§ 2. Управленческое общение командира
Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов (военнослужащих) при совместном решении определенных задач (служебных, воспитательных и т. д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение.
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:
— обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;
— выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;
— восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.
Поскольку процесс общения функционально очень сложен и многопланов, принято выделять несколько основных сторон (функций) общения: информативную, интерактивную и перцептивную.
В системах управления коммуникативная сторона общения проявляется прежде всего в обмене информацией, так как люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами. Специфика процесса обмена информацией в общении людей состоит в следующем.
1. В отличие от движения информации между передающими и принимающими техническими устройствами в общении мы имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информирующих друг друга в целях организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от субъекта к субъекту, от командира (начальника) к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на посланную информацию человек получает какую-то новую информацию, т. е. происходит не простое ее движение, а обмен информацией.
2. Партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, т. е. обмен информацией между людьми всегда предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько удалось такое воздействие, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.
3. Коммуникативное общение как обмен информацией возможно лишь при условии, что партнеры говорят «на одном языке». Обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и тем самым обеспечивают возможность взаимопонимания. Но дело усложняется еще и тем, что, даже зная значения слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, должностных, профессиональных и иных различий. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, т. е. включать коммуникацию в некоторую общую систему деятельности.
4. В условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Это могут быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, а также различное мировоззрение, миропонимание. Даже военные противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.
Коммуникативные барьеры могут носить и другой, чисто психологический, характер. Они могут возникать либо в силу индивидуально-психологических особенностей общающихся (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и т. п.), либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (командира), может быть 2 типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация выражается в приказах, просьбах, советах. Она должна стимулировать определенное действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активация — побуждение к действию в заданном направлении; итердикция — побуждение, запрещающее определенные действия; дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.
Констатирующая информация — это сообщение, имеющее место в различных образовательных и управленческих системах: доклад, инструктаж. Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наличию элементов убеждения. Вариант сообщения выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.
Передача информации (деловой, управленческой, личной и др.) осуществляется посредством знаковых систем. В соответствии с видом используемых знаков выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация опирается на использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью которой наиболее полно передается семантическая сторона информации — смысл сообщения. Однако взаимное понимание партнеров достигается при условии, что они пользуются одним языком и одинаково оценивают ситуацию общения. В процессе речевого общения происходит кодирование, которое осуществляет коммуникатор, сообщающий информацию, и декодирование, которое осуществляет реципиент — слушающий. В условиях диалога происходит последовательная смена этих 2 коммуникативных ролей. Успешность вербальной коммуникации в диалоге определяется тем, насколько говорящие обеспечивают тематическую общность разговора и его двусторонний характер. Речь является ведущим, специально выработанным людьми средством общения, которое позволяет каждому человеку усваивать социальный опыт, проникать в субъективный мир других людей, интеллектуально развиваться, осуществлять самовыражение своих установок, мировоззрения и контакт с другими людьми.
В речевом общении большое значение имеют такие выразительные свойства речи, как интонация, громкость, темп, логические ударения, паузы. Все это служит дополнительной информацией, выражающей отношение к собеседнику и к передаваемому сообщению.
Невербальная коммуникация — это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты, использование предметов. Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т. д.
В процессе онтогенеза, в условиях воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации.
В процессе групповой деятельности люди вступают в бесконечное количество различных взаимодействий, поэтому существуют многочисленные попытки построения их классификаций. Наиболее распространенной является дихотомическая классификация, делящая все возможные виды взаимодействия на 2 вида: кооперацию и конкуренцию.
Кооперация обозначает такие виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности. Здесь психологический механизм деятельности опирается на взаимопомощь людей, на их сотрудничество.
Внутри кооперации может возникать соревнование как взаимодействие, которое не носит антагонистического характера и даже включает в себя элемент взаимопомощи.
Конкуренция — это тип поведения, который охватывает взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность.
С отношениями конкуренции связано и понятие конфликта, которое является объектом специальных исследований, и мы рассмотрим его ниже.
Кооперация и конкуренция — это разные формы взаимодействия людей в социальных организациях, содержание же их в каждом случае задается более широкой системой деятельности, в которую кооперация и конкуренция включены. Поэтому обе формы взаимодействия людей заслуживают внимания, однако нельзя изучать их вне социального контекста целенаправленной деятельности и вне групповых отношений участников, включенных в эту деятельность.
Групповые взаимодействия особенно эффективны, когда людям приходится сталкиваться с задачами в ситуациях высокой неопределенности, с проблемами, имеющими несколько вариантов решений. Эксперименты по проведению деловых игр показывают, что групповые решения требуют больше времени, чем индивидуальные, но по качеству решения они обычно более эффективны.
Однако все указанные преимущества групповой деятельности характеризуют лишь ее потенциальные возможности. Реализация же их на практике зависит в комплексе от следующего:
— конкретного профессионального состава подразделения;
— системы сложившихся между военнослужащими межличностных отношений (сотрудничество, взаимопомощь, соперничество, антагонизм, равнодушие и т. п.);
— условий организации и руководства группой.
В любых группах всегда возникает определенная межличностная иерархия. В соответствии с конкретным вкладом отдельных военнослужащих в повышение общей эффективности деятельности группы (коллектива) каждый из них приобретает определенный статус, т. е. положение в группе. Это положение опосредовано способностями каждого индивида к выполняемой работе, индивидуально-психологическими свойствами, ориентациями, социальными установками, спецификой состава группы. В связи с этим между составом группы и каждым из ее членов складывается определенная система отношений, в которой каждый обретает свое место.
Управление людьми в подразделении (части) означает решение следующих задач:
1) правильное определение социальной роли каждого военнослужащего и его положения (статуса) в коллективе;
2) усвоение каждым военнослужащим предназначенной ему социальной роли;
3) обеспечение выполнения каждым военнослужащим своей социальной роли.
Функциональная роль каждого военнослужащего определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности и его права, ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, основные требования к его профессиональным характеристикам. Обстоятельная и ясная должностная инструкция создает основу для адекватного понимания каждым своей функциональной роли.
Однако наряду с регламентацией различных параметров профессиональной деятельности сотрудника необходимо, чтобы должностная инструкция также устанавливала известную степень его самостоятельности в рамках данной роли. В этом случае отмечается более высокая продуктивность профессиональной деятельности и более благоприятное моральное состояние военнослужащих.
- Правовая энциклопедия военнослужащего
- Справочник
- Командира
- Практическое издание
- Isbn 5-93297-071-5
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы) 271
- Глава 1. Боевая подготовка
- § 1. Общевойсковой бой и его характерные черты. Боевой приказ и требования к нему
- § 2. Организация боевой подготовки в части, подразделении и анализ ее результатов
- § 3. Проведение занятий по тактической (тактико-специальной) и огневой подготовке
- § 4. Тактические нормативы
- § 5. Современное российское вооружение и военная техника
- § 6. Системы вооружений России и стран нато Вооруженные Силы Российской Федерации
- Страны нато
- § 7. Деятельность командиров, направленная на поддержание установленных запасов, сохранение вооружения и военной техники, материальных средств
- Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
- § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
- Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
- Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
- § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
- § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
- Административное расследование по факту __________________________________
- Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
- Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
- Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
- Дознание в военных организациях
- § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
- § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
- § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
- § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
- Денежное довольствие
- Продовольственное обеспечение
- Вещевое обеспечение
- Медицинское обеспечение
- § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
- § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
- Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
- § 1. Организация внутренней службы
- Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
- Содержание закрепленной территории
- Суточный наряд
- Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
- Дежурный (дневальный) по роте
- Организация помывки личного состава
- Учет личного состава в воинской части, подразделении
- § 2. Организация караульной службы
- Подбор и подготовка караула11
- Особенности оборудования караульного помещения, постов
- Внутренний порядок в караулах15
- Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
- Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
- Караульная служба с применением технических средств охраны
- Охрана объектов караульными собаками
- Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
- Организация охраны и сопровождения воинских грузов
- Материально-бытовое и медицинское обеспечение
- Контроль за организацией и несением караульной службы
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
- Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
- Боевое дежурство (боевая служба)38
- § 4. Организация гарнизонной службы
- Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
- Военная автомобильная инспекция гарнизона
- Глава 4. Управленческая деятельность командиров
- § 1. Общая подготовка к руководству
- Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
- § 2. Управленческое общение командира
- Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
- § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
- § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
- § 5. Организация управления в части (подразделении)
- § 6. Управление деятельностью подчиненных
- § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
- Документы плана боевой подготовки
- Планирование в батальоне и роте
- Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
- § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
- Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
- Мероприятия по заключению контракта
- § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
- Общие условия назначения военнослужащих на должности
- § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
- § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
- § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
- Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
- § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
- § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
- § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
- Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
- § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
- Директивы министра обороны и Генерального штаба
- Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
- § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
- § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
- § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
- § 5. Воинская часть как юридическое лицо
- § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
- § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
- § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
- § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
- § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности