их уничтожению.

С другой стороны, если государство-участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности ООН.

Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необ­ходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового пора­жения (лучевого, радиологического и др.).

Вместе с тем, современное международное право запрещает исполь­зовать окружающую среду в качестве средства ведения войны. 18 мая 1977 г. была подписана Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», ст. 1 которой закрепляет обязательство государств «не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосроч­ные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нане­сения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику». Конвенция не препятствует использованию средств воздей­ствия на природную среду в мирных целях.

Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981г. была подписана (и в 1983г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут счи­таться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: а) Протокол I «О не обнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, «основное дей­ствие которого заключается в нанесении повреждений осколками, кото­рые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей»; б) Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и пол­ностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; в) Протокол III «О запрещении или ограничении применения за­жигательного оружия» запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.

Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещенными методами ведения войны являются: предательски уби­вать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам против­ника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безус­ловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, и знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действи­ях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать ка­ким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е. заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).

Однако международное право не запрещает военные хитрости с це­лью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ло­вушек, ложных операций и дезинформации.

Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военно­пленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, огра­ждать их от ограбления и дурного обращения, способствовать смягче­нию страданий, порождаемых войной.

Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.

Согласно положениям международного гуманитарного права воюю­щие стороны ограничены в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Нельзя применять оружие, которое действует неизбирательно, т.е. как против военных, так и против гражданских объектов, причиняет излишние повреждения и страдания (ст. 35 п. 2 Дополнительного протокола 1).

Согласно нормам международного гуманитарного права военные дей­ствия осуществляются против военных объектов, т. е. таких объектов, ко­торые в силу своего характера, расположения, назначения или использо­вания вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или час­тичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существую­щих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их уничтожившей (ст. 52 п. 2 Дополнительного протокола 1).

Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах:

а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избе­жать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от лю­бого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 Дополнительного протокола 1). Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отноше­нии последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объек­ты в густо населенных районах (ст. 58 Дополнительного протокола 1);

б) установление особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, не обороняемые местности, объекты, не­обходимые для выживания гражданского населения, объекты и соору­жения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.

Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между ранее воевавшими государствами имеет важное значение, так как оно закладывает правовые основы их последующих мирных отношений. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения воен­ных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие - это приостановление или прекращение военных дейст­вий: по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть ме­стным и общим. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, оно направлено на реализацию част­ных задач: подбор раненых, погребение убитых, эвакуация из осажден­ных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и т.д. Сторо­ны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении воен­ных действий:

а) либо сразу после подписания;

б) либо по прошествии какого-то срока.

Срок действия соглашения также определяется сторо­нами. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону.

Нарушение условий пе­ремирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действия этих лиц рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны, и они наказываются властями своего государства. Если происхо­дит существенное нарушение условий перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от перемирия и возобновить военные действия (ст. 40 IV Гаагской конвенции 1907 г.).

Общее перемирие принципиально отличается от местного. Во-первых, оно не просто приостанавливает, а прекращает военные дейст­вия; во-вторых, это прекращение распространяется не на ограниченный театр войны, а на военные действия в целом; в-третьих, местное пере­мирие могут заключать командиры отдельных частей (если не преду­смотрен иной порядок), а общее перемирие, как акт не только военный, но и политический, заключается от имени компетентных органов госу­дарства; в-четвертых, общее перемирие рассматривается как шаг в на­правлении к установлению мира, а его нарушение - как акт агрессии

Современное международное право предусматривает заключение пере­мирия по инициативе и под контролем Совета Безопасности. Такое тре­бование Совета Безопасности может предписывать прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции и др.

Второй формой прекращения военных действий является капитуля­ция, под которой понимается полное и окончательное прекращение со­противления вооруженных сил одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных подразделений и т.д. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются противнику через парламентеров, которые являются непри­косновенными; неприкосновенными являются также лица, их сопровож­дающие (например, переводчик), транспорт, документы.

При капитуля­ции вся военная техника, имущество противника переходят к победите­лю; личный состав разоружается, на него распространяется режим воен­ного плена.

Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция, она подписывается представителями побежденного государ­ства обычно после полного разгрома его вооруженных сил или их ос­новной части, без всяких условий и оговорок, свидетельствует о призна­нии им своего полного и окончательного поражения и сопровождается сдачей всех его вооруженных сил. Так, после поражения фашистской Германии и милитаристской Японии в 1945г. с каждым из них были подписаны декларации о безоговорочной капитуляции.

Следует подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не прекра­щают состояния войны между воевавшими государствами; оно прекра­щается в других формах, основная из которых - это мирный договор, который юридически закрепляет прекращение состояния войны и вос­становление мирных отношений между воюющими государствами.

По содержанию мирные договоры охватывают широкий круг вопросов прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; ответственность военных преступников; территориальные вопросы; возмещение ущерба, причиненного агрессором и др.

Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации, вступления в силу. Учитывая их особую важность, они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации. По­сле Второй мировой войны между ООН, с одной стороны, и Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией, с другой стороны (с каждой в отдельности), были заключены мирные договоры в 1947 г.

После Второй мировой войны имело место прекращение состояния войны и путем принятия односторонних деклараций Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1951 г., издав односторонние акты; 28 апреля 1952 г. Индия опубликовала односто­роннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией; Со­ветский Союз прекратил состояние войны с Германией, издав Указ Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., в соответствии с которым прекращалось состояние войны между Германией и Советским Союзом и между ними устанавливались мирные отношения.

Состояние войны может также прекращаться путем подписания дву­стороннего юридического акта. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию, согласно которой между ними «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добросо­седские дружественные отношения»; были восстановлены дипломатиче­ские и консульские отношения. Такого рода юридические акты не ис­ключают возможности последующего заключения мирного договора в целях урегулирования всей совокупности проблем, возникших в резуль­тате войны. В связи с изложенным, актуальной задачей является заклю­чение мирного договора между Россией и Японией.