logo search
Приказы народного комиссара обороны СССР (1937-

Глава 27 Группа контроля при Народном комиссаре обороны

102. Группа контроля является органом Народного комиссара обороны Союза ССР по осу­ществлению контроля и поверки исполнения.

Во главе группы контроля стоит начальник группы.

103. На начальника группы контроля возлагается:

а) оперативный контроль выполнения управлениями Народного комиссариата обороны, округами, флотами, войсковыми частями и соединениями приказов и распоряжений Народного комиссара обороны и его заместителей;

б) контроль, по заданиям Народного комиссара обороны, выполнения учреждениями На­родного комиссариата обороны решений и постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства;

, в) контроль и изучение, по заданиям Народного комиссара обороны, отдельных отраслей работы Наркомата (материально-техническое обеспечение РККА, мобилизационная готовность, боевая подготовка и др.);

г) изучение техники работы аппарата Народного комиссариата обороны и органов управ­ления (штабов округов, соединений, военкоматов) и разработка предложений по рационали­зации их работы.

104. Результат проверок начальник группы контроля докладывает Народному комиссару обо­роны и в необходимых случаях, по его указаниям, сообщает результаты проверок и предложения по ним соответствующим начальникам управлений Наркомата обороны.

105. План работы группы контроля утверждается Народным комиссаром обороны.

106. Во главе Управления делами стоит начальник управления.

107. На начальника Управления делами возлагается:

а) подбор материалов для Народного комиссара обороны Союза ССР и его заместителей к заседаниям Правительства;

б) издательство приказов и распоряжений Народного комиссара обороны; 4

в) кодификация приказов по РККА и издание соответствующих справочников и сборников;

г) обслуживание по правовым вопросам управлений Наркомата обороны;

д) руководство охраной и обслуживанием служебных помещений Наркомата;

е) хозяйственное, квартирное и санитарное обеспечение личного состава Народного ко­миссариата;

ж) организация всех видов связи внутри Наркомата;

з) прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых на имя Народного комиссара обороны.

108. Управление делами состоит из отделов: 1) приказного, 2) юридического, 3) связи, 4) ад­министративно-хозяйственного.

109. Начальнику Управления делами подчиняются: отдельный стрелковый батальон охраны, отдельный кавдивизион, автобаза Наркомата обороны, фундаментальная библиотека и Центральная военная типография.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета Союза ССР

М. Калинин

Председатель Совета

Народных комиссаров Союза ССР

В. Молотов

Секретарь Центрального

22.11.34 г. Исполнительного Комитета Союза ССР

Москва, Кремль. А. Енукидзе

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОМ СОВЕТЕ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРЕ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

1. Военный совет является совещательным органом при Народном комиссаре обороны Союза ССР.

2. Председателем Военного совета является Народный комиссар обороны Союза ССР. Члены Военного совета утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР по пред­ставлению Народного комиссара обороны Союза ССР.

291

, 3. Военный совет рассматривает вопросы, поставленные на его обсуждение Народным комис­саром обороны Союза ССР, а также и те вопросы, которые выдвигаются членами Совета.

4. Сроки созыва и повестка заседаний Военного совета устанавливаются Народным комиссаром обороны Союза ССР.

5. Все решения Военного совета утверждаются Народным комиссаром обороны Союза ССР и проводятся в жизнь его приказами и распоряжениями.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. Калинин

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов

Секретарь Центрального!!

22.11.34 г. сполнительного Комитета Союза ССР Москва, Кремль. А. Енукидзе

Ф. 4, оп. 15, д. 2, л. 325—343. Типогр. экз.

АКТ ПРИЕМА НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СССР С. К. Тимошенко от К. Е. Ворошилова*

АКТ

Во исполнение Постановления СНК СССР от 8 мая 1940 г. за № 690 при приеме Наркомата обороны т. Тимошенко от т. Ворошилова в присутствии тт. Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушаны доклады начальников центральных управлений и установлено следующее:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

1. Действующее положение о Наркомате обороны**, утвержденное Прави­тельством в 1934 году, устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат обороны. Вновь созданные управления: Главное управление Красной Армии, Управление во­енно-технического снабжения, Управление снабжения, Управление продоволь­ственного, обозного и вещевого снабжения, Управление стрелкового и мино­метного вооружений, Управление высших военно-учебных заведений, Управ­ление снабжения горючим и Управление начальника пехоты — существуют по временным положениям. Структура других управлений (Генштаб, Артуп-равление, Управление связи, Строительно-квартирное управление, Управление ВВС и Инспекции) изменена, причем положения об этих изменениях не утверждены.

