logo
Тактика ведения морского боя / Tactics

Тактическая характеристика морской авиации

Авиация военно-морского флота появилась накануне I мировой войны. России принадлежит приоритет в создании летающей лодки (1911г). В том же году в России Я.М.Гаккель создал первый гидросамолет поплавкового типа. В 1913-1915 гг. по проекту авиаконструктора Д.П. Григоровича по-

строены летающие лодки М-1, М-4, М-5 и М-9. Важное значение имели начавшиеся в 1910 г. в США полеты самолетов с кораблей. С 1915 г. в корабельный состав Балтийского и Черноморского флотов вошли корабли-авиатранспорты, гидрокрейсеры, которые имели на борту 6-10 гидросамолетов. В годы Первой мировой войны они вели воздушную разведку, обеспечивали противолодочную оборону. 6 февраля 1916 г. впервые в истории авиации русские самолеты с авиатранспортов на Черном море нанесли удар по турецкому порту Зонгулдак. То есть в период войны определились в начальных формах основные направления боевого применения авиации на море.

В 20-е и 30-е годы морская авиация СССР получила на вооружение новые самолеты отечественного производства. К началу Великой Отечественной войны на вооружении авиации ВМФ имелось 2824 боевых самолета. В ходе войны произошло почти полное перевооружение морской авиации. Основными типами самолетов стали торпедоносцы и бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7. Авиация ВМФ принимала участие во многих операциях сухопутных войск и военно-морского флота, а также в борьбе за господство в воздухе. Всего было произведено более 350 тыс. самолето-вылетов, потоплено 792 и повреждено около 700 кораблей и транспортов противника, сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах более 5 тыс. самолетов. В период с 8 августа по 4 сентября 1941 г. именно самолеты морской авиации (минно-торпедного авиаполка КБФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского) нанесли первые удары по Берлину, что имело громадное политическое и морально-психологическое значение.

10 декабря 1941 г. английские линейный корабль "Принц ов Уэлс" и линейный крейсер "Рипапс" впервые в истории военно-морского искусства были потоплены в Тихом океане японцами с помощью одной только авиации, в то время как корабли находились в море в полной боевой готовности. Стало очевидным, что даже защищенные тяжелой броней линейные корабли не в состоянии противостоять ударной силе авиации. Морская война превратилась в войну воздушно-морскую. На долю авиации всех воюющих держав за годы Второй мировой войны пришлось около 35,7% всех потопленных боевых кораблей; около 80% кораблей, уничтоженных или поврежденных при ударах по базам; более 40% всех потопленных подводных лодок и около 20% потопленных на коммуникациях судов.

Во второй половине XX в. создаются новые рода морской авиации: противолодочная и ракетоносная. На вооружение поступили реактивные самолеты и вертолеты, снабженные новейшими средствами поиска и поражения морских и береговых целей, имеющие высокие летно-технические характеристики. В ходе локальных войн и военных конфликтов средствами воздушного нападения воюющих сторон было уничтожено 54% боевых кораблей и вспомогательных судов.

Морская авиация явпяется одним из главных родов сил ВМФ, предназначенным для уничтожения боевых сил флота противника и его транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для

ведения разведки на морских и океанских ТВД. Морская авиация привлекается к участию в морских и совместных операциях, выполняет поставленные задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов вооруженных сил. Основные задачи морской авиации:

1. Поиск и уничтожение подводных лодок противника.

2. Уничтожение боевых кораблей и судов противника, действующих в составе соединений и групп, а также одиночно.

3. Разрушение военно-морских баз, портов и других береговых объектов.

4. Обеспечение развертывания и действий сил своего флота.

5. Ведение воздушной разведки на морском театре, наведение своих ударных сил на противника и целеуказание.

6. Уничтожение морских десантов противника в районах формирования, на переходе морем и в пунктах высадки.

Кроме того, морская авиация может привлекаться для выполнения других задач:

- обеспечение высадки морских десантов и содействие сухопутным войскам на приморских направлениях;

- постановка минных заграждений, поиск и траление мин;

- подавление объектов противовоздушной обороны противника;

- прикрытие и обеспечение своих коммуникаций;

- спасение экипажей кораблей (судов) и летательных аппаратов, терпящих бедствие в море.

Из всех задач, стоящих перед морской авиацией в военное время, наиболее ответственными являются уничтожение ракетных подводных лодок и авианосцев как главных сил флота противника, а также ведение разведки.

