Правила пользования корабельными катерами и шлюпками
461.Каждый катер и шлюпка на корабле поручаются в заведование офицеру. В помощь ему назначается мичман или старшина.
462.Офицер, назначенный заведовать катером или шлюпкой, обязан следить за их исправностью, полной укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем порядке, иметь допуск к самостоятельному управлению катером или шлюпкой.
463.Старшинами катеров и шлюпок назначаются мичманы, а также старшины и матросы, прошедшие специальную подготовку и допущенные к управлению катером или шлюпкой. Об их допуске к управлению катером (шлюпкой) объявляется приказом по кораблю и выдается соответствующее удостоверение.
464.Старшина катера (шлюпки) отвечает за содержание порученного ему катера или шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. Обо всех недостатках и неисправностях, необходимости окраски или ремонта он докладывает офицеру, в заведовании которого находится катер или шлюпка.
465.При посылке шлюпки с корабля на нее назначаются старшина шлюпки и полное число гребцов. Если плавание шлюпки предполагается в сложных условиях, назначается командир шлюпки из подготовленных офицеров или мичманов. Назначенный на шлюпку старшина (командир) шлюпки принимает от заведующего ее вооружение и имущество, а при возвращении на корабль сдает ему шлюпку в том же порядке.
466. Весь личный состав, назначенный на шлюпку гребцами, подчиняется старшине шлюпки. Во время пребывания у причального сооружения (на берегу) старшина и гребцы шлюпки могут отлучиться от нее только с разрешения лица, в распоряжение которого шлюпка предоставлена. При этом на шлюпке оставляется вахтенный, который должен знать, где находятся старшина и гребцы шлюпки.
467.Катера (шлюпки) могут отправляться с корабля только по приказанию командира или его помощников, заместителя командира и вахтенного офицера (дежурного по кораблю).
468.Катера (шлюпки) никогда не должны перегружаться. Для каждого из них должны быть определены грузоподъемность и пассажировместимость как в свежую так и в тихую погоду. Кроме того, для шлюпки – на веслах и под парусом. Эти данные накрашиваются: на катерах - в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски - и должны быть известны вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).
За соблюдение норм грузоподъемности ответственность несет старший из присутствующих на катере (шлюпке) лиц корабельного состава, а при отправлении с корабля - вахтенный офицер (дежурный по кораблю).
При следовании шлюпки под парусами, а также при ее буксировке личный состав должен размещаться на днище (на рыбинах).
469.Катер или шлюпка при посылке с корабля должны быть полностью снабжены положенным по табелю имуществом.
470. При отправлении катера или шлюпки вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен убедиться:
а) при отправлении шлюпки:
в полном числе гребцов, наличии средств связи, сигнализации, фонаря и спасательных средств;
б) при отправлении катера:
в том, что он снабжен в достаточной мере топливом, водой и противопожарным имуществом, а также в исправности ходовых огней и в наличии средств связи, сигнализации, фонаря и спасательных средств.
При отправлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен удостовериться в полном уяснении старшиной (командиром) катера (шлюпки) поставленной перед ним задачи, в наличии компаса, карты или схемы района, дрека с дректовом, комплекта сигнальных ракет и в исправности корпуса и механизмов. На катер выделяются сигнальщик и радист с рацией.
471.Старшина катера (шлюпки), на котором находятся офицеры, отходит по приказанию старшего из них.
Офицеры, кроме помощников (заместителя) командира своего корабля, командиров кораблей всех рангов и вышестоящих начальников, прежде чем отдать приказание отходить, спрашивают разрешение у вахтенного офицера.
Если убывающих лиц провожает вышестоящий начальник, указанное разрешение на отход надлежит спросить у него.
При съезде с корабля старшин и матросов старшина катера (шлюпки) отходит от борта по приказанию или с разрешения вахтенного офицера.
472.При входе на катер или шлюпку или при сходе с них офицеров, адмиралов и генералов старшина катера (шлюпки) командует:«Смирно»- и приветствует их. Присутствующие на шлюпке продолжают сидеть и соблюдать тишину. В присутствии на катере (шлюпке) старшего начальника старшина катера (шлюпки) команду«Смирно»не подает.
