logo
Руководство службы ПМ120

10.2. Устройство мин

Осколочно-фугасная мина состоит из корпуса 1 (рис. 62), стабилизатора 3, запального стакана 4 с де­тонатором 5 и взрывчатого вещества 2.

Корпус мины изготавливается из стали или сталистого чугуна. В месте перехода переднего оживала в заднее на корпусе мины имеется центрующее утолщение, предна­значенное для центрования мины во время ее движения по каналу ствола.

На центрующем утолщении имеются канавки, пред­назначенные для обтюрации пороховых газов, стремящих­ся прорваться во время выстрела через зазор между миной и стенками канала ствола.

В головной части корпуса имеется нарезное очко для ввинчивания запального стакана. В запальный стакан ввин­чивается взрыватель. В торец хвостовой части корпуса ввинчен стабилизатор. Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивости мины на. полете, благодаря чему выдерживается необходимое направление, дальность по­лета и достигается кучность боя. Стабилизатор состоит из трубки и перьев.

На перьях стабилизатора имеются центрующие вы­ступы для обеспечения центрального положения трубки стабилизатора и мины при прохождении ее по каналу ство­ла. В трубку стабилизатора вставляется воспламенительный заряд. В стенках трубки стабилизатора просверлены огнепередаточные отверстия для выхода пороховых газов (при сгорании воспламенительного заряда) из трубки ста­билизатора. Снаружи на трубку стабилизатора надевают­ся дополнительные пучки заряда.

Корпус осколочно-фугасной мины заполнен взрывча­тым веществом.

Корпус и стабилизатор дымовых мин (рис. 62, д) по устройству аналогичны корпусу и стабилизатору осколоч­но-фугасной мины. Корпус 1 заполнен дымообразующим веществом 7. В головную часть корпуса ввинчен запаль­ный стакан 4, в котором помещено взрывчатое вещество 2, предназначенное для разрыва корпуса мины, разбрасыва­ния и воспламенения дымообразующего вещества. Сверху в запальный стакан ввинчен взрыватель 6.

Корпус и стабилизатор зажигательной мины (рис. 62, е) по устройству аналогичны корпусу и стабилизатору оско­лочно-фугасной мины. Корпус 1 заполнен зажигательным веществом 9 и зажигательными элементами 10. В голов­ную часть корпуса ввинчен запальный стакан 4, в котором помещены взрывчатое вещество 2 и воспламенительная шашка 8. Сверху в запальный стакан ввинчен взрыва­тель 6.

Корпус 1 зажигательной мины (рис. 62, ж) состоит из головной и хвостовой частей, соединенных между собой резьбой.

В хвостовую часть корпуса ввинчен стабилизатор. В корпусе мины последовательно размещены два малых зажигательных элемента 12, четыре больших зажигатель­ных элемента 9, диафрагма 11 и вкладыш 13. Во вкла­дыше размещен вышибной заряд 14.

В головную часть корпуса ввинчена дистанционная трубка.

Зажигательный элемент состоит из стального сегментообразного корпуса, в котором помещен зажигательный состав.

После срабатывания дистанционной трубки воспламеня­ется вышибной заряд. Под действием пороховых газов вышибного заряда происходит зажжение зажигательных эле­ментов и срезание соединительной резьбы частей корпуса; при этом хвостовая часть корпуса отделяется от головной и происходит выброс горящих зажигательных элементов из головной и хвостовой частей корпуса мины.

Корпус осветительной мины (рис. 63) состоит из голов­ной 5 и хвостовой 9 частей, соединенных между собой резь­бой. В хвостовую часть корпуса ввинчен стабилизатор. В корпусе мины последовательно размещены вытяжной шнур 10, поддон, парашютная система 8, факел 6 (осве­тительный состав), диафрагма 4, вышибной заряд 2 и вкладыш.

Парашютная система и факел находятся в корпусах. Диафрагма передает давление пороховых газов вышибного заряда через стенки корпусов на поддон.

В головную часть корпуса ввинчена дистанционная трубка Т-1.

Мина ЗС9 по устройству аналогична мине С-843, за исключением — у мины ЗС9 отсутствует вкладыш.

После срабатывания дистанционной трубки воспламеня­ется вышибной заряд.

Под действием пороховых газов вышибного заряда про­исходит зажжение осветительного состава и срезание соединительной резьбы частей корпуса; при этом хвостовая часть корпуса отделяется от головной и вытягивает за со­бой с помощью вытяжного шнура из головной части па­рашютную систему, сдергивая чехол с парашюта.

Парашют попадает в воздушный поток, раскрывается и вытягивает из корпуса горящий факел.

Горящий факел с парашютом снижается со скоростью 5—8 м/с над местностью, освещая ее желтым светом.