При наличии 34 самостоятельных управлений и отделов и недостаточно четком распределении обязанностей между заместителями Наркома часто имела место задержка в разрешении вопросов в управлениях НКО.

* Документ не датирован. Решение о необходимости «произвести сдачу и приемку дел по НКО» было принято Политбюро ЦК ВКП(б) 8 мая 1940 г. К. Е. Ворошилову было предложено сдать дела С. К. Тимошенко «в течение не более 10 дней». В тот же день подобное решение принял и СНК СССР. На документе помета: «Отпечатано в 5 экз. 7.12.40 г.». Документ был разослан: экз. № 1 — И. В. Сталину 16.12.40 г., экз. 2 зам. начальника Генштаба Н. Ф. Ва­тутину 23.1.41 г., экз. № 3. В. М. Молотову 16.12.40 г. и экз. № 5 — К. Е. Ворошилову 12.12.40г., экз. 4 подшит в дело. ** См. приложение 1.

298

2. В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, настав­лений и руководств. Основные уставы — Полевой службы, Внутренней службы, Дисциплинарный и некоторые боевые уставы родов войск устарели и требуют коренной переработки. Отсутствуют: наставление по вождению крупных вой­сковых соединений (армий), наставление по атаке и обороне укрепленных районов и наставление для действий войск в горах.

3. Большинство войсковых частей существуют по временным штатам, не утвержденным Народным комиссаром. Штатное и табельное хозяйство запу­щено. Около 1400 штатов и табелей, по которым войска живут и снабжаются, никем не утверждены и изданы для руководства как временные.

4. Вопросы военного законодательства и систематизации приказов Наркома обороны не налажены. Имеется много приказов, требующих отмены или пе­реработки как устаревших и затрудняющих руководство войсками.

5. Контроль за исполнением отданных приказов и решений Правительства был организован недостаточно. Не было живого действенного руководства обучением войск. Проверка на местах как система не проводилась и заменялась получением бумажных отчетов.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

1. К моменту приема и сдачи Наркомата обороны оперативного плана войны не было, не разработаны и отсутствуют оперативные планы, как общий, так и частные.

Генштаб не имеет данных о состоянии прикрытия границ. Решения во­енных советов округов, армий и фронта по этому вопросу Генштабу неиз­вестны.

2. Руководство оперативной подготовкой высшего начсостава и штабов вы­ражалось лишь в планировании ее и даче директив. С 1938 года Народный комиссар обороны и Генеральный штаб сами занятий с высшим начсоставом и штабами не проводили. Контроль за оперативной подготовкой в округах почти отсутствовал. Наркомат обороны отстает в разработке вопросов опера­тивного использования войск в современной войне.

3. Подготовка театров военных действий к войне во всех отношениях крайне слаба. В результате этого:

а) ВОСО не проявило должной маневренности в деле использования наличных железнодорожных-средств для войсковых перевозок.

Положения об управлении железными дорогами на театре войны, четко определяющего функции органов НКПС и органов ВОСО, а также порядок перевозок, нет.

б) Строительство шоссейных дорог идет, медленно и ведется многими организациями (Гуждор, Главдорупр, Гулаг НКВД), что приводит к распылению сил и средств и отсутствию общего плана дор-строительства.

в) Строительство связи по линии НКС сильно отстает, а по линии НКО в 1940 г. сорвано совершенно вследствие позднего представления Генштабом и Управлением связи заявок на строительные материалы и неотпуска таковых. Каблирование и использование уплотненных бронзо­вых проводов ведется в крайне ограниченном размере.

г) В аэродромном отношении крайне слабо подготовлена территория Западной Белоруссии, Западной Украины, ОдВО и ЗакВО.

д) Ясного и четкого плана подготовки театров в инженерном отноше­нии, вытекающего из оперативного плана, нет. Основные рубежи и вся система инженерной подготовки не определены.

е) Директивы, утверждающей план строительства УР на 1940 г., ок­ругам к моменту приема Наркрмата не дано.

Система предполья окончательно не разработана, и в округах этот вопрос решается по-разному.

Вопросы вооружения вновь создаваемых укрепленных районов тре-

299

буют быстрейшего разрешения, в первую очередь новых У Ров на западной границе.

ж) В топографическом отношении театры военных действий подготов­лены далеко недостаточно и потребность войск в картах не обеспечена.

УКОМПЛЕКТОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО ВОЙСК

1. Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет. Учет личного состава по вине Главного Управления Красной Армии находится в исключительно запущенном состоянии.

2. Личный состав войск состоял из кадрового и приписного состава; план увольнения приписного состава находится в процессе разработки.

3. Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 году, устарело, для руководства непригодно, и никто им не пользуется. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.

4. По устройству войск '•— нет положений об управлении частями (полками), соединениями (дивизиями и бригадами). Положение о войсковом хозяйстве устарело и требует переработки. Не разработано положение о полевом управ­лении войск.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

1. В связи с войной1" и значительным передислоцированном войск мобили­зационный план нарушен. Нового мобилизационного плана Наркомат обороны не имеет.

Мероприятия по отмобилизованию распорядительным порядком не закон­чены разработкой.

2. Наркомат обороны не устранил еще следующие недостатки мобилиза­ционного плана, вскрытие при проведении частичной мобилизации в сентябре 1939 года:

а) крайняя запущенность учета военнообязанных запаса, т. к. пере­учет не проводился с 1927 года;

б) отсутствие единого учета военнообязанных и существование обо­собленного специального учета железнодорожников, водного транспорта и НКВД;

в) слабость и неналаженность работы военкоматов;

г) отсутствие очередности в отмобилизовании частей, что привело к перегрузке первых дней мобилизации;

д) нереальность планов размещения войск при отмобилизовании;

е) нереальность плана снабжения обмундированием при мобили­зации;

ж) неравномерность подъема по мобилизации военнообязанных, кон­ского состава и автотранспорта;

з) отсутствие твердо установленного порядка в бронировании рабочей силы на военное время;

и) нереальность и неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжи и автотранспорта.

3. В числе военнообязанных запаса состоит 3 155 000 необученных людей. Плана обучения их Наркомат обороны не имеет. В числе обученного состава состоят на учете военнообязанные запаса с недостаточной подготовкой и по ряду специальностей, мобилизационная потребность в специалистах не покры­вается. Плана переобучения специалистов и переподготовки слабо обученного состава Наркомат обороны также не имеет.

* Имеется в виду советско-финляндская война 1939/40 г. 300

4. Наставления по мобилизационной работе в войсках и военкоматах, при­знанные устаревшими, не переработаны.

СОСТОЯНИЕ КАДРОВ

К моменту приема Наркомата обороны армия имела значительный неком­плект начсостава, особенно в пехоте, достигающий 21 % к штатной численности на 1 мая 1940 г.

Установлено, что ежегодные выпуски из военных училищ не обеспечивали создания необходимых резервов для роста армии и образования запасов.

Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод — рота, в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта.

Подготовка комсостава в военных училищах поставлена неудовлетворитель­но вследствие недоброкачественности программ, неорганизованности занятий, недостаточной загрузки учебного времени и особенно слабой полевой практи­ческой выучки. Усовершенствование командного состава кадра должным об­разом не организовано. Недостатком программ подготовки командиров в во­енно-учебных заведениях является: проведение занятий преимущественно в классах, недостаточность полевых занятий, насыщение программ общими пред­метами в ущерб военным.

В вопросах присвоения военных званий нет твердо установившейся системы и в ряде случаев имела место кампанейщина. Этому способствовало отсутствие периодического аттестования начсостава. Существующий порядок аттестования не выявляет деловых качеств командира и работы командира по боевой под­готовке своей части. Происходит это потому, что командный состав в значи­тельной мере устранился от дела аттестования и подбора кадров, которое зачастую проводилось политорганами.

Учет начсостава поставлен неудовлетворительно и не отражает командного состава, имеющего боевой опыт. Кандидатские списки отсутствуют.

При назначении командного состава Управление кадров недостаточно при­влекало начальников соответствующих родов войск и служб.

Нормы пополнения начсостава на военное время не разработаны. Учет и подготовка начсостава запаса находятся в неудовлетворительном состоянии.

Плана подготовки и пополнения комсостава запаса для полного отмобили-зования армии по военному времени не было.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК

Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:

1) Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота — взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.

2) Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.

3) Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой об­становки.

4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отрываться от него, артиллерия не умеет поддерживать танки, авиация не умеет взаимодей­ствовать с наземными войсками.

5) Войска не обучены лыжному делу.

6) Применение маскировки отработано слабо.

7) В войсках не отработано управление огнем.

301

8) Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и пре­одолению заграждений и форсированию рек. Причинами этого являются:

1) Неправильное обучение и воспитание войск.

В боевой подготовке войск допускается много условностей, войска не тре­нируются в обстановке, приближенной к боевой действительности, примени­тельно к требованиям театров военных действий.

Широкое применение системы условностей в обучении и воспитании войск создало в войсках неправильное представление о суровой действительности войны.

Войска мало обучаются в поле практическому выполнению всего необхо­димого для боя.' Недостаточно воспитывается и прививается выносливость, физическая закалка и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро, несмотря ни на какие трудности и преодолевая их.

Вместо этого зачастую допускается ложный демократизм, подрыв авторитета командира.

2) Неправильно построены программы и планы боевой подготовки, приводящие к тому, что рода войск занимаются изолированно, периоды обучения и боевые стрельбы их тождественных подразделений не совпа­дают по времени и недостаточно обеспечиваются материально.

состояние родов войск

1. Пехота: а) вопросам организации, вооружения и подготовки пехоты не уделено должного внимания;

б) пехота подготовлена слабее всех других родов войск;

в) накопление подготовленного запаса пехоты недостаточно;

г) командный состав пехоты плохо подготовлен и имеет большой некомплект;

д) пехотное вооружение отстает от современных требований боя и не обеспечено минометами и автоматами.

2. В о е н н о-в оздушные силы. Материальная часть ВВС Красной Армии в своем развитии за последние три года отстает по скоростям, дальностям, мощностям моторов и вооружению самолетов от авиации пере­довых армий других стран. Наркомат обороны (Управление Военно-Воздуш-ных Сил) не проявил достаточной инициативы и настойчивости по внедрению более современных типов самолетов. Управление Военно-Воздушных Сил не определяло направления развития военной авиации. По этой причине ВВС не имеют пикирующих бомбардировщиков и отстают во внедрении совре­менных типов самолетов. По вооружению отстает внедрение крупнокалибер­ного оружия.

Отработка новых образцов самолетов, испытание и доводка их проходят крайне медленно.

Состояние учета самолетов и моторов неудовлетворительное, а качественный учет совершенно не организован и не ведется.

Склады авиамеханического имущества недостаточны и не удовлетворяют потребности авиационных частей.

Аэродромная сеть недостаточна и не обеспечивает нормальной работы ави­ачастей, и развитие ее отстает от роста военно-воздушных сил.

Организация военно-воздушных сил, в связи со значительным ростом ави­ации, устарела и требует пересмотра и объединения в более крупные авиа­ционные соединения (дивизии).

Существующая организация авиабаз не обеспечивает обслуживания пере­довых оперативных аэродромов и содержания их в рабочем состоянии в течение круглого года.

Летно-технический состав недостаточно подготовлен в бомбометании, в полетах в сложных метеорологических условиях и в стрельбе.

Авиационные школы выпускают слабых летчиков, обученных главным об-

302

разом на старой материальной части, и вследствие этого молодых летчиков приходится переучивать в частях.

Вопросы прохождения службы летно-техническим составом не отработаны, в результате чего с 1938 года существует неправильное положение, когда красноармейцы действительной военной службы после годичного обучения в школах младших специалистов выпускаются по категории среднего начальст­вующего состава. Несмотря на большой некомплект штурманов, подготовка их не организована.

Аварийность и катастрофы в авиации продолжают оставаться высокими вследствие слабой подготовки летного состава, незнания им материальной части, низкой дисциплинированности, неорганизованности летной работы и безответственности командиров частей и бригад за происшедшие аварии и катастрофы.

3. Авиадесантные части не получили должного развития.

Организация воздушно-десантных частей (маломощные бригады) отстает от современных требований и требует пересмотра в сторону создания более сильных соединений и развития парашютного дела.

Существующая двойственность подчинения — по линии УБП (боевая под­готовка) и по линии ВВС (снабжение специмуществом и обеспечение самоле­тами) отрицательно сказывается на управлении и боевой подготовке авиаде­сантных частей.

4. Автобронетанковые войска. Вооружение танковых частей в своем развитии отстает от современных требований вследствие того, что современные толстобронные танки внедрены на вооружение с опозданием.

В использовании танковых частей организация взаимодействия с другими родами войск в достаточной степени не отработана.

Ремонт автобронемашин при наличии достаточной ремонтной базы затяги­вается.

Существующие ремонтные комплекты как по количеству, так и по своей спецификации составлены неудачно. Наиболее ходовые части в них изготовлены в малых количествах и не обеспечивают потребности.

Вопросы организации текущего и среднего ремонта боевых машин в полевых условиях разрешены неправильно. По существующему порядку пре­дусматривается отправка боевых машин для ремонта в тыловые ма­стерские, что задерживает ремонт и не обеспечивает своевременный ввод их в строй.

Эксплуатация существующего автомобильного и тракторного парка постав­лена неудовлетворительно, вследствие чего в армии имеется большое количество машин, требующих ремонта.

Существующий тракторный парк недостаточен и не обеспечивает полностью подъема материальной части артиллерии на мехтяге.

