Из очага
Рис. 4 . Принципиальная схема развертывания и работы этапа медицинской эвакуации МС ГО
Первым этапом эвакуации пораженного населения из очагов массовых санитарных потерь являются медицинские отряды (ОПМ) МС ГО и медицинские роты войск ГО, а также сохранившиеся в очаге поражения медицинские учреждения.
ОПМ вводится в очаг поражения в составе группировки сил ГО и развертывает первый этап медицинской эвакуации в зоне слабых разрушений, на незараженной территории с учетом близости к путям вывоза пораженных из очага, наличия источников воды и пригодных для размещения отряда уцелевших зданий.
В ОПМ пораженным оказывается первая врачебная помощь и осуществляется их подготовка к медицинской эвакуации в лечебные учреждения МС ГО загородной зоны. В условиях, когда определенная часть пораженных может не выдержать длительной эвакуации и погибнуть, оказание первой врачебной помощи пораженным на первом этапе медицинской эвакуации повышает вероятность их выживания.
Вторым этапом медицинской эвакуации служат лечебные учреждения (головные, профилированные и многопрофильные больницы) МС ГО, развернутые в составе лечебно-эвакуационных направлений в загородной зоне. На этом этапе осуществляется прием, медицинская сортировка и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и их лечение до окончательного исхода. Общее руководство и координацию работы больниц лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН) и маневр силами и средствами МС ГО в границах субъекта РФ с целью повышения эффективности оказания медицинской помощи осуществляет штаб МС ГО области (края, республики в составе РФ) через свои оперативные группы.
Непосредственное руководство работой профилированных и многопрофильных больниц загородной зоны, входящих в состав лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН), осуществляют главные врачи головных больниц (ГБ). В целях наиболее рационального распределения пораженных в лечебных учреждениях ЛЭН на путях медицинской эвакуации автомобильным транспортом развертываются медицинские распределительные пункты (МРП) и вспомогательные распределительные посты (ВРП).
Основой для создания двухэтапной системы ЛЭО в середине ХХ века послужил прогноз возможного возникновения мировой ракетно-ядерной войне с неограниченным применением всех видов оружия массового поражения. При этом возможное число пораженных в очагах поражения исчислялось миллионами человек.
Хотя современные войны носят в основном локальный характер и одномоментное возникновение массовых санитарных потерь для них не типично, вместе с тем принятая в МС ГО двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения сохраняет свою актуальность как базовая модель оказания медицинской помощи пораженным при неблагоприятных условиях общей и медицинской обстановки.
Специалисты военно-медицинской службы, например, считают, что принцип эшелонирования медицинской помощи сохраняет свое значение и для условий войн и вооруженных конфликтов ограниченного масштаба (Большаков В.Н., Зубков И.А., 1999). Поэтому передовой догоспитальный район, где пораженному оказывается медицинская помощь, должен выделяться при любом подходе к организации лечения в экстремальной ситуации, обусловленной войной или крупной катастрофой. Число же промежуточных этапов медицинской эвакуации, зависит от конкретной обстановки (интенсивности, продолжительности, масштаба военных действий, организационно-технических возможностей эвакуации) и должно быть сведено к минимуму.
С учетом особенностей оперативной и медицинской обстановки при возникновении очагов массовых санитарных потерь возможны следующие основные варианты оказания медицинской помощи пораженным до их госпитализации в лечебные учреждения (см. рис. 5 ):
ОЧАГ
ПОРАЖЕНИЯ ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА
- Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации
- Глава I. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации (Погодин ю.И., Кульбачинский в.В.).
- Глава III Современные средства поражения вероятного противника и возможные медико-санитарные последствия их применения (Авитисов п.В.)
- Глава IV. Федеральная медицинская служба гражданской обороны (Лобанов а.И.,Трифонов с.В.)
- Глава V. Организация гражданской обороны объектов здравоохранения. (Гоголев
- Глава VI Гражданская оборона государственной санитарно-эпидемиологической службы (Конышев и.С.).
- Введение
- Глава I. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации.
- 1.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
- 1.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны.
- 1.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
- 1.4. Ведомственные документы по вопросам гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации.
- Глава II. Гражданская оборона в Российской Федерации.
- Основные понятия и задачи в области гражданской обороны.
- 2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- 2.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
- Руководство гражданской обороной.
- Силы гражданской обороны.
- Финансирование мероприятий по гражданской обороне.
- Глава III Современные средства поражения вероятного противника и возможные медико-санитарные последствия их применения.
- 3.1 Современные войны и возможный характер военных угроз для России
- 3.2. Обычное оружие
- 3.3. Ядерное оружие
- 3.4. Химическое оружие
- 3.5. Биологическое оружие.
- 3.6. Нелетальное оружие
- 3.7 Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения
- 3.8. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время
- 3.9 Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения
- 3.10 Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени
- Глава IV. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
- 4.1. Задачи и организация федеральной медицинской службы
- Гражданской обороны
- Орган управления здравоохранением субъекта рф
- 4.2. Силы и средства федеральной медицинской службы гражданской обороны
- 4.3. Организация медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- 4.4. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения
- Из очага
- Пораженных
- 4.4.4. Медицинская сортировка
- 4.5. Медицинская защита населения от современных средств поражения
- 4.6. Система управления мс го
- 4.7. Планирование медицинского обеспечения населения в военное время.
- 4.8. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений мс го
- Глава V . Гражданская оборона объектов здравоохранения
- 5.1. Определения и понятия
- 5.2. Задачи гражданской обороны объекта здравоохранения
- 5.3. Организация и ведение гражданской обороны на объекте здравоохранения
- Расчет перепрофилизации отделений больницы для приема пораженных
- Ход учения
- 5.5. Организация управления гражданской обороной на объектах здравоохранения
- 5.6. Методика оценки состояния готовности объекта здравоохранения к работе в военное время
- Глава VI . Гражданская оборона государственной санитарно-эпидемиологической службы
- 6.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- 6.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время. На федеральном уровне:
- Управление
- Дополнительные задачи при различных вариантах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки
- 6.3. Принципы организации работы государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- 6.4. Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время.
- Личный состав формирований —
- 6.5. Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.
- Большаков в.Н., Зубков и.А.Некоторые организационные аспекты медицинского обеспечения войск в вооруженных конфликтах//Воен.Мед.Журн.-1999. - №8.- с. 15-22.
- Законодательные и нормативно-правовые документы