Гражданской обороны
Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что по мере совершенствования средств нападения наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население.
Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войны – 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере войны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996гг.) – 95% (Серебряников В.В., Дерюгин Ю.И., 1997).
В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением Вооруженных Сил, важная роль в системе безопасности РФ отводится мероприятиям по повышению устойчивости тыла, сохранению промышленного потенциала, защите населения в условиях военного времени. Эти задачи возложены на гражданскую оборону РФ.
Вопросы медицинского обеспечения населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий решает Федеральная медицинская служба гражданской обороны.
Федеральная медицинская служба гражданской обороны (далее МС ГО) создана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и в соответствии с приказом МЗ РФ от 3.07.2000 г. № 242, который определил правовые и нормативные рамки ее организации и функционирования.
МС ГО является общегосударственной службой, объединяющей кадровые и материальные ресурсы гражданского здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство здравоохранения РФ, правовые и нормативные акты которого по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.
Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.
Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.
На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:
прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;
планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
организация и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
создание резерва медицинского имущества и медикаментов для обеспечения формирований и учреждений МС ГО в военное время;
организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;
медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;
медицинское обеспечение нетранспортабельных больных в категорированных городах;
медицинское обеспечение работающих смен на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время;
своевременное оказание всех видов медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение и медицинская реабилитация в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
медицинский контроль за срочным захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.
Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, военно-медицинской службой ВС Российской Федерации, медицинской службой МВД России, другими службами гражданской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:
федеральный – включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;
территориальный - включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);
местный - включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;
объектовый - представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики):
Схема организации МС ГО субъекта РФ представлена на рис. .
На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).
К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской обороны РФ является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
- Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации
- Глава I. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации (Погодин ю.И., Кульбачинский в.В.).
- Глава III Современные средства поражения вероятного противника и возможные медико-санитарные последствия их применения (Авитисов п.В.)
- Глава IV. Федеральная медицинская служба гражданской обороны (Лобанов а.И.,Трифонов с.В.)
- Глава V. Организация гражданской обороны объектов здравоохранения. (Гоголев
- Глава VI Гражданская оборона государственной санитарно-эпидемиологической службы (Конышев и.С.).
- Введение
- Глава I. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации.
- 1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
- 1.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
- 1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
- 1.4. Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.
- Глава II. Гражданская оборона в Российской Федерации.
- Основные понятия и задачи в области гражданской обороны.
- 2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- 2.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной.
- Силы гражданской обороны.
- Финансирование мероприятий по гражданской обороне.
- Глава III Современные средства поражения вероятного противника и возможные медико-санитарные последствия их применения.
- 3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России
- 3.2. Обычное оружие
- 3.3. Ядерное оружие
- 3.4. Химическое оружие
- 3.5. Биологическое оружие.
- 3.6. Нелетальное оружие
- 3.7 Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения
- 3.8. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время
- 3.9 Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения
- 3.10 Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени
- Глава IV. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
- 4.1. Задачи и организация федеральной медицинской службы
- Гражданской обороны
- Орган управления здравоохранением субъекта рф
- 4.2. Силы и средства федеральной медицинской службы гражданской обороны
- 4.3. Организация медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- 4.4. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения
- Из очага
- Пораженных
- 4.4.4. Медицинская сортировка
- 4.5. Медицинская защита населения от современных средств поражения
- 4.6. Система управления мс го
- 4.7. Планирование медицинского обеспечения населения в военное время.
- 4.8. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений мс го
- Глава V . Гражданская оборона объектов здравоохранения
- 5.1. Определения и понятия
- 5.2. Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения
- 5.3. Организация и ведение гражданской обороны на объекте здравоохранения
- Расчет перепрофилизации отделений больницы для приема пораженных
- Ход учения
- 5.5. Организация управления гражданской обороной на объектах здравоохранения
- 5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к работе в военное время
- Глава VI . Гражданская оборона государственной санитарно-эпидемиологической службы
- 6.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- 6.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. На федеральном уровне:
- Управление
- Дополнительные задачи при различных вариантах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки
- 6.3. Принципы организации работы государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- 6.4. Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время.
- Личный состав формирований —
- 6.5. Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- Большаков в.Н., Зубков и.А.Некоторые организационные аспекты медицинского обеспечения войск в вооруженных конфликтах//Воен.Мед.Журн.-1999. - №8.- с. 15-22.
- Законодательные и нормативно-правовые документы