Глава 1
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО
И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА
Ч1.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия.
резвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы идет развитие множества сложнейших физических, физико-химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, ее природной обстановки, являясь источником постоянных преобразований облика нашей планеты, ее геодинамики. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.
Геодинамические и гелиофизические преобразования являются источником различных геологических и атмосферных процессов и явлений, широко развитых на Земле и в прилегающих к ее поверхности слоях атмосферы, создающих природную опасность для человека и окружающей среды. Наибольшее распространение имеют явления, связанные с эндогенными, гидрометеорологическими, экзогенными и геокриологическими процессами. К числу первых относятся различные тектонические явления, землетрясения и горные удары. Среди гидрометеорологических явлений наиболее широкое распространение имеют наводнения, ураганы, смерчи, тайфуны, сильные ливни, снегопады, морозы. Экзогенные явления связаны с гравитационными процессами (оползни, сели, обвалы, снежные лавины), действием поверхностных (эрозионные, абразионные) и подземных (карстовые, суффозионные, набухания, просадки) вод. Геокриологические процессы приводят к развитию таких опасных природных явлений, как солифлюкция, каст, морозные пучения.
На территории России, обладающей чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, встречается более 30 опасных природных явлений.
Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, карст, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Ежегодно в России происходит 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с природными опасными явлениями.
Основные потери при этом приносят: наводнения (около 30%); оползни, обвалы и лавины (21%); ураганы, смерчи и другие сильные ветры (14%); сели и переработка берегов водохранилищ и морей (3%). Последовательность процессов в порядке уменьшения экономического ущерба несколько иная: плоскостная и овражная эрозия (около 24% всех потерь), подтопление территорий (14%), наводнения и переработка берегов (13%), оползни и обвалы (11%), землетрясения (8%).
Говоря о наиболее опасных природных явлениях, необходимо подчеркнуть следующее.
Землетрясение - одно из самых страшных явлений природы. В России зоны повышенной сейсмической опасности (от 6 баллов и выше, с периодом повторяемости 500 лет) занимают около 40% от общей площади, в том числе 9% территории относится к 8-9-балльным зонам. В сейсмически активных зонах проживает более 20 млн. человек. Только за последние пять лет в стране произошло более 120 землетрясений, причем три были сильнейшими: шикотанское (Курилы), октябрь 1994 г., нефтегорское, май 1995 г., кроноцкое, декабрь 1997 г. Первые два вызвали большие разрушения и гибель людей. Шикотанское землетрясение имело магнитуду 8,4 и интенсивность 9-10 баллов. Оно сопровождалось цунами с высотой морской волны до 8-10 м и серией афтершо-ков, два из которых были более 6 баллов. В результате катастрофы погибло 11 человек, было ранено - 32, пострадало - 1,5 тыс. человек, без крова осталась 631 семья. Еще более разрушительным оказалось нефтегорское землетрясение на Сахалине, имевшее магнитуду 7,7 и интенсивность 8-9 баллов. Город нефтяников Нефгегорск был практически полностью разрушен, погиб 1841 житель города. Кроноцкое землетрясение имело магнитуду 7,9. Эпицентр его располагался в акватории Тихого океана к юго-востоку от полуострова Кроноцкий Восточной Камчатки и поэтому не вызвало заметных разрушений и гибели людей.
(стр. 7 - 8)
Страны, расположенные вблизи океанских побережий, часто страдают от разрушительных тропических тайфунов и ураганов. На территории России действиям тропических тайфунов чаще всего подвержены побережья Дальнего Востока, где они происходят от двух до пяти раз в год. Наиболее сильный из них в последние годы имел место в ноябре 1995 г., охватил Южный Сахалин, Камчатку, часть Приморского края и Амурской области и нанес ущерб более чем в 350 млрд. рублей.
Угроза наводнений в России существует более чем для 40 городов и нескольких тысяч населенных пунктов. Общая площадь затопляемых земель составляет не менее 50 млн. га, а площадь ежегодного затопления изменяется от 3,6 до 5,6 млн. га. В последнее время наиболее сильные затопления наблюдались весной 1998 и 2001 гг. в Якутии, в 1999 г. в Предкавказье, в 2002 г. в республиках Северного Кавказа, в Ставропольском и Краснодарском краях. Огромные потери несет страна в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море, начавшемся в 1978 г. и достигшем сейчас почти 2,5 м.
