Защита Северным флотом внутренних морских коммуникаций.
В годы войны на Северном морском театре внутренние коммуникации приобрели для нас особо важное военное и экономическое значение. По ним осуществлялось питание войск Карельского фронта, снабжение Военно – морских баз, соединений и частей флота, производились народнохозяйственные перевозки.
Перевозки производились по следующим основным направлениям: Кольский залив - полуострова Рыбачий и Средний (снабжение войск 14 армии и частей СОР, протяженностью до 20 миль); Кольский залив - Архангельск (снабжение войск Карельского фронта в Заполярье и Северного флота, протяженностью до 400 миль); между портами Белого моря (Архангельск, Онега, Беломорск, Кемь, Кандалакша и Мезень - воинские и народнохозяйственные грузы); Заполярье - Дальний Восток (стратегическое сырье, промышленное оборудование, продовольствие, перевод боевых кораблей с ТОФ на СФ, расстояние от Архангельска до пролива Вилькицкого 1600 миль).
Перевозки в Белом, Баренцевом и Карском морях и защита их СФ были сопряжены с большими трудностями. Ощущался острый недостаток в транспортном флоте, который состоял из разнообразных по водоизмещению (от 700 до 12 тыс. тонн) и скорости хода (от 5 до 12 узлов) судов, что затрудняло формирование конвоев и снижало объем перевозок.
Еще большие трудности возникли при организации защиты перевозок. Не хватало сил и средств. Большая протяженность коммуникаций, слабое оборудование театра, суровые климатические условия - все это затрудняло решение задачи защиты коммуникаций.
С первого дня войны фашистский флот, сосредоточенный в базах Северной Норвегии и Финляндии, вел боевые действия на прибрежной коммуникации Архангельск - Кольский залив - полуострова Рыбачий и Средний. Немецкая авиация систематически наносила бомбовые удары по портам Мурманск, Архангельск и пунктам разгрузки транспортов в Мотовском заливе. На подходах к Кольскому заливу, в районе Йоканьга, горло Белого моря действовали вражеские подводные лодки и эскадренные миноносцы.
Командование СФ принимало необходимые меры для защиты морских перевозок. Одной из них явилось создание в августе 1941 года Беломорской флотилии (дивизион сторожевых кораблей и эсминцев, дивизион эсминцев, бригада траления, Беломорский сектор ПВО и др. части). Основная задача Беломорской флотилии заключалась в защите морских сообщений в Белом, Баренцевом, а затем и в Карском морях.
Между горлом Белого моря и Кольским заливом, где действовали вражеская авиация, подводные лодки и надводные корабли, командование флота организовало систематическую воздушную разведку, в ряде районов развернуло корабельные дозоры, ввело систему конвоев. В связи с недостатком сил большинство конвоев (1-4 транспорта) сопровождалось одним, максимум двумя кораблями охранения. Такое охранение не представляло большой силы, но все же успешно решало возложенные на него задачи. 13 июля 1941 года сторожевой корабль «Пассат» (бывший РТ, 2х45-мм орудия), сопровождавший два рыболовецких траулера, на подходе к бухте Гавриловская, вступил в бой с 3 эсминцами противника. Бой проходил на дистанции 10-15 кабельтовых и продолжался один час. «Пассат» сражался до тех пор, пока не скрылся под водой. Его экипаж покрыл себя неувядаемой славой. В августе 1941 года в бой также с 3 эсминцами вступил сторожевой корабль «Туман». В неравном бою он погиб, до конца выполнив свой долг перед Родиной.
Первые же мероприятия, осуществленные командованием СФ по защите судоходства, дали успешные результаты: в 1941 году флот обеспечил проводку 135 конвоев из 260 транспортов. При этом было потеряно лишь 3 судна.
В начале 1942 года противник, увеличив группировку морских и воздушных сил на Севере, значительно активизировал действия подводных лодок, авиации и надводных кораблей на наших коммуникациях, распространив их до побережья Новой Земли, и пытался установить контроль над судоходством в Арктике.
Основные усилия авиации противника были направлены против Мурманского и Архангельского портов, через которые проходил наибольший поток народнохозяйственных и воинских грузов.
С весны 1942 года она стала наносить массированные удары по Мурманску (апрель- июль 1942 года 2895 вылета). Город в жилых районах имел большие разрушения, но вывести из строя порт фашистам не удалось.