5. Артиллерия. В связи с тем что делу организации и подготовки артиллерийских частей было уделено достаточное внимание, наличие матери­альной части артиллерии по средним и мелким калибрам обеспечивает раз­вертывание артиллерийских частей, но отстает по крупным калибрам и зе­нитной артиллерии. Особенно недостаточна обеспеченность наиболее крупными калибрами — 203 мм и выше.

По боеприпасам — потребность армии по средним системам обеспечивается недостаточно. Специальные артиллерийские выстрелы (бронебойные, зажига­тельные, а также выстрелы для зенитной артиллерии) имеются в крайне недостаточном количестве.

Приборами управления, биноклями артиллерия обеспечена недостаточно.

Наличие хранилищ не обеспечивает полностью хранение имеющихся за­пасов. Организация складского хозяйства поставлена неудовлетворительно. К моменту приема из-за недостатка хранилищ и загруженности складов не-

303

нужными материалами находилось на открытом воздухе большое количество боеприпасов и вооружения.

6. Стрелковое вооружение. Внедрение современных образцов стрелкового вооружения (пистолеты-пулеметы и самозарядная винтовка) Нар­коматом обороны производится с опозданием и крайне медленно.

По количеству винтовок мобилизационная потребность развернутой армии обеспечивается без учета убыли винтовок и для новых формирований во время войны.

7. Минн о-м инометное вооружение. Наркоматом обороны не придавалось значения минно-минометному вооружению. В результате Красная Армия оказалась не обеспеченной минометами и не подготовленной к их использованию.

К моменту приема Наркомата Красная Армия минометами полностью еще не обеспечена. В частях имеется большой некомплект минометов, а минометы крупных калибров существуют только в образцах.

Совершенно неотработанными остаются вопросы использования и приме­нения пехотных и противотанковых мин. Производство и изготовление этих мин не организовано, и имеются только опытные образцы.

8. Инженерные войска. По своей организации и вооружению от­стают от общего развития других родов войск.

Обеспеченность существующих инженерных частей основными видами ин­женерного вооружения слабая. Новейшие средства инженерной техники: око-покопатели, средства глубокого бурения, новые дорожные машины — имеются только в образцах и не внедрены на вооружение инжнерных войск.

Переправочные средства по количеству недостаточны, особенно по тяжелым паркам.

Исключительно низка обеспеченность инженерных войск по колючей про­волоке.

В подготовке и в вооружении войск не получили развития и выпали такие коренные вопросы, как вопросы преодоления У Ров, заграждения и разграж­дения, особенно минного.

9. Войска связи. В настоящее время на своем вооружении имеют много устаревших типов телеграфно-телефонных аппаратов и радиосредств. Внедрение новых средств радиотехники проходит крайне медленно и в недостаточных раз­мерах. Войска плохо обеспечены почти по всем видам имущества связи.

Большим недостатком войск связи является отсутствие быстродействующих и засекречивающих приборов.

Существующее отставание в развитии техники связи и нечеткость органи­зации связи привели к тому, что во время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию*, а также во время войны с белофиннами войска связи не имели устойчивой и непрерывно действующей связи.

10. Химические войска. Внимание к химическому оружию в Нар­комате обороны ослаблено.

Существующие дегазационые средства не обеспечивают по своему количе­ству и качеству предъявляемые к ним требования. Дегазационные машины, состоящие на вооружении (АРС и АХИ-5), малопроходимы, а из дегазаторов существует только хлорная известь.

Химическая подготовка войск поставлена неудовлетворительно, что объяс­няется недооценкой значения химических средств нападения со стороны об­щевойсковых командиров.

Научно-исследовательская работа по развитию химического вооружения

* См. примеч. 59. 304

поставлена слабо, а разработанные новые образцы внедряются в армии мед­ленно.

11. Конница. Состояние и вооружение конницы удовлетворительные. От­мечается слабость и недоработанность организации горнокавалерийских частей.

СОСТОЯНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация разведки является одним из наиболее слабых участков в работе Наркомата обороны. Организованной разведки и систематического поступления данных об иностранных армиях не имеется.

Работа Разведывательного управления не связана с работой Генерального штаба. Наркомат обороны не имеет в лице Разведывательного управления органа, обеспечивающего Красную Армию данными об организации, состоянии, вооружении, подготовке к развертыванию иностранных армий. К моменту приема Наркомат обороны такими разведывательными данными не располагает. Театры военных действий и их подготовка не изучены.

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

Противовоздушная оборона войск и охраняемых пунктов находится в со­стоянии полной запущенности. Существующее состояние ПВО не отвечает современным требованиям.