Большие убытки вследствие массового характера распространения приносят гравитационные процессы. Широкое распространение оползни имеют в Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, на Кавказе, Сахалине и в других регионах России. Пораженность оползнями и селями, например, сочинского побережья Черного моря достигает 80%, а отдельных районов Ингушетии и Ставропольского края - 90%. Особенно сильно страдают урбанизированные территории: 725 городов Российской Федерации подвержено действию оползневых процессов. Суммарный ежегодный ущерб от оползней, селей и обвалов в стране составляет не менее 1 млрд. долларов.
Развитие гравитационных процессов часто носит синергетический характер и инициируется мощными эндогенными явлениями, прежде всего землетрясениями и извержениями вулканов. Известно, например, что во время землетрясения в провинции Консу в Китае в 1920 г. произошла массовая активизация оползней, в результате которой были разрушены десятки деревень и погибли около 100 тыс. человек. В 1949 г. в Тянь-Шане (Таджикистан) в результате хаитского землетрясения произошел мощный оползень, перешедший в сель, под которым было погребено 33 населенных пункта с общей численностью населения около 25 тыс. человек. В январе 1989 г. в Таджикистане во время 5-6-балльного гиссарского землетрясения на плато Уртабоз произошло разжижение и оползание около 20 млн. м3 лессовых пород, погибло 270 человек.
Развитие оползней в горных районах нередко приводит к образованию завальных плотин, подпруживанию вод рек и скоплению больших масс воды, создающих угрозу населению. Одним из таких крупнейших водохранилищ является Сарезское озеро, образовавшееся в центральной части Памира на территории Таджикистана. В феврале 1911 г. в результате 9-балльного землетрясения здесь произошел гигантский оползень объемом 2,2 км3. Оползень перекрыл долину р. Мургаб, в результате чего образовалось озеро с максимальной глубиной 500 м, длиной 61 км и площадью 80 км2. Общий объем воды в озере составил 15,5-16,5 км3. Формирование гигантских оползней в этом районе идет и в настоящее время. Поэтому сход нового оползня в Сарезское озеро может вызвать волну излива объемом до 80 млн. м3 и высотой до 90 м. Водяной вал приведет к разрушению завальной плотины и вызовет гигантский селевой поток, который будет угрожать почти 4 млн. жителей Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Туркмении, проживающих в опасной зоне.
Относительно менее опасными в основном из-за меньших объемов и скоростей одновременного перемещения масс горных пород и воды являются процессы плоскостной и овражной эрозии, переработки берегов водохранилищ и морей, набухания и просадки грунтов. Эти процессы, как правило, не приводят к гибели людей, но экономические потери от их развития часто сопоставимы с наиболее катастрофическими природными явлениями. Так, в Китае, например, ежегодно теряется 5 млрд. тонн плодородной почвы, 2 млрд. тонн из которых разрушается в результате водной эрозии и выносится в виде осадков в океан и внутренние водоемы. Это составляет 1/12 часть общих потерь плодородных земель в мире.
Ежегодно с пахотных склонов на территории России сносится и необратимо теряется 0,56 млрд. тонн наиболее плодородной части почвенного покрова. Суммарный ежегодный прирост длины овражной сети составляет в среднем 20 тыс. км, сокращение пашни за счет развития оврагов -100-150 тыс. га.
В странах, прилегающих к Арктическому побережью, и в высокогорных условиях широко распространены геокриологические процессы. Для России, 64% территории которой занято многолетнемерзлыми породами, они имеют исключительно важное значение. Суммарные экономические потери от этих процессов в стране составляют не менее 30 млрд. рублей в год. Широкое развитие опасных мерзлотных процессов приурочено прежде всего к районам интенсивного техногенного воздействия на многолетнемерзлые толщи пород. Так, например, в г.Воркуте, где мерзлая толща в результате урбанизации потеряла примерно 25% запаса холода, большая часть территории города оказалась пораженной геокриологическими процессами. В результате около 60% зданий и сооружений, построенных в городе до 1977 г., пришло в аварийное состояние. Следует отметить, что на территориях интенсивного хозяйственного освоения и крупных городов широкое распространение имеют виды опасностей, получивших название техногенно-природных или инженерно-геологических.
Появление таких процессов связано с интенсивным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которых появляются новые или интенсифицируются медленно развивающиеся природные процессы. Среди техногенно-природных процессов наибольшую опасность представляют наведенная сейсмичность, опускание территорий, подтопление, карстово-суффозионные провалы, техногенные геофизические поля.