В августе 1942 года авиация противника безуспешно пыталась нанести удары по городу и порту Архангельск.
В 1942 году гитлеровский флот значительно расширил применение минного оружия. Его надводные корабли произвели ряд минных постановок в устье Кольского залива, в горле Белого моря, в районе мыса Канин Нос, у о. Колгуев и северо-западного побережья Новой Земли. Подводные лодки выставили мины в проливах Югорский Шар и Маточкин Шар, а авиация - на подходах к Мурманску и Архангельску. Всего было выставлено около 1000 мин. Командование СФ приняло энергичные меры по обеспечению ПМО внутренних коммуникаций. В результате этих мер минное оружие не причинило судоходству большого вреда.
С августа 1942 года активизировали боевые действия и надводные корабли противника, особенно когда союзники перестали посылать конвои в Мурманск и Архангельск. В августе 1942 года в Карское море для уничтожения советских судов был направлен тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». На пути к о. Диксон (к западу от архипелага Норденшельда) крейсер обнаружил ледокольный пароход «А.Сибиряков», предложил ему застопорить машины и сообщить данные о ледовой обстановке в районе пролива Вилькицкого. Не отвечая на запросы противника, командир «Сибирякова» старший лейтенант А. Качарава передал радиограмму в порт Диксон об обнаружении неизвестного крейсера. В неравном бою «Сибиряков» погиб, не спустив перед врагом Военно-Морской флаг. 27 августа «Адмирал Шеер» дважды пытался уничтожить радиостанцию и порт на о. Диксон, но, встретив достойный отпор от береговой батареи (2х152-мм орудия) и сторожевого корабля «Дежнев» (4х76-мм орудия), получив повреждения от их огня, прикрылся дымзавесой и вышел из боя. Так была сорвана попытка противника использовать крупные корабли для нарушения судоходства в Арктике.
Наибольшую опасность для наших судов представляли подводные лодки противника. Они стали появляться в юго-восточной части Баренцева моря, у побережья Новой Земли, в Карском море.
Защиту морских сообщений СФ обеспечивал проведением следующих мероприятий: дополнительным оборудованием театра, организацией разведки и усилением дозорной службы, усилением всех видов обороны (ПЛО, ПВО, ПМО).
В августе 1942 года в губе Белужья была оборудована Новоземельская ВМБ (15 сторожевых кораблей, тральщиков, сторожевых катеров, эскадрилья истребителей). На Новой Земле и о. Колгуев были установлены 7 береговых батарей, развернуто 12 постов СНИС.
Аэродромы создавались на всем протяжении арктической коммуникации - от Архангельска до о.Диксон. Посадочные площадки создавались не только на берегу, но и на льду. С Каспийского моря на Север был переброшен 22-й разведывательный авиационный полк (32 самолета МБР-2).
Для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и минной опасностью важную роль играли корабельные дозоры. Первые дозоры были выставлены в 1941 году в районе Полярного и Йоканьги, затем в районе Святой Нос, Канин Нос, в горле Белого моря, а в 1942 году в районе губа Белужья, на подходах к проливам Карские Ворота и Югорский Шар. Зона противолодочной обороны в 1942 году значительно расширилась и включила уже восточную часть Баренцева моря и Карское море.
Для борьбы с подводными лодками использовались разнородные силы флота: надводные корабли, подводные лодки, авиация. В 1942 году к решению этой задачи было привлечено около 100 кораблей и 124 самолета.
К охранению судов привлекались эсминцы, сторожевые корабли, сторожевые катера, морские охотники, тральщики и самолеты МБР-2. Надводные корабли вели также систематический поиск лодок на подходах к ВМБ и портам. В поисках участвовало одновременно 3-6 катеров и 2-3 сторожевых корабля или эсминца.
Противолодочная авиация вела поиск в назначенных районах два раза в сутки с высоты 300-400 метров. Однако эффективность ее действия была низкая, т.к. самолеты не были оснащены радиолокационными станциями, имели малый запас бомб и ограниченную продолжительность полета.
Наиболее эффективным способом защиты судоходства от вражеской авиации было прикрытие судов истребителями и барражирование их в наиболее опасных районах в период прохождения конвоев. Кроме того, переход судов осуществлялся в условиях малой видимости и нелетную погоду. Широко применялся метод перетекания судов из одного пункта в другой с отстоем в них под прикрытием зенитных батарей. Велась борьба с разведывательной авиацией противника. Наносились удары по аэродромам врага в Северной Норвегии и Финляндии.
