logo
Тактика ведения морского боя / Tactics

Условные знаки и сокращенные обозначения

Важнейшим элементом морских оперативных карт, наряду с картой-основой, являются условные знаки. Необходимость их использования определяется потребностями практики управления силами в наглядных, кратких и однозначных графических документах. Условные знаки - это язык карты. Он апеллирует к образному мышлению человека, что особенно важно при оценке обстановки на океанском и морском ТВД и формировании замысла на операцию (бой).

В общем случае под условными знаками понимают символические (графические, буквенные и цифровые), штриховые и фоновые обозначения, принятые для изображения обстановки в документах и на различных картах.

На флоте и в армии используют единые условные знаки. В зависимости от предназначения различают топографические, гидрометеорологические, тактические условные знаки, а также условные знаки морских карт и внутренних водных путей.

Для нас наибольший интерес представляют тактические условные знаки, так как они используются при разработке графических боевых документов. Эти знаки позволяют обозначить расположение органов и пунктов управления, сил и средств объединений (соединений) Вооруженных Сил, характер их действий, оборудование театра военных действий. Составной частью тактических условных знаков являются условные знаки морских оперативных карт. В Военно-Морском Флоте их использование для разработки графических боевых документов является обязательным. Условные знаки морских оперативных карт обеспечивают краткое и компактное отображение обстановки. При этом графическая часть морских оперативных карт, нанесенная условными знаками, должна читаться без объяснений, а текстуально на них излагается только то, что невозможно изобразить графически, но необходимо для уяснения содержания.

Офицер-оператор способен с помощью алфавита условных знаков сформулировать и записать на карте-основе любые возникающие и необходимые для анализа тактические или оперативные ситуации, т. е. построить графо-вербальную модель предметной области. При чтении и анализе морской оперативной карты он не только быстро и адекватно воспринимает ее содержание, но может оценивать и прогнозировать обстановку, так как с каждым условным знаком у него ассоциируется некая умозрительная модель категории или понятия, изображенного этим знаком. Указанное обстоятельство лежит в основе имитационного умозрительного моделирования.

Алфавит условных знаков, правила их построения и нанесения на карту образуют систему условных знаков. Наиболее полно система условных знаков морских оперативных карт изложена в Правилах разработки и оформления боевых документов (приложение к НСШ ВМФ).

На первый взгляд может показаться, что система условных знаков морских оперативных карт достаточно проста и ее освоение не вызывает трудностей. Однако это не так. В действительности она многопланова и включает 25 обозначаемых типов объектов и категорий, насчитывая свыше 1000 единиц условных знаков. Для их построения используются пять общих правил, а именно: правило выделения знака цветом; правило обозначения фактического и предполагаемого положения объекта; правило нанесения знака в начале маршрута движения; правило нанесения нескольких положений войск (сил); правило обозначения курса соединения кораблей и около 30 специальных правил построения условных знаков для отдельных типов объектов и категорий, например, правило обозначения стационарных и подвижных объектов, правило обозначения защищенных и незащищенных объектов и другие.

Собственно условный знак имеет непростую структуру, сочетающую в себе геометрические фигуры с разнообразными графическими элементами. Каждый из этих элементов (фигур) может нести самостоятельную содержательную нагрузку, а в совокупности передавать смысл условного знака.

Вполне понятно, что чтение и разработка морских оперативных карт со столь многоплановой, в смысле разнообразия обозначаемых объектов и категорий, и объемной, в смысле количества условных знаков, системой условных знаков требует от офицеров твердого знания основ ее построения и прежде всего классификации условных знаков, принципов и правил их построения.

Условные знаки морских оперативных карт по виду связи с обозначенным предметом (явлением), по сложности восприятия и способу нанесения бывают ассоциативными (силуэтными) и абстрактными (идеографическими), комбинированными и простыми, масштабными и внемасштабными.

Ассоциативные (силуэтные) условные знаки применяются для разработки демонстрационных схем и графических боевых документов. При этом форма знака совпадает с основными элементами силуэта изображаемого объекта, например, силуэт подводной лодки:

Абстрактные (идеографические) условные знаки применяются для разработки графических боевых документов, таких как морские оперативные карты, решения, планы, и образуются сочетанием между собой геометрических фигур и графических элементов.