Разнообразие характера решаемых задач и необходимость их эффективного решения требуют высокой степени специализации летательных аппаратов МА. Самолеты и вертолеты, родственные по своему назначению и основному вооружению, составляют рода авиации:

- морскую ракетоносную авиацию (МРА) - для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов противника крылатыми ракетами;

- противолодочную авиацию (ПЛА) - для поиска и уничтожения подводных лодок противника;

- штурмовую авиацию (ША), - для уничтожения надводных кораблей, судов, наземных объектов и войск противника авиационными ракетами, бомбами и пушками;

- истребительную авиацию (ИА) - для воздушного прикрытия морских и береговых объектов, уничтожения средств воздушного нападения противника;

- разведывательную авиацию (РА) - для ведения воздушной разведки, наведения на противника ударных сил и целеуказания;

- транспортную авиацию (ТРА) - для перевозки грузов и личного состава флота.

Примеры самолетов и вертолетов различных родов МА приведены на рис. 15-20.

Кроме того, в состав морской авиации входят части и подразделения специального назначения: поисково-спасательные, электронного подавления, связи, траления, дозаправки топливом в воздухе и др.

По дальности полета морская авиация делится на: авиацию дальнего радиуса действия (ракетоносная, разведывательная, противолодочная), среднего и ближнего (истребительная, штурмовая, противолодочная и др. авиация).

По условиям базирования различают авиацию: берегового базирования; корабельную авиацию, способную осуществлять взлет и посадку с палубы надводных кораблей и гидроавиацию, способную осуществлять взлет и посадку с водной поверхности.

Организационно морская авиация состоит из военно-воздушных сил оперативно-стратегических объединений (флотов) и соединений (частей) центрального подчинения. Во главе ее стоит командующий авиацией, являющийся заместителем Главнокомандующего ВМФ по авиации.

ВВС флота являются оперативным объединением ВМФ. Они состоят из соединений, частей и подразделений различных родов авиации. Во главе стоит командующий военно-воздушными силами флота, являющийся заместителем командующего флота по авиации.

Основным соединением ракетоносной авиации является дивизия, состоящая из 2-3 авиационных полков. Остальные рода авиации организационно сводятся в авиационные попки, которые являются тактической частью. Полк состоит из 2-3 авиационных эскадрилий. Авиаэскадрилья -тактическое подразделение, состоящее из первичных тактических подразделений - 3-4 авиационных отрядов (звеньев). Авиаотряд (звено) состоит из 3-4 самолетов (вертолетов).

Каждый летательный аппарат (самолет, вертолет) как боевая единица характеризуется тактико-техническими данными, важнейшими из которых являются их летно-тактические характеристики: вооружение, скорость полета, дальность полета, тактический радиус действия, продолжительность полета, высота полета, скороподъемность, маневренность, грузоподъемность и др.

Вооружение включает различные средства поражения (авиационные крылатые ракеты, авиационные торпеды, бомбы, мины, пушки) и специальное оборудование (средства воздушной разведки, средства поиска подводных лодок, средства самолетовождения, связи и радиоэлектронного противодействия).

Авиационное оружие. Авиационные крылатые ракеты (АКР) класса «воздух-поверхность» являются основным оружием морской ракетоносной авиации и предназначены для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов. Их масса достигает 2500-6000 кг, скорость полета 2М и более. Один самолет может брать на борт до трех АКР.

Положительными свойствами АКР являются следующие:

- большая дальность действия (до 400 км);

- большая сила заряда, что позволяет уничтожать корабли типа эскадренный миноносец или транспорты попаданием 1-2 АКР с обычным зарядом;

- возможность применения в любое время суток и в любых метеорологических условиях;

- высокая вероятность попадания в цель (70-80%), что обеспечивается высокой надежностью и применением различных систем управления АКР (телеуправление, автономное управление, самонаведение, комбинированное управление).

Авиационные противолодочные самонаводящиеся торпеды предназначены для уничтожения подводных лодок противника и применяются противолодочной авиацией с высот 50-2000 м. Торпеды имеют тормозные парашютные устройства, обеспечивающие скорость их снижения в воздухе не более 50-80 м/с. После приводнения парашютное устройство отделяется от торпеды, и она начинает поиск цели по кругу или спирали, что задается специальным прибором маневрирования. При обнаружении подводной лодки активно-пассивной гидроакустической головкой самонаведения торпеды (СН) направление и глубина ее хода задаются этой головкой. Система СН позволяет торпеде выйти на цель с точностью,

обеспечивающей срабатывание неконтактного взрывателя. Вероятность поражения подводной лодки, идущей со скоростью 20-30 уз, составляет 70%. Если цель не обнаружена, то торпеда после прохода 5000-7000 м автоматически самозатопляется. Масса авиационных противолодочных тор1 пед составляет 600-1600 кг, дальность хода - 5000-7000 м, глубина хода 20-400 м, скорость хода - 28-40 уз, дальность действия головки СН - до 2000 м, радиус действия неконтактного взрывателя - до 10 м. Максимальная скорость сбрасывания торпед - не более 800 км/ч.