473.Личный состав, находящийся на катере (шлюпке), как на ходу, так и при стоянке катера (шлюпки) у борта корабля или у причального сооружения приветствует начальников по команде старшего из присутствующих на катере (шлюпке):«Смирно,равнение направо (налево)».По этой команде все поворачивают голову в сторону начальника; адмиралы, генералы, офицеры и мичманы, кроме того, прикладывают руку к головному убору.
При воинском приветствии лица, находящиеся на малых катерах (на всех шлюпках), с мест не встают. На шлюпках, идущих на веслах, гребцы для приветствия по команде сушат весла. При буксировке, на гонках при значительном волнении и в других подобных случаях команда для приветствия не подается.
Старшины катеров во время управления катером воинское приветствие не выполняют.
474.После отхода катера (шлюпки) от трапа (причального сооружения) и в течение всего следования старшина катера (шлюпки) следит за внешним состоянием катера (шлюпки), положением флага, за тем, чтобы за бортом не было кранцев, концов и других предметов. При движении катера (шлюпки) старшина катера (шлюпки) должен строго руководствоваться Международными правилами предупреждения столкновения судов в море, Шлюпочной сигнальной книгой, Правилами рейдовой службы, местными портовыми правилами, а также указаниями вахтенного офицера (дежурного по кораблю), полученными при отходе от борта корабля (причального сооружения).
Старшина катера (шлюпки) должен соблюдать меры предосторожности, выработанные морской практикой, строго следить за изменениями метеорологической обстановки и предпринимать заблаговременно необходимые действия на случай изменения погоды. При аварии катера (шлюпки) старшина руководит борьбой за живучесть и принимает все меры для спасения личного состава. В темное время все катера (шлюпки) должны нести установленные огни. Старшина катера (шлюпки) обязан оказывать возможное содействие бедствующим катерам (шлюпкам) и людям оказавшимся на воде.
475.При обходе корабля, стоящего на якоре, катер (шлюпка), огибающий корабль против хода часовой стрелки, должен располагать свои курсы на таком расстоянии от корабля, чтобы встречные катера (шлюпки), огибающие корабль по ходу часовой стрелки, могли свободно пройти между ним и кораблем, т.е. катера (шлюпки) должны расходиться левыми бортами.
476.За безопасность плавания катера (шлюпки) отвечает старший по должности (воинскому званию) из находящихся на нем офицеров корабля, который в случае обнаружения неправильных действий старшины (командира) катера (шлюпки) обязан дать необходимые указания. При его отсутствии, за безопасность плавания отвечает старшина (командир) катера (шлюпки).
477.Старшина (командир) катера (шлюпки), получив приказание подойти к трапу или борту корабля, мимо которого катер (шлюпка) проходит, обязан выполнить это приказание (за исключением случая, когда им получено иное распоряжение старшего из присутствующих начальников). Выполняя срочное поручение (задание), старшина (командир) катера (шлюпки) при подходе обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, с которого он был подозван, и действовать в дальнейшем согласно его указаниям. О случаях задержки в пути, а также ее причинах, если они ему известны, он докладывает вахтенному офицеру своего корабля тотчас же по возвращении.
478.Катера (шлюпки) кораблей, находящиеся на ходу, носят присвоенный их кораблю флаг. Флаг на катере (шлюпке) поднимается перед отходом от борта корабля или причального сооружения и спускается независимо от времени суток по приходе катера (шлюпки) к месту назначения.
479.Катера и идущие на веслах шлюпки поднимают флаг на кормовом флагштоке. При буксировке одновременно нескольких шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней шкаторине у нок-бензельного угла (на двухмачтовых шлюпках - на гроте, на одномачтовых - на фоке). Корабельная шлюпка не несет флага только в том случае, если она послана для спасения упавшего за борт человека. Флаг в этом случае поднимается после подъема человека в шлюпку.
480.Каждому катеру и шлюпке присваиваются особые флажные позывные, которые накрашиваются на катерах в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски.
На наружной стороне транцевой доски и носовой части обоих бортов корабельных катеров и шлюпок накрашиваются корабельные флюгарки (опознавательные знаки), форму, размеры и расцветку которых устанавливает штаб флота.
481.Катера (шлюпки) не должны стоять у трапов без необходимости. Они протягиваются под выстрела, сдаются на бакштов или, если не получено особого приказания, удерживаются на траверзе корабля. Шлюпка сдается на бакштов при наличии в ней не менее двух гребцов.