Комбинированные условные знаки состоят из нескольких графических элементов, как правило от 2 до 7. Каждый графический элемент знака и сам знак имеют однозначное смысловое содержание. Например, комбинированный условный знак боевого корабля содержит следующие графические элементы: общее обозначение корабля, его предназначение и боевые возможности (водоизмещение), основной вид оружия, принцип поддержания и тип энергетической установки. Каждый из графических элементов передает определенное смысловое содержание, а вместе образуют условный знак подкласса корабля, например условный знак тяжелого атомного ракетного крейсера:

Простые условные знаки состоят как из одного, так и из нескольких графических элементов. Однако смысловое значение имеет только знак в целом. Графические элементы простого условного знака в отличие от комбинированного не передают смыслового содержания. Например, знак пункта управления состоит из двух графических элементов: флагштока и фигуры флага, но каждый из этих элементов в отдельности не несет смысловой нагрузки:

Масштабные (площадные) условные знаки применяются для обозначения объектов, изображаемых в масштабе карты. Размеры таких объектов (длина, ширина, площадь) можно измерить по карте. Масштабными условными знаками изображают положение войск (сил), размах их действий, огневые позиции артиллерийских подразделений, позиционные районы ракетных войск и боевых кораблей, рубежей различного назначения, районов и участков огня артиллерии, ядерных ударов и других объектов.

Внемасштабные тактические условные знаки применяют для обозначения положения целей и объектов (автомобили, танки, самолеты, корабли, суда и т. п.). которые не могут быть выражены в масштабе карты. Местоположение целей и объектов, наносимых на карту внемасштабными условными знаками, для знаков правильной геометрической формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник) соответствует центру фигуры знака, а для всех остальных - левому нижнему углу знака, для знаков надводных кораблей (судов) - носовая оконечность знака.

Основными характеристиками условного знака являются форма, цвет, количество графических элементов, тип линии, размер (площадь).

По форме различают условные знаки правильной и сложной геометрической формы:

При начертании условных знаков используют шесть цветов: черный, красный, синий, зеленый, коричневый и желтый.

Черным цветом наносятся условные знаки положения и действий ракетных войск и артиллерии, береговых ракетно-артиллерийских войск, зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии (кроме пунктов управления и границ зон поражения), соединений и частей инженерных химических войск, войск связи, радиотехнических, железнодорожных, дорожных и трубопроводных войск, соединений и частей радиоэлектронной борьбы и радиосвязи, технического обеспечения, инженерно-аэродромных, топографических, гидрометеорологических частей и подразделений, военно-строительных организаций и частей, средства береговой системы наблюдения, границы зон обнаружения надводных целей, удары своих войск ракетами в обычном снаряжении, огонь артиллерии, рубежи досягаемости ракет; все пояснительные надписи за свои войска (нумерация, наименования и др.).

Красным цветом наносятся условные знаки положения, задач и действий своих сил и войск (кроме тех, что наносятся черным цветом), а также разграничительные линии, границы зон поражения зенитных артиллерийских и зенитных ракетных соединений и частей, ядерные удары своих войск, пункты управления, в том числе объединений и соединений .войск ПВО, тыловые границы.

Синим цветом наносятся условные знаки положения и действий сил (войск) противника, нумерация, наименования его объединений (соединений, частей) и пояснительные надписи с применением условных знаков и сокращений, принятых в ВС РФ.

Зеленым цветом наносятся условные знаки демонстративных и имитационных действий своих сил (войск), мероприятий по дезинформации, неопознанных кораблей, а также ложные районы, рубежи, сооружения и объекты с обозначением буквой «Л».

Коричневый цвет используется для выделения отдельных графических элементов в условных знаках кораблей, для нанесения зон освещения обстановки радиолокационными станциями и участков местности, зараженных бактериологическим оружием.

Желтым цветом выделяются отдельные графические элементы в условных знаках кораблей, а также в условных знаках химических фугасов и объектов, содержащих сильнодействующие отравляющие вещества.

При изготовлении графического документа в черно-белом изображении все условные знаки и сокращения наносятся черным цветом, при этом условные знаки сил противника - двойной линией.

В условных знаках, как правило, используются три типа линий: сплошная, штриховая и штрихпунктирная.