Авиационные бомбы (АБ) применяются для поражения надводных кораблей, подводных лодок, береговых объектов и для выполнения задач обеспечивающего характера.

По своему назначению АБ подразделяются на бомбы основного назначения (фугасные - ФАБ и противолодочные - ПЛАБ), предназначенные для непосредственного воздействия на цель и вспомогательного (светящие - САБ и ориентирные - ОМАБ), предназначенные для обеспечения боевых действий авиации и других родов сил ВМФ.

По габаритам и массе АБ могут быть малого калибра (до 50 кг), среднего (от 50 до 500 кг) и крупного (свыше 1000 кг).

Авиационные бомбы могут иметь контактные и неконтактные взрыватели и сбрасываться с любых высот и скоростей полета.

Авиационные мины (АМ) предназначены для использования против надводных кораблей и подводных лодок и могут быть донными и якорными. Все авиационные мины сконструированы в габаритах авиационных бомб 500 и 1500 кг, чтобы их можно было применять со всех самолетов, имеющих стандартное бомбардировочное вооружение.

Пушечное вооружение для самолетов морской авиации является оборонительным и предназначено для отражения атак истребителей противника и уничтожения беспилотных средств поражения. На самолетах может устанавливаться до 10 пушек калибра 23 мм и более. Прицельная дальность стрельбы составляет 1800-2000 м, скорострельность - 900-1200 выстрелов в минуту. Наиболее эффективная дальность стрельбы - 400-1200 м.

Скорость горизонтального полета зависит от конструкции самолета (вертолета), мощности двигателей и высоты полета. Различают следующие скорости горизонтального полета:

- максимальную скорость, достигаемую при работе двигателей на полной мощности на расчетной высоте. Используется для быстрого прохода зон противовоздушной обороны противника, отрыва от преследования истребителей и успешного ведения воздушного боя. Максимальная скорость современных самолетов достигает 2500-3000 км/ч;

- скорость наибольшей дальности, при которой достигается наименьший расход топлива на один километр пути. Используется при полетах по маршруту и составляет 70-80% максимальной;

- скорость наибольшей продолжительности, при которой достигается наименьший расход топлива за один час полета. Используется при патрулировании в воздухе, при поиске кораблей и подводных лодок противника в море и для слежения за ними.

Дальность полета - расстояние, пролетаемое самолетом (вертолетом) в одном направлении. Различают следующие дальности полета:

- техническую - расстояние, пролетаемое летательным аппаратом (ЛА) до полного израсходования топлива;

- практическую - расстояние, пролетаемое ЛА при сохранении 5-10% запаса топлива;

- тактическую - расстояние, пролетаемое ЛА при сохранении гарантийного запаса топлива с учетом боевой обстановки (для облетов районов противовоздушной обороны противника, ведения воздушного боя, полета в составе группы и т. д.). Тактическая дальность полета определяет тактический радиус действия.

Максимальная дальность полета достигается на больших высотах. При полетах на малой высоте она сокращается в 2-2,5 раза.

Тактический радиус действия - расстояние от аэродрома по прямой, которое может пролетать ЛА для выполнения боевой задачи с возвращением и посадкой на своем аэродроме. Тактический радиус определяет глубину воздействия по противнику с данного аэродрома и составляет 35-40% технической дальности полета. Для современных самолетов тактический радиус действия достигает 3000-5000км, для вертолетов -150-300 км.

Продолжительность полета - максимальное время, которое ЛА может продержаться в воздухе от взлета до посадки. Современные самолеты могут иметь продолжительность полета до 20 ч, а вертолеты - до 5-6 ч. Так же как и дальность, продолжительность полета на малых высотах меньше продолжительности полета на больших высотах в 1,3-1,4 раза.

Потолок самолета (вертолета) - наибольшая высота, на которую может подняться самолет (вертолет) при использовании полной мощности двигателей.

Различают: теоретический потолок - высоту, на которой скороподъемность ЛА падает до нуля, практический (скороподъемность ЛА составляет 0,5 м/с) и боевой - наибольшую высоту, на которой возможно боевое маневрирование. Современные боевые самолеты имеют потолок до 25000м.

