3. Строительство советского военно-морского флота в межвоенный период (1921-1941 года)
Победоносно завершив гражданскую войну, Советская республика приступила к мирному строительству в исключительно тяжелых условиях разрухи и разорения, враждебной политики империалистов, направленной на уничтожение советского государства. Поэтому необходимо было ускоренными темпами крепить обороноспособность страны.
К 1921 году у нас практически не было военно-морских сил на Черном море, Севере и Дальнем Востоке. Более 800 военных кораблей, вспомогательных и транспортных судов было уведено белогвардейцами и интервентами в иностранные порты. Существовали лишь Балтийский флот и несколько флотилий, но и они были мало боеспособны.
Советское правительство, учитывая состояние экономики и возможный характер будущей войны, наметили основные пути развития флота. В январе 1921 года Ленин подписал декрет СНК о подъеме затонувших кораблей и судов. Особую роль в восстановлении флота сыграл X съезд партии, проходивший в марте 1921 года, на котором было принято специальное постановление о флоте, в котором указывалось: «... В соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота». На флот из народного хозяйства вернулось 1200 моряков, которые возглавили работу по его возрождению. Началась плановая работа по восстановлению портов и судостроительной промышленности, ремонту и модернизации кораблей на Балтийском и Черном морях. С 1922-1923 года комсомол направил на флот около 9000 человек, более тысячи из них были направлены в военно-морские учебные заведения. Исключительно большое значение в укреплении Красной Армии и Военно-Морского Флота сыграла военная реформа 1924-1925 годов, в результате которой были реорганизованы органы управления и введена новая система комплектования вооруженных сил, улучшена подготовка командных кадров и воспитания личного состава, постепенно вводилось единоначалие.
Возрождению и повышению боевой мощи флота много сил и энергии отдал Председатель РВС СССР, Народный комиссар по военным и морским делам М.В. Фрунзе. 25 мая 1925 года он утвердил Устав корабельной службы РККФ. Осенью этого же года эскадра Балтийского флота во главе с линкором «Марат» под флагом Председателя РВС совершила первый большой учебный поход в район Кимской бухты. Он вошел в историю под названием Большого похода.
В 1926 году была принята первая шестилетняя программа военного кораблестроения, в соответствии с которой намечалось построить 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, завершить восстановление и модернизацию ряда кораблей.
Благодаря героическим усилиям советского народа и военных моряков эта программа успешно выполнялась. В 1928 году Балтийский и Черноморский флоты имели линейные корабли «Октябрьская революция» (бывший «Гангут»), «Марат» (бывший «Петропавловск»), «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь»), 4 крейсера, 14 эскадренных миноносцев, 14 подводных лодок и др. Только в 1927 году боевые корабли прошли в общей сложности 180 тыс. миль. Флот как боевая сила был возрожден.
В феврале 1929 года Совет труда и Обороны СССР утвердил новую пятилетнюю программу военного судостроения. Она была более обширной, чем программа 1926 года. Программой ставилась задача равномерно развивать надводные и подводные силы, морскую авиацию и береговую оборону, исходя из характера будущих боевых операций и наличия морских театров. Наибольшее внимание уделялось развитию подводных лодок. В 1930 году начали вступать в строй отечественные подводные лодки типа «Декабрист», а затем - большие подводные лодки типа «Л», средние типа «Щ» и «С», малые - типа «М». В 1936 году началось строительство океанских подводных лодок типа «К». В итоге советский флот получил подводные лодки прибрежного, морского и океанского типов с высокими по тому времени тактико-техническими характеристиками. Всего с 1927 года по июнь 1941 года на судостроительных предприятиях было заложено 296 подводных лодок.
Из надводных кораблей первыми на флот стали поступать торпедные катера. На Черном море был испытан и включен в состав флота торпедный катер «Первенец». Стали строиться катера других типов. С 1930 года началась серийная постройка сторожевых кораблей типа «Ураган». В годы второй и третьей пятилеток строятся легкие крейсера типа «Киров», лидеры эсминцев типа «Гневный» и «Сторожевой», тральщики типа «Фугас» и малые охотники типа «МО-4».
В 1938-194О годах были заложены 3 линкора типа «Советский Союз», 2 тяжелых крейсера типа «Кронштадт» и несколько легких крейсеров типа «Чапаев».