Рассмотренные характеристики условного знака, а именно: форма, цвет и тип линии, существенно влияют на сложность его начертания и восприятия. Чем меньше в одном условном знаке различных геометрических фигур, цветов и типов линий, тем проще условный знак, тем быстрее и точнее он воспринимается.

В системе условных знаков морских оперативных карт имеются правила, позволяющие не только установить взаимно однозначное соответствие между графическими элементами, отдельными знаками с их содержанием в текстовой форме, но и строить из условных знаков целые высказывания. Например, высказыванию, записанному с помощью условных знаков (рис. 45), соответствует следующая форма текстового высказывания: в районе поиска П-3 противолодочным самолетом дальнего действия осуществляется поиск подводных лодок противника в период с 11.04 по 15.04.

В целом, как показала практика, условные знаки морских оперативных карт являются эффективным средством разработки графических документов. Они обеспечивают наглядность и информативность при чтении и изучении этих документов.

Неотъемлемой частью знаковой системы морских оперативных карт совместно с условными знаками являются сокращенные обозначения словосочетаний. Их употребление объясняется прежде всего жесткими требованиями к краткости и наглядности графических боевых документов. Между тем практика подтвердила, что с помощью сокращенных обозначений словосочетаний можно добиться уменьшения объема текста на 40-50%. Однако в этом случае человек, читающий документ, для правильного уяснения его содержания должен хорошо владеть правилами построения и употребления сокращенных обозначений.

С 11.04 по 15.04

Рис. 45. Текст, записанный условными знаками

Сокращенные обозначения словосочетаний или, как еще принято говорить, сокращенные обозначения представляют собой короткую последовательность букв, по которой можно легко восстановить исходное слово или фразу, например: аэр - аэродром, КР - крылатая ракета.

В общем случае сокращенные обозначения включают аббревиатуры, усечения, графические сокращения и образуются несколькими способами.

Способ инициальной аббревиации. Аббревиатуры образуются из начальных букв слов, входящих в словосочетание, например: командный пункт - КП. При этом последовательность слов в словосочетании должна быть прямой, а последовательность букв в аббревиатуре совпадать с последовательностью слов в исходном словосочетании. Аббревиатуры записываются слитно, без интервалов. Они должны содержать минимально необходимое число букв, но не более 8, а также, по возможности, удобно произноситься. Сложные исходные слова при образовании аббревиатуры рассматривают в качестве отдельных слов, например: радиолокационная станция - РЛС. Союзы и предлоги «и», «или», «с» и другие, как правило, из словосочетаний в сокращения не переходят. Отрицание «не» и приставку «против» при образовании аббревиатуры рассматривают в виде самостоятельного элемента словосочетания, например: противовоздушная оборона - ПВО, нестойкое отравляющее вещество - НСОВ.

Рекомендуется также не включать в аббревиатуру гласные буквы, следующие за начальной буквой сокращаемого слова, если это не препятствует его произношению, например: телеграф -ТГ, телефон -ТФ.

Кроме общих правил составления и чтения аббревиатур, употребляемых на морских оперативных картах, используются специфические правила. Эти правила относятся к образованию аббревиатур классов (подклассов) кораблей и судов.

Так, при составлении и чтении аббревиатур подклассов кораблей нужно помнить, что слова: большой, средний, малый сокращаются до «б», «с», «м» соответственно и для надводных кораблей указываются в начале, а для подводных лодок - в конце аббревиатуры, например: малый разведывательный корабль - мрзк, большая подводная лодка - плб.

При чтении и составлении аббревиатур подклассов судов обеспечения необходимо учитывать, что они условно состоят из двух частей. В первой (начальной) части аббревиатуры указывается специализация судна, например: ав - авианосное, бв - брандвахтенное, ее - спасательное, у - учебное и другие, а далее его тип, например: тр - транспорт; тн - танкер; б -буксир; лм - плавмастерская; пд - плавдок. Таким образом, в соответствии с правилом полную запись аббревиатуры подкласса судов обеспечения можно проиллюстрировать на примере: авианесущий транспорт - автр. Сокращенная запись аббревиатуры подкласса судна содержит только тип судна без указания специализации, например: плавмастерская - пм.