Скороподъемность - способность самолета (вертолета) быстро набирать высоту. Измеряется вертикальной скоростью набора высоты в метрах в секунду (или временем набора определенной высоты в минутах). Скороподъемность зависит от боевой нагрузки ЛА и высоты полета. Современные самолеты имеют скороподъемность до 250-300 м/с.

Маневренность - способность самолета (вертолета) изменять свое положение в пространстве. Маневренность по скорости определяется величиной изменения скорости полета за единицу времени на определенной дистанции (разгона или торможения). Маневренность по направлению характеризуется угловой скоростью разворота ЛА и определяется временем и радиусом виража (разворота ЛА в горизонтальной плоскости на 360"). Маневренность по высоте характеризуется высотой, которую может набрать или потерять ЛА за единицу времени. С увеличением высоты маневренность самолетов (вертолетов) становится хуже.

Грузоподъемность - способность самолета (вертолета) нести полезный груз, т. е, груз сверх полного запаса топлива и штатного оборудования. Сюда включаются все виды оружия и технические средства, размещенные на самолете перед вылетом: ракеты, торпеды, бомбы, мины, буи, диполь-ные отражатели и т. д. Современные тяжелые самолеты имеют грузоподъемность до нескольких десятков тонн.

Живучесть - способность самолета (вертолета) выдерживать боевые повреждения. Определяется количеством попаданий снарядов, осколков, пуль, необходимых для сбития самолета (вертолета). Высокая живучесть достигается упрочением конструкции ЛА, бронированием мест расположения экипажа и жизненно важных узлов самолета, дублированием систем управления, протектированием топливных баков и т. д.

Взлетно-посадочные качества самолетов определяются длиной разбега и длиной пробега.

Длина разбега - расстояние, необходимое самолету для разбега от начала движения до отрыва от земли.

Длина пробега - расстояние, необходимое самолету для пробега после посадки с момента касания земли до полной остановки.

Тактико-технические данные самолетов (вертолетов) морской авиации РФ приведены в приложении 3.

. Тактическими свойствами морской авиации является совокупность качеств, характеризующих ее тактические возможности при решении боевых задач.

Основные положительные тактические свойства морской авиации:

- высокая боевая готовность и мобильность, позволяющие наносить удары по противнику в кратчайшее время после его обнаружения;

- высокая маневренность, позволяющая в короткие сроки сосредоточивать превосходящие силы авиации на решающем направлении;

- большая мощность ударов, которая достигается возможностью одновременной атаки объекта противника большими группами самолетов с разных направлений и применением ядерного оружия;

- большая дальность действия, обеспечивающая решение боевых задач в удаленных районах моря;

- способность обследовать обширные участки моря в короткие сроки, что обеспечивается высокими скоростями полета и большими дальностями действия бортовых средств поиска;

- высокая универсальность авиации, имеющей на вооружении разнообразные средства поиска и поражения противника, что позволяет решать большой круг задач не только в море, но и на суше;

- большая самостоятельность действий, что позволяет морской авиации решать свои задачи независимо от наличия на театре других сил флота;

- способность вести боевые действия совместно с другими силами флота и другими видами вооруженных сил. Отрицательные свойства морской авиации:

- зависимость боевой деятельности от состояния аэродромной сети

на флоте (количества и качества аэродромов);

- относительная уязвимость ее базирования от ударов авиации и ракетного оружия противника;

- влияние на использование авиации неблагоприятных метеорологических условий (гроза, сильное обледенение, туман и низкая облачность в районе базирования);

- сравнительно малая скрытность действий, что требует проведения дополнительных мероприятий с привлечением значительных сил обеспечения;

- малая автономность, что требует большого расхода сил при выполнении боевых задач в удаленных районах моря в течение длительного времени;

- большая зависимость эффективности действий от состояния противовоздушной обороны противника.

Опыт современных локальных войн и военных конфликтов убедительно демонстрирует, что современные боевые действия на море представляют собой совокупность боев, ударов и атак, проводимых одновременно в воздухе, над водой и под водой. Создание благоприятных условий боевой обстановки обеспечивается в первую очередь господством в воздухе, что позволяет успешно решать одну из основных задам морской авиации - поражение кораблей-носителей крылатых ракет морского базирования в районах боевого маневрирования и ракет в полете. Основные направления развития авиации флота будут заключаться в разработке и принятии на вооружение новых и модернизации существующих типов самолетов (вертолетов); в уменьшении их заметности и использовании беспилотных ЛА; совершенствовании систем и методов управления; совершенствовании организационной структуры 8ВС флотов; использовании современного опыта боевых действий; в дальнейшей универсализации авиации по пред-назначению.