logo
5 нов 2013

3. Действия северного флота на морских коммуникациях противника

В годы войны одной из главных задач СФ была борьба против морских перевозок противника.

В связи со слаборазвитой системой железных и шоссейных дорог Северной Норвегии, морские пути вдоль ее побережья имели для Германии исключительное значение. По морю доставлялись в Северную Норвегию фашистские войска и все виды снабжения для них, а в обратном направлении - никель, железная руда.

Коммуникации противника от Тромсе до Петсамо (протяженностью 340 миль), проходившие в зоне действия СФ, делились на три участка: западный (от Тромсе до о. Магере) - доступный лишь для больших и средних подводных лодок СФ из-за удаленности от наших баз; средний (от о. Магере до Вардё) - отличавшийся многочисленными фьордами и находившийся в радиусе действия всех типов подводных лодок и авиации СФ; восточный (вдоль побережья открытого со стороны моря Варангер – фьорда) - где могли действовать подводные лодки, авиация, торпедные и сторожевые катера, а на ближних подступах к Петсамо и береговые батареи СФ, расположенные на полуострове Средний.

От Тромсе транспорты противника, сформированные в конвои, проходили западный участок коммуникаций шхерными фарватерами до меридиана м. Нордкап. Далее они шли под прикрытием минных заграждений в 50-30 кабельтовых от берега, что значительно затрудняло их атаки нашими подводными лодками.

По мере продвижения конвоев в восточном направлении увеличивалось их корабельное охранение (на 3 транспорта - 3-4 сторожевых корабля). С воздуха конвои прикрывались истребительной авиацией.

Подводные лодки являлись главной ударной силой СФ, действовавшей на морских коммуникациях противника в первый период войны. Надводные корабли и авиация содействовали приморскому флангу войск 14-й армии в их оборонительных боях и обеспечивали защиту наших коммуникаций.

К началу войны СФ имел в своем составе 15 подводных лодок (две типа «К», одну типа «Л», шесть типа «Щ», шесть типа «М»), сведенных в бригаду, состоящую из трех дивизионов. Командовал соединением капитан 1 ранга Н.И.Виноградов, а дивизионами капитаны 2 ранга И.А.Колышкин, М.И.Гаджиев, Н.И.Морозов.

С первых дней войны подводники-североморцы вынуждены были действовать самостоятельно, без поддержки других сил флота. Подводные лодки топили вражеские суда, разведывали трассы движения конвоев и систему противолодочной обороны, периодически они прикрывали союзные конвои, а также несли дозор на подходах к своим базам.

22 июня 1941 года к берегам Норвегии вышли 4 лодки. Они заняли позиции между Варангер-фьорд и портом Хаммерфест. Находясь на позициях в период полярного дня, лодки действовали в подводном положении, используя для наблюдения за обстановкой перископ. В целях скрытности для зарядки аккумуляторных батарей они уходили в открытое море.

Первой боевого успеха добилась ПЛ «Щ-402» под командованием капитан-лейтенанта Н.Г.Столбова. 14 июля она проникла в порт Хоннигсвог и потопила транспорт (3000 тонн), 21 августа «М-172» под командованием капитан-лейтенанта И.И. Фисановича прорвалась в порт Линнахамари и уничтожила крупное судно. Всего до сентября 1941 года подводники потопили 2 транспорта и тральщик.

Незначительный успех действий подводных лодок заставил командование СФ пересмотреть методы их использования. До октября 1941 года вдоль прибрежной морской коммуникации противника было нарезано 8 достаточно больших позиций, а затем ликвидирована разграничительная полоса действий лодок у берега. Это позволило перейти к более совершенному методу использования подводных лодок - к крейсерству в ограниченных районах.

К осени бригада пополнилась 6-ью лодками типа «К» и «Л» и 2-мя типа «С». Были внесены коррективы в решение о районах использования подводных лодок. Подводные лодки типа «М» было решено располагать на позициях в шхерных участках Варангер-фьорда, средние типа «Щ» - к западу от Тана-фьорда до м. Нордкин и Нордкап, а большие типа «К» - на дальних позициях до Вест-фьорда. Такое распределение различных подклассов подводных лодок по районам сохранилось до конца войны.