Эллипсис. Усечение образуется за счет опускания (отсечения) части сокращаемого слова. Оставшаяся часть слова должна позволять легко и безошибочно восстанавливать полное слово и заканчиваться согласной буквой. При наличии в конце усечения нескольких согласных букв, оставшаяся часть слова заканчивается на последней согласной, например: овладеть - овл, но не «ов». Если в конце усечения - две одинаковые согласные, то усечение заканчивается на первой из них, например: массовый - мае. В сложных словах, пишущихся через дефис, каждая составная часть сокращается, как отдельное слово, например: десантно-штурмовой -дес-штурм.

Способ опускания гласных. Графические сокращения образуются за счет исключения из слова гласных букв, например: рокада - ркд.

Использование дополнительной символики. Графические сокращения образуются путем выделения первых букв слов словосочетаний и дополняются вспомогательными символами, такими как косая черта, кавычки, знаками плюс и минус. Например: n/в-полко-вылет, в/п - выгрузочный порт, «ч» - время начала боевых действий, «П+ 02.00» - время пуска ракет, Д-1 - день, предшествующий дню операции. В основном это устоявшиеся сокращения.

Как правило, при составлении сокращенных обозначений одно и то же слово в одном и том же тексте или группе совместно используемых текстов стремятся сокращать одной и той же буквой. Однако это не всегда удается. Чтобы исключить применение одного и того же сокращения для различных словосочетаний, допускается образовывать сокращения смешанного типа, например: дальнее обнаружение - ДО, десантный отряд - ДесО. Если первое сокращение - это часть аббревиатуры, то второе сокращение - это сочетание усечения и аббревиатуры.

Сокращенное обозначение может состоять как из одного, так и из нескольких аббревиатур, усечений, графических сокращений. При этом длина сокращенного обозначения не должна превышать 10 символов, включая пробелы. Например: противодействие иностранным техническим разведкам - ПД ИТР, батальон радиоэлектронной борьбы - б РЭБ.

Сокращенные обозначения на морских оперативных картах используются не только в пояснительных текстах, но и в условных знаках.

Внутри условных знаков, как правило, используются сокращенные обозначения назначений кораблей специального обеспечения, специализации летательных аппаратов, типов и специализации судов обеспечения, названий объединений, соединений и частей:

Рядом с условными знаками употребляются сокращенные обозначения пунктов управления, источников информации о противнике, предназначения складов (баз), виды (типы) вооружения, техники:

Пояснительный текст на карте пишется предложениями, в которых содержится не более трех-четырех сокращенных обозначений, кроме случаев их простого перечисления.

Количество соединений, кораблей и частей, а также количество единиц вооружения, боевой техники и транспорта указывается прописью рядом с сокращенным обозначением, например: две брпл, три МиГ-23. В таблицах соотношения сил и средств и в расчетах это же количество указывается также рядом с сокращенным обозначением, но цифрами, например: кр - 5, фр-6.

Для того чтобы подчеркнуть значимость сокращенного обозначения, оно может писаться прописными или строчными буквами.

Сокращенные обозначения записываются прописными буквами, когда обозначаются виды Вооруженных Сил; рода сил ВМФ, специальные войска, оперативно-стратегические и оперативные объединения, учреждения, предприятия, организации, центры, базы, госпитали, узлы, пункты, посты, временные формирования, образцы марок, комплексов вооружения, техники, должностные лица и терминология общего назначения.

Строчные буквы применяются при обозначении соединений, частей и подразделений, организационно-штатных формирований в тактическом звене, пояснений об их назначении, классов (подклассов) кораблей и судов ВМФ, а также для сокращения ряда общепринятых терминов: полко-вылет -п/в, самолето-вылет - с/в, суточная дача - с/д; безымянный - бзм, высота -вые, заправка - зап, боевой комплект - бк, отдельный - отд и другие.

Сокращенные обозначения объединений, соединений и частей противника составляются по тем же правилам, что и для наших сил. Следует помнить, что не вызывают затруднений в чтении только хорошо устоявшиеся (общеизвестные) сокращенные обозначения типа Военно-Морской Флот - ВМФ и сокращенные обозначения, регламентированные Правилами разработки боевых документов (около 3000 единиц).