(стр. 9 - 10)
В последние годы открыт новый феномен в динамике земной коры, получивший название наведенной или техногенной сейсмичности. Суть этого явления заключается в том, что антропогенные воздействия могут приводить к образованию дополнительных напряжений внутри Земли и влиять на развитие природных процессов: ускорять накопление напряжений, увеличивая частоту проявления землетрясений, или способствовать разрядке уже накопившихся напряжений, т.е. являться «спусковым крючком» подготовленного природой сейсмического события.
Наиболее часто наведенная сейсмичность проявляется при строительстве крупных водохранилищ и закачке флюидов в глубокие горизонты земной коры. Впервые влияние водохранилищ на сейсмичность территории обнаружили в 1939 г. при строительстве арочной плотины Гувер на реке Колорадо. Сразу же после заполнения водохранилища здесь было зафиксировано землетрясение с необычно высокой для данной местности магнйтудой, равной 5. Начавшиеся после этого массовые наблюдения показали, что 10 из 68 возведенных в США водохранилищ вызвали наведенную сейсмичность. Самым сильным, возникшим при строительстве водохранилища, считается землетрясение в 8-9 баллов (по 12 балльной шкале), произошедшее в декабре 1967 г. 0 Индии во время заполнения водохранилища на реке Койна. Землетрясение охватило территорию радиусом около 700 км, эпицентр его находился на 3-5 км южнее плотины. В результате землетрясения погибло 180 человек.
Случаи наведенной сейсмичности при заполнении водохранилищ помимо США и Индии отмечены в Китае, Франции, Зимбабве, Греции, Таджикистане и других странах.
Установлено, что наведенная сейсмическая активность связана с изменением гидростатического давления в породах при заполнении водохранилищ. Аналогичный эффект может вызвать закачка флюидов в глубокие горизонты земной коры при захоронении загрязненных вод, создании подземных хранилищ жидкостей и газов, законтурном обводнении месторождений углеводородов с целью поддержания пластового давления и в ряде других случаев. Например, на Ромашкинском месторождении нефти в Татарии в результате многолетнего законтурного обводнения отмечено существенное повышение сейсмической активности всего района и появление наведенных землетрясений интенсивностью до 6 баллов. Существует мнение, что крупные землетрясения (магнитуда около 7 и более) в Газли (Узбекистан), произошедшие в 1976 и 1984 гг., также относятся к разряду наведенных. Они были спровоцированы закачкой около 600 млн. м3 воды в Газлийскую структуру.
Однако далеко не все водохранилища вызывают появление наведенной сейсмичности. Подсчитано, что при строительстве плотин высотой до 10 м землетрясение вызвали только 0,63% плотин от их общего количества, при строительстве плотин высотой до 90 м - 10%, а высотой более 140 м - 21%. Очевидно, что наведенная сейсмичность возникает только там, где геологические условия и современная геодинамическая обстановка благоприятны для развития этого явления.
На многих территориях промышленных и городских агломераций на фоне природных движений поверхности Земли наблюдаются процессы опускания поверхности, связанные с техногенными факторами, которые по своей скорости и негативным последствиям значительно превосходят привычные нам тектонические движения. Одной из причин опусканий может быть извлечение подземных вод. Впервые на это обратили внимание японские специалисты в связи с опусканием территории г. Токио, где к 1970-1975 гг. было зарегистрировано понижение поверхности на отдельных участках города на 4,5 м. Катастрофических размеров достигло опускание поверхности г. Мехико, начавшееся в конце прошлого столетия в связи с интенсивным забором подземных вод. К концу 1970 г. вся территория города понизилась более чем на 4 м, а его северо-восточная часть - на 9 м.
Опускание поверхности Земли происходит также при добыче жидких, газообразных и твердых полезных ископаемых. Самым впечатляющим примером является добыча нефти и газа в районе г. Лонг-Бич в Калифорнии, где оседание поверхности в 50-х гг. достигло 8,8 м. В России эта проблема является актуальной для Западной Сибири, поскольку опускание этой территории даже на несколько десятков сантиметров может существенно увеличить и без того ее сильную заболоченность.
(стр. 11 - 12)
Одним из наиболее распространенных и ущербоносных техногенно-природных процессов является подтопление территорий. Развитие его выражается в подъеме уровня грунтовых вод к поверхности Земли, что приводит к переувлажнению грунтов и снижению их несущей способности, заболачиванию, затоплению подвальных помещений и подземных коммуникаций. Кроме того, подтопление нередко вызывает активизацию оползней, повышение сейсмической балльности территории, просадки лессовых и набухание глинистых грунтов, загрязнение грунтовых вод, усиление коррозионных процессов в подземных конструкциях, деградацию почв и угнетение растительных комплексов.