Совершенствовались и тактические приемы применения торпедного оружия. Осенью подводники СФ перешли от одиночного торпедирования к залповой стрельбе с временным интервалом.

Принятые меры значительно повысили эффективность боевых действий подводных лодок. За сентябрь-декабрь 1941 года было уничтожено 29 транспортов и 4 боевых корабля.

Потери вражеских судов в основном явились результатом применения торпедного оружия. Но кроме торпед для нарушения коммуникаций противника подводные лодки типа «К» использовали минное оружие и артиллерию.

Подводными лодками СФ в первый период войны было выставлено более 400 мин. Как правило, мины ставились на выходах из баз противника, портов и во фьордах.

На минах, выставленных с «К-1» (командир капитан 2 ранга М.П. Августинович) в проливе Брейсунд западнее м. Нордкин, подорвались танкер и транспорт тоннажем по 5000 тонн.

Артиллерийское оружие наиболее эффективно применяли подводные лодки типа «К», вооруженные 100-мм орудиями. Действуя на западном участке коммуникации, «К-3» 3 декабря 1941 года обнаружила конвой в составе транспорта (6000 тонн) и 3-х кораблей охранения. Лодка вышла в атаку, произвела 4-х торпедный залп. Эскортные корабли стали забрасывать ее глубинными бомбами. По совету капитана 2 ранга М.И.Гаджиева лодка вступила в артиллерийский бой. В течение 5 минут она уничтожила сторожевой корабль и сторожевой катер, другой сторожевой катер обратился в бегство. Это был первый на Севере артиллерийский бой с противолодочными кораблями. В то же время нельзя преувеличивать успех использования артиллерийского оружия, т.к. с увеличением сил противолодочной обороны риск для подводных лодок, связанный с артиллерийским боем, резко увеличивался.

Наиболее успешно в 1941 году действовали подводные лодки «Д-3» (капитан 3 ранга М.А. Бабиев), «Щ-421» (капитан 3 ранга Н.А. Лунин), «Щ-402» (капитан-лейтенант Н.Г. Столбов), «М-174» (капитан-лейтенант Н.Е. Егоров).

Всего в 1941 году подводными лодками был потоплен 31 транспорт (95371 тонн) При этом подводные лодки потерь не понесли.

Всеми силами СФ было уничтожено 42 транспорта (128281 тонн).

Надо учесть , что значительные успехи были достигнуты малочисленным составом подводных лодок. Поэтому неудивительно, что буржуазные историки не признают их и всячески пытаются занизить. Военный историк Ровер (ФРГ) утверждает, что в 1941 году у арктического побережья Норвегии было потеряно 12 транспортов, причем 9 из них потопили английские подводники и 3 - советские. Таким образом, Ровер занизил результаты боевой деятельности подводников- североморцев в 10 раз. Это и есть яркий пример фальсификации военной истории, т.к. в конечном итоге потопление 31 транспорта в 1941 году подтверждено двусторонними данными.

Активизация наших подводников на морских сообщениях вынудила противника привлечь дополнительные противолодочные силы с других театров. В начале 1942 года в Заполярье им были перебазированы 12-я флотилия охотников за лодками и 3-я флотилия тральщиков, а летом - 7-я флотилия катеров-тральщиков.

В 1942 году основные усилия подводных лодок СФ были сосредоточены на восточном участке коммуникаций. Лучших результатов добились подводные лодки «М-172» (капитан-лейтенант И.И. Фисанович), «М-176» (капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич), «Щ-421» (капитан-лейтенант Ф. Видяев) и др.

28 мая 1942 года находясь на позиции у вражеских берегов «М-176» обнаружила немецкую подводную лодку, шедшую в надводном положении. Советская подводная лодка погрузилась и начала маневрирование для выхода в атаку. В это же время фашистская подводная лодка тоже ушла под воду. Началась подводная дуэль. Более часа маневрировали лодки. Нервы у командира фашистского корабля не выдержали, и он за 20 минут выпустил по «М-176» все свои торпеды, но неудачно. Затем неприятельская лодка всплыла и была торпедирована с дистанции 8 кабельтовых. В этом поединке, продолжавшемся более 3,5 часов, экипаж «М-176» и его командир капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич проявили большую выдержку, настойчивость, высокое мастерство и одержали замечательную победу.