482.При стоянке на открытых рейдах на ночь, а также при наступлении свежей погоды катера (шлюпки) должны подниматься на корабль или отправляться в укрытое место стоянки.
При стоянке в закрытых бухтах, гаванях в темное время суток разрешается оставлять на воде только необходимое число шлюпок. Проверяет надежность их крепления и организовывает за ними постоянное наблюдение вахтенный офицер (дежурный по кораблю).
- Корабельный устав военно-морского флота
- Корабельный устав военно-морского флота
- Государственный Гимн Российской Федерации*
- Военная присяга**
- Общие положения
- Часть первая
- Командные пункты и боевые посты
- Боевой номер
- 28. К боевым расписаниям относятся:
- Объявление тревог на корабле
- Глава 2 боевая подготовка общие положения
- Подготовка матросов, старшин и мичманов
- Подготовка офицеров
- Подготовка корабля
- Планирование, учёт и подведение итогов боевой подготовки
- Глава 3 воспитательная работа на корабле
- Глава 4 правовая работа на корабле
- Глава 5 основные обязанности должностных лиц командир соединения кораблей
- Начальник штаба соединения кораблей
- Заместитель командира соединения кораблей
- Заместитель командира соединения кораблей по воспитательной работе
- Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической части
- Флагманские специалисты соединения кораблей
- Командир корабля Общие обязанности
- Обязанности при подготовке к плаванию
- Обязанности в плавании
- Обязанности в случаях аварий
- Обязанности при постройке и ремонте корабля
- Обязанности при приеме и сдаче корабля
- Старший помощник командира корабля
- Заместитель командира корабля по воспитательной работе
- Помощник командира корабля
- Помощник командира корабля по правовой работе
- Командир боевой части (начальник службы) корабля
- Командир дивизиона боевой части
- Командир группы (батареи)
- Старший инженер (инженер) боевой части (группы, батареи)
- Командир отсека подводной лодки
- Главный боцман
- Старшина команды
- Техник группы (команды)
- Командир отделения
- Командир боевого поста
- Часть вторая
- Мероприятия, предусматриваемые при распределении времени на корабле
- Глава 7 содержание корабля обязанности по заведованиям
- Смотры корабля
- Осмотры
- Корабельные работы
- Приборки
- Содержание причальных сооружений и акваторий
- Глава 8 обеспечение технической готовности корабля общие положения
- Обязанности личного состава корабля при ремонте
- Глава 9 обеспечение живучести корабля общие положения
- Обязанности должностных лиц
- Порядок допуска в помещения
- Маркировка помещений , имущества и оборудования
- Маркировка горловин, люков и дверей
- Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров
- Порядок хранения легковоспламеняющихся веществ и огнеопасных материалов
- Меры безопасности при работе с боеприпасами
- Обеспечение живучести оружия и технических средств
- Глава 10
- Повседневная жизнь
- Размещение личного состава на корабле
- Общие положения
- Жилые помещения команды и порядок, соблюдаемый в них
- Каюты, их распределение и порядок использования
- Порядок приема пищи старшинами и матросами
- О кают-компании
- Порядок допуска на корабль
- Порядок хранения стрелкового оружия
- Глава 11 корабельные правила правила поведения личного состава на корабле
- Правила пользования корабельными катерами и шлюпками
- Предупреждение несчастных случаев
- Глава 12 обеспечение санитарного состояния кораблей и сохранение здоровья военнослужащих общие положения
- Сохранение здоровья военнослужащих
- Питьевая вода и приготовление пищи
- Лечебно-профилактические мероприятия
- Глава 13
- Сход (съезд), увольнение с корабля на берег
- И убытие в отпуск
- Общие положения
- Сход на берег офицеров, мичманов, старшин и матросов контрактной службы
- Увольнение на берег старшин и матросов проходящих службу по призыву
- Убытие в отпуск
- Глава 14 базирование кораблей и их материальное обеспечение общие положения
- Порядок размещение личного состава кораблей в помещениях места базирования
- Пополнение запасов кораблей
- Часть третья
- 622.Охрана Государственного флага Российской Федерации и Военно-морского флага в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля.
- Подъем и спуск военно-морского флага
- Глава 16 воинское приветствие воинское приветствие при встречах кораблей
- Встреча прибывающих должностных лиц
- Воинское приветствие военнослужащих на корабле
- Глава 17 салюты, парады и торжества салюты
- Парады кораблей
- Проведение торжеств на корабле
- Прием в состав экипажа и увольнение в запас военнослужащих
- Проведение торжеств на берегу
- Исторические предметы
- Отдание воинских почестей
- Часть четвертая
- Порядок назначения на службу корабельных нарядов
- Общие обязанности лиц, несущих корабельные наряды
- Развод суточного наряда
- Глава 19 дежурство общие положения
- Обязанности лиц, несущих дежурство Дежурный по соединению кораблей (по группе отдельно стоящих кораблей)
- Помощник дежурного по соединению по живучести
- Дежурный по надводному кораблю
- Дежурный по подводной лодке
- Помощник дежурного по подводной лодке
- Дежурный по низам
- Дозорный по живучести
- Дневальный по помещению
- Дежурный боцман
- Старшина дежурного катера (шлюпки)
- Дежурный по камбузу (столовой)
- Дежурный горнист
- Обязанности лиц, несущих дежурство по береговой базе Дежурный по береговой базе
- Помощник дежурного по береговой базе
- Дежурный по казарме
- Дежурный по команде
- Глава 20 вахта общие положения
- Обязанности лиц, несущих вахту вахтенный офицер Общие обязанности
- Обязанности на ходу корабля
- Обязанности при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах)
- Вахтенный центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки
- Командир вахтенного поста
- Вооруженный вахтенный
- Командир спасательной шлюпки
- Вахтенный на шлюпке
- Вахтенный по плавсредствам
- Вахтенный на концах
- Рассыльный
- Глава 21 специальные наряды общие положения
- 876. В состав специального дежурства входят:
- 877. В состав специальной вахты входят:
- Основные обязанности лиц, несущих специальные наряды Дежурный по боевой части (службе)
- Вахтенный у действующего механизма
- Командир дозора и дозорный по погребам с боеприпасами
- Глава 22 наряд на работы
- Обозначение командных пунктов, боевых постов и боевых номеров
- Сигналы подаваемые на корабле горном, ревуном или звонком
- Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга
- Положение о командах и лицах, временно находящихся на корабле порядок пребывание на корабле личного состава военных образовательных учреждений
- Порядок пребывания на корабле личного состава десанта и других воинских команд
- Порядок пребывания на корабле пассажиров
- Суточная ведомость
- Старший помощник командира корабля _________________
- Суточная ведомость
- 4. Состояние технических средств
- Форма расписания корабельногодежурства
- Расписание корабельного дежурства
- Форма расписания корабельной вахты
- Расписание корабельной вахты
- Форма листа нарядов на службу и работы лист нарядов
- Ритуал вступления вновь назначенного командира в командование кораблем
- Форма утреннего рапорта вахтенного офицера утренний рапорт вахтенного офицера
- 2. Сведения о движении кораблей (судов) на рейде
- 3. Отсутствующие по неизвестным причинам и опоздавшие
- 4. Содержание сигналов, принятых за ночь и не доложенных
- 5. Особые случаи и замечания по вахте за ночь
- Корабельная гауптвахта
- Маркировка люков, дверей и горловин
- Приложение 12
- Отличительная окраска предметов аварийного назначения и имущества
- Приложение 13
- Отличительная окраска и сокращенные обозначения систем трубопроводов
- Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков на трубопроводы систем следующие
- Приложение 14
- Электрооборудование и кабели на корабле маркируются в соответствии с поло-жениями он 9-191-69 по следующим разделам:
- Освещение и сигнально-отличительные огни
- 10. Штепсельные розетки и соединительные коробки системы сигнально-отличи –
- 17. На крышках коробокаварийного питания и стационарной сварочной системы
- 21. На заводских табличкахблока у правления датчиками пожаротушения напротив заводских номеров датчиков необходимо, чтобы были вписаны их номера по схеме. Например:
- Примерные схемы расположения лиц дежурной и вахтенной служб при встрече и проводах начальников
- Встреча
- Условные обозначения должностных лиц
- Примерная схема построения экипажа корабля для встречи должностного лица при прибытии его на корабль на катере
- Примерная схема построения экипажа корабля по сигналу «большой сбор»