В последние десятилетия процесс подтопления освоенных территорий принял в России практически повсеместный характер. В настоящее время подтоплено около 9 млн. га земель различного хозяйственного
назначения, в том числе 5 млн. га сельскохозяйственных земель и 0,8 млн. га застроенных городских территорий. Из 1064 городов России подтопление отмечается в 792 (74,4%), из 2065 рабочих поселков -в 460 (22,3%), а также в 762 населенных пунктах. Подтапливаются многие крупнейшие города страны, такие как Астрахань, Волгоград, Иркутск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень, Хабаровск и другие.
Особенно сильно от подтопления страдают города и населенные пункты, территории которых сложены лессовыми просадочными грунтами. Лессы относятся к структурно-неустойчивым грунтам, способным при замачивании терять структурную прочность и уплотняться. В зависимости от мощности лессовой толщи величина просадки может изменяться от нескольких сантиметров до нескольких метров. В некоторых городах Северного Кавказа, где просадочные лессы имеют мощность до 20-30 м,
величина просадки достигает 1,0-1,5 м. Просадки лессовых массивов при подтоплении вызывают деформацию, а иногда и полное разрушение зданий и сооружений, подземных коммуникаций, транспортных систем. Ущерб от подтопления 1 га городской территории в зависимости от степени ее застройки капитальными сооружениями, наличия исторических и архитектурных памятников, разветвленности подземной инфраструктуры составляет 30-460 млн. рублей в год (в ценах 1994 г.).
Интенсивная откачка подземных вод и изменение установившегося гидродинамического режима на территориях, пораженных древним карстом, может вызвать нарушение их устойчивости и развитие так называемых карстово-суффозионных процессов, приводящих к образованию провальных воронок техногенно-природного происхождения. В некоторых районах эти процессы развиваются настолько быстро, что становятся опасными не только для зданий и сооружений, но и для людей. Так, например, на одном из золоторудных месторождений Йоханнесбурга (ЮАР) в 1962-1969 гг. образовался ряд карстово-суффозионных воронок диаметром более 50 м и глубиной до 30 м. В одну из воронок провалился завод и погибло 29 человек, а в другую - жилой дом вместе с пятью жильцами. За последние 30 лет в северо-западной части Москвы образовалось 42 карстово-суффозионных провала. Провальные воронки имели диаметр от нескольких до 40 м, глубину от 1,5 до 5-8 м. В результате пострадало три пятиэтажных здания, жителей которых пришлось переселить, а здания разобрать. В районе г. Уфы за последние 65 лет зарегистрировано более 80 карстово-суффозионных провалов. Еще более широкое развитие этот процесс имеет в районе г. Дзержинска (Нижегородская область), где им поражено около 30% территории города.
Анализ развития природных опасностей позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на научно-технический прогресс и рост экономики, защищенность людей и материальной сферы от опасных природных явлений и процессов снижается. Ежегодный прирост погибших от природных катастроф на Земле составляет 4,3%, пострадавших - 8,6%, а величины ущерба - 10,4%.
Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.
Анализ техногенных опасностей и угроз, являющийся одной из важнейших проблем безопасности техногенной сферы как решающей области жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, общества и государства, а также среды обитания, заслуживает внимания.
Наибольшую опасность в настоящее время в техногенной сфере России представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
Все виды транспорта получили интенсивное развитие в XX веке, когда значительные территории, особенно развитых стран, покрылись густой сетью автострад, железных дорог, большим количеством аэродромов, а движение транспортных средств достигло высокой интенсивности. Одновременно возросла опасность транспортных аварий, которая на сегодня является наиболее высокой не только в России, но и мире.
(стр. 13 - 14)
В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 30-40 тыс. человек. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажиро-километров составляет: на автомобильном транспорте - 30-35, на авиационном - более 1, на железнодорожном - 0,02-0,03. Необходимо отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок на всех видах транспорта около 12%.
Авиация сегодня стала массовым видом транспорта и в целом по безопасности превзошла автомобильный транспорт. Однако авиационные происшествия, аварии и катастрофы еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны.