За годы первых трех пятилеток корабельный состав почти полностью обновился. Всего с 1929 по 194О год промышленность дала флоту около 800 боевых кораблей (включая различные катера). К началу войны еще 219 кораблей находились в постройке. По качеству советские корабли не уступали иностранным кораблям. Однако еще недостаточно было тральщиков, кораблей ПЛО, вспомогательных судов и совершенно не строились десантные корабли.
Большой вклад в развитие советского судостроения внесли выдающиеся ученые и кораблестроители А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович, В.Л. Поздюнин, В.Ф. Попов, В.П. Костенко, Б.П. Малинин, Ю.Л. Шиманский, А.П. Шершов, Н.В. Исаченков, В.Г. Власов и другие.
Значительные успехи были достигнуты в развитии морской авиации. В 30-е годы на ее вооружение поступили истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ, морские разведчики МДР-1, МБД-2 и другие. Число самолетов с января 1923 года по июнь 1941 года выросло с 94 до 2581, однако многие из них устарели. Непосредственно перед войной на флот начали поступать новые самолеты: Як-1, ЛаГГ-3, МИГ-3, Пе-2.
Укреплялись береговая и противовоздушная оборона флота. Если в 1928 году на вооружении береговой обороны находилось 47 батарей (172 орудия), то в июне 1941 года она уже имела 332 батареи (1224 орудия).
Велась усиленная работа по созданию современных образцов оружия и боевой техники для флота. В 1927-1940 годах на вооружение кораблей и береговой обороны поступили новые 406, 180, 130 и 100-мм орудия с дальностью стрельбы (соответственно) более 45, 38, 25 и 15 километров. Были созданы 76, 45 и 37-мм - зенитные установки. Непрерывно совершенствовались приборы управления и методы артиллерийской стрельбы.
В 1938 году на вооружение были приняты новые торпеды со скоростью 51 узел и дальностью хода 10 километров. В 1940 году подводные лодки стали оснащаться приборами беспузырной стрельбы торпедами. Создается несколько образцов корабельных и авиационных мин. Для борьбы с минами имелись различные типы контактных тралов (придонный, змейковый, параванный, катерный и др.) На вооружении кораблей имелись большие и малые противолодочные бомбы (ББ-1 и БМ-2), которые могли быть использованы на глубинах до 200 метров.
Существенным недостатком в развитии боевых средств флота являлось отсутствие магнитных мин и неконтактных тралов, а также радиолокации на кораблях и самолетах. Слабым было и зенитное вооружение кораблей.
Наряду с развитием боевых сил и средств флота по решению правительства осуществляется целый комплекс и других важных мероприятий, направленных на повышение морского могущества страны. В 30-е годы была значительно расширена сеть военно-морских учебных заведений. Перед войной действовало 14 военно-морских училищ.
В 1932 году создается Тихоокеанский флот, а в 1933 году - Северный. Тогда же были приняты меры по освоению Северного морского пути, связывающего Север с Дальним Востоком.
В декабре 1937 года создан самостоятельный общесоюзный Народный комиссариат ВМФ СССР. В 1939 году срок действительной службы на кораблях флота был доведен до 5 лет, принят новый текст Военной присяги, введен в действие новый Корабельный устав ВМФ. В том же году СНК установил День ВМФ СССР.
В создании мощного флота участвовала вся страна, только для постройки большого корабля привлекалось около 200 заводов. К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР включал Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Пинскую, Каспийскую флотилию и Амурскую военные флотилии. В состав ВМФ СССР входили 3 линкора, 7 легких крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок.
В период 1921-1941 годов ВМФ последовательно возглавляли: А.В. Немитц, Э.С. Панцержанский, В.И. Зоф, Р.А. Муклевич, В.М. Орлов, М.В. Викторов, П.А. Смирнов, Н.Г. Кузнецов.
Одновременно с развитием боевых сил и средств флота разрабатывались и совершенствовались способы их использования в войне на море. Советское военно-морское искусство развивалось, исходя из возможного столкновения с флотом противника, располагавшего значительными силами линейных кораблей.