Вооружению активных средств ПВО зенитной артиллерии не уделялось достаточного внимания. Совершенно недостаточна обеспеченность приборами управления зенитной артиллерии. Дальномеры, состоящие на вооружении, не обеспечивают стрельбу на высотах более 6,2 км, а приборы ПУАЗО несовер­шенны.

Подготовка зенитных частей неудовлетворительная, и тренировка их ве­дется с устарелыми типами самолетов. Нет практики с современными са­молетами.

Слабо развиты прожекторные части, не все объекты обеспечены прожек­торами, и вследствие этого имеющаяся в них зенитная артиллерия способна отражать воздушного противника только днем.

Служба ВНОС плохо организована, слабо подготовлена, плохо вооружена и не обеспечивает своевременного обнаружения самолетов противника и опо­вещения. Радиоперехватывающие средства (РУС и РЕДУТ)* имеются только в отдельных образцах. Нет ясности, кому подчиняется служба ВНОС — командующему ВВС или отделу ПВО.

Наркоматом обороны к моменту приема не было выполнено постановление Правительства о введении в приграничных округах помощников командующего войсками по ПВО.

Руководство Наркомата обороны работой местных пунктов ПВО неудов­летворительное и слабое.

При существующем состоянии руководства и организации ПВО должная защита от воздушного нападения не обеспечивается.

УСТРОЙСТВО И СЛУЖБА ТЫЛА

1. Руководство организацией тыла и тыловой подготовкой начальствующего состава и тыловых учреждений слабое. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла. Хотя приказом Наркома требовалось ни одного учения без отработки тыла не проводить, но фактически в некоторых частях учения с тылом не проводились. Устав тыла засекречен, и комначсостав его не знает. Устав требует переработки.

* Типы радиолокализационных станций. 11—636

2. Территории, отошедшие к СССР в 1939/40 гг.*, в отношении устройства тыла не подготовлены.

3. Мобилизационная заявка 1937/38 гг. устарела и требует переработки.

4. План вооружения и снабжения на 1940 год в округа до сих пор по вине ГУКа не спущен, что не дает возможности отработать обеспеченность войск на мирное и военное время.

5. Учет количественный и качественный в центральных довольствующих управлениях поставлен плохо и не дает возможности правильно определить обеспеченность войск.

6. Мобфонды продфуража, израсходованные в зимний период 1940 г., не восстановлены, а на Камчатке, Сахалине и в МНР они вовсе отсутствуют. Дислокация мобфондов требует коренного пересмотра.

7. Финансовые сметы на первый месяц войны устарели, непригодны и требуют переработки.

ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 августа 1935 г. по приведению войскового хозяйства и всего дела военно-хозяйственного снабжения армии в образцовый порядок не выполнено.

Войсковое хозяйство продолжает оставаться в запущенном состоянии. Учет и отчетность по имуществу не налажены. В боевых операциях 1939/40 г. армейский и войсковой тыл работали неудовлетворительно.

1. Организация и система снабжения. Организация и си­стема обозно-вещевого и продовольственного снабжения и квартирного обеспе­чения КА мирного времени совершенно не были приспособлены на военное время.

Введенные в 1936 г. помощники старшин рот и ротные писаря вскоре были сокращены. Вновь они восстанавливаются лишь с конца 1939 года, когда учет имущества был запутан во всех низовых звеньях.

Действующие нормы снабжения, особенно вещевым имуществом, устарели или негодны, и при пересмотре их есть полная возможность навести эко­номию.

По вопросам снабжения и ведения хозяйства войска руководствуются боль­шим количеством приказов НКО, вышедших за истекшие два десятилетия. Большое количество частей, особенно из числа сформированных за последние годы, этих приказов не имеют.

Нет положения о правах, обязанностях и персональной ответственнос­ти командиров частей и соединений за хозяйственное состояние части, за утрату, порчу, разбазаривание и незаконное использование государственных средств.

2. Продовольственное снабжение армии. Текущее снаб­жение войск продовольствием и фуражом проходит без перебоев. Имеющиеся в войсках неснижаемые переходящие запасы продфуража обеспечивают всю армию по основным продуктам на 15—30 дней.

Наркомат обороны и промышленность не были подготовлены к войне для изготовления сухарей и концентратов**. Упродснаб и Генштаб недооценили значения этих продуктов на снабжении армии.

В частях нет должного порядка в расходовании, учете и отчетности про­довольствия и фуража.

3. Вещевое снабжение Красной Армии. Войска не были своевременно обеспечены вещевым имуществом по зимнему плану 1939/40 г.