В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. В декабре 1995 потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс с о. Сахалин в Хабаровск. Погибло 97 человек, находившихся в авиалайнере. В 1996 г. при взлете в аэропорту г. Киншаса (Заир) потерял управление и рухнул на городской рынок российский самолет Ан-32. Погибли 300 человек, сотни людей получили ожоги. В августе того же 1996 г. на архипелаге Шпицберген (Норвегия) потерпел катастрофу российский самолет Ту-154, в результате чего погибло около 150 человек. В Иркутске в сентябре 1997 г. при взлете с аэродрома авиазавода упал на микрорайон города транспортный самолет ан-124 «Руслан». Были разрушены полностью или частично несколько многоэтажных жилых домов, школа, детский дом. Погибли 17 человек экипажа, 6 человек, сопровождавших груз и 44 жителя микрорайона, в том числе дети. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузового «Боинг-757» унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов. Большое количество жертв вызвано в связи с катастрофами авиалайнеров А320 вблизи аэропорта г. Сочи, АЗ 10 при посадке в аэропорту г. Иркутска в 2006 г.
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Особенно велик риск при перевозке опасных грузов, основные объемы которых доставляются именно этим транспортом.
(стр. 15)
Согласно статистике, количество аварий и инцидентов в грузовых поездах с опасными грузами имеет тенденцию роста. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения, остается изношенность технических средств, а также «человеческий фактор».
В качестве примеров можно привести некоторые наиболее крупные железнодорожные катастрофы.
Российская история железнодорожных катастроф началась еще в XIX веке. В 1876 г. в 15 верстах от Одессы в результате крушения воинского эшелона погибло почти 70 солдат-новобранцев. Аварии на железных дорогах имели и имеют место в последующем. В 1968 г. близ ст. Белые Столбы под Москвой произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с грузовым составом. Погибло несколько десятков человек. В 1971 г. на ст. Овечко в Ставропольском крае взорвался нефтеналивной состав. Пожар охватил поезд и станцию, более 100 человек получили ожоги и ранения. В 1988 г. произошла железнодорожная катастрофа близ ст. Бологое (Калининская область). У поселка Ельниково в Белгородской области в 1990 г. пассажирский поезд врезался в последние цистерны товарного поезда. Упавшая цистерна со сжиженным газом перегородила встречный путь, по которому шел пассажирский поезд. Сгорело 17 пассажирских вагонов и 2 локомотива, 11 человек погибло. В Калининской области, вблизи г. Нелидово, в 1992 г. произошло лобовое столкновение пассажирского поезда и грузового состава, в результате которого погибло 43 человека. В 1994 году в Белгородской области пригородный электропоезд столкнулся с вагонами грузового состава, что привело к гибели 21 человека. В 1996 г. у Тоцкого (Оренбургская область) и у Мокрого Батая (Ростовская область) произошли наезды локомотивов на автобусы, в результате чего погибли 23 и 21 человек соответственно. Перечисленные катастрофы - лишь часть происшествий на железнодорожном транспорте, имевших место в России.
Морской и речной транспорты, обладая 1% в пассажирообороте страны и 11% в грузообороте, занимают скромное место в проблеме безопасности транспорта. Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 г. линкора «Императрица Мария». Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 г., когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор «Новороссийск», что привело к гибели 608 человек. В 1983 г. на р. Волге в районе г. Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход «Суворов». При этом 175 человек погибли. В 1986 г. в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».
Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары, В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самым распространенным бедствием. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов. В России наиболее часто пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также на объектах жилого и социально-бытового назначения. При этом основное количество пожаров (до 85%) приходится на склады товарно-материальных ценностей, предприятий торговли и сферы услуг.
Среди наиболее крупных бедствий, обусловленными пожарами, можно отметить следующие.
В 1961 г. в результате пожара в школе деревни Эльбарусово (Чувашия) погибло 105 детей. Большой общественный резонанс получил в 1977 г. пожар в московской гостинице «Россия», охвативший около 3 тыс. м2 площади. Его жертвами стали 42 человека. В 1990 году в Иркутской области произошли массовые пожары населенных пунктов, спровоцированные лесными пожарами. При этом значительно пострадали 45 городов и других населенных пунктов области, погибло несколько десятков человек. В апреле 1993 г. в результате сильного пожара, длившегося почти неделю, был полностью выведен из строя моторный завод КамАЗа. У всех российских граждан свежи воспоминания о трагическом пожаре 10 февраля 1999 г. в здании Самарского областного управления внутренних дел, в результате которого погибло более 60 человек.
С открытием пороха человек столкнулся с новыми для него техногенными бедствиями - взрывами. Они стали еще одним источником пожаров. Полученные в ходе прогресса другие взрывчатые вещества сделались не только средствами поражения при войнах, но и причиной катастрофических взрывов в мирной жизни. Взрывы возникали также из-за скопления рудничных газов, мельничной и угольной пыли, по другим причинам.
Так, в 1988 г. в г.Арзамасе на железнодорожной станции взорвались три вагона с промышленными взрывчатыми веществами. Городу был нанесен тяжелый материальный ущерб. Погиб 91 человек, пострадало около 750, 700 семей остались без крова. В том же году осенью похожее событие случилось в Свердловске. На этот раз на станции Свердловск-Сортировочная взорвались два вагона с гексагеном и тротилом с массой заряда в пересчете на тротиловый эквивалент в 104 тонны.
(стр. 16 - 17)
Ущерб был еще более значительным - были разрушены 44 многоквартирных жилых дома, более 1500 домов получили повреждения различной степени, пострадали более 100 производственных объектов. Однако из-за ночного времени и отсутствия скоплений людей в зоне поражения погибло лишь 6 человек и 156 были госпитализированы.
В 1989 г. из-за разрыва продуктопровода вблизи железнодорожного полотна на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкирия) скопилось большое количество углеводородной воздушной смеси. При прохождении в этом месте встречных пассажирских поездов произошел сильнейший взрыв этой смеси. В результате с железнодорожных путей были сброшены 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов сильно обгорели внутри и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести, умерли в дальнейшем в больницах почти 800 человек.
В результате технического прогресса получили огромное развитие, стали важнейшими отраслями экономики химическая и атомная промышленность и ядерная энергетика. Вместе с тем с самого начала становления этих отраслей проявилась их опасность для людей, прежде всего за счет выбросов аварийно химически опасных и радиоактивных веществ.
На территории России сегодня функционирует более 3600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, ИЗ исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождаемых выбросами АХОВ и радиоактивных веществ.
Следует отметить, что в России (СССР) после бурного развития химической промышленности в 50-60-е гг. XX века аварии с выбросом АХОВ стали достаточно частым событием. Так, в г. Дзержинске (Горьковская область) в 1961 г. из-за выброса хлора на одном из химзаводов более 40 человек подверглись средней и легкой степени поражения. В 1966 г. в г. Горьком из-за выброса почти 40 тонн хлора в радиусе 4300 м различную степень поражения получили 4,5 тыс. человек. В 1979 г. в г. Сумгаите после взрыва аммиачно-холодильной установки и выброса газообразного аммиака на ПО «Сумгаитхимпром» пришлось срочно эвакуировать персонал и население, живущее в окрестностях. Тяжелая авария случилась 15 ноября 1983 г. на Кемеровском ПО «Прогресс», где в результате выброса из цистерны хлора погибло 26 человек. В 1989 г. в литовском г. Ионава на ПО «Азот» взорвался резервуар с жидким аммиаком. Возник пожар на складе готовой продукции, угрожающий подобраться к 20 тыс. тонн минерального удобрения нитрофоски. При аварии погибло 7 человек, 60 получили ожоги и поражения дыхательных путей, 40 тыс. человек были эвакуированы из опасной зоны. В 1994 г. на Березниковском титано-магниевом комбинате из-за утечки хлора пострадало 40 человек. В 1996 г. в результате аварии железнодорожного грузового состава близ ст. Шумерля (Чувашия) произошел разлив фенола и пожар. Более 100 человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии, были госпитализированы из-за отравления.
В России имели место и наиболее крупные в мире радиационные катастрофы.
29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» (Челябинская область) в одной из технологических емкостей с высокоактивными жидкими отходами радиохимического производства (примерно 70-80 тонн) произошел тепловой взрыв, при котором образовалось радиоактивное облако. Будучи поднятым в воздух до высоты 1 км, оно перемещалось по направлению ветра на северо-восток. В результате осаждения радиоактивных аэрозолей на местности образовался радиоактивный след. Этот след, на котором осело около 2 МКи активности с начальной плотностью радиоактивного загрязнения на границе следа равной 0,1 Ки/км2 по 908г, захватил часть территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей, имел ширину до 20-40 км и протяженность до 300 км, общую площадь 15-23 тыс.км2. В границах распространения радиоактивного следа на момент аварии проживало 270 тыс.человек. Авария привела к серьезным экологическим последствиям, потребовала принятия мер по защите населения [10].