Вначале была принята теория «малой войны». Сущность ее заключалась в нанесении коротких ударов по более сильному противнику вблизи своего побережья. Согласно этой теории главными силами флота являлись подводные лодки, авиация, торпедные катера и береговая артиллерия. Основным способом действий был комбинированный удар разнородных сил на минно-артиллерийской позиции. «Эта теория, - писал Адмирал флота СССР С.Г. Горшков, - в целом соответствовала реальным боевым возможностям нашего флота того времени».
В 1930 году был издан первый Боевой устав морских сил РККА (БУМС-30), который основывался на положениях Полевого устава РККА (ПУ-29), общих для армии и флота. Оба устава отражали единство советской военной доктрины, в которой флот, рассматривался как органическая составная часть Вооруженных Сил. В БУМС-3О указывалось, что главными задачами флота являются уничтожение сил противника на море и содействие сухопутным войскам в операциях на приморском направлении. Особый упор делался на необходимость совместных действий кораблей, морской авиации и береговой обороны.
В 1937 году создается новый Боевой устав морских сил (БУМС-37). В отличие от прежнего Устава, в котором еще сохранились элементы линейной тактики, в БУМС-37 более полно отразилась тактика действий разнородных сил. Главные силы для ведения боя определялись в зависимости от характера решаемой задачи, сложившейся обстановки и состава сил на театре.
В 1940 году вышло Временное наставление по ведению морских операций (НМО – 40), которое предусматривало проведение типовых операций на море с использованием разнородных сил флота.
Перед войной созданы были документы по боевой деятельности подводных лодок, морской авиации, береговой обороны и другие.
Основное требование уставов, наставлений и руководств - искать и решительно атаковать противника в любых условиях обстановки, используя разнородные силы флота в оперативном и тактическом взаимодействии.
Значительный вклад в разработку теории военно-морского искусства внесли В.А. Алафузов, А.П. Александров, В.А. Белли, Л.Г. Гончаров, Б.П. Денисов, Б.Б. Жерве, И.С. Исаков, М.А. Петров, В.А. Петровский, Н.Б. Павлович, Н.А. Сакеллари, С.П. Ставицкий, А.В. Томашевич, А.В. Штамм и др.
Напряженно проводилась боевая подготовка флотов и флотилий, повышалось боевое мастерство советских моряков. Главное содержание боевой подготовки составляли отработка тактики морского боя, организация совместного удара артиллерийских кораблей, торпедных катеров, авиации и подводных лодок по группировкам противника в открытом море и на минно-артиллерийских позициях, создаваемых в узкостях и на подходах к военно-морским базам.
Отрабатывались и набеговые действия - нанесение ударов по кораблям, соединениям, базам и портам противника в его прибрежных водах.
Проверкой боевой готовности и возможностей Краснознаменного Балтийского и Северного флотов стала советско-финляндская война 1939-194О г. В ответ на провокационные действия финских войск на советско-финляндской границе войска Ленинградского военного округа 30 ноября 1939 года перешли в наступление на Карельском перешейке. Это был вынужденный шаг.
В ходе военных действий Балтийский флот систематически оказывал поддержку сухопутным войскам.
Авиация на море вела разведку, ставила мины, наносила удары по судам и вражеским базам. Подводные лодки нарушали коммуникации противника в Финском и Ботническом заливах. Некоторым из них приходилось совершать труднейшие походы подо льдами. Особенно успешно действовали подводные лодки «Щ-311», «Щ-324», «С-1» они были награждены орденом Красного Знамени. Командирам этих лодок Ф.Г. Вершинину, А.М. Коняеву, А.В. Трипольскому было присвоено звание Героя Советского Союза. За время военных действий подводные лодки и авиация потопили несколько транспортов.
Наступательные действия Красной Армии на севере Финляндии поддержал Северный флот. К началу марта 1940 года боевые действия закончились.
Личный состав проявил высокие морально боевые качества, хорошую выучку и умение действовать в сложной обстановке. За боевые подвиги 23 моряка были удостоены звания Героя Советского Союза. Однако выявились и некоторые недостатки в боевой подготовке флота, которые в дальнейшем устранялись.
Согласно советско-финляндскому мирному договору, подписанному 13 марта 1940 года в Москве, к СССР отходили Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, северная часть Ладожского озера, в Заполярье часть полуостровов Рыбачий и Средний. Финляндия предоставляла СССР в аренду на 30 лет полуостров Ханко для создания на нем военно-морской базы в целях обороны входа в Финский залив.