В 1942 году бригада подводных лодок понесла первые потери в кораблях. 10 апреля погибла «Щ-421», которой командовал капитан-лейтенант Ф. Видяев. 20 марта она вышла в очередной боевой поход и в районе Лаксе-фьорда уничтожила транспорт противника. 2,5 часа лодку бомбили корабли охранения, но она оторвалась от преследования. Вечером 9 апреля «Щ-421» на глубине 15 метров недалеко от берега подорвалась на мине, потеряла ход и не могла погружаться. Лодку ветром начало сносить к фьорду. Тогда подводники соорудили из чехлов парус и подняли его на перископах, «Щ-421» со скоростью 2-2,5 узла начала отходить от берега. К ней на помощь подошла подводная лодка «К-22». Попытка отбуксировать поврежденную лодку в базу не принесла успеха. «Щ-421» пришлось затопить, а ее экипаж снять на борт «К-22», которая 10 апреля вернулась в базу.

В 1942 году подводники СФ, действуя на коммуникациях противника, потопили 46 транспортов (145755 тонн) и 5 боевых кораблей противника. Их заслуги получили высокую оценку Советского правительства. В гвардейские были преобразованы подводные лодки «Д-3», «М-171», «М-174» и «К-22». Ордена Красного Знамени удостоились «Д-3», «М-172», «Щ-421» и «К-21».

Звание Героя Советского Союза было присвоено капитану 1 ранга И.А. Колышкину, капитана 2 ранга М.И. Гаджиеву, Н.А. Лунину, капитану 3 ранга В.Г. Старикову и капитан-лейтенанту И.И. Фисановичу.

В борьбе с вражескими перевозками усиливалась активность авиации флота. Она вела разведку, наносила удары по базам, порам, конвоям и одиночным судам противника. В 1941 году основным районом действий бомбардировщиков СБ (11 единиц) был Варангер-фьорд. Самолеты обычно действовали небольшими группами без истребительного прикрытия, преимущественно в ночное время. Результативность боевых действий авиации в 1941 году была низкой - потоплены 2 транспорта и несколько судов повреждено.

В 1942 году авиация флота пополнилась 3-мя полками бомбардировочной авиации (Пе-2, ДБ-3Ф), двумя истребительными полками и полком минно-торпедной авиации.

Торпедоносцы становятся главным родом сил авиации в борьбе с перевозками противника. Основным методом использования торпедоносцев являлась «свободная охота». Поиск судов противника осуществлялся на высотах до 50 метров. Торпеды сбрасывались с дистанции 400 метров и более от цели. Торпедоносцы при атаке стремились зайти со стороны солнца, что существенно снижало эффективность огня сил ПВО противника.

Одновременно с нанесением ударов торпедами авиация начала использовать мины, которые ставились одиночными самолетами в портах, проливах, недоступных для других сил флота.

Всего в 1942 году авиация СФ уничтожила 12 вражеских судов.

Из надводных кораблей для нарушения морских коммуникаций противника в первый период войны использовались главным образом торпедные катера и морские охотники (6 единиц), которые базировались сначала на Полярный, а затем на Пумманки (Земляное). Районом боевых действий торпедных катеров был Варангер-фьорд. Действовали торпедные катера небольшими группами (2-3 катера), применяя метод самостоятельного поиска противника в заданном районе.

Первое боевое столкновение торпедных катеров произошло в ночь на 12 сентября 1941 года с конвоем противника (транспорт и 4 корабля охранения), следовавшего из Киркинеса в Петсамо. «ТКА-11» (капитан лейтенант Г.К. Светлов) и «ТКА-12» (лейтенант А.О. Шабалин), идя вдоль берега со скоростью 24 узла, в 22 часа 05 минут обнаружили конвой и потопили сторожевой корабль.

За первый период войны торпедные катера совершили 100 выходов катеров, потопив 5 транспортов и корабль.

Для нарушения морских сообщений врага активно использовалась береговая артиллерия. Она с первых дней войны успешно осуществляла блокаду важнейшего порта противника Петсамо. К началу войны на полуострове Средний располагались батарея № 221 (3х130-мм орудия) и батарея № 222 (4х45-мм орудия). Особенно успешно действовала батарея № 221 под командованием старшего лейтенанта П.Ф. Космачева, которая уже в первый день войны потопила тральщик.

За первый период войны береговая артиллерия СФ (113 артиллерийский дивизион) уничтожила 11 боевых кораблей и судов, 9 судам нанесла существенные повреждения. Понеся такие потери, гитлеровцы пытались уничтожить батареи артиллерийским огнем и ударами авиации. Только за два года войны противник выпустил 17 тыс. снарядов и сбросил 7 тыс. авиабомб; но батарея продолжала жить и бороться.

Действия разнородных сил флота на вражеских коммуникациях в первый период войны сыграли большую роль в срыве наступления противника на Мурманском направлении. Североморцы затрудняли снабжение немецко-фашистских войск и вывоз стратегического сырья из Финляндии и Норвегии в Германию. В течение 1941-1942 годов СФ потопил и повредил 152 боевых корабля и транспорта противника. Наибольшего успеха добились подводные лодки, на которые приходится около 50% уничтоженных кораблей и судов противника.

Поражение фашистских войск на Волге и под Курском привело к росту потребностей германской промышленности в железной руде и никеля и вызвало усиление морских перевозок вдоль побережья Норвегии: в течение 1943 года разведкой было обнаружено 320 конвоев. Для проводки каждого конвоя выделялись значительные силы: если в первой половине года на 2-3 транспорта приходилось до 10-12 кораблей охранения, то во второй на 3-4 транспорта - 20-25 кораблей охранения. Все конвои в светлое время прикрывались истребителями.

Чтобы повысить эффективность ударов по морским перевозкам командование СФ предприняло ряд мер оперативного, тактического, организационного и технического порядка. До октября 1943 года подводные лодки действовали в прежнем районе (от Варангер-фьорда до Лопского моря - 7 маневренных районов), но затем позиции в Лопском море отошли в зону английского флота. Одновременно в море находилось до 6 лодок. Метод использования - крейсерство в ограниченном районе - не подвергся существенным изменениям.

С весны 1943 года из-за активного противодействия вражеской авиации и кораблей на каждой позиции стали использоваться по 2-3 подводные лодки. Одна лодка уходила на зарядку батарей (30-40 миль от берега), другая- занимала район позиции, третья - шла на отдых в бухту Земляное или отдых производился в море.

Непрерывное обслуживание позиции 2-3 лодками в период полярного дня дало положительные результаты, т.к. прибрежная коммуникация находилась под постоянным контролем. Осенью, с увеличением темного времени судок, когда можно было производить зарядку у побережья, надобность в этом способе отпала. Осенью стало практиковаться обслуживание одной подводной лодкой двух-трех районов, что расширяло возможности активного поиска и позволяло меньшим числом лодок держать под контролем весь участок коммуникаций противника.

Начало налаживаться взаимодействие между подводными лодками и авиацией. Трудность такого взаимодействия заключалась в том, что лодки могли принимать донесения самолетов только в надводном положении. В октябре 1943 года было развернуто 6 подводных лодок, в интересах которых действовала воздушная разведка и ударная авиация. Но связь оказалась неудачной.

В начале года делалась попытка группового использования двух подводных лодок, оснащенных гидроакустической аппаратурой. Однако совместный поход «К-3» и «К-22» не принес успеха также из-за неустойчивой связи между ними.

Подводники СФ сделали многое и для совершенствования тактических приемов и использования оружия. Командир подводной лодки «С-101» капитан 3 ранга П.И. Егоров, например, провел несколько атак со стороны берега, где обычно имел слабое охранение и наблюдение и потопил 3 транспорта и сторожевой корабль. Командир подводной лодки «С-55» капитан-лейтенант Л.М. Сушкин проявил себя мастером удара по двум целям одним торпедным залпом. Три таких атаки завершились успехом.

В 1943 году лодки получили новую боевую технику, в частности, начали применять торпеды с неконтактными взрывателями. Гидроакустическая аппаратура стала основным средством наблюдения и обнаружения в условиях малой видимости.

Подводные лодки за год совершили 120 боевых походов. В результате противник потерял 73 корабля и транспорта, 12 получили повреждения.

Значительно повысила активность на морских сообщениях авиация СФ. По количеству потопленных судов в 1943 году она начинает соперничать с подводными лодками, а во второй половине года опережает их. Ведущую роль в борьбе с вражеским судоходством стали играть самолеты-торпедоносцы. Если в 1942 году они сделали 79 самолетовылетов, то в 1943 году - уже 370.

От действий небольшими группами авиаторы перешли к нанесению совместных ударов разнородными тактическими группами. При этом действия штурмовиков, бомбардировщиков и высотных торпедоносцев планировались как обеспечивающие для выхода в атаку низких торпедоносцев. Получает развитие метод последовательного нанесения ударов.

За 1943 год авиация потопила 73 транспорта и корабля противника и повредила 19, что вывело ее на первое место среди других родов сил флота.

В результате действий всех сил СФ на морских коммуникациях противника в кампанию 1943 года было потоплено 180 вражеских кораблей и судов, 43 получили повреждения.

Нарушение морских коммуникаций противника в 1944 году осуществлялось разнородными силами. Авиация действовала в районе западнее мыса Нордкап. Подводные лодки от Вардё до о. Фугле. Торпедным катерам отводился залив Варангер-фьорд.

Методы использования подводных лодок подвергались существенным изменениям, т.к. на вооружении лодок появились выдвижные антенны, обеспечивающие радиосвязь с самолетами и береговыми радиостанциями на перископной глубине. Новый метод - нависающей завесы - предполагал взаимодействие лодок с разведывательной авиацией.

Группа подводных лодок (4-6 единиц) находилась на позициях ожидания у северной кромки своего района. Получив данные о движении конвоя, они выходили на его перехват. Благодаря этому сократилось время пребывания лодок в опасной зоне и уменьшилось число случаев форсирования ими минных заграждений. В результате, несмотря на значительное усиление ПЛО противника, потери наших лодок уменьшились в 5 раз по сравнению с 1943 годом. Вместе с тем, новый метод позволял лодкам и другим силам наносить несколько последовательных ударов по одному конвою.

За 1944 год подводные лодки потопили и повредили 25 транспортов и 19 боевых кораблей.

Наибольших успехов разнородные силы СФ достигли в период подготовки и проведения Петсамо - Киркинесской операции (сентябрь-октябрь), когда противник эвакуировал свои войска из Северной Норвегии: было потоплено 36 транспортов, 24 самоходные баржи, 40 кораблей и 129 малых судов. Всего в кампании 1944 года силы СФ потопили 144 транспорта (325000 тонн), 123 корабля и около 150 малых и вспомогательных судов.

В борьбе с судоходством противника еще более возросла роль авиации флота. Наиболее эффективной формой использования авиации стали массированные удары по портам и базам противника. С 17 июня по 4 июля она нанесла три мощных удара по порту Киркинес, в каждом из которых участвовало по 100-130 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

По конвоям в море наносились последовательные удары (эшелонированные по времени) однородными или разнородными группами самолетов под прикрытием истребителей. Одновременно применялась и «свободная охота» небольшими группами штурмовиков и истребителей.

Основными тактическими приемами были: низкое торпедометание группой из 3-5 самолетов (высота 30-50 метров, дистанция 500-700 метров), топ-мачтовое бомбометание (высота 20-30 метров, дистанция 200-250 метров) и бомбометание с пикирования.

Боевые действия торпедных катеров в 1944 году стали систематическими (за год 101 групповой выход). Увеличились численно поисковые и ударные группы - 4-6 катеров в каждой. Широко начал применяться поиск противника одновременно 2-3 группами. Группа, обнаружившая цель, осуществляла наведение остальных сил для нанесения совместного удара. Конвой в составе около 30 судов и кораблей, обнаруженный 19 августа в районе м. Кибергнес, атаковали 4 группы (14 катеров) и за 37 минут 25 торпедами потопили 12 транспортов и кораблей.

Активная деятельность СФ на вражеских коммуникациях в 1944 году была очень заметной - только в течение сентября-октября для ударов по транспортам подводные лодки совершили 16 боевых походов, торпедные катера - 45 групповых выходов, авиация - 2643 самолетовылета.

Общие потери ВМС и транспортного флота противника на Севере в 1944 году составили 140 транспортов (более 320000 тонн) и более 130 боевых кораблей, 11 вспомогательных и 138 мелких судов.

Борьба на Северном морском театре закончилась поражением немецко-фашистского флота.