В ночь с 25 по 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС с разрушением реактора РБМК-1000 и выбросом радиоактивных веществ суммарной активности 5.107 Ки. Выброшенные из разрушенной активной зоны реактора в атмосферу радиоактивные продукты деления и частицы ядерного топлива были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, приведя к радиоактивному загрязнению территории, в том числе стран Европы, и оказав негативное воздействие на окружающую среду и здоровье проживающего на них населения. В наибольшей степени радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины. В России общая площадь радиоактивно загрязненных территорий с плотностью загрязнения выше 1 Ки/км2 по цезию-137 достигала почти 60 тыс. км2. На загрязненных территориях оказалось 7608 населенных пунктов, где проживало около 3 млн. человек. В целом радиоактивному загрязнению подверглись территории в 16 областях России и трех республиках, на которых проживало около 30 млн. человек.
(стр. 18 - 19)
Эта катастрофа привела к радиоактивному загрязнению огромных территорий, серьезным экологическим последствиям, затронула судьбы многих миллионов людей, проживающих на этих территориях, а для России, Белоруссии и Украины стала общенародным бедствием.
Нефть в последние десятилетия стала основным сырьем для энергетики и нефтехимической промышленности, что обусловило резкий рост ее добычи, транспортировки и переработки. Все это, в свою очередь, обусловило увеличение опасности, связанной с разливами нефти как при авариях, так и при нормальной эксплуатации средств добычи нефти, ее транспортировки и переработки, приводящими нередко к катастрофическим экологическим последствиям как за рубежом, так и на территории России.
Так, в августе 1994 г. произошла крупная авария на нефтепроводе Возей-Головные сооружения АО «Коминефть» (Усинский район Республики Коми), когда в результате образования многочисленных свищей в нефтепроводе на значительном его протяжении произошла утечка почти 100 тыс. тонн нефти.
Общая площадь загрязненной поверхности составила около 69 га. На территории прямого воздействия нефтяного загрязнения на окружающую среду оказались 8 населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс. человек. Причем 3 населенных пункта имели мясомолочное животноводство, крестьянское и фермерское хозяйство.
Особую тревогу в связи с катастрофой вызвала возможность выноса нефти через притоки рек Колта и Уса в Печору, а затем в Баренцево море.
Вылившаяся нефть скопилась в низинах, болотах, по берегам ручьев и на поверхности мха, откуда собирать ее исключительно трудно, она оказала разрушающее воздействие на почвенно-растительный покров и водные экосистемы района.
Конкретные последствия катастрофы выразились в значительном экономическом ущербе, негативном влиянии на здоровье населения, опасном загрязнении воды наземных и подземных водотоков, порче сельскохозяйственных земель, особенно заливных лугов в поймах рек, ухудшении состояния сельскохозяйственных животных и рыб, качества мясомолочной и рыбной продукции, нанесении большого ущерба биоте региона.(стр. 20)
Древним видом хозяйственной деятельности является ирригация. В ходе развития укрупнялись и усложнялись ирригационные сооружения, строились различного рода плотины, что обусловило возникновение опасности их разрушения и образования волн прорыва, вызывающих катастрофические затопления. С возникновением во второй половине XIX века и развитием гидроэнергетики, которое сопровождалось строительством больших плотин, эта опасность еще более возросла.
Так, в 1993 г. у г. Серова Свердловской области из-за сильных дождей переполнилось Киселевское водохранилище, была разрушена его плотина. Частично был затоплен город, пригородные населенные пункты, многие объекты хозяйственного и социального назначения. Погибло 20 человек. Парадоксальность ситуации с Киселевским гидроузлом проявилась в том, что в следующем году прорыв этой плотины повторился по тому же сценарию. В августе 1994 г. также из-за обильных дождей прорвало плотину Тирлянского водохранилища (Башкортостан). Пострадал
г. Белорецк, другие населенные пункты. Погибло и пропало без вести более 90 человек.
Острой эта проблема остается для России и сегодня. В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в аварийном состоянии. Особенно остро стоят проблемы состояния бетона первых столбов плотины Саяно-Шушенской ГЭС, ремонта плотины и берегоукрепления Воткинского водохранилища в Пермской области, реконструкции берегозащитной дамбы в г. Юрьевце Ивановской области, замены затворов шлюзов и укрепления ограждающих дамб на Волго-Донском судоходном канале, укрепления стен камер и замены ворот шлюзов на водных путях Волжского и Камского бассейнов.
Определенные угрозы населению несет нестабильная работа объектов коммунального хозяйства, что в последние годы характерно для России, где существующие мощности систем жизнеобеспечения практически по всем регионам и населенным пунктам страны недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Дефицит мощностей составляет в год: по водоснабжению - 9,6 млн. м3, канализации - 8,3 млн. м3, теплоснабжению - 13 тыс. Гкал/ч. Кроме того, за последние 10 лет физический износ оборудования коммунального хозяйства возрос в 1,7 раза и в большинстве городов и населенных пунктов достиг критической величины - 50-70% и более. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Особую опасность в осенне-зимний отопительный период создают аварии в системах теплоснабжения городов. Это происходит из-за того, что объемы предзимних работ из-за нехватки средств систематически недовыполняются, а также вследствие дефицита топлива. Каждую зиму без центрального отопления остаются целые жилые кварталы с десятками тысяч жителей. В наиболее тяжелых случаях население приходится эвакуировать из мест постоянного проживания.(стр. 21)
Анализ опасностей техногенного характера и их причин позволяет сделать вывод, что основными источниками техногенной опасности, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
ростом сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих ощутимое воздействие на компоненты окружающей среды;
утраченной надежностью производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью технологий;
опасными природными процессами и явлениями, способными вызвать аварии и катастрофы на промышленных и других объектах, а также «человеческим фактором», связанным с нарушением технологической и трудовой дисциплины;
низким уровнем подготовки в области безопасности.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- Раздел I. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения………… 7
- Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера..……………………….. 7
- Глава 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени …………………………................... 53
- Глава 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени……… 74
- Глава 7. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы 152
- Введение
- Раздел I чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
- Глава 1
- Контрольные вопросы и задания
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.3. Чрезвычайные ситуации военного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.4. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Лабораторная работа
- Отрабатываемые вопросы
- 3.4. Семинар
- Обсуждаемые вопросы
- 3.5. Практическое занятие
- 3.6. Лабораторная работа
- Необходимо определить:
- Глава 4
- 4.1 Порядок оценки устойчивости функционирования объектов экономики к воздействию поражающих факторов.
- Контрольные вопросы и задания
- 4.2. Мероприятия, проводимые по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чс.
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II основы военной службы
- Глава 5
- 5.1. Военная организация государства.
- Контрольные вопросы и задания
- Осуществление силовых операций мирного времени
- Специальные войска
- Военно-административное деление
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Виды Вооруженных сил, рода войск.
- Сухопутные войска
- Мотострелковые войска
- Танковые войска
- Ракетные войска и артиллерия
- Войска пво сухопутных войск
- Инженерные войска
- Военно-воздушные силы
- Дальняя авиация
- Военно-транспортная авиация
- Фронтовая истребительная авиация
- Армейская авиация
- Зенитно-ракетные войска
- Радиотехнические войска
- Военно-морской флот
- Космические войска
- Государственные испытательные космодромы министерства обороны российской федерации Космодром «Байконур»
- Космодром «Плесецк»
- Космодром «Свободный"
- Контрольные вопросы и задания
- 5.4. Семинар на тему:
- Основные вопросы для обсуждения
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия воинской обязанности.
- 6.2. Организация воинского учета и его предназначение.
- Контрольные вопросы
- 6.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
- Контрольные вопросы
- 6.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
- Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
- Контрольные вопросы
- 6.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7
- 7.1. Правовые основы военной службы.
- Статус военнослужащих
- Права военнослужащих
- Контрольные вопросы и задания
- 7.2. Прохождение военной службы по призыву и военная служба по контракту.
- Контрольные вопросы
- 7.3. Ответственность граждан по вопросам призыва.
- Контрольные вопросы
- 7.4. Как стать офицером российской армии
- Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения
- Военные университеты
- Военные институты
- 7 5 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
- Состав запаса
- Контрольные вопросы
- 7.6. Семинар на тему: «Правовые основы военной службы».
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- 7.8. Собеседование на тему: «Порядок подготовки военных кадров».
- Глава 8
- 8.1. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации.
- Контрольные вопросы и задания
- 8.2. Воинские символы и ритуалы.
- Воинские ритуалы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9
- 9.1. Размещение и быт военнослужащих. В
- Контрольные вопросы
- 9.2. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
- Контрольные вопросы
- 9.3. Организация караульной службы, обязанности часового.
- Контрольные вопросы
- 9.4. Строевая подготовка.
- Контрольные вопросы
- 9.5. Огневая подготовка.
- Контрольные вопросы