* Имеются в виду Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия и Северная Буковина. ** Так в документе.

306

Отпуск обмундирования частям затянулся до января 1940 года. Вопросы обес­печения теплыми вещами (ушанки, перчатки, валенки) не были проработаны и не ставились своевременно Наркоматом обороны.

Опыт войны показал, что военные советы и начснабы округов не знают дей­ствительной обеспеченности и потребностей частей в вещевом имуществе. Поэ­тому части отправлялись на фронт необеспеченными или обеспеченными сверх нормы по преувеличенным заявкам и бросали имущество при выступлении.

Хранение обмундирования и обуви в окружных складах и особенно в складах частей поставлено неудовлетворительно.

Обезличка в пользовании бельем после стирки и недостаточная требова­тельность командного состава к сбережению красноармейцами обмундирования, белья и обуви приводит к излишним расходам и преждевременному износу обмундирования и белья и снижению общего воинского вида.

Учет имущества запущен. В период больших учебных сборов во многих частях имущество НЗ было смешано с имуществом текущего довольствия. За время войны с Финляндией в учете наличия обозно-вещевого имущества в частях и довольствующих управлениях происходила путаница. Учет по приказу НКО № 12 — 1940 г. в войсках еще не заведен.

Банно-прачечное обслуживание очень усложнено и требует упорядочения.

4. О б о з н о-х озяйственное снабжение Красной Армии. Обеспечение колесным обозом армии находится в тяжелом состоянии. Произ­водство колесного обоза систематически уменьшается.

Постановление СНК и ЦК ВКП(б) 1935г. о создании фонда «Обороне — повозка с упряжью»* не выполнено. Управление обозно-хозяйственного снаб­жения и ГУК не контролировали и не добивались создания этого фонда.

Внедрение в шорно-седельном и др. производствах кожзаменителей (поста­новление СНК № 039 — 35 г.) проводится слабо.

Содержание и хранение обозно-хозяйственного имущества в ряде частей поставлено плохо.

ВОПРОСЫ СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ

1. Запасы горючего крайне низки.

Строительство бензоемкостей выполнено в совершенно недостаточных раз­мерах вследствие систематического невыполнения Наркомстроем и другими строительными организациями плана строительства бензоскладов.

2. Войска исключительно слабо обеспечены тарой под горючее на военное время.

Транспортировка горючего с баз снабжения в места потребления крайне затруднена из-за недостатка тары и средств перевозки и заправки. Вероятные театры военных действий не имеют в достаточном количестве баз горючего, особенно для авиации.

3. Отмечается отсутствие бережного отношения к сбору и регенерации отработанных масел. Так, например, из авиамасел, полученных в 1939 году, было собрано и сдано на регенерацию только 2331 тонна, что составляет 30% подлежащего сдаче на регенерацию.

Борьба за экономное расходование горючего ведется слабо, вследствие чего имеется перерасход горючего по мирному времени.

ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

1. Наиболее крупным недостатком политической работы в армии яв­ляется то, что эта работа не была органически связана с задачами боевой

* Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9.8.1935г. «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА» предусматривалось создание в колхозах и совхозах фонда «Обороне — повозка с упряжью» аналогично существовавшему фонду «Обороне — конь».

11* 307

подготовки, укрепления дисциплины в армии и поднятия авторитета коман­дного состава.

2. Кадры руководящего политсостава недостаточно пополнялись выросшими молодыми политработниками.

Большая часть политсостава армии не имеет достаточной военной подго­товки. Политуправление не определило, какими военными знаниями должен обладать политсостав разных степеней, и до последнего времени не организовало военной подготовки всего политсостава.

В программе Военно-политической академии на военные дисциплины вре­мени отведено недостаточно.

3. Указание Всеармейского совещания политработников 1938 г., утвержден­ное ЦК ВКП(б)*, о ликвидации в двухмесячный срок «вридства»** в полит­составе Политуправление не выполнило.

Политуправление с 1938 г. не выполняет установленный порядок ежегодного делового и политического аттестования политсостава и подменило его получе­нием справок формального характера.

4. Аттестованием кадров политсостава запаса Политуправление не занима­лось. Приписка политсостава запаса в связи с войной была нарушена, однако Политуправление недопустимо задерживает пересмотр приписки политсостава запаса и внесение в нее необходимых изменений.

5. В армии на 1.1.40 г. имелось кандидатов партии с просроченным стажем 64 797 человек, из них с 8-летним кандидатским стажем — 3135 человек и с 10-летним стажем — 226 человек.