Совершенствовалась и система конвоев. Рост количества эскортных кораблей (1:1) позволил перейти к круговому охранению судов, к созданию КПУГ для преследования и уничтожения обнаруженных подводных лодок противника.
Противоминная оборона на театре была направлена на обеспечение безопасного плавания по основным фарватерам на подходах к Кольскому заливу, в горле Белого моря, в самом Белом море. Эти фарватеры подвергались систематическому тралению.
В результате принятых мер в первый период войны по внутренним морским коммуникациям силами флота было проведено в 562 конвоях 910 транспортов, в их сопровождении участвовало 840 кораблей эскорта.
В 1943 году напряженность борьбы на внутренних морских коммуникациях возросла. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянную попытку нарушить судоходство в районе Кольского залива и на подходах к нему, используя для этого истребительную авиацию в варианте штурмовиков и бомбардировщиков. В первой половине 1943 года авиация противника нанесла 171 удар по пунктам базирования и разгрузки в Мотовском заливе, в которых участвовало 1373 самолета.
Советское командование усилило охранение конвоев, укрепило ПВО пунктов разгрузки, выделило истребительную авиацию для прикрытия конвоев. В ПВО баз, портов и конвоев участвовала истребительная авиация, части ПВО флота, корабли. Зенитная артиллерия получила радиолокационную аппаратуру, подключенную к прожекторам, что значительно повысило эффективность зенитного огня. Радиолокация была установлена и на истребителях, что привело к росту сбитых фашистских самолетов: в январе - 6, в феврале - 13, марте - 18, мае - 26, июне - 34.
Летом 1943 года авиация СФ и Карельского фронта завоевала господство в воздухе. Во втором полугодии активность и результаты действий вражеских самолетов на северных морских сообщениях резко снизились (5 мелких судов и катеров).
Немецкие подводные лодки были развернуты в восточной части Баренцева моря, в горле Белого моря, в Карском море вплоть до пролива Вилькицкого. В Карском море одновременно находилось до 6 подводных лодок. Вначале они применяли метод крейсерства в обширных районах для разведки и выявления основных советских коммуникаций, а затем действовали группами на путях конвоев между о. Диксон и проливом Вилькицкого. С окончанием арктической навигации, в конце октября, подводные лодки возвращались в южную часть Баренцева моря.
Основным методом защиты коммуникаций оставалось конвоирование транспортов. Охранение заметно увеличилось: в среднем на 2 судна приходилось 3 эскортных корабля.
Для борьбы с вражескими лодками стала шире использоваться противолодочная авиация. Для проводки арктических конвоев проводились специальные операции, в которых участвовали разнородные силы флота.
Действенность мер, принятых в 1943 году командованием по защите судоходства в Арктике, была высокой: фашистские подводные лодки не смогли нарушить северные морские коммуникации. Всего за этот год в Арктике было проведено 110 конвоев (170 транспортов). Потери составляли 4 судна, 3 тральщика и вспомогательные суда.
В 1944 году для нарушения наших внутренних коммуникаций противник использовал подводные лодки и реже авиацию, а в 1945 году - подводные лодки. Однако попытки прервать наши народнохозяйственные и воинские перевозки на внутренних коммуникациях не увенчались успехом. За годы войны корабли СФ провели по внутренним коммуникациям 2568 судов в 1477 конвоях. При этом потери составили всего лишь 0,47% общего количества транспортов. Было перевезено более 1 миллиона человек и 1,6 миллиона тонн грузов.
Надежной защитой внутренних морских путей сообщения СФ внес достойный вклад в разгром фашистской Германии.
- В великой отечественной войне»
- В в е д е н и е
- 1. Боевые действия северного флота в первый
- Период великой отечественной войны
- Обстановка на Северном морском театре к началу войны.
- Соотношение сил и планы сторон.
- Содействие флота сухопутным войскам в обороне советского Заполярья.
- 2. Боевые действия северного флота во второй и третий периоды великой отечественной войны
- Защита Северным флотом внутренних морских коммуникаций.
- 3. Действия северного флота на морских коммуникациях противника
- В ы в о д ы и з а к л ю ч е н и е