§ 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
Административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения.
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.
В соответствии со ст. 96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждено приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10) административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.
Проведение административного расследования не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится:
— в случае причинения материального ущерба;
— при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц;
— для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
— при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
— по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
— при наличии пережога горючего;
— при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
— при утрате денежного аттестата;
— при утрате бланков строгого учета;
— при утрате воинской частью контрольной книжки;
— в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
— при утрате архивных дел и описей;
— при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
— в каждом случае возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
— по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления) по рапорту начальника медицинской службы;
— в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
— при несчастных случаях с гражданским персоналом;
— в случае происшествия;
— в других случаях, предусматриваемых законодательством.
Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:
— установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
— выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.
Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.
В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:
— рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;
— объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.;
— справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба;
— медицинское заключение о характере и степени повреждений — в случае причинения ущерба здоровью;
— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
— заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие документы.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, приводятся данные на лицо, от которого требуется объяснение, и перечисляются вопросы, на которые оно должно ответить.
При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
В ходе административного расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
— действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
— где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
— наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
— каковы последствия проступка;
— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки; допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ. Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на 1 месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь 3 составные части: вводную, описательную и резолютивную.
Во вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же даются анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.
Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику). По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более 3 дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).
В целях облегчения ведения делопроизводства рекомендуется оформлять материалы административного расследования следующим образом:
— титульный лист. В нем указываются: наименование административного расследования; даты начала и окончания административного расследования; подпись лица, проводящего административное расследование; опись документов и количество страниц, входящих в материалы административного расследования;
— основания назначения и проведения административного расследования;
— объяснительные, доклады, рапорты;
— заключение;
— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (может не быть);
— принятое решение (например, выписка из приказа командира части о наложении дисциплинарного взыскания).
Вариант оформления титульного листа административного расследования
- Правовая энциклопедия военнослужащего
- Справочник
- Командира
- Практическое издание
- Isbn 5-93297-071-5
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы) 271
- Глава 1. Боевая подготовка
- § 1. Общевойсковой бой и его характерные черты. Боевой приказ и требования к нему
- § 2. Организация боевой подготовки в части, подразделении и анализ ее результатов
- § 3. Проведение занятий по тактической (тактико-специальной) и огневой подготовке
- § 4. Тактические нормативы
- § 5. Современное российское вооружение и военная техника
- § 6. Системы вооружений России и стран нато Вооруженные Силы Российской Федерации
- Страны нато
- § 7. Деятельность командиров, направленная на поддержание установленных запасов, сохранение вооружения и военной техники, материальных средств
- Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
- § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
- Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
- Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
- § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
- § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
- Административное расследование по факту __________________________________
- Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
- Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
- Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
- Дознание в военных организациях
- § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
- § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
- § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
- § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
- Денежное довольствие
- Продовольственное обеспечение
- Вещевое обеспечение
- Медицинское обеспечение
- § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
- § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
- Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
- § 1. Организация внутренней службы
- Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
- Содержание закрепленной территории
- Суточный наряд
- Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
- Дежурный (дневальный) по роте
- Организация помывки личного состава
- Учет личного состава в воинской части, подразделении
- § 2. Организация караульной службы
- Подбор и подготовка караула11
- Особенности оборудования караульного помещения, постов
- Внутренний порядок в караулах15
- Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
- Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
- Караульная служба с применением технических средств охраны
- Охрана объектов караульными собаками
- Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
- Организация охраны и сопровождения воинских грузов
- Материально-бытовое и медицинское обеспечение
- Контроль за организацией и несением караульной службы
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
- Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
- Боевое дежурство (боевая служба)38
- § 4. Организация гарнизонной службы
- Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
- Военная автомобильная инспекция гарнизона
- Глава 4. Управленческая деятельность командиров
- § 1. Общая подготовка к руководству
- Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
- § 2. Управленческое общение командира
- Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
- § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
- § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
- § 5. Организация управления в части (подразделении)
- § 6. Управление деятельностью подчиненных
- § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
- Документы плана боевой подготовки
- Планирование в батальоне и роте
- Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
- § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
- Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
- Мероприятия по заключению контракта
- § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
- Общие условия назначения военнослужащих на должности
- § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
- § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
- § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
- Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
- § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
- § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
- § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
- Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
- § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
- Директивы министра обороны и Генерального штаба
- Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
- § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
- § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
- § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
- § 5. Воинская часть как юридическое лицо
- § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
- § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
- § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
- § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
- § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности