3.1. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
К настоящему моменту во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.
Еще уроки чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитаке в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.
В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».
Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
«высшего приоритета жизни человека». Стратегическая цель государственной политики в области безопасности жизнедеятельности - минимизация человеческих жертв при чрезвычайных ситуациях. В соответствии с данным принципом при любых чрезвычайных ситуациях необходимо стремиться к тому, чтобы число человеческих жертв было сведено к минимуму. Это подразумевает, в свою очередь, что, во-первых, деятельность, при которой тот или иной индивидуум подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом;
«приоритета здоровья человека». В соответствии с этим принципом при любых чрезвычайных ситуациях необходимо, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в чрезвычайную ситуацию, был сведен к минимуму, который возможен в данной конкретной ситуации;
«экологического императива». Государственная политика в области безопасности жизнедеятельности должна строиться на минимизации повреждающего воздействия на окружающую природную среду. В соответствии с этим принципом при любых чрезвычайных ситуациях необходимо, чтобы вредное воздействие на окружающую природную среду было сведено к минимуму, возможному в данной конкретной ситуации;
«сознательного выбора риска». Государственная политика в области безопасности жизнедеятельности должна строиться на признании права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за право собственного выбора, если это не затрагивает права других людей;
«защиты культурного наследия». Государственная политика в области безопасности жизнедеятельности должна строиться на минимизации ущерба культурному наследию нации. В соответствии с этим принципом при любых чрезвычайных ситуациях необходимо, что бы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;
«социально-экономической эффективности». Конкретные мероприятия государственной политики в области безопасности жизнедеятельности должны оцениваться с точки зрения их вклада в повышение качества и безопасности жизни людей. При этом мероприятия, приводящие даже к незначительному уменьшению этих показателей и имеющие значительный эффект по другим, должны не приниматься в рассмотрение;
«национальной консолидации». Государственная политика в области безопасности жизнедеятельности должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными
(стр. 74 – 75)
общественными организациями. В соответствии с этим принципом, при реализации государственной политики в указанной области необходимо исходить из необходимости консолидации всех национальных сил: государственных, частных и общественных;
• «гласности принятых решений». Данный принцип предполагает открытость политических решений в области безопасности жизнедеятельности. До широких слоев населения необходимо внятно и убедительно довести информацию о том, что в условиях ограниченности ресурсов следствием чрезмерных затрат на снижение того или иного вида рисков является неоправданная потеря большого числа жизней, которые могли бы быть спасены в случае использования этих же ресурсов для повышения безопасности в других видах деятельности.
Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?
Прежде всего она состоит в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющиеся составной частью единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.
Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведению активной научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ.
С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств.
Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации Чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных международных организаций.
Особое место государство отводит нормативно-творческой деятельности в области ГО и защиты от ЧС. К настоящему моменту разработан ряд федеральных законов, постановлений правительства Российской Федерации и других нормативных документов.
Так, в Законе Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.) дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.
Определение же общих для Российской Федерации организационно-правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этот закон определил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, организаций, а также и разграничение их полномочий в области защиты населения и территорий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, вопросы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основе этого закона изданы соответствующие законы в субъектах Российской Федерации, нормативные правовые акты, определяющие различные проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, функционирование РСЧС.
(стр. 76 – 77)
Вслед за этим законом был принят Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», который впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами по
деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Кроме того, впервые в России был принят Государственной думой Федеральный закон «О гражданской: обороне», который определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций' независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Эти основные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, отражен в других федеральных законах, разработанных федеральными органами исполнительной власти и принятых Государственной думой. Среди этих законов прежде всего следует отметить: «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и другие.
Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, в Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и других документах.
В развитие эти законодательных актов и нормативных документов, в целях реализации их требований разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов, определяющих все стороны данной проблемы. Достаточно сказать, что на данный момент только органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере.
Таким образом, можно констатировать, что в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области Защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.
В последние годы идет интенсивный процесс интеграции РСЧС и системы гражданской обороны. Вполне очевидно, что в ближайшие годы образуется единая государственная система защиты населения и территорий как в мирное, так и в военное время - Российская система гражданской защиты. Это свидетельствует от актуальности исследований, направленных на совершенствование и развитие законодательной и нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- Раздел I. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения………… 7
- Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера..……………………….. 7
- Глава 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени …………………………................... 53
- Глава 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени……… 74
- Глава 7. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы 152
- Введение
- Раздел I чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
- Глава 1
- Контрольные вопросы и задания
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.3. Чрезвычайные ситуации военного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.4. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Лабораторная работа
- Отрабатываемые вопросы
- 3.4. Семинар
- Обсуждаемые вопросы
- 3.5. Практическое занятие
- 3.6. Лабораторная работа
- Необходимо определить:
- Глава 4
- 4.1 Порядок оценки устойчивости функционирования объектов экономики к воздействию поражающих факторов.
- Контрольные вопросы и задания
- 4.2. Мероприятия, проводимые по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чс.
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II основы военной службы
- Глава 5
- 5.1. Военная организация государства.
- Контрольные вопросы и задания
- Осуществление силовых операций мирного времени
- Специальные войска
- Военно-административное деление
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Виды Вооруженных сил, рода войск.
- Сухопутные войска
- Мотострелковые войска
- Танковые войска
- Ракетные войска и артиллерия
- Войска пво сухопутных войск
- Инженерные войска
- Военно-воздушные силы
- Дальняя авиация
- Военно-транспортная авиация
- Фронтовая истребительная авиация
- Армейская авиация
- Зенитно-ракетные войска
- Радиотехнические войска
- Военно-морской флот
- Космические войска
- Государственные испытательные космодромы министерства обороны российской федерации Космодром «Байконур»
- Космодром «Плесецк»
- Космодром «Свободный"
- Контрольные вопросы и задания
- 5.4. Семинар на тему:
- Основные вопросы для обсуждения
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия воинской обязанности.
- 6.2. Организация воинского учета и его предназначение.
- Контрольные вопросы
- 6.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
- Контрольные вопросы
- 6.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
- Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
- Контрольные вопросы
- 6.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7
- 7.1. Правовые основы военной службы.
- Статус военнослужащих
- Права военнослужащих
- Контрольные вопросы и задания
- 7.2. Прохождение военной службы по призыву и военная служба по контракту.
- Контрольные вопросы
- 7.3. Ответственность граждан по вопросам призыва.
- Контрольные вопросы
- 7.4. Как стать офицером российской армии
- Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения
- Военные университеты
- Военные институты
- 7 5 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
- Состав запаса
- Контрольные вопросы
- 7.6. Семинар на тему: «Правовые основы военной службы».
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- 7.8. Собеседование на тему: «Порядок подготовки военных кадров».
- Глава 8
- 8.1. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации.
- Контрольные вопросы и задания
- 8.2. Воинские символы и ритуалы.
- Воинские ритуалы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9
- 9.1. Размещение и быт военнослужащих. В
- Контрольные вопросы
- 9.2. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
- Контрольные вопросы
- 9.3. Организация караульной службы, обязанности часового.
- Контрольные вопросы
- 9.4. Строевая подготовка.
- Контрольные вопросы
- 9.5. Огневая подготовка.
- Контрольные вопросы