6. Политуправление нарушает установленный ЦК ВКП(б) порядок выдачи в 10-дневный срок партдокументов принятым в ВКП(б) и затягивает эту выдачу на срок до года. До сих пор не выдано еще 9166 партбилетов и 16 729 кандидатских карточек. Политуправление нарушило трехмесячный срок от­четности и не отчиталось перед ЦК ВКП(б) за 211 000 выданных партдоку­ментов.

7. В политзанятиях с красноармейцами и начсоставом Политуправление упускало изучение сопредельных стран и их армий.

Политуправление не уделяло достаточного внимания работе среди войск и населения противника.

8. В директиве об осенней проверке политзанятий 1939 года Политуп­равление предложило оценку их производить по группам, причем давать оценку всей группе «отлично», если в группе имеется не менее 25% от­личных, 35% хороших, 30% посредственных и не более 10% плохих оценок. Такое указание по существу неправильное и толкает на путь снижения требований.

9. По решению ЦК ВКП(б) в Политуправлении создано отделение по кадрам Осоавиахима. Это отделение по Осоавиахиму почти ничего не делает и привлекается Политуправлением для выполнения других работ.

САНИТАРНАЯ СЛУЖБА

Санитарная служба в Красной Армии, как показал опыт войны с белофин­нами, оказалась недостаточно подготовленной. По вине Санитарного управле­ния не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, там, где они больше всего требовались.

Полевая подготовка медсостава кадра и запаса, особенно по вопросам во­енно-полевой хирургии, организации и тактики санитарной службы, оказалась неудовлетворительной.

* Так в тексте.

** В связи с массовыми репрессиями в РККА получило широкое распространение временное исполнение дел. В этой связи К. Е. Ворошилов и Л. 3. Мехлис направили в адрес совещания письмо «О недостатках в партийно-политической работе РККА и мерах по их устранению». Письмо было утверждено ЦК ВКП(б). По поводу «вридства» см. также док. № 30.

308

Вопросы эвакуации раненых с учетом своевременного возвращения легко­раненых в строй требуют переработки.

Крупнейшим недостатком работы Санитарного управления во время совет­ско-финляндской войны было то, что оно стояло в стороне от дела захоронения убитых на поле боя.

Установленные нормы освежения медимушества не всегда соблюдались.

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Сеть высших военно-учебных заведений состоит из 16 военных академий и 10 военных факультетов, 132 сухопутных военных училищ и школ, 52 авиационных и авиатех'нических училищ и школ, находящихся в ведении Управления высших военно-учебных заведений, Управления военно-учебных заведений и Управления военно-учебных заведений ВВС.

Крупным недостатком программ военных академий является то, что в этих программах отводится мало времени специальным дисциплинам, что отражается на качестве подготовки.

Новыми образцами вооружения военные академии и военные училища обеспечены недостаточно. В военных академиях и военных училищах отмеча­ется низкая требовательность, имеет место завышение оценок.

Подготовка слушателей в военных академиях и курсантов в военных учи­лищах имеет ряд существенных недостатков, из коих главными являются:

а) недостаточное знание материальной части;

б) недостаточность практических навыков;

в) слабое знание иностранных языков.

ВОЕННОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО

Военное изобретательство, выделенное в самостоятельный отдел Наркомата обороны, оторвано от управлений, ведающих вопросами вооружения и техни­ческого снабжения. Вследствие этого ценные изобретения задерживаются внед­рением в армию и своевременно не реализуются.

Отдел изобретений занимается только рассмотрением поступающих изобре­тений, не имея возможности самостоятельно реализовать их.

Управления НКО по своей специальности не уделяют должного внимания поступающим изобретательским предложениям.

ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

В плане выпуска книг Воениздатом необходимо предусмотреть издание литературы по таким актуальным вопросам боевой подготовки армии, как-то: по общей тактике, тактике мелких подразделений, службе штабов, службе тыла и по армиям сопредельных с нами стран, а также справочной литературы для начсостава специальных родов войск.

Аппарат Воениздата требует укрепления как путем освобождения его от негодных работников, так и пополнения квалифицированными военно-редак­торскими кадрами.

Должна быть ликвидирована практика растранжиривания средств на всякого рода авансы авторам за ненаписанные труды и гонорары за недоброкачественные рукописи .

Приложение: Ведомость наличия основных видов вооружения по состоянию на 1 мая 1940 г.*.

сдал — принял — К. Ворошилов С. Тимошенко

Участвовали при сдаче и приеме —

Жданов

Маленков

Вознесенский

Публ. по журн. «Известия ЦК КПСС». 1990. № 1. С. 193—208. ЦАМО, ф. 32, оп. 11309, д. 15, лл. 1—31

* Приложение не публикуется.

309